УДК 159.9

ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ У ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМЫХ СТУДЕНТОВ

Шубина Оксана Николаевна
Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки
студентка

Аннотация
В статье проводится анализ проблемы Интернет-зависимости студентов с точки зрения проблем психологической безопасности их личности. Автором показано, что Интернет-зависимость как одна из форм аддикции имеет психологическую основу. Соответственно, знание психологических аспектов данного явления позволяет выстроить более успешную практику обеспечения психологической безопасности личности.

Ключевые слова: аддикция, зависимость, защищенность, Интернет, личность, психологическая безопасность., развитие, студент


PROBLEM PSYCHOLOGICAL SAFETY OF THE PERSON AT INTERNET ADDICTION STUDENTS

Shubina Oksana Nikolaevna
Branch of the Stavropol State Pedagogical Institute in Essentuki
student

Abstract
The article analyzes the problem of Internet addiction of students in terms of the psychological problems of their security of the person. The author shows that Internet addiction as a form of addiction is a psychological basis. Accordingly, knowledge of the psychological aspects of this phenomenon allows to build a successful practice providing psychological safety of the person.

Keywords: a student, addiction, dependence, development, personality, psychological safety, security


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Шубина О.Н. Проблема психологической безопасности личности у Интернет-зависимых студентов // Психология, социология и педагогика. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/04/6606 (дата обращения: 29.09.2017).

Современные условия жизни, наполненные разнообразными соблазнами, противоречиями и неопределенностями, рассматриваются нами в качестве предрасполагающих к возникновению, закреплению и развитию различных видов физических и психологических зависимостей (аддикций) у субъектов, находящихся на этапе жизненного самоопределения [1].

Отметим, что проблематика аддикций является на текущий день актуальной как на общесоциальном, так и на научном уровне. Понимание сущности изучаемых в ее рамках вопросов опирается на содержание базового для нее термина «аддикция». В переводе с английского языка порочные, болезненные пристрастия называются addiction, что послужило основой для возникновения соответствующего термина. Его использование осуществляется равнозначно с термином «зависимость». Широкое распространение получило деление всех аддикций по представленности в них химической основы на три основные разновидности. Соответственно, выделяют химические (наркомания, токсикомания, алкоголизм, курение), биохимические (анорексия, булимия) и нехимические (подсознательные) аддикции. В психологической науке наиболее изученной является проблематика психологических предпосылок возникновения и преодоления алкогольной аддикции. Однако происходит постепенное расширение интереса и к другим видам зависимостей.

Интерес психологов к особенностям возникновения, динамике, закономерностям и т.д. обнаружения различных аддикций обусловлен тем, что их возникновение вне зависимости от предметного содержания связано с определенными личностными качествами и психическими состояниями человека. Практика показывает также перспективность использования знания психологических механизмов аддикций для их профилактики, снижения и преодоления. Не случайно, в современных исследованиях значительное внимание уделяется разработке психологических технологий нейтрализации аддикций.

Теоретической и практической значимостью обладает установление связи особенностей функционирования аддиктивных проявлений человека с его возрастными особенностями. Существенной уязвимостью к действию факторов, вызывающих разнообразные зависимости, обладают выпускники школ и студенты вузов, с нашей точки зрения, потому, что они стоят перед необходимостью решения судьбоносных задач личностного, профессионального и социального самоопределения, но на личностном уровне еще не достаточно созрели к этому. Обладая еще не достаточно сформировавшейся системой ценностей, неустойчивой мировоззренческой структурой личности, молодые люди оказываются, зачастую, не подготовленными к осуществлению важных жизненных выборов [2, 3]. Немалую роль в формировании зависимостей играет и свойственное им стремление приобрести большую автономность от родительской семьи, сопровождающееся игнорированием советов и рекомендаций от опытных и обычно доброжелательных к ним лиц. В результате, будучи еще реально не достигшими достаточной социальной и личностной зрелости для самостоятельных ответственных действий в своей жизнедеятельности, они оказываются один на один перед ответственными задачами и порождаемыми ими реальными трудностями. Иллюзорное освобождение от них дарит обращение к различным средствам облегченного обретения душевного благополучия – алкоголю, наркотикам, курительным смесям, нюхательным солям и т.д. Одним из популярных среди молодежи средств достижения свободы, независимости, легкости контактов, в конце концов, вседозволенности является в последние годы Интернет.

Получающий все большую и большую популярность Интернет, наряду с распространением среди студентов других зависимостей (алкогольной, никотиновой, наркотической и др.), имеющими в свое основе физическое пристрастие, способствует формированию у них зависимости, обнаруживающейся, прежде всего, на психологическом уровне. Интернет-зависимость среди немногих зависимостей не имеет в своей основе химической привязанности к своему предмету. Соответственно, при ее рассмотрении основное внимание исследователей сосредотачивается на психологической стороне всех аддиктивных процессов [4, 5, 6, 7 и др.].

Выделение особенностей психики ее субъекта является ключевым в трактовках, раскрывающих сущность Интернет-зависимости. Так, свободная энциклопедия Википедия определяет Интернет-зависимость как психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от него. Рассматривая аддиктивное поведение в качестве ухода от реальности посредством изменения психического состояния, можно говорить о том, что создаваемая компьютером реальность, несомненно, трансформирует психическое состояние своего пользователя [8]. Субъект попадает в особую реальность (виртуальную реальность), которая характеризуется большей красочностью, большей событийной насыщенностью, большей гибкостью и ориентированностью на индивидуальные интересы [9]. Именно это и сделало ее особо привлекательной для лиц, испытывающих дефицит в эмоциях, в информации, в комфорте в отношениях и т.д. Реальность такова, что теперь компьютер – это не просто вещь, инструмент для работы с информацией, это фетиш, благодаря которому осуществляется поклонение миру, находящемуся в Интернете [10]. Это устройство заменяет для попавших в его сети субъектов наркотики, азартные игры, коллекционирование и все, что угодно. Все то, что значимо, притягивает, позволяет почувствовать спокойствие или, наоборот, насыщенность жизни. Вместе с тем, одновременно с удовлетворением субъект получает и проблемы. Главная из них в том, что реальная жизнь подменяется теперь для него иллюзией, своеобразным «сном наяву». Связанные с этим состояния иногда называют расстройством психики, в том числе, и потому, что «выход» из них характеризуется высокой непредсказуемостью. Он может осуществиться иногда – незаметно, но чаще – высоко травмирующим образом, вплоть до суицидальных попыток [11, 12, 13].

Справедливости ради, следует признать, что зависимость от Интернета появляется не у всех его пользователей, а только у тех, кто обладает определенной предрасположенностью к этому. В подавляющем большинстве случаев «вызревание» зависимости формируется на основе некоторых качеств личности (личностной ригидности, конформности, сниженной уверенности в себе и т.д.) и происходит, зачастую, неосознанно [14, 15]. Субъект в подавляющем большинстве случаев не отдает себе отчета в том, что он зависим от Интернета, от сетевых контактов. Вместе с тем, сторонний наблюдатель видит обозначенные приметы с достаточной очевидностью. На это указывает застывшая маска лица, застывшие эмоции, минимизация реакций пользователя компьютера. Данные признаки очень сближают всех обладателей каких-либо аддикций.

Вместе с тем, Интернет-аддикция обладает рядом признаков, которые нетипичны для многих других зависимостей. Среди них отметим, что Интернет-зависимость всегда базируется на потребности субъекта взаимодействовать с другими людьми. В этом плане Интернет значительно расширяет возможности своего пользователя. В отличие от многих других видов общения, общение посредством сети дает возможность реализовать анонимное общение. Анонимность в данном случае позволяет преодолеть многие субъективные проблемы. В частности, она делает собеседников более раскованными, снимает барьеры межполовых, возрастных, этнокультурных, конфессиональных и прочих особенностей. Такое общение, кроме того, позволяет реализовать любые фантазии, на которые получают ответ все желающие. С помощью ресурсов Интернета можно отыскать любого человека, познакомиться с кем угодно. При этом необязательно удерживать внимание собеседника. Для самоутверждения субъекта немаловажно и то, что с помощью компьютерных сетей можно получить определенный социальный статус в виртуальной группе. Они открывают практически неограниченный доступ к информации. Все это изменяет отношение к персональному компьютеру [16]. По сути, заложенные в нем возможности на сегодняшний день позволяют удовлетворить любой компонент потребностной пирамиды человека. Напомним, что, по А. Маслоу, она включает физиологические потребности (виртуальные романы, киберсекс), потребности в безопасности, в социальном признании, в принадлежности к группе. Через возможность завязать знакомство и реализовать виртуальный флирт, Интернет позволяет удовлетворить потребность субъекта в любви. Через возможность практически неограниченной трансляции своих идей он позволяет заявить о себе и вызвать интерес на любой территории и среди любой социальной аудитории. Позволяя попробовать себя на многих поприщах, Интернет открывает возможность достаточно быстрой самореализации и самоактуализации личности. Все это способствует образованию зависимости от источника таких возможностей, т.е. от Интернета, его социальных сетей. Привлекательность открывающихся посредством него возможностей достаточно быстро делает человека зависимым от всего этого. Трудность рефлексии образовавшейся зависимости приводит к тому, что от нее достаточно трудно избавиться не только самостоятельно, но и с помощью специалиста [17]. Последнее, допускаем, вызвано тем, что знания об Интернет-зависимости продолжают оставаться достаточно схематичными, не учитывающими современные реалии и изменения, происходящие с человеком под их влиянием. Все же разберемся в базовых характеристиках Интернет-зависимости.

К. Янгом были охарактеризованы основные пять типов зависимостей от Интернета. Во-первых, зависимость от компьютера, и это не обязательно игры, зависимость выражается в работе за компьютером, например, программирование, печатание и прочее. Во-вторых, постоянный поиск информации в Интернете. В-третьих, постоянное желание играть, покупать, следить за акциями в Интернете. В-четвертых, зависимость от общения в Интернете, например, в чатах, социальных сетях, форумах, что приводит к замене живого общения онлайновским. В-пятых, аддикция от киберсекса, когда постоянно просматривается порнография, обсуждаются взрослые темы на форумах и в чатах. К. Янг также выделил четыре признака, которые указывают, что человек стал Интернет-зависимым: желание проверить почту; желание снова оказаться на просторах Интернета, жалобы домашних, что человек слишком долго в Интернете жалобы, что много денег уходит на Интернет. Прекращение пользования Интернетом приводит к синдрому отмены, который сказывается на качестве социальной, личной, профессиональной деятельности человека. Симптомы обнаруживаются как замедленная реакция, нарушение координации в движениях. Характерно, что длятся они также долго, как и при отмене наркотиков. Последствия всегда индивидуальны и зависят от комплекса внешних и внутренних факторов.

В настоящее время проводится грань между «нормальным» и противоположным к нему (обозначают как «наркотическое») использованием Интернета. Разграничивая их, Р. Дэвис отмечает, если человек заходит в Интернет только с конкретной целью, проводит там ограниченное количество времени, достигая своей цели, обычно Интернет-зависимость не возникает. Наиболее явным подтверждением этому является отсутствие дискомфорта от необходимости прерывать Интернет-контакты. Кроме того, при нормальном Интернет-общении его субъекты предпочитают, все же, живое общение. Виртуальное же общение рассматривается ими в качестве одного из средств реализации имеющихся целей.

Вместе с тем, Интернет способен незаметно осуществить трансформацию нормального общения на аномальное, зависимое от себя общение. Не случайно, вырабатываемая на его основе зависимость характеризуется стремительными темпами распространения среди разных категорий населения. Развиваясь в нашей стране всего лишь около двух десятилетий, практика использования Интернета способствовала тому, что без него уже не может обходиться практически каждый третий житель. Примерно каждый седьмой житель стремится каждый день заходить в него, устанавливать через него различные контакты, получать информацию, делать покупки и т.д. Представленные цифры указывают на то, что Интернет-зависимость давно перешагнула рамки единичных случаев и приобрела среди определенных групп характер эпидемии.

Отметим, что возрастной диапазон пользователей Интернета достаточно широк. Вместе с тем, именно студенческий возраст, как указывалось ранее, наиболее благоприятен для выработки разных видов зависимостей. При этом формирование зависимости от Интернета буквально «вплетено» во всю «ткань» социальной ситуации развития студенческой молодежи. Соответственно, можно говорить об особой восприимчивости субъектов студенческого возраста для формирования аддиктивной привязанности к использованию Интернета. Несмотря на очевидные, легко визуализируемые достижения в психическом развитии, студенческая пора – это время, когда человек «входит» во взрослую жизнь, еще не имея реального опыта ее индивидуального проживания. Поэтому его легко увести в сторону от решения актуальных задач возрастного развития, побуждая стать зависимым от различных атрибутов взрослой жизни. В силу этого обращение к ресурсам Интернета является значительным риском выработки у студентов зависимости от него.

Немаловажной предпосылкой для образования у них пристрастного, зависимого отношения к сетям Интернета является насущная для студентов необходимость поиска информации в различных источниках. Обращение их к возможностям Интернета является наиболее быстрым и доступным на сегодняшний день способом информирования по различным вопросам. Поощряет к использованию такой возможности достигшая высокого уровня доступность доступа к Интернет-ресурсам. Не только дома, но и уже в библиотеках, они могут обратиться к возможностям компьютерных сетей для получения доступа к удаленным источникам информации. В немалой степени распространению Интернет-зависимости способствует то, что студентам гораздо легче и быстрее  проверить почту по электронному ящику, чем писать письма, как это было раньше. Немаловажно и то, что студентам постоянно необходимо обращаться к Интернету, чтобы связаться со своими родными, друзьями и единомышленниками, которые могут находиться на значительном удалении. Посредством Интернета данный контингент решает свои проблемы, делится сокровенными мыслями и переживаниям, планами и надеждами, стремится получить поддержку и обрести душевное благополучие. Подобные запросы со временем становятся аддиктивными. Утрата по какой-либо причине возможности жить, по существу, онлайн рождает разочарование, напряжение, апатию, депрессию, агрессию и прочие состояния, негативно отражающиеся на текущей активности субъекта, на уровне его душевного благополучия и качестве социального взаимодействия. У него снижается самостоятельность и произвольная активность, разрушаются дружеские и социальные связи, падает интерес к жизни [18]. Следующий за разрывом контактов с всемирной сетью психический негатив свидетельствует о том, что субъект пользования Интернета испытывает актуальные трудности в сфере психологической безопасности личности.

Психологическая безопасность личности в настоящее время рассматривается в качестве индикатора социального и индивидуального благополучия человека [19, 20]. Во многие современные практики безопасность входит в качестве базового принципа [21]. Разрабатываются психологические технологии самообеспечения безопасности личности в различных контекстах жизнедеятельности [22, 23]. Анализируются практики обеспечения безопасности, которые создаются целенаправленно или складываются стихийно [24, 25, 26]. Позиционируясь на современном этапе развития психологической науки в качестве особой проекции объективной реальности на психику человека, отражающей степень его защищенности и сохранения неснижающейся во времени способности к развитию, безопасность характеризуется достаточной неустойчивостью. Лежащая в ее основе подконтрольность субъекту комплекса действующих на него неблагоприятных внешних и внутренних факторов, имеет динамическую природу. Она проявляется в периодическом отказе от развития в пользу защищенности и, наоборот, от защищенности в пользу развития. Нарушение оптимального соотношения защищенности субъекта и его способности к развитию приводит к падению уровня психологической безопасности личности. Интернет создает для субъекта виртуальную среду, которая формирует лишь иллюзию защищенности и развития субъекта, тем самым, нарушая основу его психологической безопасности личности.

В немалой степени возрастанию рисков разрушения психологической безопасности по итогам обращения к ресурсам Интернета способствует то, что доступ к его сетям с каждым годом становится все легче. Иметь доступ к Интернету можно с домашнего компьютера или с мобильных устройств, например, в кафе, где есть доступ к Wi-Fi. Часто посещаются студентами социальные сети, среди них «Одноклассники» и «Вконтакте». Широко используется «аська». Сейчас уже миллионы пользуются интернетом, чтобы поддерживать межличностные контакты, играть в различные игры. Появилась возможность даже виртуальной жизни. Примером является игра «Идеальный мир», в которой можно активно действовать как в привычном контексте, так и в достаточно необычных ракурсах. Широкое распространение получила трансляция личной информации. При этом молодежь совершенно не думает о том, что разглашать свои секреты и вообще сокровенные вещи и фото в интернете очень опасно. Все названное свидетельствует о массовом характере распространения Интернет-зависимости среди молодежи. Это, действительно, Интернет-зависимость, т.к. некоторые без нахождения онлайн попадают в то же состояние, что наркоман без наркотиков. Начинается ломка. Хочется взять смартфон и подключиться к социальной сети, написать СМС-ку или позвонить по скайпу.

Подобная симптоматика становится все более характерной для студенческой молодежи. Как показал анализ результатов проведенного нами опроса (n=100), у большинства испытуемых (33,0%) развита зависимость от Интернета первой степени. У них есть проблемы при общении с Интернетом. 27,0% испытуемых зависит от всемирной сети. 20,0% – это среднечки. Они пользуются Интернетом хаотично. То на них что-то находит, они не владеют собой, то все в порядке, и они контролируют себя. Еще 20,0% вообще никак не зависят от Интернета. Он не оказывает на них никакой зависимости.

Рассмотрим психологические особенности студентов, обладающих Интернет-зависимостью. Как показал опросник коммуникативных качеств личности, 60,0% таких студентов любят общаться, они вспыльчивы, любят быть в кругу внимания. 27,0% процентов – это та группа студентов, у которой общение просто вырывается наружу. Они всегда все знают, везде участвуют, готовы обсуждать любые темы. Но слишком серьезные вопросы им не по силам. 13,0% характеризуются обычной коммуникабельностью. Они любознательны, терпеливы к собеседникам, не вспыльчивы.

Тест уровня самооценки выявил, что 60,0% испытуемых имеет низкую самооценку, они недовольны собой. У них много сомнений, жизнью они неудовлетворенны, интеллект подводит, слабые способности и достижения. Также их не устраивает их пол, возраст, внешность. 40,0% хорошо знают себя, доверяют своим возможностям, умеют выходить из сложных ситуаций.

Обследование испытуемых позволило установить распространенность среди них тревожности – реактивной и личностной. По реактивной тревожности 40,0% имеет высокий уровень тревожности. 27,0% имеет умеренную тревожность, можно сказать, что это полезная грань тревоги. 33,0% студентов имеет низкую тревожность по реакции. У них нет вообще никакого напряжения, они не беспокоятся, не нервничают. Но зато у них низкая ответственность и мотивы к деятельности. Что же касается личной тревожности, то она наблюдается у 37,0% опрошенных. Поэтому у них повышен уровень опасности, они все время чего-то боятся. На высоком уровне эмоции и нервозность. 27,0% обладает умеренной тревожностью. 7,0% имеет низкую тревожность личности.

Подводя итоги, можно отметить, что проблема Интернет-зависимости для студентов достаточно актуальна. Для Интернет-зависимых студентов характерны проблемы с общением, с уровнем самооценки, тревожности. Все это свидетельствует о нарушении психологической безопасности их личности. Проблема требует пристального внимания психологов.


Библиографический список
  1. Kutovoy I.N., Syrova T.A. Some features of the subjective priorities of students` safety with different levels of internet addiction // European Journal of Psychological Studies. 2015. № 2 (6). С. 58-66.
  2. Иохвидов В.В. Исследование коллективных форм познавательной деятельности учащихся // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2014. Т. 20. № 7. С. 192-194.
  3. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Индивидуальные траектории психологической безопасности личности: понятие и типы // Psihologie. Pedagogie specială. Asistenţă Socială. 2015. №4. С. 61-68.
  4. Войскунский А.Е. Психологические исследования феномена Интернет-аддикции / 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. (Москва, 12-14 апреля 2005 г.). Секция Психологические аспекты деятельности человека в Интернет-среде.URL: psynet.by.ru/texts/voysk4.htm
  5. Джагарян К.А. Индивидуально-психологические особенности студентов техникума с Интернет-зависимостью // Education Sciences and Psychology. 2015. No.2(34). pp. 110-123.
  6. Джагарян К.А. Психологический портрет современного студента с проблемами интернет-зависимости // Прикладная психология и психоанализ. 2015. № 2. С. 8. URL:http://ppip.idnk.ru
  7. Кимберли Янг С. Диагноз — Интернет-зависимость// Мир Internet. 41.http://www.iworld.ru
  8. Краснянская Т.М. Формирование психологической готовности учащихся к продуктивному использованию компьютера: дисс. … канд. психол. наук. Ставрополь, 1998. 161 с.
  9. Краснянская Т.М. Психофизиологические и психические особенности детей при работе с компьютером: учебное пособие. Ессентуки: РОССЫ, 2001. 88 с.
  10. Фриндте В., Келер Т. Публичное конструирование Я в опосредованном компьютером общении // Гуманитарные исследования Интернета/ под ред. А.Е. Войскунского. М., 2000.
  11. Кристал Г. Нарушения эмоционального развития при аддиктивном поведении // Психология и лечение зависимого поведения / под ред. С. Даулинга. М., 2007.
  12. Краснянская Т.М. Влияние суицидальных предиспозиций молодежи на выбор безопасных стратегий поведения // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2005. Т. 49. № 5. С. 246-257.
  13. Тишкова Е.С. Субъективное атрибутирование суицидальных намерений студентами с разными приоритетами личной безопасности // Психология, социология и педагогика. 2015. № 5 (44). С. 57-63.URL: http://psychology.snauka.ru/2015/05/4953
  14. Саввичева Д.Д. Уверенность в себе студентов вуза как личностная детерминанта готовности к рискам нарушения безопасности // Психология, социология и педагогика. 2016. № 1 (52). С. 76-83. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/01/6258
  15. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Информационно-психологическая безопасность: угрозы личностному развитию и их преодоление // В сборнике: Развитие системы педагогического образования в современной России: антропологический аспект. Материалы XI Международной научно-практической конференции. Под ред. Л.Л. Редько, С.В. Бобрышова, Е.Г. Пономарева. Ставрополь, 2015. С. 54-59.
  16. Краснянская Т.М. Отношение к компьютерно-опосредствованной деятельности как элемент психологической готовности к ее осуществлению // НТИ: Наука. Технологии. Инновации. 1996. № 8. С. 97.
  17. Джагарян К.А. Основные подходы к оказанию психологической помощи студентам с Интернет-зависимостью // Education Sciences and Psychology. 2015. No.3(35). pp. 20-29. (http://gesj.internet-academy.org.ge/download.php?id=2523.pdf)
  18. Иохвидов В.В. Коллективные формы познавательной деятельности школьников как средства повышения эффективности учебных занятий // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2015. Т. 21. № 1. С. 176-178.
  19. Краснянская Т.М. Компетентностный ресурс медиативного урегулирования конфликта в пространстве психологической безопасности его субъектов // Прикладная психология и психоанализ. 2013. № 4. С. 2. URL: http://ppip.idnk.ru
  20. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Теоретические аспекты разработки психологической концепции лингвистической безопасности личности // Прикладная психология и психоанализ. 2015. № 3. С. 4. URL: http://ppip.idnk.ru
  21. Krasnyanskaya T.M., Tylets V.G. Conceptualization of safety principle of educational practices // Журнал министерства народного просвещения. 2015. № 4 (6). С. 180-188. DOI: 10.13187/zhmnp.2015.6.180.
  22. Krasnyanskaya T.M., Tylets V.G. Designing the cloud technologies of psychological security of the person // Вопросы философии и психологии. 2015. № 3 (5). С. 192-199. DOI: 10.13187/vfp.2015.5.192
  23. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Принципы облачных технологий в ресурсном обеспечении саморегуляции субъекта психологической безопасности // Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России: Материалы IV Международной научно-практической конференции. Часть 1. Симпозиум «Субъект и личность в психологии саморегуляции». Кисловодск – Москва, 2015. С. 56-61.
  24. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Создание безопасной образовательной среды в вузе средствами мини-олимпиады // Веснік Віцебскага дзяржаўнага універсітэта. 2015. № 2-3 (86-87). С. 124-129.
  25. Краснянская Т.М. Психологическая роль ритуала в самообеспечении безопасности личности: ресурсный подход // Прикладная психология и психоанализ. 2014. № 4. С. 1. URL: http://ppip.idnk.ru
  26. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Визуализация практики самообеспечения безопасности в приметах и обычаях студентов вуза // Психология и психотехника. 2015. № 11. С.1158-1166. DOI: 10.7256/2070-8955.2015.11.17018.


Все статьи автора «Шубина Оксана Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: