УДК 378.1; 371.3

ВОЗМОЖНОСТЬ ПРОДУКТИВНОГО ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «МЕТОДИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ» В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Ромашевская Нелли Ивановна1, Мезенцев Антон Игоревич2, Зубанов Владимир Петрович3
1Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, кандидат педагогических наук, доцент
2Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, студент
3Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, кандидат биологических наук, доцент

Аннотация
В статье описана практика продуктивного изучения курса «Методика воспитательной работы» в подготовке будущих педагогов по физической культуре с использованием технологии системно-педагогического моделирования и разработанного программно-педагогического обеспечения изучения профессионально-педагогического знания.

Ключевые слова: культура самостоятельной работы, педагогические дисциплины, педагогическое моделирование, самостоятельная работа студента


THE POSSIBILITY OF PRODUCTIVE STUDY COURSE "METHODS OF EDUCATIONAL WORK" IN PREPARATION OF FUTURE TEACHERS OF PHYSICAL CULTURE

Romashevskaya Nellie Ivanovna1, Mezentsev Anton Igorevich2, Zubanov Vladimir Petrovich3
1Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, Novokuznetsk, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor
2Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, Novokuznetsk, student
3Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, Novokuznetsk, candidate of biological Sciences, associate Professor

Abstract
The article describes the practice of productive study course "Methods of educational work" in preparation of future teachers of physical culture with the use of technology system-pedagogical model and the developed software and provide pedagogical study of professional and pedagogical knowledge.

Keywords: independent work culture (the culture of self-study), students' independent work, teacher discipline, teacher modeling


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Ромашевская Н.И., Мезенцев А.И., Зубанов В.П. Возможность продуктивного изучения курса «Методика воспитательной работы» в подготовке будущих педагогов по физической культуре // Психология, социология и педагогика. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/04/6672 (дата обращения: 27.05.2017).

Продуктивность изучения курса «Методика воспитательной работы» [1-14] определяется спросом современного воспитательно-образовательного пространства на качественное решение задач развития личности в модели современного образования. Теория практика уточнения и детализации возможностей решения задач педагогической деятельности напрямую зависит от качества использования педагогического моделирования в работе педагога по физической культуре [15-23]. Особенности теоретических возможностей моделирования, уточнения категории «воспитание» и, непосредственно связанных с ним процессов, описаны в работах [24-51].

Методика воспитательной работы в физическом воспитании и физической культуре обеспечивает личность многомерными способами оценки и выбора оптимального решения в идентификации и верификации качества выбора способа и условий физического развития и занятий физической культурой, определяющей единство «телесного», «духовного» и «интеллектуального», создающего полноценное понимание важности здоровья как фундамента развития личности.

Определим возможности продуктивного изучения курса «Методика воспитательной работы» в структуре подготовки педагога по физической культуре, для этого определим задания, выносимые на самостоятельную работу, а затем защиту:

- моделирование классного часа (структура классного часа определяется следующей последовательностью: тема, форма, возраст, цель, задачи: воспитательные, образовательные, развивающие; методы воспитания, средства воспитания или оборудование, методологическая основа классного часа, план, ход, литература, анализ классного часа);

- моделирование внеурочного мероприятия (структура внеурочного мероприятия аналогична структуре классного часа, чаще всего выбирается в плоскости здоровьесбережения и активного отдыха);

- моделирование экскурсии (форма организации воспитательной работы «экскурсия» требует тщательного планирования и организации занятий, в структуре экскурсий необходимо определить плоскость вопросов, на которые необходимо уделить предельно тщательное внимание, определить направления вопросов, на которые необходимо будет ответить обучающимся, до экскурсии необходимо проводить инструктаж, а после экскурсии надо обеспечить личность обучающегося и группу механизмами и средствами самоанализа деятельности и коллективного обсуждения особенностей уведенного и изученного);

- моделирование родительского собрания (родительское собрание как форма работы с родителями обучающихся призвана организовывать связи между школой и семьей, регулировать систему отношений в ученическом и родительском коллективе);

- моделирование системы классных часов по теме <<…>> (оптимально подходит в качестве альтернативной замены задания «моделирование классного часа», обеспечивает целостное понимание важности воспитательной работы, проблемы и возможностей воспитания в решении задач развития личности и общества, обеспечение реализации идей нравственного, всестороннего воспитания, возможности которых в практике педагога по физической культуре строятся через занятия физической культурой и спортом, ведение здорового образа жизни и активного формирования жизненных позиций; формирование потребности в самовыражении и самореализации, социализации и саморазвитии; развитие общечеловеческих ценностей и способов решения задач развития личности и общества в конструктах науки, культуры и образования; расширение кругозора и этических представлений о добре и зле, нравственности и безнравственности; формирование адекватной, позитивной самооценки; формирование основ самоанализа в модели рефлексии; определение необходимого и жизненно важного уровня притязаний в структуре самопознания и самоанализа; формирование этических убеждений и чувств в модели прекрасного и совершенного; развитие мировоззрения; формирования внутренней мотивации; формирование потребности в общении и самозащите; определение возможностей самовыражения и самоанализа в верификации качества самореализации и пр.);

- моделирование беседы на этическую тему (форма организации «беседа» – уникальный ресурс, используемый педагогом и как метод, и как средство, и как форму воспитания; в структуре моделирования беседы на этическую тему необходимо учитывать возраст обучающихся, социальный статус, условия развития личности, способы самовыражения и самоутверждения в группе, особенности профессиональной ориентации и профессионального самоопределения, профессионального самовыражения и уровня притязаний личности в решении задач развития, качество продуктивности и креативности личности в различных направлениях сравнения и самореализации и пр.; этическая беседа – сложное образование современной культуры, определяющей свои основы в системе непрерывного образования; гарантированной поддержкой социальных норм и воспроизводства условий развития антропосреды является уникальность и надежность общечеловеческих ценностей в определении и решении задач развития, конструкты которых закладываются в модели поведения и отношений с раннего детства, одним из ресурсов оптимизации возможностей развития является в нашей ситуации этическая беседа с ее неподдельными возможностями визуализации и оценки событий и явлений современного общества и образования);

- моделирование праздника (форма праздника определяется календарно-тематическим планом воспитательной работы с обучающимися; определение структуры праздника – сложная практика решения задач развития, формирования и воспитания в подготовке педагога к самостоятельному, продуктивному решению поставленных задач и условий развития личности в модели культуры и образования, т.к. в различных социальных группах и регионах определяют наиболее удобные формы празднования тех или иных событий, на данный факт влияет народная культура, менталитет общества и многие другие условия воспроизводства уровня жизни личности и общества);

- моделирование комбинированного классного часа (комбинированный классный час представляет собой совокупность различных форм организации воспитания, объединенных в один, законченный по смысловой направленности и целостной позиции целеполагания, реализуемый в структуре воспитательной работы образовательной организации или образовательного учреждения);

- моделирование здоровьесберегающего ассорти (форма здоровьесберегающего ассорти представляет собой многообразие форм, детерминирующих и реализующих возможности личности в самовыражении и самоутверждении через качественные продукты деятельности и общения, здоровье иллюстрирует возможность объективного персонифицированного, ситуативного решения в определяемых противоречиях развития и самореализации);

- моделирование организационной формы «День здоровья» (планируется и организуется форма организации, приобщающая обучающегося и, возможно, его родителей к культуре здоровья и самовыражения через различные задания по программе заявленной формы воспитания);

- моделирование организационной формы «Веселые старты» (структура определяется самостоятельно в соответствии с возрастом и возможностями обучающихся);

- моделирование портфолио обучающегося;

- моделирование профессионально-педагогического кейса.

Моделирование портфолио обучающегося – одна из форм работы с обучающимися, в структуре которой создаются условия для самоанализа результатов и перспектив обучения и развития в мультикультурной среде образовательного учреждения. Портфолио обучающегося может быть создано различными средствами и ресурсами информационного пространства. В портфолио должны обязательно быть резюме, достижения, интересы, перспективы развития. Портфолио оценивается по различным критериям оценки, одной из оптимальных оценок может быть комплексная оценка «качество», «объективность», «продуктивность», «востребованность».

Профессионально-педагогический кейс – презентация, напоминающая портфолио, в которой выделены три направления деятельности – спорт, наука, профессиональная деятельность.

Выделенные задания могут обеспечить продуктивность изучения курса «Методика воспитательной работы в физическом воспитании и физической культуре» и основ современного профессионально-педагогического знания.


Библиографический список
  1. Багрий А. Ю., Зубанов В. П. Возможности уточнения категории «воспитание» в структуре изучения курса «Методика воспитательной работы» // Фундаментальные и прикладные научные исследования: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 13 июня 2015 г.). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.108-110.
  2. Бондаренко А. Ю. Некоторые особенности уточнения понятия «воспитание» в изучении курса «Методика воспитательной работы» // Инновационная наука. 2016. №1-2. С.150-151.
  3. Иванова А. И., Козырева О. А., Похоруков О. Ю. Проблема воспитания и моделирования дефиниций категории “воспитание” в структуре изучения курса «Теория и методика воспитания» // Проблемы эффективности реализации инноваций в учебном процессе : материалы Региональной научно-практической конференции (Нижневартовск, 22 апреля 2011 г.) ; отв. ред. Э. М. Рянская. – Нижневартовск: НГГУ, 2011.  С.109-113.
  4. Кириенко С. А., Мезенцев А. И., Козырева О. А. Некоторые аспекты детерминации категории «воспитание» в ресурсах компетентностного подхода // Наука и современность : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 8 декабря 2014 г.).  Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2014. С. 133-135.
  5. Козырева О. А. Контроль знаний студентов по разделу «Теория воспитания» : учебно-методическое пособие для студентов специальности «Педагогика и психология» отделения заочного обучения. Новокузнецк : КузГПА, 2004.  71 с.  ISBN 5–85117–199–5.
  6. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Методика воспитательной работы» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  54 с.  ISBN 978–5–85117–741–5.
  7. Козырева О. А. Педагогика в тестах, задачах и контрольных работах : сборник дидактических материалов в 3-х ч. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008.  Ч. 2. Теория и методика воспитания. 107 с.
  8. Козырева О. А. Теория и методика воспитания : учебное пособие для студентов педагогических вузов. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008.  267 с. [+приложение на CD]. ISBN 987–5–85117–379–0.
  9. Креган А. С. Возможности уточнения категории «воспитание» в процессе изучения курса «Методика воспитательной работы» // Результаты научных исследований : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Тюмень, 15 февраля 2016 г.) : в 4-х ч. Ч.3. Уфа : АЭТЕРНА, 2016. С.97-99.
  10. Максимчук А. Г., Бойкова И. В. Некоторые возможности верификации качества детерминации категорий курса «Методика воспитательной работы» // Современное состояние психологии и педагогики : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 10 августа 2015 г.). Уфа: АЭТЕРНА, 2015. С.91-93.
  11. Мезенцев А. И. Возможности моделирования категории «воспитание» в подготовке будущего педагога по физической культуре // Результаты научных исследований : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Тюмень, 15 февраля 2016 г.) : в 4-х ч. Ч.3. Уфа : АЭТЕРНА, 2016. С.114-116.
  12. Мезенцев А. И., Бойкова И. В. Издательская газета «Профи» в модели формирования культуры самостоятельной работы // Теоретические и практические вопросы науки XXI века: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 18 июня 2015 г.). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 147-149.
  13. Острякова С. В., Козырева О. А. Специфика моделирования воспитательного мероприятия будущими педагогами по ФК в структуре изучения курса «Методика воспитательной работы» // Инновации в науке, производстве и образовании : сб. тр. Междун. науч.-практ. конфер., 14–16 окт. 2013 г. Рязань : изд-во Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина, 2013. С. 379-383.
  14. Скворцова А. Ю., Сушенцева Д. В., Козырева О. А. Особенности моделирования дефиниций категории «воспитание» в структуре изучения дисциплины «Теория и методика воспитания» // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. заоч. науч. конф. (Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). Т. 1. ; под общ. ред. Г. Д. Ахметовой.  СПб.: Реноме, 2012.  С.50-53.
  15. Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
  16. Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2-3. С.63-67.
  17. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования в условиях непрерывного профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-2. С. 355-359.
  18. Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
  19. Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
  20. Свинаренко В. Г., Бойкова И. В., Кононцова Я. С. Практическая педагогика: лабораторные работы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2015. 80 с. ISBN 978–5–7262–2156–4.
  21. Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования // Вестник КемГУ.2015.№4-2. С.91-95.
  22. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
  23. Сукиасян А.А., Козырева О.А. Продуктивная подготовка будущих педагогов к участию в научно-практических конференциях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №4 (20). С.151-155.
  24. Абрамов Е. А. Особенности детерминации практико ориентированной системы принципов воспитания обучающихся // Инструменты и механизмы современного инновационного развития : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Томск, 25 марта 2016 г.) : в 3-х ч. Ч.2. Уфа : Аэтерна, 2016. С.88-89.
  25. Алеев Е.М., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Уточнение категории «воспитание» в профессионально-педагогической подготовке будущего педагога по физической культуре // Современная педагогика. 2016. № 3. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/03/5460
  26. Алеева Т.А., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Специфика педагогического моделирования в уточнении категории «воспитание» в модели подготовки будущего педагога по физической культуре // Современная педагогика. 2016. № 3. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/03/5474
  27. Ащеулов Н. В. Особенности уточнения понятия «воспитание» в структуре подготовки педагогов // Инновационная наука. 2016. №2-4. С.11-13.
  28. Богачев А. И. Особенности воспитания в современном обществе // Научные открытия в эпоху глобализации : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Саратов, 13 января 2016 г.) : в 2-х ч. Ч.2. – Уфа : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С.124-126.
  29. Гуляев Е.А., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Особенности и практика моделирования и уточнения категории «воспитание» в подготовке будущего педагога по физической культуре // Психология, социология и педагогика. 2016. № 2. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/02/6453
  30. Ефимцева А. О. Особенности эстетического воспитания в практике тренера – инструктора // Внедрение результатов инновационных разработок: проблемы и перспективы : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Пенза, 18 января 2016 г.) : в 2-х ч. Ч. 2. – Уфа: МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С. 78-80.
  31. Заключаев Г. А. Особенности и практика моделирования категории «воспитание» в подготовке будущего педагога-психолога // Современные технологии в мировом научном пространстве : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Томск, 25 января 2016 г.) : в 3-х ч. Ч.2. Уфа: АЭТЕРНА, 2016. С. 115-117.
  32. Зубарев А. В. Особенности исследования возможностей детерминации категории «воспитание» в подготовке будущего педагога по физической культуре // Современные концепции развития науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Курган, 20 февраля 2016 г.) : в 3-х ч. Ч.2. Уфа : АЭТЕРНА, 2016. С.114-116.
  33. Камалов Н. В. Нюансы детализации и моделирования категории «воспитание» в подготовке тренера // Современные концепции развития науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Курган, 20 февр. 2016 г.) : в 3-х ч. Ч.2. Уфа : АЭТЕРНА, 2016. С.121-123.
  34. Косоухов В.М., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Категория «воспитание» в структуре подготовки будущего педагога по физической культуре: теория и практика // Современная педагогика. 2016. № 4. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/04/5531
  35. Куренков М.А., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Возможности исследования воспитания и воспитанности обучающихся в модели современного образования // Современная педагогика. 2016. № 1. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/01/5329
  36. Никитин С. А. Некоторые нюансы уточнения категории «воспитание» // Новая наука: история становления, современное состояние, перспективы развития науке : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Саратов, 13 апреля 2016 г.) : в 2 ч. Ч.2. Уфа : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С.201-203.
  37. Петров М.И., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Основы современного воспитания в структуре организации классных часов как социально-педагогическая проблема // Современная педагогика. 2016. № 2. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/02/5394
  38. Проскуряков П.К., Козырева О.А., Киселев А.Н. Особенности и возможности самореализации и социализации спортсменов в спортивной пулевой стрельбе // Технологическое образование и устойчивое развитие региона. 2012. Т. 3. № 1-1 (9). С. 86-89.
  39. Рау Н. А. Некоторые особенности уточнения категории «воспитание» // Роль и место информационных технологий в современной науке : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Саранск, 3 февраля 2016 г.) : в 2 ч. Ч.2. Уфа : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С. 165-167.
  40. Сальникова Л.В., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Педагогическая методология в структуре уточнение категории «воспитание» в модели подготовки будущего педагога по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 3. URL: http://human.snauka.ru/2016/03/14316
  41. Смолькина А. В. Некоторые аспекты детерминации категории «воспитание» в подготовке будущего педагога-психолога // Современные технологии в мировом научном пространстве : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Томск, 25 января 2016 г.) : в 3-х ч. Ч.2. Уфа: АЭТЕРНА, 2016. С. 154-156.
  42. Старостин И. О. Воспитание обучающегося в модели здоровьесберегающей педагогики // Результаты научных исследований : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Тюмень, 15 февраля 2016 г.) : в 4-х ч. Ч.3. Уфа : АЭТЕРНА, 2016. С.150-152.
  43. Сырбу В.П., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Специфика детерминации категории «воспитание» в структуре подготовки будущего педагога по физической культуре: теория и практика // Современная педагогика. 2016. № 2. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/02/5392
  44. Сыскина Е.А., Козырева О.А. Специфика фитнеса и идеи современной здоровьесберегающей педагогики // Технологическое образование и устойчивое развитие региона. 2012. Т. 3. № 1-1 (9). С. 96-99.
  45. Тамачаков Е. В. Воспитание как продукт современной культуры и развития науки // Современные концепции развития науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Курган, 20 февраля 2016 г.) : в 3-х ч. Ч.2. Уфа : АЭТЕРНА, 2016. С. 150-152.
  46. Усов Н. Я. Исследование качества современного воспитания как социально – педагогическая проблема // Результаты научных исследований : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Тюмень, 15 февраля 2016 г.) : в 4-х ч. Ч.3. Уфа : АЭТЕРНА, 2016. С.162-164.
  47. Ушакова О. Г. Специфика самореализации инструктора по физическому воспитанию в ДОУ // Тенденции и перспективы развития науки XXI века : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Сызрань, 28 января 2016 г.) : в 2-х ч. Ч.1. Уфа : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С. 260-262.
  48. Хомякова С.Д., Шварцкопф Е.Ю. Возможности детерминации категории «воспитание» в структуре изучения курса «Теоретическая педагогика» // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 2. URL: http://human.snauka.ru/2016/02/14231
  49. Чечина Н.А., Козырева О.А. Моделирование и просмотр видеофильма как одна из форм формирования и представления знаний об истории детского технического творчества // Технологическое образование и устойчивое развитие региона. 2012. Т. 3. № 1-1 (9). С. 106-108.
  50. Шалашов М.О., Бердыева А.А., Козырева О.А. Возможности здоровьесберегающего знания в формировании культуры самостоятельной работы личности обучающегося // Вестник международных научных конференций. 2015. № 2 (6). С. 114-117.
  51. Щукин К. А. Практика моделирования категории «воспитание» как условие качественной подготовки будущего педагога // Современные концепции развития науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Курган, 20 февраля 2016 г.) : в 3-х ч. Ч.2. Уфа : АЭТЕРНА, 2016. С.165-167.


Все статьи автора «факультет физической культуры НФИ КемГУ»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: