В структуре изучения основ курса «История педагогики и образования» определяется возможность уточнения и исследования особенностей протекания педагогических процессов, где качество постановки и решения задач педагогически обусловленных явлений согласуется с общими и частными закономерностями истории педагогики как науки. В таком понимании исторический подход определяется через качественную возможность уточнять и определять категориальный аппарата современной педагогики, примерами данной практики могут быть выделенные в структуре нашей работы (использована технологи системно-педагогического моделирования) в НФИ КемГУ такие работы, как [1-44]. Определим исторический подход в детерминации, фасилитирующей понимание назначения, определение возможностей личности в ситуативном использовании педагогического моделирования в профессионально-педагогической практике, определив работы [45-49] в качестве продуктов и ресурсов продуктивного включения личности в систему формируемых приоритетов, смыслов и компетенций, обеспечивающих целостное развитие и становление в поле профессионально-педагогических интересов и форм сотрудничества.
Исторический подход – методологический подход, определяющий ценности, факты и документы истории базовыми и функциональными особенностями в исследовании того или иного явления или феномена, реализует возможность в педагогике целостного понимания важности и состоятельности той или иной концепции или модели образования.
Воспитание с точки зрения исторического подхода – процесс исторически обусловленного пополнения традиционных ресурсов развития личности в обществе и системе образования, гарантирующих успешность личности за счет качественно формируемых смыслов, целей, ценностей, социального опыта, опыта оценки и самооценки, мировоззрения, предопределяющих гибкое развитие и формирование личности в поликультурном современном пространстве, отображаемом через систему непрерывного профессионального образования.
Развитие с точки зрения исторического подхода – процесс качественно-количественных изменений, происходящих в личности, благодаря своевременному включению в систему социальных институтов и институтов образования, гарантирующих личности высокие достижения в различных областях антропосреды (ноосферы).
Социализация с точки зрения исторического подхода – процесс формирования социального опыта и мировоззрения в соответствии с исторически обусловленными ресурсами воспроизводства научного знания в целом, определяющем гибкость и креативность, конкурентоспособность и устойчивость, целостность и востребованность решаемых задач в микро-, мезо-, макромасштабах социального и образовательного пространства.
Адаптация с точки зрения исторического подхода – процесс верификации качества приспособления личности к различным социальным и образовательным условиям воспроизводства научного (антропологически обусловленного) знания, гарантирующего личности успешное развитие и решение различных задач.
Фасилитация с точки зрения исторического подхода – процесс реализации условий адаптивно-акмеверифицированной поддержки личности, определяющий возможность качественного решения задачи в соответствии с индивидуальными особенными, – возрастосообразностью, природосообразностью, культуросообразностью и пр., визуализирующими способность общества (системы образования) и личности в модели взаимодействия устанавливать наиболее удобные условия для взаимодействия и развития личности и антропосреды (ноосферы).
Самоопределение с точки зрения исторического подхода – процесс выявления особенностей решения противоречий «хочу – могу – надо – есть» в соответствии с исторически обусловленными ресурсами воспроизводства антропосреды, предопределяющими устойчивое развитие системы и личности, от качества развития которых зависит перспективность и жизнеспособность целого (общества) и его единицы (личности / человека).
Саморазвитие с точки зрения исторического подхода – процесс самостоятельного определения цели достижений личной практики постановки и решения задач ведущей деятельности и хобби, предопределяющих в историко-статистическом анализе и визуализации данных оптимальные прогнозы и модели персонифицированных достижений в микро-, мезо-, макромасштабах.
Самовоспитание с точки зрения исторического подхода – процесс исторически детерминируемых и синтезируемых в онтогенезе ресурсов самостоятельного формирования социального опыта личности, мировоззрения, моделей познания и преобразования объективного внутриличностного и поликультурного генеза, системно сводящих описываемый процесс к неустанному сопоставлению и оптимизации всех звеньев.
Самосовершенствование с точки зрения исторического подхода – процесс целостного, самостоятельного сопоставления целей и ценностей, продуктов и возможностей развития личности в модели непрерывного образования, где факты истории предопределяют выбор направления и программно-педагогический комплекс фасилитации решения задач описываемого процесса.
Самореализация с точки зрения исторического подхода – процесс самостоятельного решения задач оптимальных достижений в выбранном поле деятельности, определяемый в структуре исторически обусловленных изменений и программно-педагогического обеспечения детерминируемого явления и процесса, верифицирующего успешность выбора личности и общества стимулов и продуктов, определяющих конкурентоспособность и продуктивность, креативность и устойчивость, гибкость и востребованность – базовыми ориентирами выбора механизмов сравнения и сопоставления возможностей развития определяемого процесса.
Самоутверждение с точки зрения исторического подхода – процесс исторически обусловленного формирования социально значимого выбора личности способов и форм, условий и ресурсов решения задач продвижения собственных продуктов ведущей деятельности и хобби с последующей значимостью оценки собственного образа и продуктов персонификации и развития, саморазвития и самосовершенствования, взаимодействия и общения.
Педагогическая рефлексия с точки зрения исторического подхода – процесс унифицированной, самостоятельной оценки качества организуемой и корректируемой деятельности личности в системе ценностей и норм культуры и истории, предопределяющих все изменения в описании и верификации качества определяемого явления.
Педагогическая деятельность с точки зрения исторического подхода – процесс постановки и решения задач развития и саморазвития личности в системе непрерывного образования, специфика деталей и нюансов которого непосредственно связана с воспроизводством антропологически обусловленных продуктов эволюции, сохранностью ценностей гуманизма и продуктивности, устойчивости и креативности предполагаемых решений в поликультурном микро-, мезо-, макропространстве.
Педагогическая культура с точки зрения исторического подхода – процесс верификации качества акмеперсонифицированного развития педагога в модели современного профессионально-педагогического образования, гарантирующего обществу и личности своевременное воспроизводство продуктов науки, искусства, спорта и пр., детально объединяющих и оптимизирующих возможности развития личности педагога как субъекта высших ценностей ноосферы, характеризующих человека с позиции развития и востребованности в мультисредовых объединениях и проектах.
Здоровьесбережение с точки зрения исторического подхода – процесс верификации качества формирования потребности развивающейся личности в здоровом образе жизни и способах решения задач развития личности в моделях современной здоровьесберегающей педагогики, предопределяющих успешность выбора личности и общества в мультикультурной практики развития и самоутверждения личности.
Выделенные определения категориального аппарата современной педагогики являются продуктами решения задач развития личности в модели непрерывного профессионального образования, будут использованы в исследовании качества формирования потребностей и приоритетов будущего педагога по физической культуре в реализации идей и нюансов детерминации и оптимизации исторического подхода в современной практике развития и самореализации личности как ценности и продукта современного образования, гарантирующего личности и обществу высокие результаты определяемых программ и проектов.
Библиографический список
- Абдрашитов Н. В. Особенности исторического подхода в моделировании категориального аппарата современной педагогики // Теоретические и практические вопросы науки XXI века: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 18 июня 2015 г.). Уфа: Омега Сайнс, 2015. С. 123-124.
- Алеев Е. М., Зубанов В. П. Некоторые аспекты моделирования категории «воспитание» в системе общепедагогической подготовки студентов вуза // Фундаментальные и прикладные научные исследования: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 13 июня 2015 г.). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.106-108.
- Багрий А. Ю., Зубанов В. П. Возможности уточнения категории «воспитание» в структуре изучения курса «Методика воспитательной работы» // Фундаментальные и прикладные научные исследования: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 13 июня 2015 г.). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.108-110.
- Буцыкина Л. Э., Седова К. С. Некоторые возможности моделирования и уточнения категории «самореализация» в структуре подготовки будущих педагогов по ФК // // Тенденции развития психологии и педагогики : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 20 марта 2015 г.). Уфа: Аэтерна, 2015. С. 33-35.
- Воронова К. В., Зубанов В. П. Возможности детерминации категории «воспитание» в практике педагогического моделирования // Современная наука: теоретический и практический взгляд: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 28 марта 2015г.) Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.144-146.
- Гвоздев Л. И., Бойкова И. В., Зубанов В. П. Особенности уточнения категориального аппарата современной педагогики // Достижения и проблемы современной науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 28 июля 2015 г.) : в 2-х ч. Ч.1. Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.68-70.
- Гуляев Е.А., Свинаренко В.Г., Зубанов В.П. Исторический подход в изучении основ профессионально-педагогического знания будущими педагогами по физической культуре // Современная педагогика. 2016. № 2. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/02/5431
- Данкин В. В., Кононцова Я. С., Зубанов В. П. Специфика детерминации категории «воспитание» в структуре подготовки учителей // Современные концепции развития науки: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 1 августа 2015 г.). в 2 ч. Ч.2. Уфа: АЭТЕРНА, 2015. С. 101-103.
- Евдохин В. В. История и возможности участия обучающихся начальной школы в научно-практических конференциях «Портфолио как итог формирования культуры самостоятельной работы обучающегося» // Символ науки. 2015. №5. С.203-206.
- Ермошкин С. А., Козырева О. А. Некоторые аспекты исследования качества подготовки будущих педагогов по физической культуре в ресурсах моделирования категории «воспитание» // Новая наука: от идеи к результату : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Стерлитамак, 29 июня 2015 г.). Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2015. С. 24-26.
- Жигунова Ю. А., Козырева О. А. Некоторые особенности моделирования категории «воспитание» в структуре подготовки учителей географии // Актуальные проблемы современной науки: свежий взгляд и новые подходы: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Москва, 10 мая 2015 г.). М.: Издательство «Перо», 2015. С. 47-49.
- Жихарев В. А., Козырева О. А. Возможности детерминации категорий «социализация» и «самореализация» в структуре подготовки педагогов по ФК // Экономика современного общества: актуальные вопросы антикризисного развития: матер. Междун. науч.-практ. конфер. (Саратов, 26 июня 2014г.) ; отв. ред. А. Н. Плотников. Саратов : Издательство ЦПМ «Академия Бизнеса», 2014. С. 27-28.
- Заречнев Н. Н., Зубанов В. П., Шварцкопф Е. Ю. Некоторые особенности моделирования категории «воспитание» в подготовке будущих педагогов по физической культуре // Достижения и проблемы современной науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 30 апреля 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.98-100.
- Захаров А. В., Бойкова И. В. Специфика изучения курса «История педагогики и образования» в модели подготовки педагогов-бакалавров // Современные проблемы инновационного развития науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Казань, 8 сентября 2015 г.). Казань : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.55-56.
- Зубанов В. П., Алеева Т. А. Специфика уточнения категории «социализация» в модели подготовки будущего учителя физической культуры // Теоретические и практические вопросы науки XXI века: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 18 июня 2015 г.). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.133-135.
- Зубанов В. П., Гайко Н. М. Некоторые возможности уточнения категории «самореализация» в структуре педагогики физической культуры и спорта // Инновационные процессы в психологии и педагогике : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 20 февраля 2015 г.). Уфа: Аэтерна, 2015. С.51-52.
- Зубанов В. П., Сусоев О. А. Некоторые особенности моделирования категории «воспитание» в ресурсах современной педагогической методологии // Инновационная наука и современное общество: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 23 марта 2015г.) Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.117-119.
- Зубанов В. П., Фролов М. П., Седова К. С. Особенности моделирования категории «самореализация» в структуре общепедагогического знания // Глобализация науки: проблемы и перспективы : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 13 февраля 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.115-117.
- Зубанов В. П., Чаплыгин С. В. Некоторые возможности детерминации и уточнения категории «воспитание» в ресурсах современной педагогической методологии // Инновационная наука и современное общество: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 23 марта 2015г.) Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.119-121.
- Зубанов В.П., Фролов М.П., Свинаренко В.Г. Специфика реализации идей продуктивного формирования и развития будущего педагога: модели, история и практика // Современные научные исследования и инновации. 2015. №9.
- Зубанов В.П., Шишкина В.А., Свинаренко В.Г. История и возможности формирования культуры самостоятельной работы обучающегося в модели современного профессионально-педагогического образования // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13484
- Изюрова М.В., Бойкова И.В., Зубанов В.П. Исторический подход в детерминации и визуализации возможностей педагогической деятельности в модели современной профессионально-педагогической подготовки // Современная педагогика. 2015. № 10.
- Изюрова М.В., Бойкова И.В., Зубанов В.П. Исторический подход в детерминации и визуализации возможностей педагогической деятельности в модели современной профессионально-педагогической подготовки // Современная педагогика. 2015. № 10.
- Изюрова М.В., Бойкова И.В., Зубанов В.П. Специфика и возможности педагогического моделирования в подготовке и организации современного воспитания обучающихся // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10.
- Клепуков Р. С., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в изучении и детерминации категории «воспитание» // Новая наука: стратегии и вектор развития : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Стерлитамак, 19 июня 2015 г.). Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2015. С.17-19.
- Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
- Козырева О. А., Зауэр Н. Г., Худышкин Р. Д. Некоторые аспекты детерминации категории «воспитание» будущими педагогами в структуре изучения основ педагогического знания // Многоуровневое образование и компетентностный подход : векторы развития : матер.росс. науч.-метод. конф. с межд. уч., г. Вологда, 20 марта 2014 г. Вологда : Вологодский институт бизнеса, 2014. – С. 528-534.
- Козырева О. А., Студеникина С. А., Кривчикова А. Ю. Возможности и качество педагогического моделирования в контексте детерминации категории «воспитание» // Многоуровневое образование и компетентностный подход : векторы развития : матер.росс. науч.-метод. конф. с междунар. участием, г. Вологда, 20 марта 2014 г. Вологда : Вологодский институт бизнеса, 2014. С. 462-468.
- Козырева О. А. Воспитание как категория педагогики : учебное пособие. Новокузнецк : КузГПА, 2007. 95 с. [+CD].
- Козырева О. А. Воспитание как феномен моделирования и практики : монография. Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. 410 с.
- Козырева О. А. Категории психолого-педагогической антропологии : учебное пособие. Новокузнецк : КузГПА, 2007. 171 с. [+CD].
- Козырева О. А. Категории психолого-педагогической антропологии : учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008. 207 с. [+CD].
- Козырева О. А. Категории современной профориентологии : учебное пособие. Новокузнецк : КузГПА, 2007. 129 с. [+CD].
- Козырева О. А. Категории современной профориентологии : учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008. 131 с. [+CD].
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «История педагогики и образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 45 с. ISBN 978–5–85117–740–8.
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогическая рефлексия в модели детерминации, оптимизации и исследования качества профессионально-педагогической подготовки // Психология, социология и педагогика. 2015. № 8.
- Михайлов Г. Г., Бойкова И. В. Специфика и особенности изучения исторического подхода в модели подготовки будущего педагога по физической культуре // Научные открытия в эпоху глобализации : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Казань, 20 сентября 2015 г.). Уфа: АЭТЕРНА, 2015. С.122-124.
- Обидин С. В., Козырева О. А. Специфика и условия реализации принципа историзма в подготовке педагога // Психология и педагогика: прошлое, настоящее, будущее : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Челябинск, 10 октября 2015 г.). – Уфа: АЭТЕРНА, 2015. С.154-156.
- Плеханов Д. В., Козырева О. А. Некоторые особенности изучения основ истории педагогики студентами-бакалаврами // Научные механизмы решения проблем инновационного развития : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Челябинск, 28 сентября 2015 г.). – Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.225-227.
- Полтинникова Е. В. Моделирование дидактического теста в структуре изучения курса «История педагогики и образования» // Роль психологии и педагогики в развитии общества: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 23 июня 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.58-60.
- Пьянков И. В., Бойкова И. В. Особенности детерминации категориального аппарата современной педагогики в структуре изучения исторического подхода // В мире науки и инноваций : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Казань, 13 сентября 2015 г.). Казань: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.74-76.
- Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. История педагогики и образования : контрольно-измерительные материалы : адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.02 – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки – Психология образования. – Стерлитамак : АМИ, 2016. 28 с. ISBN 978-5-906806-37-6.
- Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. История педагогики и образования : контрольно-измерительные материалы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.02 – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки – Психология образования. – Стерлитамак : АМИ, 2016. 70 с. ISBN 978-5-906806-38-3.
- Шеянов П. А., Козырева О. А., Платоненко А. И. Определение уровней качества изучения курса «История педагогики и образования» как профессионально-педагогическая проблема // Роль психологии и педагогики в развитии общества : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 22 авг. 2014 г.). Уфа : Аэтерна, 2014. С. 59-61.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
- Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования // Вестник КемГУ. 2015.№4-2.С.91-95.
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Сукиасян А.А., Козырева О.А. Продуктивная подготовка будущих педагогов к участию в научно-практических конференциях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №4 (20). С.151-155.