УДК 376.63

К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОУ

Лукашенко Надежда Петровна1, Лукашенко Дарья Анатольевна2
1Саратовский государственный национальный исследовательский университет им. Н.Г. Чернышевского, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры методологии образования
2МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 158» Ленинский район, г. Саратов, кандидат педагогических наук, педагог-психолог

Аннотация
В статье рассматривается одно из направлений деятельности педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении в сфере образовательных областей, обозначенных в ФГОС ДО, и в сфере развития личности ребёнка.

Ключевые слова: ДОУ, дошкольное образовательное учреждение, педагог-психолог


TO THE PROBLEM OF PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS OF PRESCHOOL CHILDREN IN PRESCHOOL

Lukashenko Nadezhda Petrovna1, Lukashenko Daria Anatolievna2
1Saratov State National Research University N.G. Chernyshevsky, Ph.D., Professor of the Department of Education methodology
2Kindergarten "Kindergarten combined type № 158" Leninsky district, Saratov, Ph.D., educational psychologist

Abstract
The article deals with one of the activities of the teacher-psychologist in preschool educational institution in the field of educational areas identified in the GEF to, and in the development of the child's personality.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Лукашенко Н.П., Лукашенко Д.А. К вопросу о психолого-педагогической диагностике дошкольников в ДОУ // Психология, социология и педагогика. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2017/02/7718 (дата обращения: 27.10.2023).

Новый Федеральный государственный стандарт дошкольного образования внёс значительные изменения в деятельность ДОУ. Результатом деятельности ДОУ является комплексное изменение личности дошкольника, поэтому перед современными образовательными программами стоит цель осуществлять индивидуальный подход к развитию ребёнка: уважать его личность; учитывать его интересы; заботиться об его эмоциональном комфорте; создавать условия для свобод­ного творческого самовыражения.

О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева, В.Н. Казакова и другие считают, что нужно постоянно изучать и оценивать развитие каждого воспитанника ДОУ на основе информации, которой располагают специалисты ДОУ для заполнения индивидуальной карты развития ребёнка.

В настоящее время в системе дошкольного образования Российской Федерации широко используется психолого-педагогическая диагностика детей дошкольного возраста.

Термин «диагностика» переводится с греческого как «познание, определение».

Термин «диагностика» в педагогике появился из медицины. О правомерности использования этого термина в образовательном процессе среди учёных проходили большие дискуссии.

В России и Германии термин «диагностика» стал применяться в теории и практике педагогике: в Германии первым ввёл понятие «педагогическая диагностика» в  1968 году  Карлхайнц Ингемкамп; в России 1981 году – Август Соломонович Белкин.

На современном этапе развития педагогической науки диагностика помогает педагогу оценивать эффективность своей деятельности, проводить грамотно действующие учебные программы и адекватно выбрать методы воспитания [1].

Педагогическая диагностика – это механизм, с помощью которого можно выявить индивидуальные особенности и перспективы развития ребёнка.

Психологическая диагностика – это психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности ребёнка с целью:

  • выявить причины возникновения проблем в развитии обучении;
  • определить сильные стороны личности, её резервные возможности, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы;
  • диагностики изменений в психофизическом, сенсорном и личностно-социальном развитии ребёнка при реализации целостного педагогического и коррекционно-развивающего процесса в ДОУ и др.

Главная цель диагностического обследования – получение информации о реальном состоянии диагностического объекта; определение путей позитивного его изменения и нахождение методик, способствующих коррекции негативных сторон объекта [2].

В процессе диагностики в ДОУ ребёнку предлагаются задания, тесты, вопросы и загадки, а родителям – анкеты, тесты и опросники.

Различают следующие диагностики: основная, промежуточная, оперативная.

Основная диагностика. Задача – выявить исходное состояние обследуемого объекта, установить его специфические особенности и выработать план развития.

Промежуточная диагностика. Задача – дать оценку правильности стратегии образования и динамики развития, выбранной в отношении ребёнка.

Оперативная диагностика. Задача – оценить качество решения текущих задач и помочь педагогу выстроить правильную тактику взаимодействия с детьми.

Основными направлениями диагностики в ДОУ являются пять образовательных областей, обозначенных в ФГОС ДО:

  • физическое развитие (физическая культура, здоровье);
  • социально-личностное развитие (социализация, труд, безопасность);
  • познавательно-речевое развитие (познание, коммуникация);
  • художественно-эстетическое развитие (художественное творчество, чтение художественной литературы, музыка).

Диагностика в ДОУ направлена на разные сферы развития ребёнка:

  • Психофизиологическая сфера (исследуемые функции: тонкая моторика, асимметрия, особенности нервной системы).
  • Познавательная сфера (исследуемые функции: память, внимание, воображение, восприятие).
  • Интеллектуальная сфера (мышление).
  • Эмоциональное состояние.
  • Личностная сфера (самооценка).
  • Коммуникативная сфера (взаимоотношения в семье, в группе и пр.).

Педагог-психолог ДОУ должен иметь в своём арсенале различные методики по выявлению уровня интеллектуального развития, особенности личностной сферы и когнитивной деятельности.

В Концепции ФГОС дошкольного образования записано, что педагогическая диагностика необходима как для индивидуализации образования (поддержать ребёнка, определить для него индивидуальный маршрут развития, определить методы профессиональной коррекции его развития), так и с группой детей.

Педагог ДОУ должен иметь чёткие представления об индивидуальных особенностях каждого ребёнка: о состоянии его здоровья, уровнях физического, эмоционального и когнитивного развития. Эта информация помогает ему разрабатывать индивидуальные цели развития детей, создавать наиболее благоприятные условия для развития ребёнка в детском саду, оказывать ему поддержку на основе его индивидуальных интересов, возможностей и особенностей.

Диагностика неразрывно и тесно связана с коррекцией. Диагностика в педагогической практике не самоцель:

– по результатам диагностики выявляются некоторые проблемы или отклонения в развитии детей, что позволяет специалисту выбрать соответствующие в каждой конкретной ситуации формы и методы воспитания;

– с помощью диагностики на основе выработанных критериев педагог-психолог определяет уровень развития того или иного качества ребёнка; по анализу результатов исследования педагог-психолог разрабатывает программу либо по формированию, либо по развитию этого качества;

– опираясь на диагностическое исследование, педагог-психолог помогает родителям создать благоприятный микроклимат в семье, где акцент делается на развитие сильных сторон психики ребёнка и нивелируются его слабые стороны.

Оценить уровень развития детей, в условиях ДОУ, можно сделать с помощью следующих методов: наблюдение, изучение продуктов деятельности детей, несложные эксперименты, беседы [3].

Наблюдение предусматривает длительное, планомерное, целенаправленное изучение объектов и явлений природы детьми, которое организуется специально педагогом.

Изучение продуктов труда дошкольников в дошкольном учреждении позволяет педагогу сделать вывод о качестве результатов обучения: насколько сформированы умения детей, в какой степени развиты некоторые личностные характеристики необходимые в познавательной деятельности ребёнка.

Целостная картина возможностей дошкольника и причины, проявляющихся проблем в воспитании и обучении, педагог может получить, изучая документацию.

Сведения о здоровье, о темпе развития ребёнка, о врожденных и приобретенных заболеваниях, об адаптационных возможностях воспитанника содержатся в медицинской карточке. Дать оценку условиям воспитания, достаточности педагогических ресурсов в семье помогают сведения о родителях и месте жительства.

Диагностика изученного программного материала даёт возможность педагогу-психологу сделать некоторые выводы: на сколько эффективны методы преподавания; степень подготовки педагога; о выборе адекватных средств педагогического воздействия [5].

Диагностика дошкольников очень трудоёмкая и сложная работа. Здесь от возраста ребёнка многое зависит, так как специфика дошкольного возраста заключается в том, все психические процессы очень подвижны и пластичны, а развитие потенциальных возможностей ребёнка в значительной степени зависит от того, в каких условиях происходит это развитие. Поэтому при обследовании дошкольников следует знать особенности и правила педагогического диагностирования.

В зависимости от возраста индивидуальное обследование не должно превышать от 10 до 20 минут. Осуществлять наблюдение за ребёнком можно в естественных условиях: в группе, на прогулке, во время прихода в детский сад и ухода из него.

Обследование дошкольников следует проводить только в первой половине дня, в наиболее работоспособные дни (вторник или же среда). Рекомендуется диагностику проводить вдвоём, например, психолог работает с ребёнком, а воспитатель фиксирует поведение ребёнка, его реакцию на задание, то есть внешние эмоциональные проявления.

Создание доверительной и доброжелательной обстановки – неотъемлемое условие. Не следует показывать своё недовольство ребёнком, если он что-то делает не так, а, напротив, поощрять положительными оценочными суждениями. Желательно присутствие родителей на обследовании, с которыми педагог обсуждает результаты и интерпретацию диагностики; необходимо выслушивает мнение и пояснение родителей; договариваются о помощи, которую родители дома могут оказать ребёнку; разрабатывают индивидуальный маршрут коррекции [4].

Диагностическое обследование, как привило, проводится в начале и в конце года; в середине года – только для детей группы риска.

По результатам диагностического обследования на каждого ребёнка заводится диагностическая карта.

Одной из первоочередных задач теории и практики воспитания дошкольников является проблема использования диагностики в образовательном и воспитательном процессах ДОУ. С помощью диагностики педагог имеет возможность: оценить правильность своей деятельности; оптимизировать процессы индивидуального и группового обучения; свести к минимуму свои ошибки.


Библиографический список
  1. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: методическое пособие / Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова и др.; под ред. Е.А. Стребелевой. М.: Просвещение, 2004. 164 с.
  2. Вопросы специальной психологии / Шипова Л.В., Георгица Е.А., Георгица Н.В., Гринина Е.С., Бурмистрова Е.Д., Кухарчук О.В., Акименко А.К., Польская Н.А., Лысенко Е.М., Лысогорская М.В. Учебное пособие / Саратов, 2009. 272 с.
  3. Корепанова, М.В., Харлампова, Е.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников: Пособие для педагогов и родителей / М.В. Корепанова, Е.В. Харлампова. М.: Изд. Дом РАО; Баласс, 2005. 144 с.
  4. Павлова, Н.Н., Руденко, Л.Т. Экспресс-диагностика в детском саду / Н.Н. Павлова, Л.Т. Руденко. М.: Генезис, 2008. 80 с.
  5. Лукашенко Н.П. Поэтапная подготовка студентов к проведению диагностических исследований в школе / Н.П. Лукашенко, Д.А. Лукашенко // Теоретические и методологические проблемы современного образования: Материалы XX Международной научно-практической конференции 2 – 3 апреля 2015 г. / Науч. – инф. издат. центр «Институт стратегических исследований». – Москва : Изд-во «Институт стратегических исследований»: Изд-во «Перо», 2015. – с. 99 – 101.


Все статьи автора «Лукашенко Надежда Петровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: