УДК 159.9

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМФОРТНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Назаренко Маргарита Михайловна1, Жевна Анастасия Александровна2, Золотарёва Юлия Игоревна3
1ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семёнова-Тян-Шанского», кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии, педагогики и специального образования
2ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семёнова-Тян-Шанского», студентка 3 курса института психологии и образования
3ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семёнова-Тян-Шанского», студентка 3 курса института психологии и образования

Аннотация
В статье рассматривается вопрос об уровне психолого-педагогической комфортности образовательной среды в коррекционной школе для детей с задержкой психического развития. Исследование проводилось с помощью анкетирования по «Методики диагностики психологических условий школьной образовательной среды». В исследовании приняли участие участники образовательного процесса (ученики, родители, педагоги). Были проанализированы полученные результаты и даны общие рекомендации по работе с детьми с задержкой психического развития.

Ключевые слова: задержка психического развития, младший подростковый возраст., образовательная среда, психологическая комфортность


THE STUDY OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL COMFORT TEACHING STUDENTS WITH MENTAL RETARDATION

Margarita Nazarenko1, Anastasia Jevne2, Julia Zolotareva3
1Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky, PhD in of pedagogical Sciences, associate professor, department of psychology, pedagogy and special education
2Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky, 3th year student of the Institute of psychology and education
3Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky, 3th year student of the Institute of psychology and education

Abstract
The article discusses the issue of the level of psychological and pedagogical comfort of the educational environment to a special school for children with mental retardation. The study was conducted with the survey on "methods of diagnosis of psychological conditions the school environment". The study involved the participants of educational process (pupils, parents, teachers). Were analyzed the obtained results and the General guidelines for working with children with mental retardation.

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Назаренко М.М., Жевна А.А., Золотарёва Ю.И. Исследование психолого-педагогической комфортности обучения школьников с задержкой психического развития // Психология, социология и педагогика. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2017/03/7873 (дата обращения: 26.05.2017).

В современной системе образования постоянно происходят всевозможные изменения, внедряются инновационные технологии, разрабатываются новые учебные программы. В связи с этим становится актуальной проблема психолого-педагогической экспертизы образовательной среды, а именно оценка уровня комфортности образовательного процесса для его участников. Это тем более важно для учреждений специального образования, где детям с задержкой психического развития (далее – с ЗПР), в силу особенностей развития психических процессов, требуется особый педагогический подход. Кроме того, известно, что здоровье ребёнка, его социально-психологическая адаптация, рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Вот почему так важно обеспечить такому ребенку необходимый уровень психологического комфорта в школе.

Многими отечественными авторами, такими как В. В. Рубцов, В. И. Слободчиков, В. А. Ясвин образовательная среда рассматривается как совокупность взаимосвязанных, взаимно обогащающих и дополняющих друг друга факторов (материальных, пространственно-предметных, педагогических, социально-психологических и др.), которые оказывают существенное влияние на характер образовательного процесса. Причем эти авторы указывают на необходимость при осуществлении экспертизы эффективности образовательной среды уделять особое внимание анализу ее психологического компонента [1, с. 3].

Комфортность образовательной среды складывается из следующих структурных составляющих: психологическая и интеллектуальная комфортности.

Интеллектуальная комфортность – это удовлетворенность учащихся своей мыслительной деятельностью и ее результатами на уроке, а также удовлетворение потребности в получении новой информации [2].

Психологическая комфортность – это такое состояние, возникающие в процессе жизнедеятельности ребенка, которое указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые школьниками в учебном учреждении; это условия жизни, при которых любой человек чувствует себя спокойно, ему нет необходимости от кого-либо защищаться. Источником психологической комфортности является: положительное эмоциональное состояние как ученика так и учителя; доброжелательное отношение между учителем и учеником, т.к. в школе главной фигурой был и остается учитель. Действия учителя по созданию здоровой психологической комфортной среды сводятся к обеспечению благоприятных условий для взаимодействия “учитель-ученик” с целью обеспечения возможностей реализации личности ребенка в полной мере [2].

По результатам анализа психологической составляющей образовательной среды, проведенным Е. Б. Лактионовой, был сделан вывод, что ее можно рассматривать как взаимодействие между субъектами образовательной среды, происходящее на разных уровнях. В своей работе Лактионова отмечает: «Это, в свою очередь, дает возможность определить качество психических явлений, которые опосредуются этим взаимодействием, и оценить психологическое качество образовательной среды, которая будет либо способствовать позитивному развитию личности своих субъектов, либо порождать деформации, отклонения или препятствия на пути реализации их личностного потенциала. Психологическое качество образовательной среды определяется, прежде всего, через систему отношений ее субъектов и является важным фактором развития личности»[3, с. 31].

Данное исследование проводилось на базе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VII вида №16 г. Липецка. В исследовании приняли участие 67 человек, из них 25 учеников 6-х классов, 25 родителей и 17 педагогов среднего звена. В качестве инструмента диагностики была выбрана «Методики диагностики психологических условий школьной образовательной среды» (Н.П.Бадьина, В.Н.Афтенко). Методика включает в себя анкеты, состоящие из 18 вопросов: для учителей, учеников и их родителей. В результате анкетирования определяется выраженность в образовательной среде конкретного учебного заведения следующих психологических факторов:

1)    интенсивность образовательной среды;

2)    эмоционально-психологический климат;

3)    удовлетворенность образовательной средой;

4)    демократичность образовательной среды;

5)    содействие формированию познавательной мотивации (учебной, профессиональной, творческой), развитию познавательных интересов;

6)    удовлетворенность качеством образовательных услуг, предоставляемых образовательным учреждением, оценка готовности учеников к получению профессии после школы.

Процедура проведения – групповая. Респонденты должны прочесть вопрос и выбрать из трех вариантов ответов наиболее подходящий для них. Анкетирование детей проводилось на уроках, родители заполняли анкеты дома, а педагоги в свободное от занятий время. Во время проведения исследования не было выявлено особенных сложностей, некоторые формулировки вопросов разъяснялись детям по их требованию. Администрация и педагогический состав оказывали полное содействие в проведение исследования.

Таблица 1. «Уровни выраженности психологических условий образовательной среды в отношении участников образовательного процесса»

Психологические условия образовательной среды

Учащиеся

Родители

Педагоги

Уровни выраженности в %

низкий

средний

высокий

низкий

средний

высокий

низкий

средний

высокий

Интенсивность

56

36

8

8

80

12

82

12

6

Эмоционально-психологический климат

4

72

24

4

36

60

6

41

53

Удовлетворенность

4

64

32

4

20

76

6

18

76

Демократичность

20

60

20

12

52

36

0

24

76

Содействие формированию познавательной мотивации

20

36

44

4

32

64

0

6

94

Удовлетворенность качеством образовательных услуг

8

48

44

15

60

25

12

64

24

Фактор интенсивности, куда включается объем и сложность домашних заданий, требования к качеству выполнения заданий, большинство учащихся (56%) оценили как низкий. Высокой его сочли 8% школьников. По мнению 80% родителей, интенсивность образовательного процесса находится на среднем уровне. В данной школе ученики не испытывают больших сложностей с усвоением учебной программы. Учебный процесс организован педагогами достаточно эффективно, он адекватен возрасту и способностям учащихся.

Большинство педагогов (82%) также оценивают интенсивность как низкую. Средней ее называют 12%, а высокой – 6% респондентов. Учителя отмечают, что им хватает времени на подготовку к занятиям. Они хорошо справляются с требованиями, которые предъявляются к качеству их работы.

Эмоционально-психологический климат школьниками оценивается как средний (72%) и высокий (24%). Не удовлетворены сложившимися взаимоотношениями в школе 4% учеников. Родители в большинстве случаев  оценивают уровень психологического комфорта как высокий (60%) и средний (36%). Эмоционально-психологический климат коллектива выражается в общем настрое, который влияет на личные и деловые взаимоотношения всех его членов. В коллективе с положительным психологическим климатом  участники образовательного процесса довольны как собственной деятельностью, так и отношениями с другими членами коллектива. Ребенок в таких условиях будет чувствовать уверенность в себе, защищённость, он станет с большей готовностью включаться в школьную работу.

Среди педагогов высоким этот фактор считают 53%, средним – 41% опрошенных. Немаловажную роль здесь играют установившиеся личные взаимоотношения. Педагогам важна общая сплоченность коллектива, которая выражается не только в профессиональной поддержке со стороны коллег, но и в возможности установления дружеских, доверительных отношений с другими членами педагогического состава и администрации школы.

Высокую удовлетворённость учебным заведением отметили почти треть учеников, 64% оценили ее как среднюю. Родители и учителя (76%) указали на  высокую удовлетворенность работой школы, около четверти взрослых респондентов назвали ее средней. Данные показатели свидетельствуют о высокой значимости школы в системе ценностей всех участников образовательного процесса. В целом, среди детей, учителя пользуются авторитетом, а родители стремятся прислушиваться к их рекомендациям. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность реализовывать свои профессиональные и личные амбиции.

Две трети школьников оценивают фактор демократичности в школе как средний. Высокой демократичность назвали 20% учеников. Родители в основном оценивают этот фактор как средний (52%) и высокий (36%). Низким уровень демократичности назвали 12% родителей. Среди педагогического коллектива четверть опрошенных отмечают средний уровень демократичности, а 76% – высокий. Результаты показывают, что педагоги и родители в большинстве случаев имеют возможности участвовать в управлении школой, они активны в принятии решений, которые касаются личных интересов участников образовательного процесса. Очевидно, в учениках данной школы поощряется проявление инициативы. Многие учащиеся считают себя деятельной частью коллектива, к мнению которой в определенных моментах прислушиваются.

Следует отдельно отметить, что 20% учащихся считают демократичность в школе низкой. Подростковый возраст характеризуется появлением такого новообразования, как чувства взрослости. Оно выражается в стремлении быть самостоятельным, возможности принимать решения и открыто высказывать свое мнение. Как видно из результатов исследования, уже сейчас, в младшем подростковом возрасте, у пятой части опрошенных учеников отчетливо проявляется потребность вести себя как взрослые.

Содействие формированию познавательной мотивации выраженное в степени поддержки администрации профессиональному росту и повышению квалификации 94% учителей оценили как высокое. Влияние педагогов на мотивацию обучения у детей, активизацию познавательных интересов и познавательной активности больше 60% родителей назвали высокой, еще треть – средней. Почти все родители считают, что школа уделяет достаточное внимание интеллектуальному развитию детей. Дети данный фактор в основном оценивали как высокий (44%) и средний (36%). Однако 20% учеников считают содействие педагогов в этом вопросе низким. Вероятно, данная группа детей обладает более высокой мотивацией к получению знаний, чем их сверстники и способна к углубленному обучению.

Удовлетворенность качеством образовательных услуг школьники оценили как среднюю (48%) и высокую (44%). Низкой ее называли 8% детей. Около 60% родителей и педагогов считают качество образовательных услуг средним. Высоким его считают четверть родителей и учителей. Низкий уровень удовлетворенности качеством образовательных услуг отметили 15% родителей и 12% учителей. Данные результаты показывают, что участники образовательного процесса оценивают уровень преподавания в школе различных предметных дисциплин достаточно высоко. Кроме этого исследовался такой фактор, как готовность школьников к получению в дальнейшем профессии. Можно заключить, что и педагоги, и родители уже сейчас задумываются об этом и уделяют внимание профессиональной ориентации учеников.

Результаты проведенного нам исследования позволяют сделать вывод о том, что образовательный процесс в данной школе направлен не столько на интенсивность обучения, требование высокого качества выполнения работ и увеличение сложности заданий, а на создание позитивной, психологически комфортной среды обучения. Педагоги проявляют терпение к своим ученикам, учитывают реальные возможности своих подопечных, уделяя внимание правильной организации труда и отдыха детей. При организации учебного процесса среди школьников с ЗПР крайне важно, во избежание нанесения вреда здоровью ребенка, учитывать специфику психических процессов таких детей. Например, у них снижена, по сравнению с нормально развивающимися детьми, способность к усидчивости и планомерной познавательной активности. Они быстро утомляются и отличатся высокой отвлекаемостью. Перегрузка у таких детей, особенно интеллектуальная, влечет за собой не только снижение работоспособности, заторможенность в понимании ситуации, может вылиться во вспышки агрессии, срывы в поведении, резкие перепады настроения. Если требования к ребенку завышены, и он не может его выполнить, у него возникает неуверенность  в себе и своих силах. Исследования показывают, что наилучшей стратегией педагога при работе с детьми с ЗПР будет создание психологически комфортной атмосферы, привлечение внимания детей и повышения у них интереса к познавательной деятельности. Только в этом случае ребенок может овладеть учебным материалом довольно высокой сложности. Но это возможно еще и при условии включенности родителей в процесс образования. Они также должны понимать все особенности своего ребенка и следовать рекомендациям педагога.

При организации работы с младшими подростками нужно иметь в виду их растущее стремление к самостоятельности и попытки подражать взрослым. В связи с этим, рекомендуется создавать такие условия, при которых школьники могут удовлетворять эти потребности, предоставлять им большую степень свободы, доверять ответственные поручения, вводить элементы ученического самоуправления.  Обращает на себя внимание тот факт, что пятая часть учащихся недовольна содействием учителей и родителей в более глубоком обучении. Результаты исследования показали, что со стороны этих учеников существует запрос на получение знаний, который в полной мере не удовлетворяется. Данная проблема требует внимания не только педагогического состава, но и родителей. Ученики с таким потенциалом нуждаются в индивидуальной программе и более высокой учебной нагрузке. Этого можно достичь за счет организации факультативных занятий, работе с репетиторами и посещения кружков. Подобные вопросы можно решать в индивидуальной беседе с родителями конкретных учеников.

Обобщая результаты исследования можно сделать вывод, что образовательный процесс в данном учебном заведении выстраивается с учетом особенностей детей с задержкой психического развития. Учащиеся получают необходимую поддержку педагогов и родителей в ситуациях личностных или учебных затруднений, что способствует повышению уровня психолого-педагогической комфортности. Родители включены в деятельность школы, они довольно активно взаимодействуют с учителями и администрацией. В учебном заведении создаются возможности для профессионального роста педагогов. Несмотря на позитивные в целом характеристики различных психологических факторов образовательного процесса, исследование позволило выявить момент, требующий внимания, а именно – выявление и дальнейшее сопровождение более способных детей


Библиографический список
  1. Бадьина Н.П., Афтенко В.Н. Диагностика психологических условий школьной образовательной среды: Методические рекомендации для работников образования. – Курган, 2004. – 18 с.
  2. Зарипова Л.Е. Комфортность учебной среды // Открытый урок: сетевой журнал. 2010. URL: http://festival.1september.ru/articles/570029/ (дата обращения: 25.10.2016).
  3. Лактионова Е.Б. Психологическая комфортность как фактор идентификации учащихся с педагогами в образовательной среде школы // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2015. – № 177. – С. 30-34.


Все статьи автора «Назаренко Маргарита Михайловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: