Автоматизированная обучающая система (АОС) – это комплекс технического, учебно-методического, лингвистического, организационного и программного обеспечения на базе ЭВМ, предназначенный для индивидуализации обучения. Компьютерная программа принимает на себя часть функций преподавателя по предъявлению учебного материала, контролю его усвоения, обнаружению ошибок у студентов.
При создании АОС необходимо учитывать психологические особенности студента такие, как раздражимость, тревожность, потеря внимательности и тому подобное. Для каждого человека эти характеристики различны, они определяются темпераментом.
Темперамент — характеристика индивида, который отражает динамические особенности его психической деятельности, т. е. ритма, темпа, быстроты, интенсивности, составляющих эту деятельность психических состояний и процессов.
Тип темперамента можно определить по результатам выполнения им тестовых заданий. Для этого рассмотрим такие показатели, как время выполнения заданий и количество допущенных ошибок. Примеры значений оценок точности и быстродействия выполнения заданий одного из фрагментов курса «Информатика» для группы студентов показаны на рис. 1.
График можно мысленно разделить на четыре части: в левой нижней части оказываются студенты с холерическим темпераментом, в правой нижней части – меланхолики, в левой верхней сангвиники, в правой верхней флегматики. Рассмотрим причины такого расположения.
Темперамент меланхолика, определяется слабостью процессов возбуждения и торможения. Даже при небольшом перенапряжении у меланхолика наступает срыв. Поэтому он допускает много ошибок и довольно медленно выполняет задания. Темперамент флегматика, называется темперамент, который, будучи сильным типом, все-таки отличается малой подвижностью нервных процессов. Однажды возникнув в определенных центрах, они отличаются постоянством и силой. Ему тяжело быстро переходить от одного задания к другому. И, несмотря на высокую точность, его быстродействие понижено. Темперамент сангвиника — cильный тип темперамента — характерен тем, что процессы возбуждения и торможения у него достаточно сильные, поэтому скорость выполнения заданий большая, а благодаря уравновешенности и подвижности допускаю мало ошибок. Темперамент холерика — неуравновешенный, у него преобладают процессы возбуждения над слабым торможением. Такой тип нервной системы склонен к срывам. Поэтому он торопится, спешит, выполняя задания и при этом, допускает довольно много ошибок.
На основе диагностики психологического состояния обучаемого выбираются подходящие методы обучения, выдаются рекомендации по составлению индивидуального учебного плана. Между такими признаками как «личная тревожность», «мотивация к успеху», и успеваемостью существует значимая связь. Каждому темпераменту соответствуют свои психологические характеристики. Рассмотрим таблицу.
Таблица 1
Высокаятревожность | Низкаямотивация | Низкаяуспеваемость | |
Сангвиник |
- |
- |
- |
Меланхолик |
+ |
+ |
+ |
Холерик |
+ |
+/- |
+/- |
Флегматик |
- |
+/- |
+/- |
При построении автоматизированной обучающей системы учитывающей психологические характеристики студента будут использоваться методы указанные в таблице решений. Например, мягкие адаптивные методы – это последовательное, пошаговое обучение, начиная с самых низких уровней. Рассмотрим таблицу решений.
Таблица решений
Психологические характеристики | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
Высокая тревожность | + | - | + | + | - | + | - | - | |
Низкая мотивация | + | + | - | + | - | - | + | - | |
Низкая успеваемость | + | + | + | - | + | - | - | - | |
Методы обучения | Мягкие алгоритмы обучения | + | + | + | + | + | + | - | - |
Стимулирование студента | + | - | + | + | - | + | - | - | |
Воспитательная работа | + | + | - | + | - | - | + | - | |
Высокий уровень требовательности | + | + | - | - | + | - | - | - | |
Высокий темп обучения | - | - | - | - | - | - | + | + | |
Дополнительные занятия | + | + | + | - | + | - | - | - | |
Повышенная сложность | - | - | - | - | - | - | + | + | |
Углубленные изучение
|
- | - | - | - | - | - | + | + | |
АОС позволяют на основе психологического состояния студента, позволяет выбрать индивидуальные методы обучения, которые улучшают успеваемость, повышают мотивацию к успеху.