УДК 159.9.07

ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ С ПОМОЩЬЮ ОПРОСНИКА ОЦЕНКИ ПРОКРАСТИНАЦИИ

Петров Владислав Евгеньевич
Федеральное казённое учреждение «Научно-исследовательский центр проблем безопасности дорожного движения МВД России»
кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник

Аннотация
Статья посвящена исследованию исполнительской дисциплины сотрудников органов внутренних дел. Акцент в изучении сделан на таких аспектах как трудолюбие и прокрастинация. Рассматриваются возможности диагностической оценки степени выраженности прокрастинации. Исследование, в котором приняло участие 120 человек, проведено с применением опросника степени выраженности прокрастинации и внешнего оценивания трудолюбия, а также исполнительской дисциплины у сотрудников. Проведён психометрический анализ некоторых характеристик опросника – распределения диагностических показателей и пунктов методики, критериальной валидности. Полученные результаты позволяют уточнить (валидизировать) методику и процедуру психодиагностического обследования. Они могут быть использованы в психодиагностической практике при изучении личностных особенностей персонала, при прогнозировании предрасположенности сотрудников к соблюдению исполнительской дисциплины.

Ключевые слова: исполнительская дисциплина, опросник оценки прокрастинации, прокрастинация, психологическая диагностика


THE STUDY OF THE DISCIPLINE OF THE EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES WITH THE HELP OF A QUESTIONNAIRE ASSESSMENT OF PROCRASTINATION

Petrov Vladislav Evgenyevich
The Federal state institution Research Center of road safety Russian Interior Ministry
Ph.D., associate professor. leading researcher

Abstract
The article is devoted to the discipline of the employees of internal Affairs bodies. The emphasis in a study done on aspects such as hard work and procrastination. Discusses the possibilities of diagnostic assessment of the severity of procrastination. The study, which was attended by 120 people, was carried out using the questionnaire of the severity of procrastination and external assessment of diligence and discipline among employees. Psychometric analysis of some characteristics of the questionnaire – distribution of the diagnostic indicators and methodology, the validity of the criteria. The obtained results allow to clarify (to validate root) the methodology and procedure of psycho diagnostic examination. They can be used in psycho diagnostics of personality in the study of staff characteristics in predicting the propensity of employees to observance of performing discipline.

Keywords: performance discipline, procrastination, psychological diagnostics, questionnaire assessment of procrastination


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Петров В.Е. Исследование исполнительской дисциплины сотрудников органов внутренних дел с помощью опросника оценки прокрастинации // Психология, социология и педагогика. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2016/05/6725 (дата обращения: 30.10.2023).

Одной из центральных проблем управления деятельностью правоохранительных органов на современном этапе является выработка стратегии и тактики их функционирования в условиях ограниченного ресурсного обеспечения. При этом направлением, наиболее интересным, сложным и имеющим огромный потенциал развития, по праву выступает работа с личным составом.

В менеджменте персонала существует ряд эффективных психотехнологий работы с людьми, в рамках которых обеспечивается конструктивное соотнесение системы управления с требованиями эффективной исполнительской деятельности. Совершенствование работы с кадрами объективно связано с такими аспектами как улучшение качества и интенсификация труда, повышение исполнительской дисциплины, индивидуальная и коллективная ответственность, результативность, мотивирование персонала, учёт личностных особенностей сотрудников.

Для правоохранительных органов проблематика кадрового менеджмента, к сожалению, множится на недостаточный контроль за деятельностью подчиненных, относительно низкий уровень внутригруппового взаимодействия, зачастую неблагоприятный социально-психологический климат в служебных коллективах, неэффективное использование труда сотрудников и распределение должностных обязанностей, отсутствие внимания к формированию трудовой мотивации и тенденций профессионально-личностного роста. Экспресс-анализ данной проблемы показывает, что в современной практике ведомственного управления руководителям зачастую приходится сталкиваться с такими фактами неисполнения как: несоблюдение сроков выполнения поставленных задач; низкое качество исполнения; невыполнение в связи с «забывчивостью» сотрудников; уклонение от добросовестной (качественной, своевременной) работы [1]. Всё это обусловливает необходимость обращения к личности подчинённых, изучения и учёта феномена исполнительской дисциплины в управлении профессиональной деятельностью сотрудников.

Как элементы исполнительской дисциплины можно рассматривать такие феномены как трудолюбие, леность, ответственность, дисциплинированность, нормативность. Дополнить гамму личностных характеристик следует прокрастинацией.

Прокрастинация (перевод с анг. procrastination – промедление; от лат. procrastinatus, «pro-» вместо или впереди и «crastinus» (завтрашний)) – это склонность сотрудника к постоянному откладыванию значимых для него дел, поручений, служебных задач. Данное свойство личности имеет некоторое сходство с таким явлением как «лень» [2]. Однако если рассматривать лень как отсутствие или недостаток трудолюбия с целью высвобождения (экономии) времени (энергии, сил), то прокрастинация – это систематическая (хроническая) задержка выполнения жизненно важных задач. С психологической точки зрения, и в первом, и во втором случае человек осознает необходимость выполнения определённых дел (поручений, функциональных задач), но леность связана с тем, что сотрудник не переживает относительно своего бездействия и не пытается прилагать волевых усилий даже для начала выполнения той или иной задачи, а прокрастинация указывает на эмоционально-волевую готовность (своеобразную вероятностную предрасположенность) к исполнительской деятельности по только позже [3].

Феномен прокрастинации наполнен психологическим содержанием, т.к. обращён к личности сотрудника, его мотивации и деятельностным характеристикам, отражает аспекты отношения подчиненного (исполнителя) как к порученному, так и к руководителю. Прокрастинацию можно рассматривать как: 1) вариант разрешения индивидом противоречий жизнедеятельности за счёт избегания приложения усилий в труде; 2) психологическое сопротивление неинтересной работе; 3) индивидуалистическое отношение к службе (работе). По сути, прокрастинация является неэффективной тратой времени, поскольку человек не отдыхает (псевдо-отдыхает), а подменяет выполнение важных (первостепенных) дел второстепенными. Сотрудник прекрасно понимает, что конкретная задача требует исполнения, но, не смотря на это, игнорирует её и отвлекается на какие-нибудь незначительные служебные задачи, бытовые мелочи и «второсортные» занятии. При некоторых обстоятельствах сотрудник может полностью отказаться от выполнения необходимого, например, вследствие неактуальности, смены приоритетов, адаптации к организации работы и т.п. Чтобы не разрушать собственную личность, он оправдывает себя, свою низкую исполнительскую дисциплину нехваткой времени, загруженностью иными делами, воздействием внешних (неконтролируемых) факторов. Существенным ограничением прокрастинации выступает то обстоятельство, что подмена исполнения, проявляющаяся постоянно и длительное время, вызывает рост нервно-психического напряжения, неудовлетворенности трудом, изменяет самооценку сотрудника как специалиста, меняет мотивацию.

Учитывая особую значимость проблемы диагностики исполнительской дисциплины, нами была разработана и в 2016 году апробирована авторская методика психологической диагностики степени выраженности прокрастинации [2]. В исследовании приняло участие 120 чел. (сотрудников ОВД и Госавтоинспекции, курсантов Московского областного филиала Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя). Средний возраст испытуемых составляет 26,91 лет; доля лиц мужского пола в выборке – 84,2 %.

Обследование предусматривало бланковое тестирование по опроснику оценки прокрастинации, а также внешнюю оценку трудолюбия и исполнительской дисциплины (по 9 балльной полярной шкале). Порядок обработки результатов охватывал: 1) подсчёт «сырых» баллов в соответствии с диагностическим ключом; 2) перевод первичных баллов во вторичную шкалу согласно нормативным данным (Хср, sх; табл. 1); 3) оценку валидности протокола обследования по шкале «Достоверность».

Таблица 1. Нормативные значения к диагностическим шкалам

Наименование шкалы

Хср

sх

«Прокрастинация»

10,734

5,254

«Достоверность»

5,316

1,057

Методика содержит одну основную шкалу («Прокрастинация») и одну проверочную шкалу («Достоверность»). Интерпретация данных по шкале «Прокрастинация» осуществляется в прямом ключе: чем выше балл показателя, тем более выражена у сотрудника прокрастинация. Справедливо и обратное: чем ниже балл по данной шкале, тем выше у сотрудника исполнительская дисциплина.

Проведён анализ распределений показателя «Прокрастинация» и оценки «Трудолюбие» (рис. 1). Если распределение показателя «Прокрастинация» близко к нормальному и центрируется около 5 баллов, то оценка трудолюбия – несколько завышена (6,40). Аналогичная закономерность прослеживается в отношении оценки «Исполнительская дисциплина».

 

Рис. 1. Распределение показателя «Прокрастинация» и оценки «Трудолюбие»

Оценена эффективность работы каждого пункта стимульного материала (табл. 2). Отмечена попунктная корреляция с общим результатом, а также обратная – с внешними оценками (трудолюбие и исполнительская дисциплина). Так, коэффициент корреляции между прокрастинацией и трудолюбием составил «- 0,274», между прокрастинацией и исполнительской дисциплиной – «- 0,203» (критические значения – 0,256 (р <0.01; n = 100) и 0,197 (р <0.05; n = 100)). Это указывает на высокую критериальную валидность опросника.

Достаточно высокая поляризация ответов указывает на некоторую социальную предустановочность и социальную желательность выборов, что обусловливает актуальность введения контрольной шкалы.

Таблица 2. Статистика предоставления ответов «Верно»

№ утв.

% выбора

№ утв.

% выбора

№ утв.

% выбора

№ утв.

% выбора

№ утв.

% выбора

1

6,06

9

6,06

17

90,91

25

93,94

33

24,24

2

99,80

10

84,85

18

87,88

26

9,09

34

81,82

3

93,94

11

33,33

19

15,15

27

12,12

35

63,64

4

42,42

12

72,73

20

81,82

28

78,79

36

87,88

5

15,15

13

78,79

21

30,30

29

21,21

37

27,27

6

93,94

14

33,33

22

39,39

30

63,64

38

18,18

7

9,09

15

78,79

23

24,24

31

6,06

39

42,42

8

96,97

16

18,18

24

9,09

32

45,45

40

45,45

Статистика ответов также используется при работе с протоколом обследования. Так, в случае если обследование проводится в бланковом варианте, регистрационный бланк оценивается на пропуск пунктов или наличие пунктов, на которые одновременно был дан более чем один ответ. Результаты обследования считаются недостоверными, если таких пунктов 2 и более. В случае присутствия в регистрационном бланке одного ошибочного ответа (при невозможности уточнения полученного результата у испытуемого), соответствующий пункт учитывается по критерию дачи статистически наиболее вероятного ответа (табл. 2). Многочисленные зачеркивания (исправления) свидетельствуют о том, что индивид, возможно, импульсивен, амбивалентен или излишне добросовестен. Вероятно, имеет место стремление к даче установочных (социально-желательных) ответов.

В настоящее время ФКУ НИЦ БДД МВД России и ЦСН БДД МВД России проводится исследование опросника степени прокрастинации у сотрудников, осуществляется психометрическая проверка разрабатываемого диагностического инструментария.

Приведённые результаты могут быть использованы в психодиагностической практике при изучении личностных особенностей сотрудников. Таким образом, оценивая степень выраженности прокрастинации, прогнозируется предрасположенности человека к соблюдению исполнительской дисциплины. В конечном счёте, диагностика прокрастинации позволит, прежде всего, строго соблюдать требования приказов, распоряжений, решений, указаний, принятых на вышестоящем уровне управления, что будет способствовать совершенствованию работы с кадрами, повышению качества профессиональной деятельности полиции.



Все статьи автора «Петров Владислав Евгеньевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: