УДК 378.1; 371.3

КАТЕГОРИЯ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ» КАК ПРОДУКТ И РЕСУРС ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Косоухов Владимир Михайлович1, Свинаренко Владимир Геннадьевич2, Зубанов Владимир Петрович3
1Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, студент
2Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», г. Москва, Информационно-аналитический отдел, Управление развития перспективных исследований, ведущий инженер
3Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, кандидат биологических наук, доцент

Аннотация
В статье описана возможность определения качества современного профессионально-педагогического знания в исследовании и уточнении социализации как процесса, продукта и ресурса, непосредственно связанного с развитием и саморазвитии личности обучающегося в системе непрерывного профессионального образования. Специфика детализации категории социализация связана с выполнением будущим педагогом по физической культуре трудовых функций тренера по избранному виду спорта, а также педагога по физической культуре.

Ключевые слова: воспитание, культура самостоятельной работы, педагогическое моделирование, самостоятельная работа студента


THE CATEGORY OF "SOCIALIZATION" AS A PRODUCT AND SERVICE TRAINING OF THE FUTURE TEACHERS OF PHYSICAL CULTURE

Kosouhov Vladimir Mikhailovich1, Svinarenko Vladimir Gennadievich2, Zubanov Vladimir Petrovich3
1Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, Novokuznetsk, student
2National research nuclear University «MEPhI», Moscow, Information and analytical Department, Management development advanced studies, head of information-analytical Department of the office of scientific research, senior engineer
3Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, Novokuznetsk, candidate of biological Sciences, associate Professor

Abstract
The paper describes the possibility of determining the quality of a modern, professional and pedagogical knowledge in the research and refinement as a process of socialization, products and resources directly related to the development and self-development of the individual student in the system of continuing professional education. The specificity of detail categories socialization related to the implementation of the future teachers of physical training coach job functions chosen sport, as well as a teacher of physical culture.

Keywords: education, independent work culture (the culture of self-study), students' independent work, teacher modeling


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Косоухов В.М., Свинаренко В.Г., Зубанов В.П. Категория «социализация» как продукт и ресурс подготовки будущего педагога по физической культуре // Психология, социология и педагогика. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/04/6610 (дата обращения: 01.10.2017).

Теория и практика социализации определяется в структуре изучения таких педагогических областей знаний, как «Социальная педагогика», «Педагогика физической культуры и спорта», «Теоретическая педагогика», «Практическая педагогика» и пр. Определяя понятие «социализация», будущие педагоги реализуют единство теории и практики планирования и организации социально-педагогичного взаимодействия в структуре образовательных организаций, оказывающих услуги в области физической культуры и спорта.

В НФИ КемГУ студенты определяют понятийный аппарат в модели изучения курсов современной педагогики, категория «социализация» [1-43], теоретические основы которого определены работами [44-53].

Отметим возможности будущих педагогов по физической культуре в уточнении категориального аппарата, а затем определим понятие «социализация» в структуре подготовки будущего педагога к организации педагогической деятельности и выполнения профессионально-трудовых функций.

Теория и практика уточнения категории «социализация» в модели общепедагогического знания представлена в работах [1-2, 5, 8, 13, 27, 30, 34, 40], в модели педагогики физической культуры и спорта в работах [1-4, 6, 7, 9-12, 14-26, 28-29, 31-33, 35-39, 41-43].

Социализация с точки зрения культурологического подхода – механизм включения личности в систему социальных норм и практики решения противоречий в микро-, мезо-, макромасштабах и детерминантах.

Социализация с точки зрения информационного подхода – процесс информационного обогащения личности в модели культуры и этики, фасилитирующий выбор средств и возможностей самоопределения, самосовершенствования и самореализации.

Социализация с точки зрения адаптивного подхода – процесс верификации качества усвоения социального опыта в модели развития личности (адаптивная или акмепедагогическая), предопределяющий успешность построения акметраектории достижений и продуцирования идеального и материального в антропосреде.

Социализация с точки зрения исторического подхода – исторически обусловленный процесс формирования социального опыта личности в соответствии с изменениями, происходящими в науке, искусстве, культуре, спорте, предопределяющими устойчивое развитие личности в системе современного образования и ноосферы.

Социализация с точки зрения аксиологического подхода – процесс формирования социального опыта личности в модели ценностей и ценностных ориентаций, способствующих осмыслению цели и задач развития личности и общества в реализации идей гуманистической педагогики, продуктивности и конкурентоспособности, регламентирующих выбор и уточнение педагогических условий успешного решения задач в системе детерминант «хочу – могу – надо – есть».

Социализация с точки зрения гуманистического подхода – процесс формирования потребностей личности в русле приятия идей и практики гуманистических отношений и способов решения задач развития и саморазвития в микро-, мезо-, макромасштабах и группах.

Социализация с точки зрения диалектического подхода – процесс поэтапного, ситуативного изменения социального опыта личности в модели развития и образования.

Социализация с точки зрения синергетического подхода – самоорганизующаяся система постановки и решения задач накопления социального опыта, обеспечивающего целостное развития личности в системе социальных институтов и непрерывного образования.

Социализация обучающегося, занимающегося спортом, с точки зрения культурологического подхода – процесс включения обучающегося, занимающегося спортом, в систему учебно-тренировочного процесса, реализующего многомерную страховку личности в выборе направлений деятельности и способов достижения высоких результатов, за которые личность гарантированно будет востребована обществом.

Социализация обучающегося, занимающегося спортом, с точки зрения информационного подхода – процесс формирования социального опыта личности обучающегося, занимающегося спортом, в модели информационной культуры, гарантирующей личности выбор оптимальных условий развития в различные этапы подготовки (учебно-тренировочный, соревновательный, восстановительный и пр.).

Социализация обучающегося, занимающегося спортом, с точки зрения адаптивного подхода – процесс приспособления обучающегося, занимающегося спортом, к условиям развития и сотрудничества, взаимодействия и общения, где спорт и адаптивная практика решения задач предопределяют выбор всех составных развития и саморазвития личности.

Социализация обучающегося, занимающегося спортом, с точки зрения исторического подхода – процесс исторически детерминированных возможностей развития обучающегося в спорте и через спорт, предопределяющий успешное выполнение нормативов и включение спортсмена в систему пропаганды здорового образа жизни и спорта в целом.

Социализация обучающегося, занимающегося спортом, с точки зрения аксиологического подхода – процесс реализации условий полноценного становления личности в спорте через осознание социально и личностно значимых целей и ценностей в микро-, мезо-, макрогрупповых отношениях и способах решения задач развития и саморазвития, самореализации и самосовершенствования.

Социализация обучающегося, занимающегося спортом, с точки зрения гуманистического подхода – процесс детализации возможностей социального воспроизводства ресурсов и механизмов гуманизма в модели самореализации личности через спорт.

Социализация обучающегося, занимающегося спортом, с точки зрения синергетического подхода – самоорганизующаяся система верификации качества усвоения социального опыта и социальных ценностей, предопределяющих успешное решение задач самоутверждения личности в спорте.

Выделенные детерминанты являются следствием решения задач уточнения понятийного аппарата в моделировании условий и практики педагогического взаимодействия и педагогической поддержек личности в выбор оптимальных возможностей самореализации личности.


Библиографический список
  1. Баландов К.Г., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Некоторые вопросы теории социализации в общей педагогике, социальной педагогике и педагогике спорта // Психология, социология и педагогика. 2015. № 12. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/12/6202
  2. Беспалов Д.Е., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Основы социализации и самореализации личности в модели педагогической рефлексии // Современная педагогика. 2016. № 2.
  3. Бобровская Ю. К. Особенности детерминации категории «социализация» в профессиональной подготовке педагогов // Тенденции и перспективы развития науки XXI века : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Сызрань, 28 января 2016 г.) : в 2-х ч. Ч.1. Уфа : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С. 168-170.
  4. Бойкова И.В., Чорный И.В., Аксенова А.Н. Некоторые особенности детерминации понятий «социализация» и «самореализация» в ресурсах подготовки будущего тренера по тайскому боксу // Современная педагогика. 2015. № 7.
  5. Волостных Е.С., Шварцкопф Е.Ю., Свинаренко В.Г. Особенности социализации и самореализации личности в модели профессионального образования // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 2. URL: http://human.snauka.ru/2016/02/14115
  6. Гусева Р. Б. Особенности уточнения категории «социализация» в подготовке педагога // Инновации, технологии, наука : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Киров, 23 января 2016 г.) : в 2-х ч. Ч.2. УФА : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С.141-142.
  7. Зубанов В.П., Алеев Е.М., Свинаренко В.Г. Оптимизация педагогических условий социализации обучающегося в спорте как социально-педагогическая проблема // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 3.
  8. Зубанов В.П., Алеев Е.М., Свинаренко В.Г. Особенности детерминации и уточнения категории «социализация» будущими педагогами по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 3.
  9. Зубанов В.П., Алеева Т.А., Свинаренко В.Г. Некоторые возможности детерминации категории «социализация» в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 3.
  10. Зубанов В.П., Гуляев Е.А., Свинаренко В.Г. Теория и практика уточнения категории «социализация» в подготовке будущего педагога по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 2.
  11. Зубанов В.П., Руденко Е.Н., Шварцкопф Е.Ю. Некоторые особенности социализации и самореализации подростка в структуре занятий футболом // Психология, социология и педагогика. 2014. № 12 (39). С.21-23.
  12. Зубанов В.П., Сальникова Л.В., Свинаренко В.Г. Моделирование в структуре детерминации категории «социализация» в модели подготовки будущего педагога по физической культуре // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 3.
  13. Калашник А.М., Свинаренко В.Г., Шварцкопф Е.Ю. Социализация обучающегося ДЮСШ: детерминации и возможности // Современная педагогика. 2016. № 1.
  14. Кириенко С. А., Козырева О. А. Специфика изучения возможностей социализации и самореализации будущих тренеров по хоккею // Образование, наука, транспорт в XXI веке: опыт, перспективы, инновации : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Самара – Оренбург, 15-16 апреля 2014 г.) : редкол.: Н. П. Фефелов [и др.]. – Самара – Оренбург: СамГУПС, ОрИПС – филиал СамГУПС, 2014.  С. 137-140.
  15. Кириенко С. А., Козырева О. А., Невзоров П. П., Шайдулина Т. Н. Особенности и специфика социализации, самореализации и саморазвития подростков в условиях спортивной школы по хоккею // Вестник КузГПА. 2012. 9 (23). 10 с. URL: http://vestnik.kuzspa.ru/articles/104/
  16. Кириенко С. А., Наместников Д. А., Козырева О. А.  Детерминация особенностей социализации и самосовершенствования в структуре подготовки тренеров по хоккею // Тенденции развития психологии и педагогики : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 20 сентября 2014 г.). Уфа : Аэтерна, 2014. С. 30-31.
  17. Кириенко С. А., Панфилов Д. П., Козырева О. А.  Специфика и возможности детерминации категории «социализация» в ресурсах подготовки будущих тренеров по хоккею // Достижения и перспективы психологии и педагогики : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 10 окт. 2014 г.). Уфа : Аэтерна, 2014. С.74-72.
  18. Кириенко С. А., Сорокин И. И., Козырева О. А. Некоторые возможности изучения специфики социализации и самореализации субъектов непрерывного профессионального образования в структуре занятий хоккеем // Инновационные процессы в психологии и педагогике : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 20дек. 2014 г.). Уфа: Аэтерна, 2014. С. 55-57.
  19. Клепуков Р. С., Козырева О. А. Специфика детерминации категорий «социализация» и «самореализация обучающегося, занимающегося боксом» // Информационные технологии в жизни современного человека: матер. Междун. науч.-практ. конфер. (Саратов, 23 декабря 2014 г.) ; отв. ред. А.А. Зарайский. Саратов: Издательство ЦПМ «Академия Бизнеса», 2014. С. 34-36.
  20. Козырева О. А., Креган А. С., Кириенко С. А. Особенности детерминации процессов социализации и самореализации в структуре подготовки будущих тренеров по хоккею // Приоритетные направления развития науки : матер. Междун. науч.-практ. конф., 3 апреля 2014 г. : в 2 ч. Ч.1. Уфа: РИЦ БашГУ, 2014.  С. 139-141.
  21. Коновалов С.В., Угольникова О.А., Васильев Д.С. Некоторые особенности социализации, самосовершенствования и самореализации обучающегося в плавании // Психология, социология и педагогика. 2015. № 6 (45). С.8-14.
  22. Корниенко Е. Д., Кириенко С. А., Козырева О. А. Социализация и самореализация личности юного хоккеиста и будущего тренера по хоккею как социально-педагогическая проблема // Актуальные проблемы психологии и педагогики: сб. ст. Межд. науч.-практ. конф. (Уфа, 30 июля 2014 г.). Уфа: Аэтерна, 2014. С.27-29.
  23. Кречетова Ю. С. Некоторые особенности моделирования категорий «социализация» и «самореализация» в контексте занятий конным спортом // Инновации, технологии, наука сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Самара, 3 декабря 2015 г.) : в 2-х ч. Ч.2. – Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.154-156.
  24. Кузьменков Н.И., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Некоторые особенности исследования социализации обучающегося в модели профессиональной подготовки педагога по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11.
  25. Лапин И. А., Ерохин Е. Н., Козырева О. А. Специфика и педагогические условия социализации мальчиков-подростков, занимающихся регби // Молодой ученый. 2013. №5 (52). С. 733-736.
  26. Лапин И. А., Умнов В. С., Козырева О. А. Педагогические условия социализации мальчиков-подростков в регби // Актуальные вопросы современной педагогики (III) : матер. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа , март 2013 г.). Уфа : Лето, 2013. С. 6-8.
  27. Медведева В. А., Козырева О. А. Социализация обучающегося как проблема современного образования // Научные преобразования в эпоху глобализации : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Екатеринбург, 18 декабря 2015 г.) : в 2-х ч. Ч.2. – Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.148-150.
  28. Михайлов Г. Г., Козырева О. А. Некоторые особенности социализации и самореализации подростков в греко-римской борьбе // Инновационная наука и современное общество : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 23 марта 2015 г.).  Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 129-131.
  29. Мосолова С. А., Козырева О. А. Некоторые особенности уточнения категорий «социализация» и «самореализация» в структуре профессиональной подготовки педагогов // Теоретические и практические аспекты развития научной мысли в современном мире: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 13 ноября 2015 г.). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.262-264.
  30. Петров Н. С. Возможности решения задач социализации личности в адаптивной педагогике и акмепедагогике // Влияние науки на инновационное развитие : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Томск, 25февраля 2016 г.) : в 3-х ч. Ч.2. Уфа : АЭТЕРНА, 2016. С.207-209.
  31. Петросян Д.А., Свинаренко В.Г., Бойкова И.В. Некоторые возможности определения моделей социализации личности в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11.
  32. Питнявко В. А. Некоторые аспекты уточнения понятийного аппарата в модели социализации и самореализации обучающегося в сноуборде // Инновационная наука. 2015. №4-2. С.128-130.
  33. Питнявко В. А. Педагогическое моделирование в определении и решении задач социализации и самореализации в сноуборде // Территория науки. 2015. № 5. С. 186-191.
  34. Подсадник И. Г., Зубанов В. П. Возможности детерминации категории «социализация» в ресурсах современной педагогической методологии // Современная наука: теоретический и практический взгляд: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 28 марта 2015г.) Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.146-148.
  35. Радостев А.Н., Бойкова И.В. Специфика и возможности исследования процессов самореализации и социализации подростков, занимающихся вольной борьбой // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 7.
  36. Рябов И.С., Шварцкопф Е.Ю. Особенности детерминации категории «социализация» в структуре подготовки будущих педагогов физической культуры // Современная педагогика. 2016. № 2. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/02/5424
  37. Саломатин А.Г., Саломатина Е.Б., Свинаренко В.Г. Специфика и нюансы социализации и самореализации личности обучающегося и педагога в системе непрерывного профессионального образования // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 9.
  38. Свинаренко В.Г., Бокова Е.В., Криулькин И.В. Социализация как условие оптимального воспроизводства социально-профессиональных отношений в модели адаптивной педагогической практики // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 7.
  39. Старченко Д.В., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Основы социализации обучающегося в модели развития и саморазвития, здоровьесбережения и самореализации // Современная педагогика. 2016. № 2. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/02/5430
  40. Усов Н. Я., Бойкова И. В. Специфика определения возможностей социализации и самореализации обучающихся средних профессиональных учреждений // Перспективы модернизации современной науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 8 августа 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.76-78.
  41. Фомичев А. В., Козырева О. А. Особенности социализации обучающегося в структуре занятий спортом // Инновации, технологии, наука сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Самара, 3 декабря 2015 г.) : в 2-х ч. Ч.2. – Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2015. С.183-185.
  42. Хоменко С. М., Завьялова Я. Е., Козырева О. А. Сравнительный анализ особенностей социализации подростков в СДЮСШОР «Буревестник» // Актуальные задачи педагогики: матер. Междун. науч.-практ. конфер. (Чита, апрель 2014 г.). – Чита : Издательство Молодой ученый, 2014.  С. 173-175.
  43. Хоменко С. М., Козырева О. А., Ерохин Е. Н. Возможности и специфика социализации подростков в СДЮСШОР «Буревестник» // Проблемы и перспективы развития образования: матер. Междун. науч.-практ. конфер. (Пермь, март 2014 г.). – Пермь: Меркурий, 2014.  С. 164-166.
  44. Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2-3. С.63-67.
  45. Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
  46. Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
  47. Свинаренко В. Г., Бойкова И. В., Кононцова Я. С. Практическая педагогика: лабораторные работы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2015. 80 с. ISBN 978–5–7262–2156–4.
  48. Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования // Вестник КемГУ. 2015. № 4-2 (64). С. 91-95.
  49. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
  50. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 64 с. ISBN 978-5-906808-68-4; ISBN 978-5-906808-65-3 Ч.1.
  51. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 62 с. ISBN 978-5-906808-68-4; ISBN 978-5-906808-66-0 Ч. 2.
  52. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 63 с. ISBN 978-5-906808-68-4; ISBN 978-5-906808-67-7 Ч. 3.
  53. Сукиасян А.А., Козырева О.А. Продуктивная подготовка будущих педагогов к участию в научно-практических конференциях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №4 (20). С.151-155.


Все статьи автора «факультет физической культуры НФИ КемГУ»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: