УДК 159.9:331.101.3

МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ РАЗНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Летягина Светлана Константиновна
Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.
кандидат социологических наук, доцент кафедры психологии

Аннотация
В данной статье представлены результаты эмпирического исследования мотивационно-ценностных особенностей самоактуализации личности студентов разной профессиональной направленности. В результате проведенного анализа автор приходит к выводу о том, что студенты гуманитарной направленности обладают более высоким потенциалом для создания гармоничных межличностных отношений, стремятся к разнообразной и интересной жизни, склонны выбирать работу, руководствуясь способностями и интересами. Студенты, обучающиеся на технических факультетах, в большей степени мотивированы на карьерный рост и жизненный успех, и в меньшей степени озабочены сохранением благоприятных эмоциональных отношений в коллективе.

Ключевые слова: мотивы, самоактуализация личности, смысложизненные ориентации, ценности


MOTIVATIONAL AND VALUABLE FEATURES OF SELF-ACTUALIZATION IN STUDENTS OF DIFFERENT PROFESSIONAL ORIENTATION

Letyagina Svetlana Constantinovna
Saratov State Technical University named after Gagarin Y.A.
PhD in Sociology, Associate Professor, Department of Psychology

Abstract
This article presents the results of empirical research of motivational-value features of self-actualization of the person of students of different professional orientation. As a result of the analysis the author concludes that the humanitarian focus of the students have a higher potential to create a harmonious interpersonal relations, strive for a diverse and interesting life, tend to choose work, guided by the abilities and interests. Students in technical faculties, largely motivated for career growth and success in life, and are less concerned with the preservation of a favorable emotional relationships in the team.

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Летягина С.К. Мотивационно-ценностные особенности самоактуализации личности у студентов разной профессиональной направленности // Психология, социология и педагогика. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/06/6738 (дата обращения: 30.09.2017).

Способность человека самостоятельно делать свой жизненный выбор и добиваться поставленных целей является необходимым фактором профессионального и личностного развития. Именно поэтому проблема самоактуализации личности становится особенно актуальной в условиях современных социально-экономических преобразований, предъявляющих высокие требования как к ее профессиональным, так и психологическим особенностям.

Проблема самоактуализации в научной литературе изучалась в основном в рамках гуманистического подхода к исследованию психологии личности. Наибольший вклад в разработку и развитие теории самоактуализации внес А.Маслоу. Автор,  рассматривая самоактуализацию как процесс,  связывал ее с мотивацией развития личности на протяжении всей ее жизни.

Проблема самоактуализации личности получила свое дальнейшее развитие в трудах как зарубежных, так и отечественных ученых: Э.Деси, Р.Мэй, Г.Олпорт, Р.Райан, К.Роджерс, В.Франкл, К.А.Абульханова-Славская, Л.И.Анцыферова, А.Г.Асмолов, Б.С.Братусь,Д.А.Леонтьев, В.А.Петровский.

Период обучения в вузе представляет собой важный этап раскрытия, усложнения всех компонентов личности, формирования собственного образа жизни. Этот возрастной период связан не только с получением профессиональных знаний, умений и навыков, но и осуществлением важнейших индивидуально-личностных и социальных выборов, которые напрямую зависят от мотивационно-ценностной структуры личности.

Цель исследования: исследовать мотивационно-ценностные особенности самоактуализации личности студентов разной профессиональной направленности.

Гипотеза: существуют различия в особенностях взаимосвязей самоактуализации и мотивационно-ценностной сферы личности у студентов гуманитарной и технической направленности.

Методики исследования:

1. «Диагностика самоактуализации личности методика А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина»

2. «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» С.С.Бубнова

3. «Тест смысложизненных ориентаций» (методика СЖО)» Д. А. Леонтьева.

4.«Диагностика мотиваторов социально-психологической активности личности»  Фетискина Н.П.

Эмпирическая база исследования:

Исследование проводилось в СГТУ имени Гагарина Ю.А. Объем выборки составил 100 человек. Участниками исследования были студенты социально-гуманитарного факультета, из них 85% женского пола и 15% мужского в возрасте от 18 до 22-х лет, и студенты технических специальностей, из них 78% мужского пола и 22% женского пола в возрасте от 18 до 22-х лет. В каждой выборке было по 50 человек.

Обратимся к интерпретации полученных результатов исследования.

Ниже представлена таблица средних значений по группам и показатели t-критерия Стьюдента, полученные  по методике «Диагностика самоактуализации личности» А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина.

Таблица 1 – Показатели  самоактуализации личности в двух выборках

Шкалы:

Студенты гуманитарной направленности

Студенты

технической

направленности

t-критерий

Стьюдента

Ориентация  во времени 9,4 9,20 0,24
Ценности 9,71 7,93 3,69***
Взгляд на природу  человека 7,87 6,32 2,95**
Потребность в общении 8,47 8,60 0,26
Креативность 8,62 7,53 1,96
Автономность 7,24 8,43 2,14
Спонтанность 6,21 7,83 3,03**
Самопонимание 7,13 8,95 2,89**
Аутосимпатия 6,99 9,52 3,88***
Контактность 7,43 7,74 0,48
Гибкость 7,42 7,4 0,08

*- р=0,05

** -р=0,01

 Студенты гуманитарной направленности в большей степени ценят такие жизненные ценности как: истина, добро, целостность, совершенство, простота, уникальность, справедливость. Они склонны к поиску нового и оригинального в жизни, обладают более высоким потенциалом для создания искренних, доброжелательных и гармоничных межличностных отношений, испытывают естественную привязанность и доверие к людям. Они стремятся к разнообразной и интересной жизни, которая активизирует их жизнедеятельность. Студенты-гуманитарии склонны выбирать работу, в большей степени руководствуясь склонностями и интересами, нежели прагматическими аргументами. Они достаточно успешно умеют управлять своим поведением в обществе и контролировать эмоциональные реакции, ориентированы на мнение окружающих. Однако, вероятность несоответствия этим ценностям и стандартам, нередко приводит к развитию тревожности и неуверенности в себе, а также нечувствительности к собственным желаниям и потребностям.

Студенты, обучающиеся на технических факультетах, в большей степени мотивированы на карьерный рост и жизненный успех, и в меньшей степени озабочены сохранением благоприятных эмоциональных отношений в коллективе. Эти люди направлены на реализацию своих собственных желаний и потребностей, демонстрируя спонтанность и свободу самовыражения. Они в меньшей степени способны оценить и принять многочисленные эстетические и нравственные аспекты жизни, получать удовольствие от приятного времяпрепровождения в кругу друзей и коллег.

Данные корреляционного анализа самоактуализации личности с мотиваторами социально-психологической активности, ценностными и смысложизненными ориентациями в группе студентов-гуманитариев представлены в таблицах 2,3.

Таблица 2 – Взаимосвязи показателей самоактуализации личности, мотиваторов социально-психологической активности и ценностных ориентаций у студентов  – гуманитариев

Ориента

ция во времени

Ценно

сти

Взгляд на природу человека

Потреб

ности в познании

Креакти

вность

Автоном

ность

Контакт

ность

Гибкость в общении

Поиск и

наслаждение прекрасным

0,27

-0,28*

0,04

0,29*

-0,02

0,06

0,22

0,08

Признание и уважение

людей

-0,08

-0,01

-0,17

0,32*

-0,04

-0,04

-0,01

0,14

Социальная активность

-0,07

-0,21

0,13

0,04

-0,02

0,03

0,28*

-0,12

Здоровье

0,07

0,04

0,02

0,01

-0,34*

-0,38*

-0,07

0,12

Тенденция к аффилиации

0,16

0,34*

0,13

0,24

0,14

0,03

0,11

0,06

*- р=0,05

Таблица 3- Взаимосвязи показателей самоактуализации личности и смысложизненных ориентаций у студентов  – гуманитариев

Ориентация

во времени

Ценности

Взгляд на природу человека

Аутосим

патия

Контактность

Цели в жизни

0,11

0,22

-0,09

-0,07

-0,11

Процесс жизни

0,23

0,13

0,34*

0,35*

0,32*

Результат жизни

0,11

0,27

-0,02

-0,06

0,01

Локус контроля — Я

0,35*

0,28*

0,11

0,24

-0,05

Локус контроля — жизнь

0,15*

0,39**

0,24

-0,11

0,19

*- р=0,05

** -р=0,01

 Из полученных результатов можно сделать следующие выводы.  Студенты-гуманитарии стремятся к гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми. Это стремление обусловлено их потребностью в теплых, доверительных, эмоционально-окрашенных, бескорыстных отношениях. При этом они убеждены, что способны строить не только доброжелательные и прочные отношения с окружающими, но и жизнь в целом в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Способность контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и творчески воплощать их в жизнь, уверенность в себе, жажда нового, открытость новым впечатлениям позволяет жить интересным и насыщенным настоящим, наслаждаться реальными жизненными событиями, добиваться признания и уважения людей и не ностальгировать по прошлому. Если такая самоактуализирующаяся личность будет испытывать проблемы со здоровьем, то это послужит дополнительным стимулом проявить волю и смекалку при разрешении трудных жизненных ситуаций. Общая предрасположенность к взаимовыгодным и приятным контактам с другими людьми позволяет таким личностям достигать позитивных изменений не только в собственной жизни, но и в обществе.

Если же студенты – гуманитарии стремятся использовать других людей в своих целях и манипулировать ими в своих интересах, то происходит это потому, что они не верят в способность контролировать события собственной жизни, не верят в свои силы достигать поставленных целей. Поэтому они не будут способны наслаждаться настоящим моментом жизни, хотя и очень к этому стремятся. Низкий уровень коммуникативных способностей и неумение устанавливать прочные и доброжелательные отношения с окружающими сделает их малопродуктивными и полезными и в социальном смысле.

Из представленных в таблицах  4,5,6  результатов можно сделать вывод о том, что в группе студентов-технарей количество статистически-значимых корреляций самоактуализации и показателей мотивационно-ценностной сферы личности гораздо больше, чем в группе студентов – гуманитариев.

Таблица 4 – Взаимосвязи показателей самоактуализации личности и ценностных ориентаций у студентов технической направленности

Ориента

ция во

времени

Ценно

сти

Взгляд на природу человека

Креакти

вность

Автоно

мность

Самопо

нимание

Аутосимпатия

Контак

тность

Гибкость в общении

Приятное времяпрепровождение, отдых

-0,31*

-0,01

-0,21

0,18

-0,11

-0,41**

-0,24

0,06

0,02

Высокое материальное благосо

стояние

0,21

-0,46***

0,24

-0,51***

0,05

0,09

0,38**

0,11

-0,16

Поиск и наслаждение прекрасным

-0,22

0,34*

-0,26

0,51***

0,07

-0,25

-0,32*

-0,05

0,09

Помощь и милосердие к другим

0,02

0,22

0,32*

-0,04

-0,10

-0,08

0,08

0,44**

0,29*

Любовь

0,10

0,02

0,06

-0,09

0,28*

0,21

0,11

0,15

0,11

Познание нового

-0,10

0,39**

-0,07

0,31*

0,01

-0,17

-0,16

-0,01

0,14

Высокий социальный статус

0,26

-0,35*

0,24

-0,30*

0,07

0,15

0,25

0,02

-0,25

Признание и уважение людей

0,11

-0,12

0,22

-0,26*

-0,15

-0,23

-0,01

-0,17

-0,34*

Социальная активность

0,12

-0,25

0,36**

-0,25

-0,23

-0,13

0,07

0,02

-0,23

Общение

0,01

-0,11

0,12

-0,29*

0,031

0,01

0,29*

-0,04

0,07

Здоровье

-0,05

-0,18

-0,08

-0,18

0,07

-0,02

0,10

0,30*

0,03

*- р=0,05

** -р=0,01

*** -р=0,001

Для студентов – технарей, хорошо понимающих экзистенциальную ценность жизни «здесь и теперь», способных наслаждаться актуальным моментом и уверенных в себе, не свойственно тратить время впустую. Они уже сейчас осознают жизненные цели, стремятся реализовать свои возможности, стараются сделать свою жизнь  интересной, эмоционально насыщенной и наполненной смыслом. Достижение поставленных целей, и как следствие, удовлетворенность жизнью,  невозможны без постоянного саморазвития и познания нового. Реализация своих жизненных планов и возможность осуществлять контроль над происходящими событиями ассоциируется у них с карьерным ростом и властью. Гармония с самим собой и с окружающими возможны только в ситуациях  познавательно – развлекательного характера и переживания жизненного успеха. Ради последнего они готовы проявлять поведенческую и коммуникативную гибкость.

Таблица 5 – Взаимосвязи показателей самоактуализации личности и мотиваторов социально-психологической активности у студентов технической направленности

Ориентация

во времени

Ценности

Взгляд на природу человека

Креакти

вность

Спонтан

ность

Самопонимание

Гибкость в общении

Достижение успеха в целом

-0,05

0,42**

0,09

0,23

0,01

-0,13

0,41**

Стремление к власти

0,28*

-0,24

0,13

-0,18

0,26

0,17

-0,14

Тенденция к аффилиации

0,16

-0,24

0,31*

-0,31*

0,31*

0,32*

-0,12

*- р=0,05

** -р=0,01

*** -р=0,001

Достижение высокого уровня благосостояния и достойного социального статуса представляются возможными при умении использовать других людей в своих целях и способности манипулировать ими в своих интересах. Доброта и доверие в отношениях целесообразны только в ситуациях, где требуется проявить помощь, сострадание, поддержку в реализации социальных проектов и поддержания здоровья. Творческий подход допускается только в стремлении переживать состояния удовольствия и всего нового и необычного. И совершенно неактуальным он становится, если человек высоко «взлетел», богат, влиятелен, успешен, считает себя «хозяином своей жизни». Самоактуализирующаяся таким образом личность автономна, независима и свободна только в любви. Спонтанность и непосредственность, сензитивность человека к своим желаниям и потребностям допускается только в том случае, если у него есть потребность в выстраивании прочных и доверительных отношений с окружающими.

Таблица 6 – Взаимосвязи показателей самоактуализации личности и смысложизненных ориентаций у студентов технической направленности

Ориентация

во времени

Взгляд на природу человека

Потреб

ности в познании

Креактивность

Самопони

мание

Аутосим

патия

Цели в жизни

0,31*

0,38*

0,01

-0,20

-0,01

0,09

Процесс жизни

0,31*

0,55***

0,12

-0,10

0,05

0,21

Результат жизни

0,31*

0,36*

0,37*

-0,21

0,07

0,23

Локус контроля — Я

0,37*

0,46**

0,14

-0,15

-0,01

0,16

Локус контроля — жизнь

0,54***

0,43**

0,14

-0,29*

0,25

0,39*

*- р=0,05

** -р=0,01

*** -р=0,001

И наоборот, если студентам-технарям свойственны неуверенность в себе, отсутствие четких жизненных целей, они не верят в свои силы контролировать и влиять на события собственной жизни , то они не способны жить настоящим, погружены в воспоминания о прошлом и имеют повышенное стремление к достижениям. Они устремлены к гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми, далеким от желания манипулировать ими в своих интересах. Отсутствие материальных средств и низкий социальный статус, желание заслужить признание и уважение  заставляют их проявлять смекалку и креативность в различных жизненных обстоятельствах. Спонтанность, творчество, гибкость они способны демонстрировать и в коммуникативных контактах, если имеют потребность в теплых, доверительных, эмоционально-окрашенных, бескорыстных отношениях. Однако данная потребность делает человека зависимым и тревожным от чувств и мнения окружающих.

Таким образом, можно заключить, что студенты гуманитарной направленности склонны к поиску нового и оригинального в жизни, обладают более высоким потенциалом для создания гармоничных межличностных отношений,стремятся к разнообразной и интересной жизни, которая и активизирует их жизнедеятельность. Они достаточно успешно умеют управлять своим поведением в обществе, однако, вероятность несоответствия стандартам, нередко приводит к нечувствительности к собственным желаниям и потребностям.

Студенты, обучающиеся на технических факультетах, в большей степени мотивированы на карьерный рост и жизненный успех, и в меньшей степени озабочены сохранением благоприятных эмоциональных отношений в коллективе. Они направлены на реализацию своих собственных желаний и потребностей, демонстрируя спонтанность и свободу самовыражения.


Библиографический список
  1. Маслоу А. Мотивация и личность / Пер. А. М. Татлыбаевой / Маслоуn А -СПб.: Евразия, 1999.- 60с.


Все статьи автора «Летягина Светлана Константиновна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: