УДК 373.24

РОЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Казакова Анастасия Владимировна1, Киричек Ксения Александровна2
1Ставропольский государственный педагогический институт, студентка
2Ставропольский государственный педагогический институт, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и информатики

Аннотация
В статье рассматривается экспериментирование в дошкольных образовательных организациях как один из методов «открытия нового знания» детьми на непосредственно образовательной деятельности по математике. Приведены примеры экспериментов соответствующие программным задачам формирования элементарных математических представлений. Даны рекомендации по организации и проведению экспериментов.

Ключевые слова: дети, дошкольник, математика, формирование элементарных математических представлений, эксперимент, экспериментирование


THE ROLE OF EXPERIMENTATION IN THE FORMATION OF ELEMENTARY MATHEMATICAL CONCEPTS IN PRESCHOOL CHILDREN

Kazakova Anastasia Bladimirovna1, Kirichek Ksenia Aleksandrovna2
1Stavropol state pedagogical institute, student
2Stavropol state pedagogical institute, candidate of pedagogical sciences, Associate Professor, Department of Mathematics and Informatics

Abstract
The article deals with experimentation in pre-school educational institutions as a method of "discovery of new knowledge" children on the mathematics. Examples of experiments in the mathematics. Recommendations on the organization and conduct experiments.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Казакова А.В., Киричек К.А. Роль экспериментирования в формировании элементарных математических представлений у дошкольников // Психология, социология и педагогика. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/08/6776 (дата обращения: 27.05.2017).

Дошкольный возраст – первоначальный этап в жизни каждого человека, в котором закладываются основные знания, умения и навыки, необходимые для дальнейшего развития, обучения, совершенствования. Дошкольники – прирожденные исследователи. Это прослеживается в детском стремлении всё исследовать, узнать, постигнуть неизвестное, найти ответы на возникшие вопросы.

По мнению ученых [1, 2], экспериментирование является необходимым и важным видом познавательной деятельности в дошкольном детстве. На наш взгляд, эксперименты можно проводить во время непосредственно образовательной деятельности (НОД) в детском саду не только по ознакомлению детей с окружающим миром (что является уже традиционным), но и по математике. Развитию элементарных математических представлений дошкольников всегда уделялось особое внимание в силу необходимости развития абстрактного, логического мышления [3]. Поэтому значимым вопросом для педагогов дошкольных образовательных организаций (ДОО) является формирование у детей интереса к математике. Детская память избирательна, они легко усваивают то, что им интересно, вызывает удивление, радость, и вряд ли запомнят что-то неинтересное, даже если педагоги будут настаивать. Поэтому обучение математике должно заинтересовать ребенка, чему и может способствовать экспериментирование.

В ходе работы ДОО учебное экспериментирование на НОД по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) представляется тем способом обучения, который помогает ребенку «открыть новое знание» за счет сравнения, измерения, выводов. Так, например, взяв, на НОД по ФЭМП два одинаковых по величине и цвету мяча, но изготовленных из разных материалов или наполненных разным материалом, ребенок проводит эксперимент, в котором он сравнивает мячи, выявляя признаки их сходства и различия. Делает вывод: масса двух одинаковых по цвету, форме и размеру предметов может быть различна из-за материала. Аналогично, можно установить, что при одинаковой форме большего размера предмет, может быть легче, меньшего; или разного размера предметы могут иметь одинаковую массу. Проводя описанного вида эксперименты, отрабатываются такие математические понятия, как форма, величина, измерение массы.

Хорошим материалом для экспериментирования может быть вода. Например, при изучении раздела «Форма» ФЭМП экспериментальным путем можно установить, что такое вещество как вода не имеет формы. Для этого понадобятся: прозрачные сосуды разной формы, емкость с достаточным количеством чистой воды. Необходимо из емкости налить воду в один из сосудов. Затем переливать её в другие сосуды различной формы, следя за тем, чтобы она не разлилась. Обратить внимание, что вода принимает форму сосудов. Затем вылить воду из этого сосуда на поднос, чтобы дети увидели, что вода растеклась – приняла форму подноса. В конце эксперимента вместе с детьми сделать вывод, что в какой бы сосуд узкий и высокий или широкий и низкий мы ни наливали бы воду, она примет его форму. Получается, что не всё что нас окружает, имеет определенную форму, например, вода не имеет формы и принимает форму предмета, в который налита.

Другой эксперимент с водой может быть направлен на изучение свойства сохранения объема воды в независимости от формы сосуда. Понадобятся: стакан или кружка, несколько сосудов разной формы и высоты (узкие, широкие и т. д.) и сама вода. Наливаем в стакан или кружку воду до краев, причем обращаем детское внимание на количество налитой воды в стакан или кружку, затем переливаем в имеющиеся сосуды воду из стакана. На последнем этапе эксперимента следует воду перелить в первоначально взятый стакан (кружку). Важно спросить у ребят: «что изменилось?», «стало ли воды больше или меньше?», «почему?» и т. д. Так же необходимо обращать внимание детей на форму и величину сосудов. В результате проведения опыта по выявлению неизменности объема дети закрепят понятия «узкий», «широкий», «большой», «маленький» и т. д. После окончания эксперимента нужно сделать с детьми заключение о том, что определенный объем воды не меняется от формы сосудов, а только принимает их форму. Такой эксперимент с водой можно проводить в разновозрастных группах, так как самую главную роль выполняет воспитатель, а детям задаются наводящие вопросы.

Одной из программных задач по ФЭМП является деление предметов на равные части, реализовать которую возможно с помощью экспериментирования. Например, предложив детям установить экспериментальным путем, сколькими различными способами можно разделить квадрат (прямоугольник, круг) на 2 (4) равные части и какой формы получатся части.

Подобные опыты позволяют воспитателю просто и интересно обучать детей математике, если экспериментирование организовано таким образом, что отвечает программным задачам ФЭМП. НОД по ФЭМП с элементами экспериментирования имеет свои определенные задачи. Они могут быть общими, например: обучать самостоятельности нахождения решений поставленных задач с помощью проведения опыта или эксперимента; учить делать выводы, заключения и выявлять взаимосвязи. Или частными, например: обучать измерению длины предмета с помощью условной мерки; обучать измерению объема сыпучих веществ; делению предметов на равные части и т.п.

Изначально дети учатся экспериментировать в определенных типах работы под присмотром педагога, а потом нужное оборудование и материалы для организации опыта помещают в развивающую пространственно-предметную среду группы [4] для самостоятельного использования ребенком, если это не угрожает его здоровью.

Изучение литературы [1, 2, 5, 6] позволило составить рекомендации для родителей и воспитателей по организации и проведению экспериментов. Эксперимент должен быть безопасным; интересным, не долгим и ярким по возможности; сопровождаться умозаключением ребенка. Материал должен быть подготовлен сразу, перед тем как предложить ребенку экспериментировать. Важно давать возможность ребенку задавать вопросы. Если ребенок уже достиг старшего дошкольного возраста (5-7 лет), то нужно направить его на достижение самостоятельно ответа. Следует поговорить с ребенком после эксперимента, спросить о его впечатлениях, понравилось ли ему и т. д.

Таким образом, экспериментирование на НОД по ФЭМП пробуждает интерес, познавательную активность и любопытство ребенка к изучению программного материала, развивает мыслительные операции, умение анализировать, классифицировать и обобщать. Используя экспериментирование, ребенка не нужно будет заставлять учить математику, он сам будет стремиться узнать новое, главное создать условия, заинтересовать ребенка и дать возможность самому ответить на свои вопросы.


Библиографический список
  1. Поддьяков А.Н. Обучение дошкольников экспериментированию // Вопросы психологии. 1991. – № 4.- С. 29 – 34 с.
  2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации / Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2003.
  3. Киричек К.А. Подготовка бакалавров профиля «Дошкольное образование» к осуществлению математического развития детей в образовательных организациях // Кант. – 2016. – №1(18). – с.37-40.
  4. Изюмова О.А., Киричек К.А. Роль развивающей предметно-пространственной среды в математическом развитии детей дошкольного возраста // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/03/65094 (дата обращения: 16.05.2016).
  5. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду. – 2003. – №3. – с 29.
  6. Костюченко М. Экспериментируем // Дошкольное воспитание. – 2006. – №8. – с. 27.


Все статьи автора «Киричек Ксения Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: