МАЖИТОВА Г.З., НАЗАРОВА Т.В., ФОМИН И.А. К ВОПРОСУ О МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ


МАЖИТОВА Г.З., НАЗАРОВА Т.В., ФОМИН И.А. К ВОПРОСУ О МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
// Психология, социология и педагогика. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2012/06/786 (дата обращения: 31.10.2023).

Мажитова Г.З., магистр географии, преподаватель,

Назарова Т.В., магистр географии, преподаватель,

Фомин И.А. магистр географии, ассистент

Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева

Период длительного совершенствования содержания школьных дисциплин сменился периодом выдвижения новых концепций построения содержания предмета, новых подходов к диагностированию результатов обучения, воспитания и развития личности школьника. В настоящее время измерение результатов обучения основано на деятельностном подходе, так как качество знаний определяется тем, что умеет с ними делать обучаемый.

Трудности возникают в связи с тем, что в учебных планах школ увеличивается число изучаемых дисциплин, сокращается время на изучение некоторых классических школьных предметов. В их число попала и география. Все эти обстоятельства создают базу для новых теоретических исследований в области методики преподавания, требуют поиска новых подходов в организации учебного процесса.

Современный этап развития образования требует обновления методов, средств и форм организации обучения. Обновление образования подрастающего поколения требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения. Нельзя опираться только на распространенные в практике обучения объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы.

Современный дидактический принцип личностно-ориентированного обучения требует психофизиологических особенностей обучаемых, использование системно – деятельностного подхода, особой работы по организации взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, которая должна обеспечить достижение четко спланированных результатов обучения.

Одной из новых технологий обучения, прочно вошедших в учебный процесс, является модульное обучение. Основополагающее в этой технологии – модуль. Модуль – это целевой функциональный узел, в который объединены в единое учебное содержание и технология овладения им. Сущность модульного обучения заключается в том, что ученик самостоятельно или с помощью учителя достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Ученик должен учиться сам, а учитель обязан осуществлять управление его учением: мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать [3].

Модуль можно рассматривать как программу обучения, индивидуализированную по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности.

Модульное обучение в сравнении с другими дидактическими теориями определяется следующими отличительными особенностями:

  • четкой структуризацией содержания обучения, последовательным изложением теоретического материала и обеспечением учебного процесса модульной программой и модулями;
  • вариативностью содержания обучения, адаптацией учебного процесса к индивидуальным возможностям и запросам обучающихся;
  • обязательной проработкой каждого компонента дидактической системы и наглядному его представлению в модульной программе и модулях;
  • удачным сочетанием различных подходов к отбору содержания и организационных процедур восприятия, переработке и представлению этого содержания, выбору форм и методов обучения; вариативности методов и средств обучения [1].

По мнению авторов данной технологии, оно интегрирует в себе все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике. Так, из программированного обучения заимствуется идея активности ученика в процессе его четких действий в определенной логике, постоянное подкрепление своих действий на основе самоконтроля, индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности. Из теории поэтапного формирования умственных действий используется самая ее суть – ориентировочная основа деятельности. Кибернетический подход обогатил модульное обучение идеей гибкого управления деятельностью учащихся, переходящего в самоуправление. Из психологии используется также рефлексивный подход. Накопленные обобщения теории и практики дифференциации, оптимизации обучения, проблемности – все это интегрируется в основах модульного обучения, в принципах и правилах его построения, отборе методов и форм осуществления процесса обучения.

Сама организация процесса обучения посредством организации учебной деятельности по определенным модулям представляет большие возможности для развития ученика как субъекта учебной деятельности за счет планомерной деятельности самообразования и саморазвития. Общее направление модульного обучения, его цели, содержание и методику организации определяют следующие принципы:

  • модульности;
  • динамичности;
  • действенности и оперативности знаний и их системы;
  • гибкости;
  • осознанной перспективы;
  • разносторонности методического консультирования;

1 принцип модульности предполагает: конструирование учебного материала таким образом, чтобы было обеспечено достижение каждой поставленной перед учеником цели, представление учебного материала законченным блоком, интегрирование различных видов и форм обучения;

2 принцип – выделения из содержания обучения обособленных элементов и осознанной перспективы предполагают разработку разноуровневых дидактических целей – комплексных, интегрированных, частных – на курс, класс – на основе структурирования содержания образования;

3 принцип – принцип динамичности включает идею открытости, которая понимается, как возможность видоизменить информацию, формы организации учебно-познавательной деятельности, сделать анализ каждого этапа урока с позиции адаптивности, комфортности ученика;

4 принцип – системность, действенность, оперативность знаний – сочетается с вариативностью обучения, означающей разнообразие его содержания, форм и методов, смену учебной деятельности, формирование общеучебных и специальных умений и навыков;

5 принцип предполагает направленность обучения на развитие личности ученика через создание условий по формированию индивидуального стиля учебной деятельности;

6 принцип – принцип успешности каждого ученика, использование стимулирующего поощрения активной деятельности ученика при работе оценочной системы означает индивидуализацию обучения на основе результатов мониторинга по определению зоны актуального развития и зоны ближайшего развития;

7 принцип заключается в том, что модульная программа содержит рекомендации учителя, облегчающие усвоение информации (алгоритмы, системы вопросов и т.д.) [4].

Вышеизложенные принципы модульного обучения взаимосвязаны. Они отражают особенности построения содержания обучения. Все названные принципы опираются на общедидактические и взаимосвязаны с ними.

Приступая к проектированию модульной программы, учитель должен осознать и определить свои новые функции. Их новизна в том, что учитель:

- управляет познавательной деятельностью ученика, т.е. переходит с позиции носителя знаний в позицию организатора собственно-познавательной деятельности учащихся;

- мотивирует познавательную деятельность ученика на уроке за счет коммуникации, взаимопонимания, и добивается положительного отношения к предмету;

- организует самостоятельную работу на уроке, включая работу с информационными материалами;

- использует коллективные способы обучения, включает всех учащихся в коллективную творческую деятельность, организует взаимопомощь;

- создает ситуацию успеха, т.е. разрабатывает методику и предлагает задания, посильные каждому ученику, создает положительную эмоциональную атмосферу сотрудничества;

- организует самоанализ собственной деятельности ученика.

Для успешной работы ученика с модулем важным требованием является представление учебного содержания. Оно должно быть таким, чтобы ученик эффективно его усваивал. Желательно, чтобы учитель беседовал с учеником, активизировал его на рассуждения, поиск, догадку, подбадривал, ориентировал на успех.

Используя модули, можно успешно осуществлять и внутрипредметные, и межпредметные связи, интегрировать учебное содержание, формируя его в логике содержания ведущего учебного предмета.

Другой критерий модульности связан с необходимостью осуществлять дифференциацию учебного содержания. Нижним пределом будет уровень обязательной подготовки. Верхнего предела может и не быть, все зависит от интересов учащихся. Важным критерием построения модуля является структурирование деятельности ученика в логике этапов усвоения знаний: восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация. Здесь есть большая возможность осуществить проблемность обучения.

Цель разработки модулей – расчленение содержания курса или каждой темы курса на компоненты в соответствии с педагогическими и дидактическими задачами, определение для всех компонентов целесообразных видов и форм обучения, согласование их во времени и интеграция в едином комплексе. С этой точки зрения обучающий модуль представляет собой интеграцию различных видов и форм обучения, подчиненных общей теме учебного курса [2]. Границы модуля определяются установленной при его разработке совокупностью необходимых теоретических знаний и навыков, практических действий.

Каждый модуль обеспечивается необходимыми дидактическими и методическими материалами, перечнем основных понятий, навыков и умений, которые необходимо усвоить в ходе обучения. Такой перечень, или характеристика входа, служит основой для составления программы предварительного контроля, который можно выполнить в виде письменной работы или осуществить компьютерной системой. В результате такого контроля учащийся не получает оценку, но имеет возможность выяснить степень своих знаний, получить рекомендации по дополнительной проработке тех или иных вопросов. Внутри одного курса завершающая контрольная работа по окончании каждого модуля служит предварительным контролем для следующего.

Для каждого модуля формируется набор справочных и иллюстративных материалов, список рекомендуемой литературы, который учащийся получает перед началом его изучения. Каждый учащийся переходит от модуля к модулю по мере усвоения материала и проходит этапы текущего контроля независимо от своих одноклассников.

Информация, входящая в модуль, способна иметь самый широкий спектр сложности и глубины, при четкой структуре и единой целостности, направленной на достижение интегрированной педагогической цели. Поскольку задачи обучения могут со временем изменяться, а учебный материал периодически пересматривается и обновляется в связи с непрерывным развитием науки и техники, в структуре модуля заложены постоянная, базовая компонента и вариативная часть. Базовая компонента представляет собой фундаментальное понятие дисциплины – явления, закон, структурный план и т.д., или группу взаимосвязанных понятий. Вариативность зависит как от изменения и обновления содержания информации, так и от направления специализации студента. Тем самым на практике реализуется принцип гибкости и динамичности образования без снижения качества подготовки.

В свете вышесказанного очевидно, что для разработки всего комплекса модулей необходимы системный анализ и глубокая методическая проработка содержания и структуры дисциплины, при которых обеспечивается требуемый объем знаний, навыков и умений учащихся.

Эффективный педагогический процесс будет при условии, если сам учащийся максимально активен, а учитель реализует консультативно-координирующую функцию на основе индивидуального подхода к каждому. Но для этого необходимо обеспечить учащихся эффективными средствами обучения, такими как модуль. Используя это информационное средство, ученик сможет самостоятельно организовать усвоение нового материала и приходить на каждую педагогическую встречу подготовленным, решая проблемные вопросы, участвуя в исследовательской деятельности и т.п.

 

Список литературы:

1 Греханкина Л.Ф., Добрякова З.Ф. Блочно-модульное изучение курса «География материков и океанов». //География в школе. №4, 1999. С.20.//

  1. Кутейников С.Е. Модульные блок-циклы в преподавании географии. //География в школе. №5, 2000. С.6.//
  2. Ксенозова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. – М. 2000. – 319 с.
  3. Совершенствование методов обучения географии в средней школе. Методические рекомендации. Под ред. И.Н. Алферьевой. – М.: Высшая школа, 1986. – С. 17-58.
  4. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. – Каунас, 1989. – С. 19.


Все статьи автора «Назарова Татьяна В.»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: