УДК 159.9.07

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЦ, ПОЛУЧАЮЩИХ КВАЛИФИКАЦИЮ «ПСИХОЛОГ» ПО ПРОГРАММАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ

Пирумян Арменуи Арсеновна1, Денисова Екатерина Геннадьевна2
1Южный федеральный университет, Академия психологии и педагогики, ассистент кафедры общей и педагогической психологии
2Южный федеральный университет, Академия психологии и педагогики, аспирант 2 года обучения

Аннотация
В статье рассматриваются особенности профессиональной направленности обучающихся программы переподготовки по специальности «Психология» без базового психологического образования. Методика исследования: авторская анкета-опросник разработанная совместно с Абакумовой И. В., состоящая из 16 вопросов. Респондентами выступили слушатели программ профессиональной переподготовки в «Институте психологии, управления и бизнеса» Южного федерального университета г. Ростова-на-Дону в количестве 61 человека в возрасте от 24 до 58 лет. 4. Были выявлены 4 группы слушателей программ переквалификации, которые различаются по своей профессиональной направленности: 1) Лица, ориентированные на актуализацию (либо инициацию) карьеры; 2) Лица, ориентированные на дальнейшую психологическую (психотерапевтическую) деятельность; 3) Лица, ориентированные на совершенствование системы саморегуляции; 4) Лица, ориентированные на поливариантную карьеру.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Пирумян А.А., Денисова Е.Г. Исследование профессиональной направленности лиц, получающих квалификацию «психолог» по программам профессиональной переподготовки // Психология, социология и педагогика. 2017. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2017/06/8250 (дата обращения: 28.10.2023).

Исследование профессиональной направленности лиц, обучающихся по программам профессиональной переподготовки является междисциплинарной областью и находится на стыке психологии и педагогики. В рамках указанных наук выделяются акмеология и сравнительно новое направление в системе наук об образовании – андрагогика. Указанные отрасли наук имеют тесную взаимосвязь и охватывают теоретические и практические проблемы развития, обучения и воспитания взрослых.

Возможности системы дополнительного профессионального образования в последние десятилетия являются актуальным предметом исследования и были рассмотрены в работах С.И. Змеева, В.А. Баженовой В. С., Браже, С.Г. Вершловского, В.В. Краевского, Е.П., В.Г. Онушкина, Ю.Н. Кулюткина, и др. [1; 2; 3; 4; 5, с. 24]. Психологические особенности лиц, обучающихся по программам профессиональной переподготовки представлены работами Абдурасуловой Т. Д., Бероевой Е. А., Дементий Л. И., Кирьяковой А. В., Трофимовой Л.Н., Хохловой Т. В., Храпенко И. Б., Gorges J., Kandler C., и др. [6; 7; 8; 9; 11; 12].

Особенности профессионального самоопределения и методы управления этим процессом, специфика личностных трансформаций в процессе планирования карьеры, аспекты профессионального самоопределения личности были рассмотрены в работах таких ученых, как Абакумова И. В., Климов Е.А., Чистякова С.Н., Решетников В. В., Митина Л.М. и многих других [13; 14; 15; 16; 17]. Однако, проблема психологических особенностей процесса профессиональной переподготовки на сегодняшний день недостаточно изучена, несмотря на том, актуальность ее изучения возрастает из года в год [18].

Успешность обучения по дополнительным профессиональным программам во многом зависит от наличия у слушателей способностей и склонностей к данному виду профессиональной деятельности, от их профессиональной направленности. По определению А.В. Кирьяковой, «профессиональная направленность понимается как избирательное положительное отношение к профессии и представляет собой интегральное динамическое свойство личности, которое выражает доминирующие осознаваемые и неосознаваемые отношения к любой профессии, предопределяющие и подготовку к предстоящей деятельности, и успешность ее осуществления» [19].

Актуальность данной предметной области обусловлена, с одной стороны тем, что на сегодняшний день все больше становится специалистов, которые не удовлетворены своей текущей карьерой и принимают решение о смене направления своей профессиональной деятельности. С другой стороны, общепризнано, что базовое образование не может обеспечить человека на всю жизнь знаниями, умениями, компетенциями, личностными качествами и ценностными ориентациями, необходимыми ему для эффективного выполнения различных профессиональных и социальных ролей и личностного развития.

Не менее актуально стоит проблема изучения особенностей освоения профессии «психолог» у взрослых людей, которые не имеют базового психологического образования. Психологические знания в силу своей практической ориентированности являются весьма привлекательными для личности любого возраста. Запрос на них во многом обусловлен потребностью человека в самопознании, саморазвитии, оптимизации как собственной жизни, так и жизни других людей и своих взаимоотношений с ними. Поскольку круг задач, решаемых в конкретном возрасте, имеет свою специфику, на первый план могут выходить то одни, то другие компетенции, требующие развития, в том числе за счет психологических знаний и умений.

На сегодняшний день возможностей пройти переподготовку или получить второе высшее образование очень много, большое число вузов на своей базе открывают программы профессиональной переподготовки, в том числе по психологии. Однако вопрос о том, что движет людьми, которые желают получить психологические знания, почему они выбрали именно эту сферу, какова их профессиональная направленность и каким образом она будет соотноситься с дальнейшей профессиональной деятельностью остается открытым. Все это делает актуальным исследование профессиональной направленности лиц, получающих квалификацию «психолог» по программам профессиональной переподготовки.

В этой связи целью данного исследования является изучение особенностей профессиональной направленности в процессе получения квалификации психолога.

Объектом исследования выступили слушатели программ профессиональной переподготовки в «Институте психологии, управления и бизнеса» Южного федерального университета в возрасте от 24 до 58 лет, средний возраст 31,2 ± 8,6, женщины составили 84% респондентов, мужчины – 16%, общее количество респондентов – 61 человек без базового психологического образования.

Предмет исследования – особенности профессиональной направленности лиц, получающих квалификацию «психолог» по программам профессиональной переподготовки.

В результате теоретического анализа научной литературы по проблеме исследования мы предположили, что у лиц, получающих психологическое образование как дополнительную квалификацию, может быть разная направленность профессиональной деятельности.

Для выяснения причин, побудивших респондентов пройти программу профессиональной переподготовки, выяснении уровня заинтересованности в освоении профессии «психолог», целей получения психологических знаний и аспектов дальнейшей профессиональной деятельности в соавторстве с Абакумовой И.В. была разработана авторская анкета, состоящая из 16 вопросов:

  1. Ваш пол.
  2. Ваш возраст.
  3. Ваше образование (специальность). Если их несколько, укажите, пожалуйста, все.
  4. Ваша профессия.
  5. Что побудило Вас пройти программу профессиональной переподготовки?
  6. Почему Вы выбрали программу по направлению психология?
  7. В чем заключается Ваш интерес к данной конкретной специальности?
  8. Есть ли желание в дальнейшем применить полученные знания?
  9. Хотелось бы Вам в дальнейшем работать по специальности психолог?
  10. Есть ли желание сформировать определенные компетенции в профессии психолог?
  11. С какими трудностями Вы столкнулись при обучении?
  12. Какие изучаемые дисциплины нравятся вам больше всего?
  13. Какие дисциплины Вам не нравятся?
  14. Какие дисциплины еще хотелось бы изучать (дополнительно)?
  15. Что бы вы хотели изменить (дополнить) в системе профессиональной переподготовки?
  16. Предполагаете ли Вы изучить другие программы дополнительного профессионального образования?

С помощью авторской анкеты-опросника были выделены 4 категории слушателей программ профессиональной переподготовки, которые получают психологическое образование. Наиболее важными вопросами, ответы на которые позволили отнести респондентов к той или иной категории были вопросы под номерами 4,5,6,7,8,9, остальные вопросы являлись вспомогательными, чтобы оценить степень вовлеченности респондента в учебный процесс и получить формальные данные (пол, возраст).

4. Ваша профессия.

5. Что побудило Вас пройти программу профессиональной переподготовки?

6. Почему Вы выбрали программу психологической направленности? (по направлению психология)

7. В чем заключается Ваш интерес к данной конкретной специальности?

8. Есть ли желание в дальнейшем применить полученные знания?

9. Есть ли желание сформировать определенные компетенции в профессии психолог?

Ответы на данные вопросы, после формулировки категорий, позволили разделить выборку на 4 группы с разной направленностью профессиональной деятельности:

1. Лица, ориентированные на актуализацию (либо инициацию) карьеры через получение или совершенствование своих психологических знаний. Это люди, которые уже работают не в психологической сфере, их профессиональный выбор определен, но для осуществления их деятельности необходим достаточный набор психологических знаний. Таким образом, эти обучающиеся, повышая свою психологическую компетентность, стремятся к повышению квалификации и профессиональному росту в иной сфере.

Для людей, входящих в данную категорию, характерны следующие ответы:

5 вопрос: «профстандарты», «нехватка знаний, непонимание полной картины того, что называется словом «управление»».

6 вопрос: «соответствует сфере деятельности, регламентирована профстандартами», «управление людьми без психологии невозможно».

7 вопрос: «возможность расширить круг функционала», «профессиональный рост».

8 вопрос: «да».

9 вопрос: «нет».

2. Лица, ориентированные на дальнейшую психологическую (психотерапевтическую) деятельность. Эти люди приняли решение полностью сменить свою профессиональную направленность и планируют в дальнейшем работать в психологической сфере, включая психотерапевтическую деятельность.

Для таких людей характерны следующе ответы на вопросы:

5 вопрос: «желание овладеть профессией, о которой мечтала всегда», «желание овладеть новыми знаниями и навыками в интересующей меня специальности», «неудовлетворенность выбранной профессией».

6 вопрос: «стремление познать человеческую природу», «давно была интересна эта специальность, захотелось обучиться и дальнейшем развиваться в этом направлении», «мне близки профессии, связанные с работой с людьми, где можно оказать реальную помощь людям».

7 вопрос: «овладение теорией и навыками общения с людьми, познание их и помощь», «получить знания и навыки в данной сфере для дальнейшей работы»,

8 вопрос: «да», «да, есть».

9 вопрос: «обязательно», «да, очень хотелось бы».

3. Лица, ориентированные на совершенствование системы саморегуляции. Это люди, которые стремятся, в первую очередь, к разрешению собственных внутренних противоречий, психологических проблем. От программы профессиональной переподготовки такие люди ждут, прежде всего, конкретных способов, техник, инструментов для самопознания и организации более гармоничного взаимодействия с другими людьми.

Для лиц, видящих в приобретении психологических знаний, прежде всего, возможность разрешать личные проблемы, характерны следующие ответы:

5 вопрос: «для самопознания, для развития себя как личности, для гармоничных отношений в семье, для качественной профессиональной практики», «для саморазвития, получить новые знания и навыки, открыть для себя новые возможности, расширить карту мира».

6 вопрос: «так как это путь к познанию себя и мира», «всегда была интересна психология, это мой осознанный выбор».

7 вопрос: «в том, что посредством полученных знаний смогу преобразить свою жизнь и жизнь окружающих через себя», «разобраться в себе, применять в общении с людьми, помогать людям».

8 вопрос: «да, в педагогической деятельности и в воспитании здоровых и счастливых детей», «есть».

9 вопрос: «может быть…», «еще не определилась, но хотелось бы».

4. Лица, ориентированные на поливариантную карьеру. Это люди, которые получают профессиональное психологическое образование в числе других форм и направлений собственного образования. Они не до конца уверены в выборе какой-либо одной профессии, поэтому ищут различные варианты. Таким образом, у такого рода обучающихся копятся дипломы об образовании, но весьма вероятно, что они не будут применять полученные знания и становиться на путь серьёзного профессионального становления в сфере психологии.

Люди, для которых важно само по себе новое образование, давали следующие ответы:

5 вопрос: «саморазвитие, новые знания, получение ещё одного образования в целях повышения собственной конкурентоспособности на рынке труда, расширение перечня возможных сфер работы», «получить образование в этой сфере».

6 вопрос: «всегда интересовалась психологией, данное образование дает возможность работать с людьми в различных сферах», «интересно это направление».

7 вопрос: «повышение уровня знаний, в том числе и в сфере конфликтологии», «изучить психологию человека».

8 вопрос: «да».

9 вопрос: «нет», «конкретно быть психологом и использовать это как основной заработок – нет».

Графически данные, полученные при помощи авторской анкеты на определение профессиональной направленности можно выразить следующим образом (Рисунок 1).

Рисунок 1. Процентное соотношение разных групп респондентов в выборке.

На рисунке 1 показано процентное соотношение разных групп респондентов в выборке: группа 1, условно названная «актуализация профессии», составила 16%, группа 2, с условным названием «освоение профессии психолога», составила 54%, группа 3, условно названная «познание себя», составила 18%, и группа 4 («поливариантная карьера») – 12%.

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие обобщающие выводы:

  1. В современных условиях стремительно меняющейся жизни, исчезновения многих профессией и в то же время появления большого количества новых вопрос о дополнительном профессиональном образовании стоит очень остро. Возможность получения знаний из новой сферы, освоения новой, более актуальной или более близкой профессии востребована в обществе и нет сомнений, что в условиях постоянной неопределенности жизни популярность дополнительного профессионального образования будет только расти.
  2. Получение психологического образования в качестве дополнительного имеет существенные отличия от других видов образования, прежде всего, это требования к развитию собственной личности, а также к выработке особого психологического самосознания и формирование профессионального психологического мышления. Важной особенностью является также большое разнообразие видов деятельности психолога-профессионала: консультационная, психотерапевтическая, диагностическая, просветительская, прикладная. Кроме того, в отличие от всех других видов профессиональной переподготовки, значительная часть людей приходит на образовательные программы, чтобы узнать себя и решить собственные жизненные проблемы. То есть, психологическое образование одновременно выступает и как путь к освоению профессии, так и возможность с помощью повышения осознанности решить личные проблемы или переосмыслить свою жизнь.
  3. Важнейшими элементами при прохождении программ профессиональной переподготовки являются профессиональная направленность, как интеграция осознанных и неосознанных представлений о получаемой профессии и особенность шагов по ее освоению, и мотивы, побуждающие человека пройти обучение.
  4. Эмпирическое исследование позволило выявить 4 группы слушателей профессиональной переподготовки, которые различаются по своей профессиональной направленности: 1) Лица, ориентированные на актуализацию (либо инициацию) карьеры; 2) Лица, ориентированные на дальнейшую психологическую (психотерапевтическую) деятельность; 3) Лица, ориентированные на совершенствование системы саморегуляции; 4) Лица, ориентированные на поливариантную карьеру.

Проведенное исследование позволяет выявить особенности разделения слушателей программ профессиональной переподготовки на несколько групп по специфике направленности профессиональной деятельности. В исследовании рассмотрены слушатели программ профессиональной переподготовки по психологии, обучающиеся на основе первого высшего образования (непсихологического).

Данные, полученные в работе могут быть применены как для самих слушателей программ профессиональной переподготовки для повышения осознанности процесса обучения и разрешения проблемы низкой мотивации, так и для самих преподавателей, руководителей программ профессиональной переподготовки и руководителей вузов, на базе которых организуются эти программы.

Выделение нескольких четко различающихся групп слушателей открывает возможности как для индивидуального психологического консультирования с целью осознания обучающимися своих мотивов, профессиональной направленности и их корректировки, так и для улучшения процесса обучения. Понимание руководителями и преподавателями неоднородности аудитории слушателей и их различной профессиональной направленности и действия, направленные на дифференциацию процесса обучения способны дать существенный прирост в удовлетворенности обучением и росту учебной мотивации, что способствуют более гармоничному и быстрому освоению профессии.

Работа выполнена в рамках диссертационного исследования под руководством доктора психологических наук, профессора, декана факультета “Психология, педагогика и дефектология” ДГТУ И.В. Абакумовой.


Библиографический список
  1. Змеев С.И. Образование взрослых в России и в мире // Педагогика. -1999. -№ 6. С. 106-108.
  2. Баженова В. С. Система дополнительного профессионального образования // Высшее образование в России. – 2012. – №6. – С.83-90.
  3. Вершловский С.Г. Система образования взрослых как объект прогнозирования //Проблемы непрерывного образования: педагогические кадры- [электронный ресурс]: режим доступа: http://obrazovanie21.narod.ru/Files/2010-1_p016-021.pdf (дата обращения: 28.05.2017).
  4. Онушкин В.Г., Огарев Е.И. Образование взрослых // Энциклопедия профессионального образования: В 3 т. /Под ред. С.Я. Батышева.-М.:АПО, 1999.-Т.2.-С. 148-149.
  5. Образование взрослых: реальности, проблемы, прогноз /Под ред. С.Г. Вершловского. СПб.: СПбГУПМ, 1998. – 161 с.
  6. Абдурасулов Т. Д. Исследование профессионального самоопределения студентов-психологов // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. –2013. – №4. – С.51-56.
  7. Дементий Л. И. Проблемы профессиональной идентичности и маргинальности в ситуации сознательной смены профессии (на примере получения второго высшего психологического образования) // Известия АлтГУ. – 2009. – №2. – С.48-53.
  8. Дементий Л. И., Хохлова Т. В. Особенности мотивации при получении второго высшего психологического образования // Человек в контексте эпохи: материалы региональной научной конференции, посвященной 85-летию М.Е. Бударина. – Омск: ОмГПУ, 2005. – С. 76-80.
  9. Кирьякова А. В., Бероева Е. А. Ценностные аспекты развития профессиональной компетентности специалиста в системе дополнительного профессионального образования // Вестник ОГУ. 2016. №3 (191). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnye-aspekty-razvitiya-professionalnoy-kompetentnosti-spetsialista-v-sisteme-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 28.05.2017).
  10. Трофимова Л.Н. Проблема мотивации учебной деятельности у слушателей курсов профессиональной переподготовки // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – №6. – С.701.
  11. Храпенко И. Б. Формирование профессионального мышления психолога в условиях непрерывной многоуровневой подготовки // КПЖ. –  2015. – №5-2. – С.373-378.
  12. Gorges Julia, Kandler Christian. Adults’ learning motivation: Expectancy of success, value, and the role of affective memories. Learning and Individual Differences. – Vol. 22, Is. 5. – 2012. –pp.610-617.
  13. Абакумова И. В., Ермаков П. Н., Кагермазова Л. Ц. Технологии направленной трансляции смыслов в практике учебного процесса. // М., Кредо – 2016, с. 234.
  14. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения Текст. / Е.А. Климов. Ростов-на-Дону: 1996. 78 с.
  15. Чистякова С.Н. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи Текст. М.: Инст-т самопред-я молодежи РАО, 1993. с. 3-10.
  16. Решетников В. В. Понятие профессионального самоопределения в современной педагогической психологии // Известия Самарского научного центра РАН. 2011. №2-5. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-professionalnogo-samoopredeleniya-v-sovremennoy-pedagogicheskoy-psihologii (дата обращения: 28.05.2017).
  17. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях Текст. / Л.М. Митина // Вопросы психологии. 1997. № 4.
  18. Шестак Н. В. Технология обучения в системе непрерывного профессионального образования // Высшее образование в России. – 2013. – № 6. – С. 98-103.
  19. Кирьякова, А.В. Аксиология образования. Фундаментальные исследования в педагогике: монография / А.В. Кирьякова [и др.]. – М.: Дом педагогики. ИПК ГОУ ОГУ 2008. – 578 с.


Все статьи автора «Денисова Екатерина Геннадьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: