«Любое человеческое творение, будь то литература, музыка или живопись, – это всегда автопортрет»
С. Батлер
Исследования позволяют рассматривать образовательное пространство синтеза искусств и наук методологической константой, обеспечивающей системность, то есть целостность процесса обучения и воспитания. Системность, обусловленная единством педагогических целей и задач, способствует гармоничному диалогу личности с наукой и искусством, ориентирует на самопознание и самосовершенствование обучающих.
Основу целостного образовательного пространства определяет природа синтеза (от греч. synthesis – соединение), проявляющая себя как эволюционно развивающийся процесс порождения нового в науке, искусстве, образовании, культурном социуме. Определяется этот постоянно изменяющийся процесс порождения нового самой спецификой деятельности, в том числе художественной, а так же условиями ее протекания. Практический опыт подтверждает – в образовательном пространстве синтеза искусств и наук аккумулируется способность личности к саморазвитию, к созданию новых вариантов творческого продукта.
В образовании проблема самосовершенствования личности может быть решена с помощью творческого импровизационного (от лат. improvisus – неожиданность, внезапность, спонтанность) приема – автореферентность (от лат. autoreferentis – самовоспроизведение или самоприложение). Автореферентность проявляется в том случае, когда идея (в нашем случае идея создания художественного продукта) действует сама на себя, то есть воспроизводит саму себя.
Термин автореферентность исходит от Расселовского парадокса о брадобрее. Брадобрей бреет всех, кроме себя. Имеющий место парадокс рассматривает ситуацию, в которой сам брадобрей не может себя побрить, но и не может себя не брить. Данная ситуация актуальна своей повсеместностью и поэтому надуманной считаться не может. Разберемся, в чем же ее суть?
Понять автореферентность можно на примере модели, состоящей из двух зеркал, поставленных параллельно. «Вечнократно» отражаясь, два параллельных друг друга зеркала воспроизводят бесконечность.
Ряд исследователей считает, что автореферентность существует для любого понятия, которое определяется сочетанием композиций «прочих» терминов. Поэтому любой словарь содержит только автореферентные термины. Например, в результате выстраивания иерархии определений, появляется проблема с коренными терминами, которые вовсе не определены. Наличие их позволяет считать, что любое определение понятия «точным» может быть только до определенной степени, так как всегда найдется хотя бы один цикл понятий, в котором термин будет определяться через себя самого (http://alephegg.narod.ru/Alphabet/AutoRef.htm).
Утверждение того, что автореферентность содержится в любой структуре, так же не вызывает сомнений. Доказательством может быть образование каких-либо множеств (к примеру, голосов фуги), которое производится с помощью двух операций: а) обнаружением общего признака во множестве (допустим, мотива, композиционной переклички); б) выявлением отличия между его элементами (изменение ритмического рисунка). Автореферентность в первом случае проявляется потому, что любой элемент множества (любой голос) указывает на себя самого, а во втором случае потому, что элемент множества содержит в себе индекс (мотив, композиционную структуру) упорядочения («позиционирования») себя во множестве.
Следовательно, применение творческого импровизационного приема автореферентность в образовании и умение расшифровывать это важнейшее понятие приближает к пониманию модели когнитивного (лат. cognitio – познание, изучение, осознание) мышления. Чаще всего этот термин употребляется в контексте изучения так называемого «контекстного знания» (т.е. абстрактизации и конкретизации), а также в тех областях, где рассматриваются такие понятия, как знание, умение или обучение.
Примеры, достоверно и образно раскрывающие понятие автореферентность, которые приводит американский ученый-физик Даглас Хофштадтер, были дополнены и рассмотрены в контексте синтеза искусств и наук, гармонично формирующего образовательное и социокультурное пространство.
Автореферентность в биологии представляют многочисленные вирусы и подклеточные существа способные на самосборку. Процесс самосборки происходит тогда, когда некие биологические системы внутри клетки распадаются и спонтанно (т.е. импровизационно) собираются снова, создавая новые, более совершенные структуры.
Явление автореферентности в психологии наблюдается при формировании мыслящей творческой личности. Оно выражается, прежде всего, в постижении уважения к себе, самовоспитывающими высказываниями, самоприложными мыслями, творческими проявлениями и импровизационными находками при создании художественного продукта, позволяющими поверить и самосовершенствовать себя. Психологи считают процесс сомосовершенствования исходной точкой нравственного и духовного развития, который раскрывает понимание главной тайны «самости» и заключается в слове «Я».
Наглядным примером автореферентности в литературе является собственная автобиография. Создание прозаического жанра автобиографии – описания собственной жизни, родословной, отношения к окружающему миру – всегда импровизационный процесс. Хотя он и близок к мемуарам, однако более сосредоточен на личности и внутреннем мире автора («Былое и думы» А.И. Герцена и др.).
В искусстве живописи к примерам автореферентности можно отнести процесс создания автопортрета, в котором всегда присутствуют элементы импровизационности, подчиненные собственному видению художника. Автопортрет удобно писать, поскольку модель всегда под рукой, и её легко постоянно совершенствовать. В автопортрете автор, обычно, стремится отразить настроение гармонии, создающей ощущение глубокой духовной связи с окружающей природой, эпохой. Автопортрет, прежде всего, свидетельствует о повышенном интересе художника к своему внутреннему миру. В нем автор пытается найти новые грани в моменты высокого эмоционального подъема. Автопортрет всегда призван рассказать о ремесле художника, его судьбе. В автопортрете заключен главный принцип автореферентности – идея его создания относится непосредственно к самой себе. То есть, создание автопортрета – это саморазвивающийся импровизационный процесс.
Самоприложение в музыке обнаруживается во взаимодействии между различными уровнями (тональностями) в полифонических произведениях И.С. Баха и других композиторов. Особенность взаимодействия заключена в опоре на соотношение между отдельными частями, от полного сходства с одной стороны до повторения какого-либо одного композиционного принципа или просто мелодической переклички с другой стороны.
В качестве примера может быт фуга – термин, означающий «искать», «исследовать». Автореферентность, представленная в каждом каноне (от греч. норма, правило) фуги, – самовоспроизводящаяся система.
Простота создания канона заключается в том, что одна и та же тема играется (поется, проговаривается) на фоне самой себя: «копии» темы повторяются в нескольких голосах. Существуют разные способы построения канонов; самые простые – круговые (или спиральные каноны, в которых тема модулируется так, что постепенно проходит по всем тональностям «уровням» квинтового круга). В общеобразовательной практике к круговым канонам относятся такие элементарные, как «Дядя Петя», «Наша Маша» и др. Тема здесь начинается в одном голосе – спустя определенное время вступает второй голос, исполняя копию темы. Через то же время вступает третий голос, в свою очередь, имитируя тему, и так далее. При этом все голоса исполняют тему в одной и той же тональности (уровне). Каждый тип копии полностью сохраняет информацию, заложенную в первоначальной теме; это значит, что данная тема может быть легко восстановлена по любой своей копии.
Усложнить канон не представляет труда. Можно изменить темп, произнести или пропеть тему ниже или выше, громче или тише. Поясним: канон сконструирован таким образом, что его кажущийся финал неожиданно плавно переходит в начало. Этот процесс можно повторять, придя на этот раз к другой тональности или уровню, который в свою очередь окажется началом. В музыке, как известно, это называется модуляцией (от лат. modulation – размеренность, которая, имея весьма важное выразительное значение, является одним из видов импровизации). После нескольких изменений обычно приходят к тому же уровню (тональности) с которого начинался канон. Импровизировать можно бесконечно, что подчеркивает заложенную в данном каноне возможность естественного бесконечного движения к самосовершенствованию.
Примером канона в живописи могут быть работы голландского графика М.К. Эшера. В интеллектуальных, стимулирующих когнитивную (познавательную) мысль, рисунках художника заложена философская идея бесконечности, представленная в художественной форме. В них форма канона – автореферентна и является самовоспроизводящейся системой.
Примером автореферентности в математике является открытие, сделанное в ХХ веке К. Гёделем. Оно оказало огромное влияние на развитие логической мысли. Подобно канонам Баха и Эшера, основанным на простых и привычных образах (музыкальная гамма, лестница), теорема Гёделя берет свое начало в простых и интуитивных идеях. В самой упрощенной форме она сводится к переводу на язык математики старинного философского парадокса Эпименида (или парадокса лжеца). Он трактуется так: «Я лгу» или «Это высказывание – ложь».
Данное суждение грубо нарушает обычное представление о том, что все суждения делятся на ложные и истинные, так как если мы на минутку представим, что оно истинно, то тут же увидим, что мы ошиблись, и на самом деле суждение ложно. Открытие сделанное Гёделем состоит в том, что ученый использовал математические рассуждения для анализа самих же математических рассуждений. Идея заставила математику заняться самоанализом.
Даглас Хофштадтер рассматривает автореферентность как грандиозный водоворот множества синтезируемых идей, возникающих при воздействии системы на саму себя. Например: наука, изучающая науку; искусство, нарушающее законы искусства, образование, анализирующее собственную систему; правительство, реализующее законы, которые их само создает и размышление о становлении и самосовершенствовании личности.
В образовании реализация творческого импровизационного приема авторерферентность связана с метафорическим переводом. При помощи метафорического перевода переносятся свойства одного предмета (явления) на другой на основании общих признаков и обобщения по аналогии. Обобщенные знания учащимися переводятся на менее изученные, сходные по существенным свойствам и качествам художественные произведения и, как правило, выливаются в умозаключения.
Метафорические переводы, назовем их Диалоги-импровизации, можно воспроизвести – по крайней мере, передать их дух – в образовательном и социокультурном пространстве. Важно, чтобы их форма отражала содержание, то есть передавала информацию. Своеобразие и оригинальность Диалогов-импровизаций заключается в переплетении множества идей, объединенных одной темой или целью.
Пример Диалога-импровизации, объединяющий в себе знания из области математики, музыки, живописи, литературы представляет собой гигантскую автореферентную петлю одновременно символизирующую музыку И.С. Баха (шестиголосный «Ричеркар» – «Музыкальное приношение» Фридриху Великому, сочиненное в ХVIII веке), аналогом которой является графический рисунок Эшера «Водопад» и вербальное отражение теоремы Гёделя.
Метафорический перевод автореферентной конструкции теоремы Гёделя заключен в следующем: когда мы говорим о каком-то слове или фразе, мы обычно это слово заключаем в кавычки. Например, в слове «артист» шесть букв. Кавычки поставлены для того, чтобы указать, что имеется в виду слово артист, а не конкретный артист собственной персоной. Это позволяет понять разницу между понятиями «использованием» и «упоминанием». Секрет самовоспроизведения в данном примере заключается в том, что одна и та же строчка играет две роли: один раз она функционирует в качестве основной информации, а другой раз – в качестве вводных данных к ней.
Объединяющей идеей в этом Диалоге-импровизации является удивительное сходство, которое состоит в том, что шесть ступеней лестницы на рисунке Эшера, соответствуют шести модуляциям (уровням) канона из «Ричеркара» Баха и шести буквам в слове «артист» при метафорическом переводе конструкции теоремы Гёделя.
Данный пример, на наш взгляд, может быть показательным, так как развивает когнитивные и интеллектуальные способности обучающихся, позволяет видеть проблему целостно, формирует умение логически мыслить и импровизировать.
Обобщая теоретическое исследование и практический опыт, приходим к очевидному выводу: автореферентность как творческий импровизационный прием в образовательном пространстве синтеза искусств и наук позволяет в процессе обучения целостно воспринимать окружающий мир и творчески самосовершенствоваться личности.
Библиографический список
- Бриль И.М. Основы джазовой импровизации на фортепиано. М.: Советский композитор, 1976.
- Вернадский В.И. Живое вещество и ноосфера. М, 1994.
- Джани-заде Т.М. Мугам – импровизация на лад//Современные методы исследования в музыковедении. М.: МГПИ, 1977.
- Диденко Т.А. К проблеме квазиимпровизации в инструментальной музыке позднего Барокко: Дипломная работа. М.: ГМПИ, 1975.
- Зинченко В.П. Живое знание: психологическая педагогика. Второе изд. Самара, 1998.
- Мальцев С.М. О психологии музыкальной импровизации. М.: Музыка, 1991.
- Назаров А.Ф. Сущность педагогической импровизации и ее место в структуре личности учителя музыки//Условия формирования педагогических умений и творческих способностей учителя музыки. Межвуз. сб. тр. Вып. 63. Ярославль, 1982.
- Харькин В.Н. Импровизация…Импровизация? Импровизация!- М: ИЧП «Издательство Магистр», 1997.-278 с.
- Сабурова Л.А. Диалектика стереотипного и импровизационного в творческой деятельности: Дисс. – канд. фил. наук.– Свердловск, 1988.- 150 с.
- Hofstadter D.R. GODEL, ESHER, BACH: an Eternal Golden BraidBasic,USA?New York, 1979.- 417
- Ривз Х. Час нашего наслаждения. – http/www.esvir-lilia/ru/qeny,html.