Новый Федеральный государственный стандарт дошкольного образования внёс значительные изменения в деятельность ДОУ. Результатом деятельности ДОУ является комплексное изменение личности дошкольника, поэтому перед современными образовательными программами стоит цель осуществлять индивидуальный подход к развитию ребёнка: уважать его личность; учитывать его интересы; заботиться об его эмоциональном комфорте; создавать условия для свободного творческого самовыражения.
О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева, В.Н. Казакова и другие считают, что нужно постоянно изучать и оценивать развитие каждого воспитанника ДОУ на основе информации, которой располагают специалисты ДОУ для заполнения индивидуальной карты развития ребёнка.
В настоящее время в системе дошкольного образования Российской Федерации широко используется психолого-педагогическая диагностика детей дошкольного возраста.
Термин «диагностика» переводится с греческого как «познание, определение».
Термин «диагностика» в педагогике появился из медицины. О правомерности использования этого термина в образовательном процессе среди учёных проходили большие дискуссии.
В России и Германии термин «диагностика» стал применяться в теории и практике педагогике: в Германии первым ввёл понятие «педагогическая диагностика» в 1968 году Карлхайнц Ингемкамп; в России 1981 году – Август Соломонович Белкин.
На современном этапе развития педагогической науки диагностика помогает педагогу оценивать эффективность своей деятельности, проводить грамотно действующие учебные программы и адекватно выбрать методы воспитания [1].
Педагогическая диагностика – это механизм, с помощью которого можно выявить индивидуальные особенности и перспективы развития ребёнка.
Психологическая диагностика – это психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности ребёнка с целью:
- выявить причины возникновения проблем в развитии обучении;
- определить сильные стороны личности, её резервные возможности, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы;
- диагностики изменений в психофизическом, сенсорном и личностно-социальном развитии ребёнка при реализации целостного педагогического и коррекционно-развивающего процесса в ДОУ и др.
Главная цель диагностического обследования – получение информации о реальном состоянии диагностического объекта; определение путей позитивного его изменения и нахождение методик, способствующих коррекции негативных сторон объекта [2].
В процессе диагностики в ДОУ ребёнку предлагаются задания, тесты, вопросы и загадки, а родителям – анкеты, тесты и опросники.
Различают следующие диагностики: основная, промежуточная, оперативная.
Основная диагностика. Задача – выявить исходное состояние обследуемого объекта, установить его специфические особенности и выработать план развития.
Промежуточная диагностика. Задача – дать оценку правильности стратегии образования и динамики развития, выбранной в отношении ребёнка.
Оперативная диагностика. Задача – оценить качество решения текущих задач и помочь педагогу выстроить правильную тактику взаимодействия с детьми.
Основными направлениями диагностики в ДОУ являются пять образовательных областей, обозначенных в ФГОС ДО:
- физическое развитие (физическая культура, здоровье);
- социально-личностное развитие (социализация, труд, безопасность);
- познавательно-речевое развитие (познание, коммуникация);
- художественно-эстетическое развитие (художественное творчество, чтение художественной литературы, музыка).
Диагностика в ДОУ направлена на разные сферы развития ребёнка:
- Психофизиологическая сфера (исследуемые функции: тонкая моторика, асимметрия, особенности нервной системы).
- Познавательная сфера (исследуемые функции: память, внимание, воображение, восприятие).
- Интеллектуальная сфера (мышление).
- Эмоциональное состояние.
- Личностная сфера (самооценка).
- Коммуникативная сфера (взаимоотношения в семье, в группе и пр.).
Педагог-психолог ДОУ должен иметь в своём арсенале различные методики по выявлению уровня интеллектуального развития, особенности личностной сферы и когнитивной деятельности.
В Концепции ФГОС дошкольного образования записано, что педагогическая диагностика необходима как для индивидуализации образования (поддержать ребёнка, определить для него индивидуальный маршрут развития, определить методы профессиональной коррекции его развития), так и с группой детей.
Педагог ДОУ должен иметь чёткие представления об индивидуальных особенностях каждого ребёнка: о состоянии его здоровья, уровнях физического, эмоционального и когнитивного развития. Эта информация помогает ему разрабатывать индивидуальные цели развития детей, создавать наиболее благоприятные условия для развития ребёнка в детском саду, оказывать ему поддержку на основе его индивидуальных интересов, возможностей и особенностей.
Диагностика неразрывно и тесно связана с коррекцией. Диагностика в педагогической практике не самоцель:
– по результатам диагностики выявляются некоторые проблемы или отклонения в развитии детей, что позволяет специалисту выбрать соответствующие в каждой конкретной ситуации формы и методы воспитания;
– с помощью диагностики на основе выработанных критериев педагог-психолог определяет уровень развития того или иного качества ребёнка; по анализу результатов исследования педагог-психолог разрабатывает программу либо по формированию, либо по развитию этого качества;
– опираясь на диагностическое исследование, педагог-психолог помогает родителям создать благоприятный микроклимат в семье, где акцент делается на развитие сильных сторон психики ребёнка и нивелируются его слабые стороны.
Оценить уровень развития детей, в условиях ДОУ, можно сделать с помощью следующих методов: наблюдение, изучение продуктов деятельности детей, несложные эксперименты, беседы [3].
Наблюдение предусматривает длительное, планомерное, целенаправленное изучение объектов и явлений природы детьми, которое организуется специально педагогом.
Изучение продуктов труда дошкольников в дошкольном учреждении позволяет педагогу сделать вывод о качестве результатов обучения: насколько сформированы умения детей, в какой степени развиты некоторые личностные характеристики необходимые в познавательной деятельности ребёнка.
Целостная картина возможностей дошкольника и причины, проявляющихся проблем в воспитании и обучении, педагог может получить, изучая документацию.
Сведения о здоровье, о темпе развития ребёнка, о врожденных и приобретенных заболеваниях, об адаптационных возможностях воспитанника содержатся в медицинской карточке. Дать оценку условиям воспитания, достаточности педагогических ресурсов в семье помогают сведения о родителях и месте жительства.
Диагностика изученного программного материала даёт возможность педагогу-психологу сделать некоторые выводы: на сколько эффективны методы преподавания; степень подготовки педагога; о выборе адекватных средств педагогического воздействия [5].
Диагностика дошкольников очень трудоёмкая и сложная работа. Здесь от возраста ребёнка многое зависит, так как специфика дошкольного возраста заключается в том, все психические процессы очень подвижны и пластичны, а развитие потенциальных возможностей ребёнка в значительной степени зависит от того, в каких условиях происходит это развитие. Поэтому при обследовании дошкольников следует знать особенности и правила педагогического диагностирования.
В зависимости от возраста индивидуальное обследование не должно превышать от 10 до 20 минут. Осуществлять наблюдение за ребёнком можно в естественных условиях: в группе, на прогулке, во время прихода в детский сад и ухода из него.
Обследование дошкольников следует проводить только в первой половине дня, в наиболее работоспособные дни (вторник или же среда). Рекомендуется диагностику проводить вдвоём, например, психолог работает с ребёнком, а воспитатель фиксирует поведение ребёнка, его реакцию на задание, то есть внешние эмоциональные проявления.
Создание доверительной и доброжелательной обстановки – неотъемлемое условие. Не следует показывать своё недовольство ребёнком, если он что-то делает не так, а, напротив, поощрять положительными оценочными суждениями. Желательно присутствие родителей на обследовании, с которыми педагог обсуждает результаты и интерпретацию диагностики; необходимо выслушивает мнение и пояснение родителей; договариваются о помощи, которую родители дома могут оказать ребёнку; разрабатывают индивидуальный маршрут коррекции [4].
Диагностическое обследование, как привило, проводится в начале и в конце года; в середине года – только для детей группы риска.
По результатам диагностического обследования на каждого ребёнка заводится диагностическая карта.
Одной из первоочередных задач теории и практики воспитания дошкольников является проблема использования диагностики в образовательном и воспитательном процессах ДОУ. С помощью диагностики педагог имеет возможность: оценить правильность своей деятельности; оптимизировать процессы индивидуального и группового обучения; свести к минимуму свои ошибки.
Библиографический список
- Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: методическое пособие / Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова и др.; под ред. Е.А. Стребелевой. М.: Просвещение, 2004. 164 с.
- Вопросы специальной психологии / Шипова Л.В., Георгица Е.А., Георгица Н.В., Гринина Е.С., Бурмистрова Е.Д., Кухарчук О.В., Акименко А.К., Польская Н.А., Лысенко Е.М., Лысогорская М.В. Учебное пособие / Саратов, 2009. 272 с.
- Корепанова, М.В., Харлампова, Е.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников: Пособие для педагогов и родителей / М.В. Корепанова, Е.В. Харлампова. М.: Изд. Дом РАО; Баласс, 2005. 144 с.
- Павлова, Н.Н., Руденко, Л.Т. Экспресс-диагностика в детском саду / Н.Н. Павлова, Л.Т. Руденко. М.: Генезис, 2008. 80 с.
- Лукашенко Н.П. Поэтапная подготовка студентов к проведению диагностических исследований в школе / Н.П. Лукашенко, Д.А. Лукашенко // Теоретические и методологические проблемы современного образования: Материалы XX Международной научно-практической конференции 2 – 3 апреля 2015 г. / Науч. – инф. издат. центр «Институт стратегических исследований». – Москва : Изд-во «Институт стратегических исследований»: Изд-во «Перо», 2015. – с. 99 – 101.