УДК 159

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКАМИ

Мухтасимова Эмиля Пулатовна
ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»
студентка 4 курса группы П-12 специальности «Психология»

Аннотация
В данной статье рассмотрена проблема девиантного поведения подростков, выявлены психологические особенности проявления такого поведения. Проведен теоретико-методологический анализ, рассмотрены причины и свойства данной проблемы.

Ключевые слова: агрессия, девиантное поведение, дезадаптация, норма, опасность, поведение, подростки, проблема, проявление


PSYHOLOGICAL FEATURES OF IMPLICATION OF DEVIANT BEHAVIOR OF ADOLESCENTS

Muhtasimova Emilya Pulatovna
Crimean Engineering and Pedagogical University
4th year student, special «Psychology»

Abstract
In this article the problem of deviant behavior of adolescents revealed psychological features of implication of such behavior . An theoretical and methodological analysis , examines the causes and characteristics of this problem.

Keywords: aggression, behavior, danger, deviant behavior, expression, maladjustment, norm, problem, teens


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Мухтасимова Э.П. Психологические особенности проявления девиантного поведения подростками // Психология, социология и педагогика. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2016/04/6644 (дата обращения: 01.11.2023).

Научный руководитель

Юдеева Т. В

кандидат психологических наук

преподаватель кафедры психологии

Актуальность. Проблема девиантного поведения подростков вызывает в последние годы особое внимание. Уже длительное время одним из приоритетных направлений деятельности отечественной психологической службы остается профилактика и коррекция девиантного поведения. Проявления девиантного поведения несовершеннолетних могут приобретать иногда опасные формы. Возникает реальная угроза здоровью и жизни, как самого ребенка, так и людей, которые его окружают. Таким образом, очень важным является более тщательное исследование данного феномена.

Целью статьи является тщательное изучение особенностей проявления девиантного поведения подростками.

Основное изложение материала. Значительный вклад в изучение девиантного поведения подростков внесли работы отечественных и зарубежных ученных. Среди них Ю.М. Антонян, М.И. Еникеев, В.С. Мухина, Ю.И. Фролов, Н.Ю. Максимова и многие другие. Эффективная борьба с разнообразными проявлениями девиантного поведения возможна при условии четких представлений о его психологических детерминантах. Девиантное поведение формируется, если ребенок не усваивает должным образом моральных норм и правил поведения, принятых в обществе.

В академической литературе под термином «девиантное поведение» понимается целый ряд поведенческих расстройств – от незначительных нарушений общепринятых норм в обществе до тяжелых психопатических нарушений.

Для установления границ между нормальным и отклоняющимся поведением, необходимо учитывать не только социальные и биологические критерии нормы, но и возрастные. Изучая проблему девиантного поведения, представители гуманистической психологии, обращают внимание на индивидуальные нормы. Индивидуальной нормой является, «то лучшее, что  характерно для конкретного человека в конкретном возрасте, при необходимых, соответствующих условиях развития» и « принимает во внимание уникальность индивида, но не отражает тех свойств, которые присущи большинству людей и событиям» [5, с. 28].

С точки зрения психоаналитического подхода (З.Фрейд, А.Адлер, К.Г.Юнг), поведение,отклоняющееся от общепринятых социальных норм проявляется тогда, когда психологическая защита, направлена на уменьшение напряжения вследствие неэффективного взаимодействия трех подструктур личности Ид, Эго и Супер-Эго, недостаточно для полноценного функционирования личности (З. Фрейд). [2, с. 18]

По мнению Р. Мертона, когда общественные ценности, принимаемые и задаваемые, не могут быть достигнуты, возникает девиантное поведение. Э. Дюргейм считает, что при ослаблении социально-нормативного контроля, возрастает вероятность появления девиаций поведения [6, с. 288].

В мировой психологической литературе, исследования отклоняющегося поведения представлены достаточно широко, а в отечественной психологии является определяющим, так как девиантное поведение создает трудности в социализации личности, в ее становлении  и развитии[6].

Ц. П. Короленко и Т. А. Донских разделяют все поведенческие девиации на две большие группы.

Первую группу составляют отклонения, которые называют «нестандартным поведением». Оно проявляется в форме  новых идей, а также действий, которые не укладываются в социальные стереотипы. Такое поведение определяется активностью, которое играет положительную роль в развитии общества.

Вторая группа – деструктивное поведение. Типология данного поведения  структурируется в соответствии с целями, которые могут быть внешне деструктивными,  связанными с нарушением социальных норм (правовых, морально-этических, культурных), и внутренне деструктивными, которые направлены на дезинтеграцию самой личности, ее регресс. [3, с. 24]

Н.Ю. Максимова выделяет следующие общие проявления социальной дезадаптации для детей и взрослых:

  • постоянная неуспеваемость в учебе или неспособность зарабатывать собственным трудом:
  • выраженная неуспеваемость в жизненно важных сферах общения (в семье, учебной или производственной группе, межличностных ные отношения);
  • нарушение моральных и даже правовых норм;
  • изоляция от окружения в сочетании с враждебным отношением к нему.[3]

Форма социальной дезадаптации и степень ее выраженности, по  мнению Н.Ю. Максимовой, являются определяющими характеристиками девиантного поведения [3, с. 20]. Они могут быть незначительными, то есть не наносить вреда социума и самому человеку, или тотально разрушать жизнедеятельность человека и быть опасными для общества.

Девиантное поведение рассматривается социологическими теориями  в контексте  общественных норм и  правил, которые утверждены в данном обществе. Социальные отклонения поддаются социальным закономерностям, они  зависят от общества и времени, их  можно прогнозировать, в некоторых случаях они управляемы. Представителями данной теории являются О.Конт, Г. де Тард, А.Кетле, Э.Дюркгейм, М.Вебер, Т. Парсонс, Р. Мертон [6].

Девиантное поведение подростка является результатом экологической, экономической, социальной нестабильности общества. Данное поведение имеет сложную природу, которая обуславливается различными факторами, такими как:  подростками переживается невозможность осуществления желания жить в достатке, получить высшее образовании. Это проявляется в асоциальном и аморальном поведении, которое сопровождается серьезными невротическими заболеваниями, побегами из дома, наркотической зависимостью, нарушениями общественных норм и правил. У современного подростка, по мнению Д.И Фельдштей, ослабевает желание соответствовать ожиданиям коллектива и общества, а желание уклониться от них, усиливается.

Подростки-делинквенты игнорируются обществом, сверстниками, они выпадают из круга  нормального общения. Чаще всего, такие подростки живут в неблагоприятных семьях.  У них нет четкого представления своего будущего, отношение к нему крайне неопределенное, они отвергают общечеловеческие ценности, наблюдается отсутствие интереса к учебе и познанию (А.А., Заики Е.В., Крейдун Н.П., Ячиной А.С., Личко А.Е).

Ученными отмечено то, что определенные личностные качества подростка, могут способствовать образованию девиантного поведения, а некоторые жизненные ситуации, могут стать основой для его проявления (Кондратьев.,  М.Юпирожков В.Ф., Кудрявцев В.Н.,  Реан А.А., Розин М.В. и др) [2, с. 28].

Вывод. Таким образом, можно сделать вывод о том, что данное поведение имеет сложную природу, которая обуславливается различными факторами.  На формирование девиантного поведения, оказывает влияние группы сверстников больше, чем влияние особенностей личности. Дезадаптивное поведение, связанно  с окружением и определенным типом ситуаций. Можно отметить то, что поведение, которое взрослые называют отклоняющимся, с позиции самого подростка считается “нормальным”, оно проявляется в игре, приключениях, в желании побывать в необычных ситуациях, а так же испытать рамки дозволенного. Перспективами дальнейшего исследования является разработка и эффективное применение методов психологической коррекции личности подростков с девиантным поведением.


Библиографический список
  1. Боссарт А. Б. Парадоксы возраста или воспитания? — М.: Просвещение, 1991. — 176 с.
  2. Гилинский, Я.И. Институт семьи в системе «Девиантность – социальный контроль» [Электронный ресурс] / Я. И Гилинский. – Режим доступа. – //http://www.narcom.ru/parents/parents/16.html
  3. Максимова Н.Ю.Психология Девиантного поведения Из-во «Лебедь», 2011.-515
  4. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – СПб.: Речь, 2008. – 445 с.
  5. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
  6. Каган В.Е. Девиантное поведение детей и подростков: к анализу понятия/  М., 1996. – С. 3-184


Все статьи автора «Эюпова Эмиля Пулатовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: