УДК 378.14

К ПРОБЛЕМЕ ДЕФИНИЦИИ ПОНЯТИЙ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ», «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ», «ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ» В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

Романова Екатерина Сергеевна
ВУНЦ СВ «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации»
кандидат филологических наук, магистр по направлению «Психолого-педагогическое образование», преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Аннотация
В статье проводится анализ научно-педагогической литературы, посвященной проблемам дефиниции понятий «образовательная технология», «педагогическая технология», «технология обучения». Делается вывод о том, что в педагогической науке существует несколько терминов, обозначающих одно педагогическое явление, но не являющихся синонимичными. Различия связаны с широтой понятий. Множество определений понятий объясняется уровнем применения: от общепедагогического до контактно-личностного.

Ключевые слова: модернизация, образование, образовательная технология, образовательный процесс, педагогическая технология, технологизация образования, технологический подход, технология обучения, технология профессионально ориентированного обучения.


ON THE PROBLEM OF THE DEFINITION OF THE CONCEPTS «EDUCATIONAL TECHNOLOGY», «PEDAGOGICAL TECHNOLOGY», «LEARNING TECHNOLOGY» IN MODERN PEDAGOGICAL SCIENCE

Romanova Ekaterina Sergeevna
Military Training and Research Center of the Land Forces «Combined Arms Academy of the Armed Forces of the Russian Federation»
Candidate of Philology, Master in «Psycho-pedagogical education», lecturer of the department of humanitarian and socio-economic disciplines

Abstract
The article analyzes the scientific and pedagogical literature on the problems of the definition of the concepts «educational technology», «educational technology», «learning technology». The conclusion is that in pedagogical science, there are several terms denoting one pedagogical phenomenon, but they are not synonymous. The differences relate to the breadth of concepts. The set of definitions is due to the use of levels: from general pedagogical to contact- personal.

Keywords: education, educational process, educational technology, learning technology, modernization, pedagogical technology, technological approach, technologization of education., technology of professionally oriented training


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Романова Е.С. К проблеме дефиниции понятий «образовательная технология», «педагогическая технология», «технология обучения» в современной педагогической науке // Психология, социология и педагогика. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/05/6791 (дата обращения: 27.05.2017).

Образование в Российской Федерации основывается на принципах гуманизма, приоритета прав и свобод личности и ее свободного развития, свободы выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создания условий для самореализации каждого человека, свободного развития его способностей, а также предоставления педагогическим работникам свободы в выборе форм, методов обучения и воспитания [1]. В связи с этим у образовательных организаций появляется возможность проектировать и конструировать образовательный процесс по своей модели с учетом региональных условий и специфики самой образовательной организации. Модернизация системы образования идет в направлении разработки различных вариантов научного освоения новых идей и технологий с целью реализации компетентностного подхода. В настоящее время актуальность приобрела технологизация образовательного процесса, под которой понимается его структурирование и формализация, «точное инструментальное управление» им и гарантированное достижение результата [2, с. 11]. Технологический подход в образовании особую популярность приобрел в педагогике в середине ХХ века, что было связано с научно-техническим прогрессом. Тем не менее, идеи технологизации образовательного процесса уже прослеживались начиная с XVII века в трудах чешского педагога Я.А. Коменского, основателя традиционной технологии обучения. Он призывал учить педагогов эффективно использовать педагогический инструментарий с целью получения высоких результатов. Я.А. Коменский утверждал, что «школа – мастерская, она „живая” типография, которая „печатает” людей» [3, с. 9]. Он сравнивал средства обучения и воспитания с теми, которыми пользуются типографские работники для создания книги. В дальнейшем идеи технологического подхода нашли отражение в работах И.Г. Песталоцци, А.С. Макаренко. Термин «технологии в образовании» еще не использовался. Впервые он упоминается в работах по педологии в 1920-е годы, но широкое распространение получает лишь в 1940 −1950-е годы в связи с активным использованием в общеобразовательной школе (в первую очередь за рубежом) различных технических средств (магнитофонов, проигрывателей, фильмопроекторов и др.).

В нашей работе проводится анализ научно-педагогической литературы, посвященной проблемам дефиниции понятий «образовательная технология», «педагогическая технология», «технология обучения», обобщение педагогической практики, делается попытка разделить эти понятия, уточнить их содержание и обозначить их границы.

Собственно термин «технология» пришел в педагогику из промышленно-производственной сферы. Слово «технология» восходит к двум древнегреческим словам: techne – «искусство, мастерство, умение» и logos – «наука, учение», что позволяет трактовать технологию как науку или учение о мастерстве, искусстве практической деятельности. В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова «технология» определяется как «совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства» [4]. Например, технология волокнистых веществ, технология гравировки по металлу, технология приготовления пищи.

В.С. Зайцев рассматривает эволюцию понятия «технология» в педагогической науке и выделяет четыре периода [5, с. 11]. Первый период (1940-е – сер. 1950-х гг.) был связан с применением в образовательном процессе аудиовизуальных средств. Во второй период (сер. 1950-х – 1960-е гг.) «технология образования» ассоциировалась с программированным обучением. Третий (1970-е гг.) предполагал использование термина «педагогическая технология», под которой понимался «заранее спроектированный учебный процесс, гарантирующий достижение четко поставленных целей» [6, с. 11]. В СССР в начале 1970-х годов термин «педагогическая технология» встречается в работах профессора Т.А. Ильиной [7, с. 123-124]. На VIII Международной конференции по программированному обучению и педагогической технологии в Великобритании она отметила, что в отечественной педагогике все проблемы, связанные с технологизацией образования, рассматриваются в русле дидактики, поэтому термин не получил распространения. Четвертый период (с нач. 1980-х гг.) эволюции рассматриваемого понятия тесно связан с развитием информационных технологий обучения, с компьютеризацией.

В зарубежной педагогической литературе встречаются термины «technology in education», «technology of education», «educational technology». Эти термины, близкие по написанию и по значению, были переведены на русский язык и вошли в научный оборот отечественной педагогики. В настоящее время широко используется несколько терминологических сочетаний: «образовательная технология», «педагогическая технология», «технология обучения». Отсюда вытекают две большие проблемы:

  1. Некоторые исследователи используют эти термины как взаимозаменяющие. Вместе с тем в других источниках они обозначают разные понятия. Однако нередко авторы в контексте одной работы могут сами себе противоречить: сначала разграничивать эти понятия, указывая на их различия, затем использовать в качестве синонимов.
  2. Отсутствует единообразие в понимании сущности данного явления.

Рассмотрим соотношение понятий «образовательная технология», «педагогическая технология», «технология обучения». Понятие «образовательная технология» представляется значительно шире, чем понятие «педагогическая технология». Оно связано с понятиями «образование», «образовательный процесс», сущность которых раскрыта в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Из ст. 2 нормативного правового акта следует, что «образование − единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [8]. В связи с этим образование включает, кроме педагогических, и другие смежные аспекты − социальные, психологические, социально-политические, культурологические, управленческие, медико-педагогические, экономические. Образовательные технологии призваны повышать качество и эффективность целостного образовательного процесса. Так, педагогический аспект включает в себя технологии обучения (традиционное, программированное, проблемное и т.д.), технологии воспитания и развития (гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили, технология гуманного коллективного воспитания В.А. Сухомлинского и т.д.). К другим относятся технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности, здоровьесберегающие технологии, технологии разрешения конфликтов, технологии формирования социально-коммуникативных навыков, игротерапевтические технологии и другие.

Понятие «педагогическая технология» содержит технологии обучения, технологии воспитания и развития.

Г.К. Селевко выделяет четыре позиции в понимании сущности «педагогическая технология» (см. Табл. 1) [9, с. 35-37].

Таблица 1 – Основные трактовки понятия «педагогическая технология»

№п∕п

Сущность

позиции

Основная характеристика

Представители

1. Как средство. Производство и применение методического инструментария, материальных и технических средств обучения. Б.Т. Лихачев,

С.А. Смирнов,

М. Мейер и др.

2. Как способ. Выполнение учебных задач, в основе – алгоритм, программа, система взаимодействия участников образовательного процесса. В.П. Беспалько,

В.А. Сластенин,

В.М. Монахов,

Б. Скиннер,

Т. Сакамото и др.

3. Как научное направление. Обширная область знания, опирающаяся на данные социальных, естественных и управленческих наук. П.И. Пидкасистый, В.В. Гузеев,

Р. Кауфман и др.

4. Как многомерное понятие. Многомерный процесс. В.И. Боголюбов,

М.В. Кларин,

В.В. Давыдов,

Г.К. Селевко,

П. Митчелл,

Р. Томас и др.

Разнообразие подходов к пониманию сущности понятия «педагогическая технология» объясняется уровнем ее применения. По Г.К. Селевко, существуют четыре уровня технологий в образовании. Во-первых, метатехнологии (или общепедагогический уровень) охватывают образовательный процесс в государстве, регионе, образовательной организации, реализуют социальную политику в области образования. Примером могут служить технологии развивающего обучения, технологии управления качеством образования и др. Во-вторых, макротехнологии (или частнометодический уровень) – в рамках учебной дисциплины, например, технология преподавания учебного предмета. В-третьих, мезотехнологии (или локальный уровень) – технологии осуществления отдельных частей или модулей образовательного процесса, решение частных дидактических, методических или воспитательных задач, например, технология изучения данной темы. В-четвертых, микротехнологии (или контактно-личностный уровень) включают в себя технологии решения узких задач, например, технологии коррекции отдельных качеств обучающихся [10, с. 38].

Из педагогической технологии вычленяется понятие «технология обучения», которое также не имеет однозначной трактовки. Все имеющиеся дефиниции объединяет общая цель – эффективность образовательного процесса. Наиболее оптимальным определением, раскрывающим сущность технологии обучения, является, на наш взгляд, следующее: «процесс реализации его содержания, предусмотренного учебными программами, представляющий собой систему форм, методов, приемов и средств обучения, обеспечивающих наиболее эффективное достижение поставленных целей» [11, с. 244].

Структура любой технологии обучения состоит из следующих элементов:

1. Концептуальная основа – опора на научную концепцию. Так, теория поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина легла в основу программированного обучения. Идеи американского психолога, философа и педагога Джона Дьюи, который главным в обучении считал не учебный план, а игры и трудовую деятельность, нашли отражение в проблемно-деятельностном обучении. Зарубежная концепция единиц содержания обучения (авторы − S.N. Posilethwait, B. Goldshmid, M.L. Goldshmid и J. Russel), сущность которой заключалась в том, что относительно небольшую часть учебного материала целесообразно брать как автономную тему и формировать учебный курс из таких автономных тем, стала фундаментом для модульного обучения.

2. Содержательная часть обучения: цели обучения (общие и конкретные), содержание учебного материала.

3. Процессуальная часть (этапность технологического процесса): организация (организационные приемы) образовательного процесса; методы и формы деятельности обучающихся; методы и формы деятельности преподавателя.

4. Диагностика результативности процесса обучения [12, с. 17].

В рамках понятия «технология обучения» выделяется другое, более узкое понятие − «технология профессионально ориентированного обучения». Его можно определить следующим образом: процесс реализации ФГОС и квалификационных требований, представляющий собой совокупность форм, методов, приемов, средств, гарантирующих достижение поставленных целей профессиональной подготовки будущего специалиста (выпускника).

Соотношение понятий «образовательная технология», «педагогическая технология», «технология обучения» и «технология профессионально ориентированного обучения» наглядно представлено на Рис. 1.

Рисунок 1. Соотношение понятий «образовательная технология» (ОбрТ), «педагогическая технология» (ПедТ), «технология обучения» (ТО) и «технология профессионально ориентированная технология» (ТПОО)

Таким образом, анализ подходов различных авторов к дефиниции понятий технологий в области образования, позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время в педагогической науке существует несколько терминов, обозначающих одно педагогическое явление, но не являющихся семантически идентичными. Различия связаны в основном с широтой понятий. Каждая технология имеет четкую структуру, охватывает тот или иной уровень. Объединяет эти понятия стремление к достижению гарантированного результата, направленность на эффективность образовательного процесса.


Библиографический список
  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015) / КонсультантПлюс [официальный сайт]. URL: http://www.consultant.ru/popular/cons/ (дата обращения: 16.05.2016).
  2. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х т. М.: Народное образование, 2005. Т. 1. 556 с.
  3. Педагогические технологии: учебное пособие / под общ. ред. В.С. Кукушина. Ростов-н/Д: МарТ; Феникс, 2010. 333 с. (Педагогическое образование)
  4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка ∕ С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова: проект [официальный сайт]. URL: http://www.ozhegov.org/words/35790.shtml (дата обращения: 10.05.2016).
  5. Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. В 2-х кн. Кн. 1. Челябинск: ЧГПУ, 2012. 411 с.
  6. Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. В 2-х кн. Кн. 1. Челябинск: ЧГПУ, 2012. 411 с.
  7. Ильина Т.А. Понятие «педагогическая технология» в современной буржуазной педагогике // Советская педагогика. 1971. № 9. С. 123-124.
  8. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015) / КонсультантПлюс [официальный сайт]. URL: http://www.consultant.ru/popular/cons/ (дата обращения: 16.05.2016).
  9. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х т. М.: Народное образование, 2005. Т. 1. 556 с.
  10. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х т. М.: Народное образование, 2005. Т. 1. 556 с.
  11. Военная педагогика: учебник для вузов / под ред. О.Ю. Ефремова. СПб.: Питер, 2015. 640 с.
  12. Жукова Г.С. Технологии профессионально ориентированного обучения: учебное пособие / Г.С. Жукова, Н.И. Никитина, Е.В. Комарова. М.: РГСУ, 2012. 165 с.


Все статьи автора «Романова Екатерина Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: