УДК 159.9

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ О ПРЕСТИЖНОСТИ ВУЗА

Трухманова Елена Николаевна1, Агеева Алена Евгеньевна2
1Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии педагогического образования
2Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал, студентка 3 курса физико-математического факультета

Аннотация
В статье представлены результаты исследования представлений первокурсников о престижности вуза. Полученные данные показывают, что наиболее значимыми факторами, определяющими позитивный имидж вуза, являются качество образования и квалификация научно-педагогического состава.

Ключевые слова: имидж вуза, мотивы поступления в вуз, престижность вуза


PECULIAR PROPERTIES OF PERCEPTIONS OF FIRST-YEAR STUDENTS ON THE PRESTIGE OF THE UNIVERSITY

Trukhmanova Elena Nikolaevna1, Ageeva Alena Evgenevna2
1Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, Arzamas Branch, PhD in Psychology, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology of teacher education
2Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, Arzamas Branch, third year student of physics and mathematics faculty

Abstract
The article presents the results of research on perceptions of first-year students on the prestige of the university. The obtained data show that the most significant factors determining the positive image of the university are the quality of education and qualification of the scientific and pedagogical composition.

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Трухманова Е.Н., Агеева А.Е. Особенности представлений студентов-первокурсников о престижности вуза // Психология, социология и педагогика. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2017/03/7922 (дата обращения: 28.09.2017).

Выбор вуза для обучения – очень важный и непростой процесс, как для выпускников школы, так и для их родителей. Необходимо принимать в расчет множество факторов – доступность поступления, качество образования в вузе, возможность дальнейшего трудоустройства и др. Одним из значимых для абитуриентов факторов в принятии решения о поступлении является престижность вуза.

Представления студентов вуза являются важнейшим фактором, влияющим на имидж образовательного учреждения. Именно студенты выступают основным показателем качества представляемых вузом образовательных услуг, а также являются источником информации о нем. Благодаря такому источнику и формируется положительный или отрицательный имидж образовательного учреждения в представлении всей общественности [1].

Данную проблему рассматривали многие ученые – В. Гарднер, С. Леви, А.Ю. Панасюк, Е.Б. Перелыгина и др., определившие сущность понятия «имидж» вуза, его структуру и основные составляющие.

Большинство исследователей понимают под имиджем высшего учебного заведения сложившийся в сознании эмоциональный образ, который определяет отношение между разными сторонами его деятельности и передаваемый во внешнюю среду. Положительный образ образовательного учреждения создается в случае предоставления хороших услуг потребителю.

Имидж вуза – это набор убеждений и ощущений, которые возникают у реальных и потенциальных потребителей об учебном заведении.

А.Ю. Панасюк дает следующее определение понятию «имидж»: «это мнение рационального характера или эмоционально окрашенное об объекте, возникшее в психике – в сфере сознания (и) или подсознания определенной (или неопределенной) группы людей на основе образа, сформированного целенаправленно или непроизвольно в результате либо прямого восприятия ими тех или иных характеристик данного объекта, либо косвенного – через восприятие уже оцененного кем-то образа на основе восприятия мнения, сформированного в психике других людей, с целью возникновения аттракции – притяжения людей к данному объекту» [2, c. 25].

В свою очередь, Е.Б. Перелыгина трактует имидж организации как «символический образ организации, создаваемый в процессе субъектного взаимодействия, в составе которого входят элементы, провоцирующие восприятие данной организации как субъекта» [3, с. 50].

Е.Н. Богданов отмечает, что «имидж – это совокупное общественное восприятие компании или фирмы многими людьми. Впечатление об организации формируется в ходе личных контактов человека с ней, на основе слухов и из сообщений средств массовой информации» [4, c. 84].

Восприятие имиджа высшего учебного заведения предрешает отношение абитуриентов к выбранному заведению [5, c. 187].

В этой связи, важно понять, на основе каких представлений формируется имидж престижного или непрестижного вуза в сознании вчерашних школьников. Нами было проведено исследование, с целью изучения представлений студентов-первокурсников об имидже высшего учебного заведения. Выборка составила 20 студентов первого курса АФ ННГУ им. Н.И. Лобачевского. Основным методом получения эмпирических данных являлся опрос, с помощью разработанной Е.Н. Трухмановой анкеты, включающей в себя вопросы открытого и закрытого типов.

При ответе на первый вопрос студентам предлагалось выбрать пять наиболее значимых характеристик, которые, на их взгляд, определяют престижность вуза. Так «востребованность предлагаемых специальностей» – выбрало 80% первокурсников; «качество преподавания»-70%; «престижность дипломов»-35%; «стоимость предоставляемых образовательных услуг»-15%; «возможность дальнейшего трудоустройства»-75%; «визуальные характеристики вуза»-0%; профессорско-преподавательский состав вуза»-55%; «возможность продолжить обучение дальше»-35%; «известность вуза, длительность его работы в регионе»-25%; «низкий уровень коррумпированности»-25%; «участие вуза в различных социальных проектах»-15%; «частое упоминание вуза в СМИ»-5%; «известные и знаменитые выпускники»-5%; «научная деятельность вуза»-30%; «мощная материальная база вуза»-10%; «проведение большого количества культурно-массовых мероприятий»-15%.

Полученные данные представлены на рис. 1.

В качестве наиболее важных характеристик студенты выбрали следующие: востребованность предлагаемых специальностей; возможность дальнейшего трудоустройства; качество преподавания; профессорско-преподавательский состав вуза; возможность продолжить обучение дальше. Именно такие характеристики, по мнению большинства первокурсников, определяют престижность вуза.

В качестве менее значимых характеристик, влияющих на престижность вуза, выступают визуальные характеристики вуза, частое упоминание вуза в СМИ, стоимость предоставляемых образовательных услуг.


Рис.1. Характеристики, определяющие престижность вуза

При ответе на второй вопрос студентам предлагалось написать три вуза нашего региона, которые они считают престижными. В качестве наиболее престижных вузов были отмечены следующие: Нижегородская государственная медицинская академия (НижГМА) и Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) – выбрали 20% первокурсников; НГТУ им. Р.Е. Алексеева- 25%; ННГАСУ- 35 %; НГЛУ им. Н.А. Добролюбова -40%; НГПУ им. К. Минина- 60% и наибольшее число студентов, а именно 90% выбрали ННГУ им. Н.И. Лобачевского (рис. 2).

Рис.2. Престижные вузы нашего региона (в представлении первокурсников)

Далее студентам предлагалось ответить на вопрос: «Считаете ли Вы АФ ННГУ престижным вузом?». 95% первокурсников АФ ННГУ считают престижным вузом, объясняя это следующими факторами:

  • Педагогические специальности, которые предлагает АФ ННГУ, всегда востребованы;
  • Высокий уровень квалификации преподавателей;
  • Участие вуза в разных социальных проектах;
  • Высокий уровень образования.

5% студентов не считают вуз престижным, так как он является филиалом.

Из перечня мотивов поступления в АФ ННГУ (рис. 3), студентам предлагалось выбрать три, наиболее значимые. Получены следующие данные: 95% респондентов отметили мотив «здесь можно получить качественное образование», для 50% значимо, что «вуз расположен близко к дому», 15% указали – «этот вуз мне посоветовали родители», «этот вуз мне посоветовали знакомые»-5%; «в этом вузе работают квалифицированные преподаватели»-65%; «это самый престижный вуз в городе»-15%; «с дипломом этого вуза легче найти работу»-10%; «в вузе есть возможность получить дополнительное образование»-25%; «выбрал(а) этот вуз вынуждено»-5%; «сюда поступил мой друг»-0%; «мечтала стать преподавателем (свой ответ)»-5%.

Таким образом, наиболее значимые мотивы поступления в АФ ННГУ:

  • Здесь можно получить качественное образование;
  • В этом вузе работают квалифицированные преподаватели;
  • Вуз расположен близко к дому.

Менее значимые мотивы поступления в АФ ННГУ:

  • Сюда поступил мой друг, и я с ним за компанию;
  • Этот вуз посоветовали мне родители;
  • Выбрал(а) этот вуз вынуждено, не поступив туда, куда хотел(а).

Рис.3. Мотивы поступления в АФ ННГУ

Таким образом, результаты проведенного исследования показали, что в качестве главных характеристик, определяющих престижность вуза, по мнению студентов, выступают: возможность дальнейшего трудоустройства и востребованность предлагаемых специальностей.

В качестве престижного вуза нашего региона, по мнению испытуемых, выступает ННГУ им. Н.И. Лобачевского. Также почти все первокурсники считают Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета престижным вузом, объясняя это тем, что предлагаемые специальности этого вуза всегда востребованы и это способствует дальнейшему трудоустройству, а также в вузе работают квалифицированные преподаватели.

В качестве трёх наиболее значимых мотивов поступления в АФ ННГУ для студентов выступают: получение качественного образования, в данном вузе работают квалифицированные преподаватели, а также немаловажным условием является то, что вуз расположен близко к дому.

Исходя из всего вышесказанного, можно сказать, что при выборе вуза абитуриенты первом делом обращают внимание на востребованность специальностей, которые предлагает данный вуз, качество преподавания и уровень квалифицированности преподавателей вуза. А в качестве главного мотива поступления в АФ ННГУ им. Н.И. Лобачевского для абитуриентов выступает качественное образование, получаемое в университете.


Библиографический список
  1. Трухманова Е.Н. Технология работы со студентами-первокурсниками по оптимизации адаптации к вузу (в рамках деятельности психолого-педагогической службы АФ ННГУ) // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/12/75244 (дата обращения: 11.03.2017).
  2. Панасюк А.Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники. 3-е изд., – М.: Омега-Л, 2009. – 266 с.
  3. Перелыгина Е.Б. Исследование имиджа в русле PR и социальной психологии // Советник. – 2003. – № 7 (91). – С. 50-54.
  4. Богданов Е.Н. Психологические основы «Паблик рилейшнз». 2-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 208 с.
  5. Трухманова Е.Н. Интернет-коммуникации как фактор социализации современных подростков и юношей // Приволжский научный вестник. – 2014. – № 11-2 (39). – С. 186-190.


Все статьи автора «Трухманова Елена Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: