УДК 316.422.42

ИНТЕРНЕТ КАК ФАКТОР НЕСТАБИЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА

Ковалевская Елена Борисовна
ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»
студентка 2 курса магистратуры факультета истории, социологии и международных отношений, кафедра социологии

Аннотация
Особую актуальность данная тема приобретает с учетом приближающихся федеральных выборов. Учитывая постоянный рост числа граждан, которые активно пользуются интернетом, а также продолжающееся распространение интернета в регионах, интернет стал крайне важным каналом коммуникации для российского социума, фактором нестабильности общества. Отсутствие контроля за событиями, происходящими в интернете – это угроза стабильности жизни индивида, социальных групп и общества в целом.

Ключевые слова: Интернет, интернет-пространство, информационное воздействие, информационные войны, общество, СМИ


INTERNET AS A FACTOR OF INSTABILITY SOCIETY

Kovalevskaya Elena Borisovna
Kuban State University
student 2 course Magistracy, Department of History, Sociology and International Relations, sociology Department

Abstract
Of particular relevance , the topic becomes considering the upcoming federal election. Given the steady increase in the number of people who actively use the Internet , as well as the continued expansion of the Internet in the regions , the Internet has become an extremely important channel of communication for the Russian society , a factor of instability of society. Lack of control over events occurring on the Internet - is a threat to the stability of life of the individual , social groups and society as a whole.

Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Ковалевская Е.Б. Интернет как фактор нестабильности общества // Психология, социология и педагогика. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/03/6591 (дата обращения: 19.11.2016).

История развития современных обществ напрямую связана с эволюцией каналов коммуникации. Появление каждого нового канала коммуникации серьезно влияло на процесс жизнедеятельности социума, изменяло представление индивида об окружающем мире, существующие представления о символическом мире, конституирующими так называемым информационным пространством. Доминирующий канал коммуникации в различные исторические периоды во многом определяли процесс жизни общества. Известно, что Й. Геббельс в своем дневнике в период Второй мировой войны отмечал количество мощных радиопередатчиков у себя и у противника. Министр пропаганды Германии понимал, что перевес в данном канале коммуникации критически важно для социума, находящегося в состоянии войны. С. Кара-Мурза в своей книге «Манипуляция сознанием» пишет: Скорее всего, СССР, проиграл бы Отечественную войну, если бы у населения были телевизоры.  Два выше приведенных примера дают нам понять, как важно для государства контролировать наиболее востребованные каналы коммуникации.

Развитие каналов коммуникации ставит перед социумом новые вызовы. Если у государственного аппарата уже накоплен значительный опыт влияния на редакционную политику печатных газет, радио, телевидения, то методы влияния на интернет-пространство еще только придется выработать и сформировать. «Война и мир в глобальной деревне» М. Маклюэна и «Третья волна» Э. Тоффлера уже давно перестали быть футуристическим конструкциями – это реальность, в которой живет российский социум. Данный тезис применим не только к Москве и Санкт-Петербургу, но и к большинству регионов страны. Фактически российский социум разделен на две части: у представителей более старших возрастных групп доминирующим каналом коммуникации остается телевидения, у второй группы, доминирующим каналом коммуникации является интернет. Отметим, что вторая группа по демографическим причинам является постоянно растущей. У двух групп совершенно разные представления о символическом мире, которые формируются разным информационным пространством. Вследствие этого индивиды из двух групп имеют разное отношение к государственной политике, работе муниципальных органов власти, различные политические установки.

Причина различия кроется в количестве негативной, отрицательной информации о жизнедеятельности общества в различных каналах коммуникации. Если на телевидении в новостных выпусках доминирует положительная информационная повестка, то в интернете сосредоточено наибольшее количество негативной информации. Проблема в том, что негативная информация вызывает больший отклик аудитории, что заставляет многие новостные интернет-сайты, в погоне за аудиторией и прибылью, сосредоточиться на освещении негативных событий или выдачи негативных оценок какому-либо событию. Аналогичный процесс происходит и в социальных сетях – общественно-политические паблики сосредоточены в первую очередь на освещении негативной информации.  Значение пабликов в социальных сетях нельзя недооценивать, у многих из них посещаемость намного выше, чем у новостных сайтов. Доминирование негативной информационной повестки формирует символический мир молодежи, которая принимает оппозиционные взгляды по отношению к власти как федеральной, так и региональной, а также на уровне муниципалитетов. Наличие негативной информационной повестки в интернете, а также ограниченность доступа к другим каналам коммуникации привели во второй половине двухтысячных в интернет представителей российской оппозиции. Именно оппозиция первая начала активно работать в интернете, осваивать технологии пропаганды своих взглядов в данном канале коммуникации. Что в итоге только увеличило количество негативного контента в интернете, который читала молодежь. Первым серьезным «звонком», для российского социума стали выступления националистов на Манежной площади в 2010 году. Процесс подготовки, организации, агитации о необходимости выйти на Манежную площадь был практически полностью осуществлен в интернете, преимущественно через социальные сети и сайты оппозиционных организаций.

Контент-анализ записей первой сотни оппозиционных лидеров России в «Twitter» или «Facebook» за пару дней позволяет понять, что транслируется только негативная повестка, ставящая под вопрос легитимность власти, призывы к необходимости смене элит, критики практически всех серьезных государственных решениях, часто без опоры на факты, и т.п. Миллионы индивидов читают этот контент, который формирует их представления о реальности, подталкивает их к участию в протестных акциях, оспариванию права существующих элит руководить политической, правовой сферами, часто это приводит к отрицанию доминирующей культуры, переходу индивидов в контркультуры. Наиболее ярко данный процесс проявился в период прошлых федеральных выборов в конце 2011-первой половине 2012г. Массовое распространение оппозицией в интернете текстового и видео контента о нечестном подсчете голосов избирателей на выборах в Государственную Думу привело к выходу десятков тысяч протестующих на улицу 50 российских городов. Агитация в интернете оппозиции привела к полномасштабному политическому кризису в стране, массовых акциях протеста под названием «Марши миллионов». Данные процессы заставили власть пойти на политическую реформу. События, связанные с вышеописанным политическим кризисом, показали, что интернет стал крайне важным каналом коммуникации для российского социума, фактором нестабильности общества. После 2011 года стало очевидным, что отсутствие контроля за событиями, происходящими в интернете – это угроза стабильности жизни индивида, социальных групп и общества в целом.  Социологической науке только предстоит оценить всю значимость влияния нового канала коммуникации на российский социум. Важность данной темы трудно переоценить, учитывая постоянный рост числа граждан, которые активно пользуются интернетом, а также продолжающееся распространение интернета в регионах. Отдельный интерес к теме возникает, учитывая значение интернета в организации революции в Египте в 2011, массовых акциях протеста на площади Таксим в Стамбуле 2013, события на Евромайдане в Киеве в 2013.  Информация в интернете может прекратить работу в целых отраслях экономики, что приводит к невозможности выполнения отрасли своей функции. В декабре 2014 в российском сегменте интернета появились слухи о том, что банкоматы Сбербанка не будут выдавать наличные деньги. Это привело в нескольких регионах к паническому изъятию населением всей денежной массы из банкоматов. В итоге пустых банкоматы только подтвердили опасения населения и усилили влияния слухов. Успокоить населения и стабилизировать нормальную работу банкоматов удалось только через несколько дней.  Отметим, что информационная атака на Сбербанк проходила в период резкого падения курса рубля к доллару и евро и могла являться элементом давления на банковскую систему страны. Информационные атаки в интернете проходят не только на политическую и экономическую сферы, но и на культурном уровне. Уже несколько лет с разным успехом проводятся информационные атаки против патриарха Кирилла. Нужно отдать должное РПЦ, она давно осознала угрозу со стороны интернета и ведет в нем активную работу, подтверждение этому недавняя регистрация странички патриарха в социальной сети ВКонтакте. Вышеприведенные примеры ставят вызовы перед отечественной социологической наукой, которая должна изучать методологию и методику данных процессов.

Перед государством возникает извечный русский вопрос: что делать? И он не является тривиальным. Интернет – фактически первый канал коммуникации, в котором источником информации может стать любой индивид, а не отдельное СМИ. Что создает возможность множества коммуникативных цепочек, со сложно прогнозируемым масштабом распространения информации. Интернет – это сложно контролируемый канал коммуникации, которым невозможно руководить директивными методами.  Методы работы государства в нем должны быть модернистскими.   Государству, ради нормальной жизнедеятельности социума, необходимо контролировать процессы и тренды, происходящие в интернете, путем конкурентной борьбы за внимание аудитории к своему контенту, который должен быть позитивным. Исходя из этого, перед государством стоит задача создания системы лояльных интернет источников, которые будут транслировать позитивную информационную повестку.  Перед государством стоит задача увеличивать количество позитивного контента – увеличение охвата аудитории. Для региональных и муниципальных властей стоит задача создания системы коммуникации с интернет аудиторией, при этом не только для трансляции информации, но и для обратной коммуникации со стороны индивидов и групп, целью которой станет реакция властей на их пожелания, жалобы, открытые обращения. Для выполнения этой задачи необходим мониторинг интернет-пространства.

Государству необходимо создать свою систему доставки информации до пользователей интернета, которая станет альтернативным источником информации на происходящие события. Вследствие этого, в сети интернет, его информационном пространстве будут одновременно существовать различные точки зрения, как оппозиционные, так и лояльные к действующей власти. То есть вести перманентную «информационную войну». Необходимо достигнуть количественного доминирования позитивного контента для различных социальных групп, общающихся в интернете. Здесь, мы приходим к мысли, высказанной ранее в тексте, власти нужно считать количество «радиопередатчиков у себя и у противника», в данном случае в интернете. В противном случае социум не будет огражден от новых политических кризисов, формирование основ для которых будет происходить в интернете.  Особую актуальность данная тема приобретает с учетом приближающихся федеральных выборов.


Библиографический список
  1. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием /М.: Издательство «Эксмо», 2004. – 864 с.
  2. Тоффлер Э. Третья волна / Пер. с англ. В. Солодов. М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 781 с.
  3. Маклюэн М., Фиоре К. Война и мир в глобальной деревне/ Пер. с англ. И. Летберг. М.: ООО «Издательство АСТ», 2011. – 224.
  4. Ржевская Е. М. Геббельс: Портрет на фоне дневника [Текст] / Ржевская Е. М. ; Пер. фрагментов дневников И.Геббельса Л.Сумм; Худ. В.Виноградов. М. : Слово/SLOVO, 1994. — 384 с.


Все статьи автора «Ковалевская Елена Борисовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация