УДК 159.922.1

ГЕНДЕРНАЯ СПЕЦИФИКА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОДРОСТКОВ О ДРУЖБЕ

Семенова Лидия Эдуардовна1, Урусова Екатерина Александровна2
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры классической и практической психологии
2Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), аспирантка кафедры классической и практической психологии

Аннотация
В данной статье обсуждается проблема особенностей дружбы как одного из видов близких и значимых отношений личности в гендерно-возрастном измерении. Изложены результаты исследования гендерной специфики содержательных аспектов представлений о дружбе применительно к старшему подростковому возрасту. На основе использования техники рассказывания историй собран и проанализирован фактический материал, иллюстрирующий своеобразие взглядов 14-15-летних девочек и мальчиков относительно настоящих друзей / подруг и дружеских отношений. Показана некоторая гендерная вариативность понимания феномена дружбы с точки зрения старших подростков.

Ключевые слова: дружба, дружба девочек и женщин, дружба мальчиков и мужчин, дружеские отношения, представления, старшие подростки


THE GENDER SPECIFICITY OF REPRESENTATIONS OF TEENAGERS ABOUT FRENDSHIP

Semenovа Lidia Eduardovna1, Urusova Ekaterina Aleksandrovna2
1Nizhny Novgorod state pedagogical University of Kozma Minin (Minin University), doctor of psychological sciences, associate professor, professor of the department of classical and practical psychology
2Nizhny Novgorod state pedagogical University of Kozma Minin (Minin University), postgraduate student of the department of classical and practical psychology

Abstract
This article discusses the problem of the features of friendship as a type of close and meaningful relationships of personality in gender and age dimension. The authors outline the results of research on gender-specific conceptual aspects of representations of friendship in relation to older adolescence. Through the use of technology in storytelling, collected and analyzed factual material illustrating the diversity of the attitudes of 14-15 year old girls and boys about real friends and friendships. This article shows some gender variation in the understanding of the phenomenon of friendship from the perspective of older adolescents.

Keywords: friendly relations, friendship, friendship of boys and men, friendship of girls and women, ideas, older adolescents


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Семенова Л.Э., Урусова Е.А. Гендерная специфика представлений подростков о дружбе // Психология, социология и педагогика. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/03/6548 (дата обращения: 28.09.2017).

Для многих людей дружба, как один из видов интимных межличностных отношений личности, является самой важной и значимой частью их жизни, начиная с ранних детских лет и заканчивая глубокой старостью. Поэтому далеко не случайно, что и в гуманитарной науке, включая психологию, проблема дружбы относится к числу тех, актуальность которых является непреходящей. Подтверждение этому факты мы, в частности, находим в многочисленных исследованиях, выполненных как зарубежными, так и отечественными авторами [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8 и др.]. В их работах убедительно доказан факт социальной обусловленности феномена дружбы, его исторической и культурной вариативности. При этом, судя по имеющимся на сегодняшний день публикациям, особый интерес для современных специалистов представляют различные факторы дружбы, т.е. социально-психологические механизмы, которые лежат в основе этого явления [2; 3; 5 и др.], а также возрастные особенности дружеских отношений, общие закономерности их развития в онтогенезе [4; 6; 7 и др.]. При этом, прослеживая возрастную динамику, можно заметить, что она измеряется такими качествами, как самоценность, бескорыстность, глубина и интимность, избирательность и взаимная симпатия [4], которые возрастают с переходом от детства к отрочеству, от отрочества к юности и далее к взрослости.

Нас, в свою очередь, интересовал подростковый возраст, а именно: гендерные особенности представлений подростков о настоящей дружбе и друзьях.

Следует заметить, что на сегодняшний день на фоне разнообразия существующих научных разработок обращает на себя внимание факт недостаточного освещение вопросов, касающихся гендерной специфики дружбы и дружеских отношений личности, о чем свидетельствует наличие всего лишь единичных в этом плане научных публикаций [4; 8; 9; 10]. Однако, вне всякого сомнения, эта проблема значима и актуальна, особенно применительно к подростковому возрасту, что становится ясно, если учесть, с одной стороны, значимость для подростков близких, интимных отношений со сверстниками [11; 12; 13; 14], а с другой, – различия в содержательном контексте женской и мужской социализации личности уже с первых дней жизни ребенка [15; 16; 17; 18 и др.], что, в свою очередь, отражается и на характере межличностных отношений девочек и мальчиков, их дружеских предпочтениях и т.п.

Необходимо отметить, что, согласно мнению ряда психологов, будучи интимным видом межличностных отношений, дружба оказывает большое влияние на ощущения счастья и другие аспекты личностного благополучия человека. Очень многие люди, особенно молодого и пожилого возраста, расценивают свое общение с друзьями как способ получения положительных эмоций. Целый ряд проведенных на сегодняшний день исследований показал, что удовлетворенность дружбой коррелирует со счастьем и удовлетворенностью жизнью, при этом первостепенное значение имеет количество друзей (и, прежде всего, близких), частота встреч и общения с ними [2; 4; 5; 13].

Однако, следует заметить, что далеко не всегда общение с друзьями делает людей счастливыми. Обобщение накопленных в современной психологии данных позволило М.Аргайлу выделить ряд условий, способствующих удовлетворенности дружескими отношениями. Среди них, в частности, следующие:

- наличие инструментального вознаграждения;

- эмоциональная поддержка в процессе дружеского общения;

- возможности для максимального самораскрытия личности;

- сохранение собственной индивидуальности;

- личностные черты – экстраверсия, готовность к взаимодействию, владение навыками конструктивного общения, уверенность в себе и др. [2].

Кроме того, в качестве особого условия, поддерживающего дружеские отношения, некоторые авторы называют кодекс дружбы или ее неписаные правила [2; 4].

По оценкам специалистов, дружба предполагает соблюдение всех основных правил человеческого общежития, действующих и в менее тесных общинных, коллективных и личных отношениях, хотя соотношение, значимость и иерархия этих правил неодинаковы. В частности, установлено, что по мере углубления и индивидуализации дружеских отношений элементарные общие формы «обмена» утрачивают часть своего значения, уступая место более сложным и тонким правилам интимности.

Так, зарубежные психологи М.Аргайл и М.Хендерсон путем серии опросов установили, что самыми важными для дружбы представляются следующие правила:

- обмен информацией о своих успехах;

- готовность оказывать эмоциональную поддержку;

- добровольная помощь в случае нужды;

- уверенность в друге и доверие к нему;

- защита друга в его отсутствии;

- создание условий взаимодействия, при которых друзьям приятно быть в обществе друг друга [цит. по: 4].

Все выше перечисленные правила являются основополагающими для существования дружеских отношений, несоблюдение которых приводит к разрушению дружбы. Однако, вместе с тем, считается, что возникновение этих правил и их выполнение тесно связано с длительностью и глубиной межличностных взаимоотношений, а также со спецификой (видами) самих дружеских отношений.

Само собой разумеется, что качественные характеристики дружбы изменяются от возраста к возрасту, а именно: по мере взросления личности существенно растет избирательность привязанностей, которые освобождаются от ситуативных воздействий и становятся более устойчивыми. При этом в подростковом возрасте дружба начинает рассматриваться как автономная взаимозависимость, когда подросток сознает, что не может удовлетворить в дружбе все свои эмоциональные и психологические запросы, и поэтому друзьям дозволено устанавливать независимые отношения с третьими лицами, что делает участников дружеского союза одновременно зависимыми и автономными друг от друга [4].

Самый важный сдвиг в психологии дружбы переходного периода – рост ее глубины, психологической интимности, причем у девочек потребность в психологической близости выражена значительно сильнее, чем у мальчиков, а у городских подростков – ярче, чем у сельских.

Как правило, при выборе друзей и девочки, и мальчики подростки отдают предпочтение своим сверстникам, либо, что чаще встречается у девочек, ребятам на 1-2 года старше, реже – младше себя. Такая ориентация на ровесника говорит о стремлении к более или менее равным отношениям, когда дружба основывается на принципе сходства и равенства. В свою очередь выбор более старшего друга / подруги демонстрирует потребность в примере, опеке, руководстве, тогда как общение с младшими – желание быть лидером, делиться опытом, опекать.

Что же касается гендерных аспектов дружеских отношений, то они, прежде всего, обусловлены дифференцированной гендерной социализацией личности [10].

Так, мужское общение, как и весь стиль жизни скорее инструментальны, нежели экспрессивны. Содержание совместной деятельности и собственный успех в ней значат для мальчиков и мужчин гораздо больше, нежели наличие индивидуальных симпатий друг к другу. Кроме того, в дружеском общении мужчин ярко проявляется соревновательность, способствующая поддержанию их социального статуса, и одновременно высокая кооперативность [19]. Напротив, общение девочек и женщин более интимно и эмоционально, предрасполагает к взаимному самораскрытию, а их дружбу, в первую очередь, отличает психологическая близость [8; 10]. По мнению И.С.Кона, мальчики сначала вступают в контакт друг с другом и лишь потом, в ходе игрового взаимодействия, у них складывается положительная установка, появляется эмоциональная тяга друг к другу. Девочки, наоборот, вступают в контакт главным образом с теми, кто им нравится, содержание совместной деятельности для них сравнительно второстепенно [4].

Отсюда становятся понятными те отличия, которые имеют место в системе ценностей мужской и женской дружбы: если девочки и женщины, прежде всего, подчеркивают значимость доверия, взаимопонимания, эмоциональной поддержки и интимности, то мальчики и мужчины делают акцент, как правило, на солидарности и взаимопомощи в рамках общей совместной деятельности [4]. Иными словами, именно девичья / женская дружба, как правило, гораздо больше ориентирована на эмоционально-экспрессивные ценности, нежели групповая и деятельная мальчишечья / мужская дружба.

Однако необходимо отметить, что некоторые современные специалисты особо подчеркивают тот факт, что гендерные представления о дружбе каждого человека выстраиваются на основе общепринятых (социальных) представлений о данном феномене и собственном индивидуальном опыте, в том числе и опыте социализации, в ходе которого индивид присваивает многие гендерные стереотипы относительно «мужской» и «женской» дружбы: «Настоящая дружба – это дружба двух мужчин»; «Мужчины менее эмоциональны и зависимы от своих друзей»; «Женщины более избирательны в выборе подруг»; «У мужчин круг их друзей намного шире» и т.п. [10].

Вследствие этого, возможны ошибки атрибуции: человек принимает за «реальные» поведенческие и мотивационные свойства черты, которые просто приписываются мужчинам и женщинам в соответствии с традиционными гендерными стереотипами. Многие женщины представляются и изображают себя более нежными и эмоциональными, а мужчины – более суровыми и сильными, чем на самом деле, и этот перформанс вводит в заблуждение, как посторонних наблюдателей, так и их самих [4].

Любопытные, на наш взгляд, данные относительно гендерной специфики дружбы и дружеских отношений были получены в диссертационном исследовании Е.В.Юрковой [9], направленном на выявление взаимосвязи типов социальных представлений о дружбе с особенностями стилей дружеских отношений. Так, автором было установлено, что в плане содержательных характеристик социальных представлений о дружбе, как особом виде межличностных отношений, у женщин преобладает эмоциональная составляющая («дружба как эмоциональные отношения»), связанная с дружеским стилем отношений, приближенным к партнерскому, тогда как у мужчин более выражена инструментальная составляющая («дружба как функциональные отношения»), сочетающаяся с дружеским стилем отношений, приближенным к манипулятивному и подавляющему. Если в первом случае наблюдается стремление к сотрудничеству, направленность на цели и интересы партнера, то во втором – стремление занимать доминирующую позицию, эгоистическая направленность и эмоциональная дистанцированность от партнера. При этом характерная преимущественно для женщин ориентация на понимание дружбы как удовлетворения потребности в эмоциональной привязанности, духовной близости между людьми обычно сочетается с предпочтениями в качестве друга не только женщины, но и мужчины, в то время как характерная преимущественно для мужчин ориентация на прагматическое понимание дружбы (помощь в трудных ситуациях, в решении проблем) сочетается с предпочтениями в качестве друга исключительно мужчины, компетентного в деловых вопросах. Однако в целом, как показали результаты исследования, статистически значимых гендерных различий зафиксировано не было [9].

Таким образом, принимая во внимание накопленные в психологии данные относительно возрастной и гендерной вариативности дружеских отношений, а также дискуссионный характер этой проблемы, целью своего исследования мы определили изучение специфики содержательных аспектов представлений подростков о дружбе в гендерном измерении.

Для достижения выше обозначенной цели нами была использована проективная вербальная методика «Техника рассказывания истории» [20], которая по некоторым своим характеристикам напоминает неструктурированное проблемно-ориентированное интервью. В частности, мы предложили участникам нашего исследования рассказать историю из своей жизни о тех ситуациях, где, на их взгляд, наилучшим образом проявляется дружба и настоящие друзья / подруги.

Для обработки и интерпретации полученных текстов историй применялась методика открытого кодирования, суть которой заключается в выделении смысловых единиц с их последующей классификацией и подсчетом частоты использования в ходе рассказывания.

В нашем исследовании принимали участие 50 подростков в возрасте 14-15 лет, из них: 25 девочек и 25 мальчиков.

Итак, кратко охарактеризуем полученные нами результаты.

Для начала обратимся к содержательным аспектам представлений о дружбе подростков мужского пола, среди которых было выделено 5 смысловых категории, а именно: «помощь в трудных ситуациях»; «совместная деятельность / общение»; «личностные качества друга»; «продолжительность дружбы»; «равные / доверительные отношения».

Их общее количественное соотношение нашло свое отражение в таблице 1.

Таблица 1 – Содержательные аспекты представлений о дружбе мальчиков-подростков

 

Помощь в трудных ситуациях

Совместная

деятельность / общение

Равные / доверительные отношения

Продолжительность дружбы

Личностные

качества друга

Кол-во

112

16

12

2

14

%

72

10

7,7

1,3

9

Как можно видеть из данных, представленных в таблице 1, в системе представлений мальчиков старших подростков о дружбе самой значимой категорией оказалась категория «помощь в трудных ситуациях» (72% упоминаний). Так, рассказывая о дружбе, наши испытуемые юноши чаще всего говорили о взаимной помощи и поддержке в делах и каких-либо трудных жизненных ситуациях: «в любом деле я могу рассчитывать на него», «он помог мне комп собрать», «иногда я даю ему списывать, иногда он; я в физике лучше соображаю, он в химии, так и помогаем друг другу», «он меня на скейтборде учил кататься, у меня тогда не получалось, другие смеялись, а он возился со мной, вот, что значит – друг», «когда со мной случилась беда, он бросил все свои дела и поехал со мной», «…мы с ним всегда друг другу помогали…», «…когда человек нуждается в чьей-то помощи, поддержке», «…мы с другом стояли до конца и дрались как никогда раньше – вот это настоящая дружба», «дружба проявляется, когда у человека неприятности…», «я могу обраться к нему по любому вопросу, т.к. уверен, что он подскажет, что делать», «он всегда меня выручал, это дорогого стоит», «…друг поможет разобраться с проблемой», «я всегда заступаюсь за него, а он за меня», «…другу нужно помочь в любой ситуации» и т.д.

При этом следует отметить, что достаточно часто в текстах мальчишечьих историй дружеская помощь предполагала риск, испытание, подразумевала какие-либо преодоления, наличие элементов опасности, а также в ряде случаев и материальные моменты. В качестве примера, иллюстрирующие эти аспекты, приведем отрывки из двух историй наших испытуемых:

Павел: «Мы с Борькой убежали в лес и потерялись. Бродили много часов по чаще. Даже немного страшно стало, телефонов ведь у нас с собой не было тогда. А потом я упал, запнулся за корягу какую-то и сломал ногу. Борька нес меня на своей спине. Я чувствовал, как ему тяжело, но он меня не бросил. Вот это, по-моему, и есть настоящий друг. Я тоже за него всегда заступаюсь. Даже дрался несколько раз до крови…».

Олег: «Хочу рассказать о своем отце и его друге…И что удивляет, постоянно слышу, как говорят, деньги разрушают дружбу. А вот у них наоборот. Когда я был маленький, мама с папой собрались покупать квартиру. Взяли кредит, как я сейчас понимаю, но денег все равно не хватало. И тогда папин друг дал ему денег, ничего не попросив взамен. Благодаря ему у нас теперь есть хорошая квартира. Считаю, что это и есть настоящая дружба… Хотелось бы тоже иметь таких друзей».

В то же время обращает на себя внимание тот факт, что в рассказах мальчиков-подростков о дружбе совершенно не упоминались размышления о чувствах, эмоциональной привязанности друзей (как можно видеть из таблицы 3, данная категория в содержании их историй полностью отсутствовала), что вполне соответствует мужской норме эмоциональной твердости [15] и, следовательно, свидетельствует о ее присвоении старшими подростками.

Кроме того, значительно реже по сравнению с помощью в трудных ситуациях (всего 10% высказываний) встречались в рассказах мальчиков ситуации совместной деятельности и общения, где особый акцент делался на общих интересах друзей: «у нас всегда были какие-то общие интересы, то есть хоть в чем-нибудь, но они обязательно пересекались», «…всегда вместе отдыхаем и обязательно общаемся и по телефону, и просто так», «с тех пор я полностью ему доверяю, и мы обязательно обсуждаем друг с другом предстоящие дела», «тусуемся вместе, гуляем и болтаем, потому что нам интересно быть вместе» и др.

Также крайне редко в содержании историй подростков мужского пола присутствовали описания равных и доверительных отношений (7,7% упоминаний) и личностных качеств друга (9%): «…только так и должно быть, дружба, если она настоящая, основывается на равенстве и доверии», «…отношения без подколов, мне с моим другом легко по жизни», «он всегда меня понимает», «дружба – это, в первую очередь, доброта к другому человеку…» и др.

И, наконец, только в двух случаях встретилось упоминание о продолжительности дружеских отношений: «…друзья проявляются временем, мы с ним уже давно, с самого детства неразлей вода, как говорит мой папа – Лелек и Болек – так он нас называет»; «настоящая дружба не может быть месяц или год, она всегда продолжительная, может даже на всю жизнь».

Таким образом, обобщая полученные результаты, мы можем сделать вывод о том, что наиболее значимым аспектом дружеских отношений мальчиков старшего подросткового возраста является взаимная помощь и поддержка в трудных ситуациях. Иными словами, в системе представлений о дружбе наших испытуемых мужского пола существенно преобладает инструментальная характеристика, связанная с функциональным аспектом дружеских отношений.

Далее обратимся к содержательным аспектам представлений о дружбе подростков женского пола, среди которых было выделено 7 смысловых категории, а именно: «помощь в трудных ситуациях»; «совместная деятельность / общение»; «чувства»; «личностные качества подруги»; «продолжительность дружбы»; «привычка»; «равные / доверительные отношения».

Их общее количественное соотношение нашло свое отражение в таблице 2.

Таблица 2 – Содержательные аспекты представлений о дружбе девочек-подростков

Помощь в трудных ситуациях

Чувства

Совместная деятельность /

общение

Личностные

качества подруги

Привычка

Продолжительность дружбы

Равные /

доверительные отношения

Кол-во

114

47

61

34

2

2

4

%

43

17,8

23

13

0,8

0,8

1,6

Итак, как показывают данные таблицы 2, у девочек-подростков также как и у их сверстников мужского пола на первый план при описании дружеских отношений выходит помощь и поддержка в трудных ситуациях (43% высказываний), упоминание о которых чаще всего и встречались в текстах их историй: «…она плакала вместе со мной и мне становилось легче; потом она осталась со мной, хотя семья звала ее ехать на дачу, на шашлыки, кажется», «…уже через пять минут она была у меня, и я смогла ей все рассказать, а она держала меня за руку, гладила по голове, как маленькую, и подбадривала, как могла; такое не забывается», «когда моя мама заболела, Вика мне помогала готовить, у нее очень вкусный борщ получается, и бульоны научила меня варить; ходила со мной Павлика из детсада забирать», «на самом деле и я старюсь помогать ей даже не дожидаясь просьбы», «…меня тогда все в классе гнобили, я была новенькая, а она заступилась, ее все слушались, и меня травить сразу перестали, поняли, что Оля за меня; теперь мы с ней дружим», «…она мне поможет все сделать по дому…», «в дружбе нет взаиморасчета, есть желание помогать друг другу, сочувствовать, особенно, если вдруг случится беда; так и у нас: когда я или она поссоримся с родителями, например, всегда можно рассчитывать на то, что подруга будет на твоей стороне» и т.п. При этом если в рассказах мальчиков-подростков, как уже отмечалось ранее, акцент делался на защите, помощи делового и даже финансового характера, элементах риска и опасности, то у девочек в большинстве случаев речь идет об эмоциональной поддержке, а не только о помощи в делах и защите.

Кроме того, достаточно часто, рассказывая о дружбе, девочки-подростки говорили о совместной деятельности и особенно общении с подругами (23% высказываний), всячески подчеркивая значимость этой стороны дружеских отношений, а именно: «мы уже общаемся больше пяти лет, стали совсем близкими подругами», «и чем больше общались, тем больше сближались…», «…в процессе общения наши отношения становились более доверительными», «я так обрадовалась, что наконец-то могу поговорить по душам, и меня выслушают и поймут… таких подруг у меня еще не было», «…мы стали встречаться… для того, чтобы пообщаться», «нам хорошо и интересно быть вместе, мы плетем из бисера и весело болтаем обо всем», «обе любим пройтись по магазинам вместе; ездим в «Мегу», смотрим и обсуждаем, кто во что одет», «болтаем в свое удовольствие» и т.п.

Наконец, также следует особо подчеркнуть тот факт, что в 17,8% случаев наши испытуемые женского пола обращались к категории «чувства», отмечая те из них, которые сопровождают дружеские отношения: «она радуется за меня, а я за нее», «когда она выступает, я всегда за нее волнуюсь», «нам вместе очень хорошо, и я очень рада, что встретила такую подругу», «я видела, как она за меня боясь тогда», «просто слезы накатываются на глазах, когда вспоминаю об этом» и др. Напомним, что ничего подобного в историях мальчиков-подростков мы не наблюдали.

К тому же девочки несколько чаще своих сверстников прибегали и к описанию личностных характеристик подруг, делая акцент на качествах эмпатии, внимательности, заботливости, проницательности, откровенности и т.п.: «настоящая подруга может угадывать твои мысли и чувства без слов…», «это та, кто всегда может посочувствовать и порадоваться за тебя», «когда есть подруга, есть кому о тебе позаботиться», «я особо ценю такие качества как внимательность, когда не будут забывать о подруге», «на все праздники мы дарим друг другу разные подарочки» и др.

В то же время столь же редко, как и мальчики, девочки-подростки говорили о равных отношениях (1,6% упоминаний) и затрагивали тему продолжительности дружбы (0,8% ответов), как, впрочем, и категорию «привычка» (0,8% ответов), которая вообще не встречалась в текстах историй старших подростков мужского пола: «наверно, мы просто привыкли друг к другу, я к ней и ее причудам, она ко мне», «это уже как привычка – быть всегда рядом».

Таким образом, подводя итог результатам анализа историй о дружбе, предложенных девочками-подростками, мы приходит к заключению о том, что в системе их представлений наряду с ориентацией на инструментальный характер дружеских отношений достаточно ярко выраженной оказывается экспрессивная составляющая, связанная с эмоциональным аспектом таких отношений, что позволяет говорить об особой значимости для девочек старшего подросткового возраста чувств и задушевного общения, возможности делиться с близкими людьми своими переживаниями и получать на них эмоциональный отклик. Заметим, что эти, полученные нами, фактические данные полностью согласуются с результатами исследований ряда зарубежных и отечественных авторов, свидетельствующими о том, что в женской дружбе большое значение, прежде всего, придается самораскрытию и эмоциональной поддержке [4; 9; 10].

Итак, как показало выполненное нами исследование, содержание представлений старших подростков о дружбе имеет некоторую гендерную специфику, обусловленную особенностями женской и мужской социализации. В частности, мы убедились в том, что к концу подросткового возраста во взглядах девочек и мальчиков на дружеские отношения находят свое отражение существующие в нашем обществе культурные нормы и стандарты, в числе которых одно из центральных мест занимают дифференцированные гендерные стереотипы и производные от них социальные ожидания.


Библиографический список
  1. Альберони Ф. Дружба и любовь. М.: Прогресс, 1991. 320 с.
  2. Аргайл М. Психология счастья. СПб.: Питер, 2003. 271 с.
  3. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: Изд-во МГУ, 1987. 174 с.
  4. Кон И.С. Дружба. СПб.: Питер, 2005. 330 с.
  5. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 2007. 794 с.
  6. Мохова Е.Е. Возрастная динамика представлений о друге и дружбе в младшем школьном возрасте: дис. … канд. психол. наук. М., 2004. 235 с.
  7. Родина А.М. Представление о дружбе и о себе в различные периоды жизни человека: дис. … канд. психол. наук. СПб., 2000. 217 с.
  8. Юркова Е.В. Социально-психологические исследования дружбы // Современные проблемы психологии семьи: феномены, методы, концепции. Выпуск 3. СПб.: Изд-во АНО «ИПП», 2009. С. 96-101.
  9. Юркова Е.В. Проявление социальных представлений о дружбе в межличностных отношениях: дис. … канд. психол. наук. СПб., 2004. 169 с.
  10. Юркова Е.В. Гендерные модели дружеских отношений // Гендерные отношения в современном российском обществе: Вариации на тему гендера: материалы III межвузовской конференции молодых исследователей. СПб.: Алетейя, 2004. С. 180-186.
  11. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. СПб.: Питер, 2003. 604 с.
  12. Психология современного подростка / Под ред. Л.А.Регуш. СПб., Речь, 2005. 387 с.
  13. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2010. 816 с.
  14. Толстых Н.Н., Прихожан А.М. Психология подросткового возраста. М.: Изд-во Юрайт, 2016. 406 с.
  15. Берн Ш. Гендерная психология. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. 318 с.
  16. Семенова Л.Э. Гендерный анализ стратегии и тактики притязаний у детей старшего дошкольного возраста // Вопросы психологии. 2002. №6. С. 23.
  17. Семенова Л.Э. Особенности самопрезентации мужчин – педагогов средней школы в контексте их профессиональной деятельности // Психологическая наука и образование. 2008. №1. С. 82-89.
  18. Семенова Л.Э. Становление ребенка как гендерного субъекта в процессе личностного развития в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте в условиях онто- и дизонтогенеза: автореф. … дис. … д-ра психол. наук. Н.Новгород, 2010. 49 с.
  19. Кон И.С. Мужчина в меняющемся мире. М.: Время, 2009. 496 с.
  20. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. СПб.: Питер Ком, 1999. 528 с.


Все статьи автора «Семенова Лидия Эдуардовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: