УДК 159.9.072.432

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ЛИЧНОСТНОМУ САМОРАЗВИТИЮ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Галуцкая Мария Юрьевна
Белгородский государственный научно-исследовательский университет
аспирант кафедры возрастной и социальной психологии

Аннотация
Данная статья посвящена обзору понятий: условия становления саморазвития и личностное саморазвитие в юношеском возрасте. Также предоставлен материал о самопознании, самоутверждении, индивидуализации и активности личности, которые являются одними из главных условий становления психологической готовности к личностному саморазвитию в юношеском возрасте.

Ключевые слова: личностное саморазвитие, психологическая готовность, психологические условия, самоопределение, самопознание, саморазвитие, юношеский возраст, Я-концепция.


PSYCHOLOGICAL TERMS OF BECOMING OF PSYCHOLOGICAL READINESS TO PERSONALITY SELF-DEVELOPMENT IN YOUTH AGE

Galutskaya Mariya Yrievna
Belgorod National Research University
postgraduate of the department of developmental psychology and social psychology

Abstract
This article describes the reviewing of conceptions: terms of becoming of self-development and personality self-development are in youth age. Material is also given about self-knowledge, self-affirmation, individualization and activity personalities which are one of main terms of becoming of psychological readiness to personality self-development in youth age.

Keywords: I-conception., personality self-development, Psychological readiness, psychological terms, self-determination, self-development, self-knowledge, youth age


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Галуцкая М.Ю. Психологические условия становления психологической готовности к личностному саморазвитию в юношеском возрасте // Психология, социология и педагогика. 2015. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2015/06/5043 (дата обращения: 29.10.2023).

Природа человеческая символично разделяется на три сущности – духовную, физическую и личностную. В свою очередь, трактовок этих сущностей очень много. Некоторые склоняются к тому, что человеческая личность это продукт воспитания в социуме, другие авторы отмечают, что личность – это главная составляющая человека, выделяющая его среди других ему схожих. С другой стороны все исследователи сходятся в одном, что личность очень редко остается в начальном состоянии: как правило, на протяжении всей своей жизни человек непременно развивается.

Необходимым условием для личностного развития, а в том числе и для саморазвития является общение с себе подобными. Истории и науке известны случаи из жизни «современных Маугли». Когда человека выкормленный дикими животными, после адаптивного периода не мог привыкнуть и научиться жить среди себе подобных  людей. У личности такого Маугли  не было способности к развитию, а тем более к саморазвитию, так как он был обделен огромной помощью на начальных этапах становления. На протяжении всей своей жизни человек каждый день стоит перед потребностью личностного развития. В след за личностным развитием идет физическое и духовное.

Выше сказанные этапы развития были выделены Эриком Эриксоном – американским психологом. Если рассматривать его версию, то важное условия личностного развития в раннем возрасте находятся вне самого человека. Направляют и корректируют формирование ребенка родные и близкие ему люди. Но с возрастом, на следующих этапах взросления внутренние факторы все меньше уступают внешним. Наиболее очевидно это становится видно в подростковый период. Личность начинает развиваться и действовать, опираясь на внутреннее «хочу», самоутверждаться там, где еще вчера ей не пришло бы и в голову. Часто такие процессы протекают очень трудно. Неприятие социумом вызывает агрессию или закрытость, что может привести даже к суицидальным попыткам. Комфортное личностное развитие нуждается в хорошей психологической поддержке, доброжелательном отношении в семье.

Теперь перейдем к понятию тесно связанному с развитием, можно сказать вытекающему из него,  к саморазвитию, и к личностному саморазвитию в частности.

Для начала постараемся понять, что такое саморазвитие. В.И.Слободчиков и Е.И.Исаев были одними из первых в отечественной психологии, кто  дали определение понятию  «саморазвитие». Итак, по их мнению, саморазвитие – это фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования [1, с. 256].

Во-первых, требуется сказать, что для анализа саморазвития самым общим считается понятие жизнедеятельность как непрерываемый процесс деятельности, поведения и целеполагания личности. В пределах жизнедеятельности происходит и сам процесс саморазвития. В связи с этим личность с раннего, в рамках трехлетнего, возраста, с того момента как начинает выделяться своё собственное Я из окружающего его мира (образуется система «Я»), оказывается субъектом своей собственной жизнедеятельности, так как начинает ставить цели, слушаться своих желаний и устремлений с учетом требований общества. Впрочем, как отмечают некоторые исследователи, а именно Г. А. Цукерман, полноценным субъектом саморазвития личность (ребенок) становится только в юношеском возрасте, когда происходят существенные изменения в самосознании, формируется чувство «взрослости», происходит процесс переориентации на взрослые нормы, с детских. Но полноценным субъектом саморазвития ребенок становится исключительно тогда, когда он  начинает вполне осознанно ставить цели по самосовершенствованию, самореализации, самоутверждению, а именно обозначать перспективы того, чего он хочет достигнуть, добиться, что хочет или, наоборот, не хочет изменить в самом себе [2, с.69].

Другим условием личностного саморазвития в юношеском возрасте считается активность личности, которая бывает или социальной реактивностью или активностью. Мерой измерения социальной активности считается приемлемое сочетание исполнительности и инициативы.

Социальная реактивность выявляется или как социальной импульсивности, или как пассивности, но и в том, и в том случае она не характеризует личность как субъекта жизнедеятельности. Ряд уровней в своем развитии проходит социальная активность. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста в целом свойственен нормативный уровень, когда ребенок только имитирует, повторяет то, что воспринимает в результате взаимодействия со взрослыми. Уровень нормативно-личностный он свойствен юношам и подросткам. Тут совершается выход за границы нормативно-заданного, выявляется свое отношение к тому, что делается человеком, познается.  [3, с.78].

Уровень воспроизводства – это нормативный уровень, а  нормативно-личностный уровень предоставляет человеку возможность заявить о себе,  проявиться в полной мере как индивидуальности. В юношеском возрасте пересмотру подвержена вся личность. Незаменимые составляющие социальной активности – это самостоятельность и сознательность, которые в свою очередь укрепляют и усиливают положение человека как субъекта саморазвития. Возможность к проявлениям социальной активности формирует и возможность к осуществлению личностных выборов.

И еще одна главная определяющая саморазвития – это  способность к самопознанию,  уровень развития самосознания. Сформированная способность к самопознанию входит в процесс самопостроения личности, способов и средств саморазвития, определения перспектив [4, с. 114-123].

В итоге, как и  Л. Н. Куликова, мы полагаем, что саморазвитие – это процесс самостоятельной, целостной, целенаправленной, ценностно-ориентированной деятельности личности по непрерывному самоизменению как обогащению индивидуального опыта и духовно-нравственных сил соответственно внутреннему образу «Я» и актуальным социальным ожиданиям [5, с. 3-10].

На наш взгляд, рассматривая процесс саморазвития, необходимо так же учитывать и возрастные особенности личности. Итак, давайте проведем анализ психологических характеристик юношеского возраста.

Г. Селевко изучает саморазвитие в юношеском возрасте через индивидуализацию, которая проходит через две фазы: 1 фаза – третий год жизни, 2 фаза – период взросления. Вторая фаза включает в себя повышенную чувствительность личности, доминирование потребности менять себя, для того чтобы гармонировать с  новыми требованиями развития, что говорит о повышении сензитивности личности к саморазвитию [6, с.126].

Те не менее, в данный период необходимо принимать во внимания и возникновение психопатологических симптомов, когда личность неспособна справиться с задачами возникающими в процессе возрастного развития, отделения от близких, позволяющее человеку находить объекты любви вне семьи.

По мнению Э. Эриксона,  данный возрастной период связан, с регулярным стремлением юноши к сохранению собственной идентичности. В то время как под идентичностью понимается осознание равенства личности самой себе и чувство, что другие признают это. Идентификация понимается в психологии как процесс формирования идентичности. Одной из главных мыслей Э. Эриксона является разделение процесса  развития идентичности на фазы, и на каждой из таких фаз личность подвергается ряду психосоциальных кризисов. В период взросления происходит «нормативный кризис», он не является аномалией, но может способствовать развитию патологий и отклонений. Главной проблемой в данный период является формирование идентичности. Выработка статуса и поиск своего места в жизни, вот это является главной темой психологического саморазвития личности.

Самосознание в юношеском возрасте играет важную роль в саморазвитии. В психологии отдельным аспектом в концепции личности рассматривается самосознание и его составляющая  Я-концепция. Существует две формы Я-концепции – реальная и идеальная. Реальная включает в себя представление человека о себе, которое основано на личностном представлении о самом себе, и собственной оценке. Вторая форма Я-концепция – это самооценка личности в соотношении с желаниями. Существует три показателя, в соответствии с которыми мы можем говорить о самопознании личности: широта активность установки на будущее, карьерно-профессиональная направленность личности и саморефлексия. [7, с.56].

Сущность Я-концепции может быть разной. Для нас интересно  значение позитивной Я-концепции и ее формирования в юношеском возрасте, так как такая Я-Концепция направляет в положительную сторону саморазвития личности. Р.Бернс в своих работах отмечает, что самовосприятие личности идет через точки зрения окружающих людей. чувство собственной ценности которое при этом возникает и формирует позитивную самооценку и следовательно, позитивную Я-концепцию [8, с. 127-136].

Независимо от значительных возрастных и индивидуальных особенностей осуществления шагов саморазвития юношей, можно определить общие трудности, для преодоления которых потребуется  вмешательство или помощь других: психологов и специалистов-педагогов, взрослых, сверстников.

К таким трудностям относятся:

- несформированность у юношей мотивов саморазвития, отсутствие стремления к  самовоспитанию. В итоге затрудняется постановка целей для более углубленного познания самого себя, самосовершенствования. Все это доводит до того, что процессы саморазвития обретают стихийный характер, они подчиняются только законам адаптации к обществу и деятельности, а любая преграда принимается как трудность;

-несформированность приемов и способов саморазвития, что приводит к слабому визуальному представлению о своей Я-концепции, о себе.  Это переживается человеком как самоуверенность или, наоборот, неуверенность, что приводит к функционированию множественных психологических защит и форм защитного поведения [9, с.228].

Это дает повод для возникновения заниженной или завышенной самооценки, желания или к доминантной позиции, или к подчинительной, иными словами, агрессивному или пассивному способу взаимодействия с обществом;

-много проблем, возникающих у юношей, с заниженным самоуважением к себе, они не могут полностью принять себя. Это проявляется в неумении принимать и понимать других, формируя защиты, которые позволяют спрятать за маской успешности и уверенности собственную беспомощность и неуверенность;

-многие юноши, просто  игнорируют сформированные способы саморазвития и самопознания. Они считают, что целенаправленно заниматься самосовершенствованием, самовоспитанием изнурительно и долго, а результаты, с вою очередь, очень смутны. Причина тут ясна: целенаправленное занятие самопознанием и саморазвитием —  весьма тяжелая работа, требующая воли и сосредоточенности. И тут возникает некий парадокс: целенаправленно саморазвитием будет заниматься только лишь психологически зрелая личность, имеющая представление, что ей необходимо в жизни, а с другой стороны, чтобы стать психологически зрелой личностью, необходимо заниматься самовоспитанием и саморазвитием [10, с.227].

На наш взгляд, такой парадокс имеет решение. Возникшее противоречие можно убрать, если образовательные учреждения будут склоняться не только на знания, предоставление среды для полноценного психического развития, а так же и на образования специальных условий и предпосылок для саморазвития. Именно поэтому в наше время со стороны практиков и ученых  существенно увеличился интерес к психологическим механизмам и проблемам саморазвития, и к вопросам организации обучающего процесса, воспитания, проявления максимальной помощи в саморазвитии.

В итоге, саморазвитие –  постоянный процесс, в котором под воздействием некоторых мотивов определяются и достигаются определенные цели при помощи изменения собственного поведения, деятельности или с помощью изменения самого себя, применяя формы самоактуализации, самоутверждения, самосовершенствования.

Специфика личностного саморазвития в юношеском возрасте заключается в становлении позитивной самооценки, а в след за ней и позитивной Я-концепции. Условия, которые будут способствовать благополучному саморазвитию личности молодого человека, те при которых будет происходит улучшение его личностной самооценки.


Библиографический список
  1. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология образования человека. Учебное пособие для ву- зов. -М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с.
  2.  Цукерман, Г.А. Психология саморазвития [Текст]/ Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров. – М.: Интерпракс,1995.- С.96.
  3. Битянова Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналитический обзор [Текст]/ Н.Р. Битянова.- М.: МПСИ; Флинта,1998.- С.386.
  4. Бояринцева А.В. Творчески развиваться – просто и интересно: [О духовном саморазвитии детей, формировании чувств, представлений методом погружения] [Текст]/ А.В. Бояринцева // Одаренный ребенок.-2004.-№2.-С.280.
  5. Куликова Л.Н. Личностное саморазвитие учащегося и учителя – основа гуманистической педагогики [Текст]/Л.И. Куликова //Педагогика развития. – 2001.-С.229.
  6. Селевко Г. Воспитательная система саморазвития школьника завоевывает признание практиков: [Технология саморазвития личности, апробированная на базе ср. шк. №19 г. Рыбинска] [Текст]/ Г. Селевко // Народное образование.-2004.-№8.-С.155-164.
  7. Селевко Г.К. Освоение технологии саморазвития личности школьников: Как стать экспериментальной площадкой [Текст]/Г.К. Селевко//Народное образование. – 2005.-№1.-С.181-185.
  8. Осипов П.Н. Концепция стимулирования самовоспитания учащихся [Текст] / П.Н. Осипов //Современные концепции воспитания. – Ярославль,2000.-С. 170.
  9. Особенности личностного развития одаренных старшеклассников: материалы IV Международной научно-практической конференции «Научная мысль информационного века – 2008». – Прага, 2008. – № 10. – С. 15-22.
  10. Аксиньева М.А. Формы включения старшеклассников в опытно-экспериментальную работу [Текст]/ М.А. Аксиньева // Проектирование комплекса социально-педагогических условий приобщения старшеклассников к научно-техническому творчеству. Материалы региональной научно-практической конференции педагогических работников УСПО «Стратегии педагогического успеха: пути и средства реализации». – Ростов н/Д: Эверест, 2005. – 412 с.


Все статьи автора «Галуцкая Мария Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: