УДК 378.14

K ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ НА ПЛАТФОРМЕ GOOGLE GLASS

Ивахненко Дмитрий Валерьевич1, Пирогова Анастасия Алексеевна2, Самаренкина Сания Закирзяновна3
1Набережночелнинский филиал ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева-КАИ, студент
2Набережночелнинский филиал ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева-КАИ, студент
3Набережночелнинский филиал ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева-КАИ, кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных и социальных дисциплин

Аннотация
В данной статье рассматриваются вопросы информатизации инженерного образования, раскрываются достоинства и возможности применения Google Glass в профессиональном техническом образовании.

Ключевые слова: визуализация, инновации, интенсификация профессионального обучения, качество обучения, машиностроение, профессиональное образование, техническое образование


GOOGLE GLASS: VOCATIONAL EDUCATION PERSPECTIVES

Ivahnenko Dmitriy Valerjevich1, Pirogova Anastasiya Alekseevna2, Samarenkina Sanija Zakirsjanovna3
1Naberezhnye Chelny branch of Kazan State Technical University named after A.N. Tupolev-KAI, Student
2Naberezhnye Chelny branch of Kazan State Technical University named after A.N. Tupolev-KAI, Student
3Naberezhnye Chelny branch of Kazan State Technical University named after A.N. Tupolev-KAI, PhD in Pedagogical Science, Assosiate Professor

Abstract
This article discusses the advantages and abilities of Google Glass in vocational technical education.

Keywords: Google Glass, innovation, machine building, technical education, training quality, visualization, vocational training, vocational training intensification


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Ивахненко Д.В., Пирогова А.А., Самаренкина С.З. K вопросу о профессиональном обучении на платформе GOOGLE GLASS // Психология, социология и педагогика. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2016/01/6328 (дата обращения: 01.11.2023).

21 век называют веком информатики и информационных технологий, стремительное развитие которых  во многих странах готовит основание для перехода к Smart Economy – «Умной экономике». Современный этап развития уже называют постиндустриальным или информационным обществом. Однако, вряд ли традиционные промышленные отрасли такие, как машиностроение, с развитием информационных и телекоммуникационных технологий исчезнут из экономического пространства. Ибо развитие технического обеспечения информационно-телекоммуникационных технологий также создается машиностроением. Машиностроение, безусловно, будет меняться, но его фундаментальная значимость в развитии мировой экономики вряд ли когда-либо уменьшится.

На сайте «Союза машиностроителей  России»  [1] обозначены приоритеты  развития российского машиностроения на период до 2020 г.: « … обеспечить выход на траекторию постиндустриального развития на основе пятого технологического уклада с одновременным формированием и развитием наиболее эффективных направлений шестого технологического уклада….. обеспечить создание эффективной комплексной системы целевой подготовки и переподготовки  высококвалифицированных кадров машиностроительной отрасли, отвечающей современным требованиям….».  Планируется, что  «…в машиностроительном комплексе России будут доминировать высокотехнологичные производства, обновлены и подготовлены кадры и закончена модернизация производственного фонда…..»[1].  Одной главных проблем российского машиностроения сегодня – катастрофическая нехватка кадров высокой квалификации (как рабочих, так и инженерных). В соответствии с Законом об образовании [2] подготовку современных кадров для российского машиностроения должна обеспечить система профессионального образования, реформа которой производится в настоящее время.

Сегодня на рынке труда налицо сформировавшееся противоречие между возросшими требованиями к уровню подготовки кадров для эффективной эксплуатации современного автоматизированного машиностроительного оборудования и устаревшими технологиями подготовки кадров по техническим специальностям. Одной из причин сложившегося положения дел является отсутствие в системе профессионального образования широкого использования инновационных средств и технологий обучения, а также нехватка преподавателей, способных формировать у учащихся необходимые профессиональные компетенции и владеющих этими инновационными образовательными технологиями и средствами. Всё это приводит к снижению качества подготовки технических специалистов.

Современные молодые люди, выросшие в окружении быстро развивающейся компьютерной и телекоммуникационной техники, с большим интересом стали бы относиться к техническим специальностям и изучать современное компьютеризированное промышленное оборудование, если бы учреждения профессионального образования обладали бы компьютерно-информационной образовательной средой, соответствующей, с одной стороны, уровню инновационности современного промышленного оборудования, а с другой стороны,  уровню владения и применения молодыми людьми в обычной жизни hi-tech новинок. Этим противоречием и определяется актуальность темы данной работы.

Сегодня техническое образование выступает важной частью системы общественного воспроизводства, так как предоставляет в распоряжение общества квалифицированную рабочую силу и является фактором накопления человеческого капитала. Многие специалисты полагают, что современное образование с его необходимой технической компонентой выступает в качестве фактора создания общества знания, в котором на первый план выходит научное инновационное знание, во многом формирующееся в процессе использования новых информационных технологий в рамках непрерывного личностного образовательного процесса [3].

Профессиональное мышление технического специалиста представляет собой синтез образного и логического мышления и синтез научного и практического мышления. Учебная информация по техническим дисциплинам – это сложный комплекс схем, рисунков, графиков, формул, расчетов и текстового описания. Специфика технических и технологических дисциплин состоит в необходимости изучения и познания технического объекта или технологического процесса в условиях его неопределённости, связанной с ограниченностью информации о нём. К тому же техническое образование характеризуется серьезной интеграцией теоретического знания и практико-ориентированной деятельности. Практический компонент «проверяет теорию практикой”, подтверждая или отвергая ее истинность, стимулирует дальнейшее желание «проверить практику теорией”.

Отличительной (к сожалению, печальной) чертой современного российского профессионального  технического образования является устаревшее техническое обеспечение процесса обучения. А доминирующая традиционная объяснительно-иллюстрационная система обучения уже давно не отвечает реалиям и вызовам времени. Это приводит к тому, что будущих «технарей» учат на примерах и задачах, которые в реальной производственной ситуации уже мало встречаются. Часто, объясняя устройство сложного технического объекта или суть технологического процесса, преподаватель вынужден прибегать к упрощению его изображения, что формирует в сознании студента неадекватное (примитивное) понимание современных технологий и изделий машиностроения. Всё это также не способствует повышению качества обучения.

Особая  роль в техническом образовании отводится визуализации. Объекты и процессы в машиностроении являются материальными и, в основном, хорошо наблюдаемыми. Применение визуализации  в изучении изделий и технологических процессов машиностроения открывает  широкие дидактические возможности и позволяет студенту лучше  понять суть изучаемых вопросов, развить способности к анализу и сравнению исследуемых объектов,  помочь перевоплотиться в образ работника современного промышленного производства. Использование возможностей  динамической визуализации создает «эффект погружения в ситуацию», формирует в сознании обучаемого более устойчивые «объемные» образы изучаемых процессов и объектов реального промышленного производства и реальных производственных ситуаций. Вот почему в профессиональное техническое образование нужно немедленно вводить те инновационные средства обучения, которые предоставляют возможности динамической визуализации изучаемого знания и одновременно возможности быстрой передачи этого знания из пространства реальной производственной ситуации к объекту обучения. Одним из таких средств является Google Glass.

Google Glass (полное название продукта – Google Glass Explorer Edition) – миниатюрный компьютер выполненный в виде очков, разрабатываемый компанией Google в рамках инновационного проекта Project Glass, который надевается на голову так, что дисплей оказывается перед глазами. Около правого глаза расположена камера, способная записывать видео высокого качества, масса Google Glass со стеклами – не более 50 г.  С помощью очков можно запускать существующие программы Google, просматривать картинки и интерфейс пользователя [4, 5], делать без труда фотографии, записывать 10-ти секундные видеоролики, пересылать сообщения и любой контент по Интернету, отвечать на телефонные звонки [5]. Устройство может управляться голосовыми командами.

Анализ Интернет-ресурсов [4, 5, 6, 7, 8, 9 и др.] позволил выделить особенности Google Glass и программных приложений для Google Glass, которые очень скоро сделают его незаменимым помощником любого преподавателя:

  • возможность съемки (и передачи по Интернет) в режиме реального времени «от первого лица» изучаемых реальных промышленных технологий и объектов с подробным объяснением сути происходящего.

Использование Google Glass позволяет расширить спектр и содержание виртуальных экскурсий студентов на профильные промышленные предприятия, предоставить возможность «посетить» международные промышленные выставки и научные конференции.

  • возможность записи лекций, удаленный доступ, аудио-заметки, «восполнение запасов» лекций соответствующими данными.

Используя Google Glass, можно создавать «комбинированные» лекции, в которых могут участвовать сразу несколько преподавателей, реализовать технологию проблемного обучения.

  • возможность записи обучающих видеофильмов.

Google Glass  позволяют записывать различные ситуации (сборка, разборка, наладка, ремонт, диагностика технологического оборудования и т.д.), основные и неосновные технологические процессы. В этом случае в роли «преподавателей» могут выступать высококвалифицированные сотрудники промышленных предприятий, имеющие реальный (а не «книжный») опыт решения производственных задач. При этом возможно сравнение и анализ однотипных производственных проблем и ситуаций и их разрешения на разных предприятиях.

  • возможность перевода с иностранных языков в режиме реального времени.

Использование  Google Glass позволяет устранить языковые барьеры и привлекать к процессу обучения зарубежных высококвалифицированных технических специалистов и преподавателей по тем вопросам, по которым у данного образовательного учреждения ещё нет достаточного опыта. Дорогостоящие командировки перестают быть актуальными.

  • возможность удаленного управления действиями субъекта при обучении.

Используя Google Glass, студент может общаться с преподавателем, буквально, дав ему возможность «взглянуть своими глазами» на результаты учебной деятельности студента. Используя Google Glass, возможно удаленное управление действиями студента, например, в период практики.

  • возможность доступа к электронным учебным ресурсам (Интернет, библиотеки) и справочным материалам в режиме реального времени.

Используя Google Glass, преподаватель сможет прямо на лекции продемонстрировать студентам навыки работы с открытыми образовательными Интернет-ресурсами или обратиться к справочным материалам по теме лекции, что, безусловно, должно способствовать формированию у студента технологий самостоятельной работы. Всё это должно способствовать интенсификации процесса обучения и повышению его качества.

Сегодня уже есть успешный опыт применения Google Glass при обучении студентов медицинских вузов[10].

Единственный существенный пока недостаток  Google Glass – цена, примерно  $1500 [11]. Однако производители обещают, что уже скоро цена составит $200-$500, что, несомненно, повлечет за собой стремительное вхождение Google Glass в профессиональные образовательные технологии.


Библиографический список
  1. КОНЦЕПЦИЯ формирования Государственной комплексной программы развития машиностроения России. [Электронный ресурс] URL: http://www.soyuzmash.ru/informcenter/concept/concept.htm
  2. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 26 декабря 2013 г. Федеральный портал «Российское образование». [Электронный ресурс]   URL:  http://www.edu.ru/abitur/act.30/index.php
  3. Шитов С.Б. Высшее техническое образование в процессе становления общества знания Дисс….док философ. наук. М.,  2010. – 356 с.
  4. Семинар по созданию приложений для Google Glass…..[Электронный ресурс] / / Сайт ARKA telecom. URL: http://telecom.arka.am/ru/news/technique/seminar_po_sozdaniyu_prilozheniy_dlya_google_glass_vpervye_proydet_v_erevane_v_nachale_2014_goda/
  5. Google Glass – Записывая каждый ваш шаг. [Электронный ресурс] / / Сайт LB.ua. URL:  http://world.lb.ua/news/2013/11/15/241340_google_glass_zapisivaya_kazhdiy_vash.html
  6. Интересные  факты о Google Glass. [Электронный ресурс] / / URL:  http://glassgid.com/184-interesnye-fakty-o-google-glass.html
  7. Умные очки от Google. . [Электронный ресурс] / / Сайт «Виртуализация». URL:  http://virtualizacija.ru/virtualnye-tekhnologii/66-umnye-ochki-ot-google-rezultat-innovatsionnogo-proekta-project-glass.html
  8. Очки-компьютер от Google. [Электронный ресурс] // URL: http://glassezz.com/ochki-kompyuter-ot-gugl-10-sposobov-primeneniya-proekt-glass/
  9. Пять фактов о Google Glass. [Электронный ресурс] // Сайт Открытого института телекоммуникационных и информационных технологий. URL: http://otins.com.ua/NewsSocial/Pyat_faktov_o_Google_Glass.aspx
  10. Какие результаты дали первые эксперименты с очками Google. [Электронный ресурс] // Сайт LENTA.RU. URL: http://lenta.ru/articles/2013/08/21/glass/
  11. Очки дополненной  реальности. [Электронный ресурс] // Сайт NEWSLAND. URL: http://newsland.com/news/detail/id/989959/


Все статьи автора «Самаренкина Сания Закирзяновна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: