УДК 316.4

МОДЕЛИ САМОСОХРАНИТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Гимадрисламова Розалина Маратовна
ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет»
магистрант 2 года обучения

Аннотация
Среди студентов Башкирского государственного университета был проведен ряд фокус – групп на тему «Практики формирования самосохранительного поведения у студентов», результаты которых освещены в данной статье в виде моделей наиболее распространенного самосохранительного поведения студенческой молодежи.

Ключевые слова: здоровье, здоровье студентов, самосохранительное поведение, социология, студенты


MODELS OF SELF-PRESERVATION BEHAVIOR OF STUDENTS

Gimadrislamova Rosalina Maratovna
Bashkir State University
undergraduate of 2 year of training

Abstract
Among the students of BSU, held a series of focus - groups on "the practice of forming self-preservation behavior of students", the results of which are covered in this article, in the form of the most common models of self-preservation behavior of students.

Keywords: self-preservation behavior, sociology, students


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Гимадрисламова Р.М. Модели самосохранительного поведения студенческой молодежи // Психология, социология и педагогика. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/12/6193 (дата обращения: 26.05.2017).

Самосохранительное поведение современного студента основано на сочетании хорошей осведомленности о здоровом образе жизни и недостаточной мотивации к претворению его на практике в свою собственную жизнь, что сами студенты связывают с окружением и необходимостью реализации различных субъективных задач – учебы, работы, досуга и прочее [1].

Наиболее весомыми факторами здоровья студентов являются: устойчивый интерес значительной их части к здоровому образу жизни; достаточный материальный уровень жизни семьи; обращение за профилактической помощью в медицинский учреждения; регулярное поддержание физической формы и комфортное социальное самочувствие.

Для изучения такого феномена как самосохранительное поведение студенческой молодежи был проведен ряд фокус-групп с участием студентов Башкирского государственного университета, из них в том числе бакалавров и магистрантов гуманитарных направлений подготовки.

На основе проведенных исследований были выделены следующие модели самосохранительного поведения:

Комплексная модель - включает в себя:

  • физическое здоровье;
  • психологическое (духовное) здоровье;
  • нравственное (социальное) здоровье

Примеры ответов респондентов: «здоровье -это состояние, когда тебя ничего не тревожит не только в физическом плане (боль, например), но и в психологическом состоянии, ты чувствуешь полный комфорт внутри себя и с окружающими».

Модель, направленная на культ физического тела – характеризуется:

  • усиленной профилактикой заболеваний
  • Употреблением биодобавок, витаминов
  • посещением фитнес-центров
  • медицинских и косметологических центров

Примеры ответов респондентов:  «я уже год посещаю фитнес клуб, как минимум 3 раза в неделю с утра», «в 25 лет начинается погоня за молодостью», «… обязательно сделаю ботокс, подтяжку лица».

Информированная модель  - характеризуется:

  • Максимальной информированностью в сфере медицины
  • Изучением медицинских сайтов
  • Изучением медицинских инноваций
  • Использованием инновационных фармакологических препаратов

Примеры ответов респондентов:  «…да, интересовалась как правильно очищаться», «изучала правильное питание», «…использую нутрикосметику».

Модель «вынужденная забота о здоровье». Содержит такие характеристики как:

  • Наличие болезни
  • Обращение к специалисту
  • Выполнение рекомендаций специалиста

Примеры ответов респондентов:    «…своим здоровьем я занялась год назад, вообще серьезно, из-за заболевания».

Модель «Равнодушия к собственному здоровью» – характеризуется:

  • Хорошим самочувствием
  • Хорошим  состоянием здоровья
  • Наличием вредных привычек

Примеры ответов респондентов:   «…у меня было такое ощущение, что надо», «зарядку иногда делаю, когда вспоминаю», «узнаю о своем здоровье на медосмотре», «… жить нужно полной жизнью».

Модель деструктивного поведения – характеризуется:

  • Отсутствием лечения при болезни
  • Необращение к врачу при наличии заболевания
  • Недооценивание своего здоровья, неадекватно завышенная самооценка собственного здоровья.
  • Наличие вредных привычек
  • Примеры ответов респондентов: «у меня все хорошо», « у меня не так все плохо», «у меня все пройдет само».

Для оздоровления общества необходимо разрабатывать и проводить в жизнь последовательную социальную политику, направленную на:

- формирование через молодежных лидеров и средства массовой информации моды на здоровый образ жизни, который несовместим с употреблением различных психоактивных веществ;

- создание курсов, которые направлены на обучение молодых людей различным техникам и практикам для улучшения здоровья, психологического и эмоционального состояния и формирования позитивного мышления;

- развитие инфраструктуры сферы досуга и физической культуры;

- организацию системы здорового питания в вузах.

Вузы в своих регионах должны стать инициаторами по формированию навыков, ценностей и конкретных умений самосохранительного поведения студенческой молодежи и создать необходимые условия для успешного применения данных стратегий.


Библиографический список
  1. Гимадрисламова Р.М., Хазиева Э.Р. Качественное социологическое исследование самосохранительного поведения у студентов (методом фокус-группы) // Психология, социология и педагогика. 2014. № 5


Все статьи автора «Гимадрисламова Розалина Маратовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: