УДК 37.013

АКТОВЫЕ РЕЧИ ПРОФЕССОРОВ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СТУДЕНТОВ

Нефёдова Мария Владимировна
Казанский (Приволжский) федеральный университет

Аннотация
Данная статья посвящена анализу речей профессоров Императорского Казанского университета, которые они произносили в ходе проведения торжественных актов. Актовые речи отражают позиции многих ученых в вопросах обучения и воспитания студентов, а также представляют собой яркий пример к определению содержания университетского образования.

Ключевые слова: актовые речи, воспитание, Казанский университет, обучение, творчество


DOCUMENTS ON MARITAL SPEECH OF PROFESSORS OF KAZAN UNIVERSITY AS AN INTEGRAL FORM OF THE DEVELOPMENT OF SCIENCE AND TEACHER EDUCATION

Nefedova Maria Vladimirovna
Kazan (Volga region) Federal University

Abstract
This article focuses on analysis of the speeches of professors of the Imperial Kazan University, which they have spoken during the solemn acts. Documents on marital speech reflect the views of many scientists in matters of training and education of students, as well as provide a striking example in the definition of a university education.

Keywords: creation, documents on marital speech, education, Kazan University, training


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Нефёдова М.В. Актовые речи профессоров Казанского университета как форма организации воспитательного процесса студентов // Психология, социология и педагогика. 2013. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2013/04/2126 (дата обращения: 27.10.2023).

Важной формой взаимодействия преподавателей и студентов в Императорском Казанском университете были так называемые актовые речи, которые читались профессорами в торжественные для университета дни. Торжества проходили по случаю его основания или окончания учебного года.

Мероприятие проводилось во второй половине дня и включало в себя три события: произнесение речей представителями университетского сообщества, чтение отчета о деятельности университета за учебный год и награждение отличившихся студентов.

Так, в день торжественного открытия Казанского университета в 1814 году профессор В.М.Перевощиков произнес содержательную речь «О пользе наук вообще и в особенности о пользе Казанского университета», в которой он придает большое значение изучению наук.

Профессора Казанского университета не только обучали студентов, но и воспитывали, передавали весь свой опыт, именно через них происходило приобщение к духовным и нравственным ценностям, к университетским традициям. В контексте заявленной темы представляет интерес отметить, что ученые Казанского университета большое внимание уделяли воспитанию студентов, рассматривая различные его аспекты.

Например, профессор И.Срезневский, выступая с актовой речью в 1817 году, охватил в своей речи проблему социального воспитания, обосновав мысль о том, что обучение в коллективе строится по-особому. Общество, по словам профессора, «имеет влияние на поведение наше … мы достойны того, чтобы им (правилам – М.Н.) последовать. Оно непременным образом содействуют к соблюдению общего порядка и даже служит доказательством, что люди рождены поступать по общим некоторым правилам. Могут быть люди вне всякого общества: кому же они подражать будут?» [1:11].

О нравственном воспитании говорил профессор Е.Ф.Аристов (1846), оригинально рассмотрев вопрос о взаимоотношениях телесной и душевной организации человека. «Нетрудно понять, что пища, воздух, свет и т.п. действуют на наши формы. Человек, изнуренный голодом до одной кожи с костями, совсем не покажется таким, если проживет несколько времени в довольстве. Несчастный обитатель мрачного, удушливо-сырого, холодного подземелья, распухший и бледный, тотчас переменится и расцветет на свежем воздухе под теплым и ясным солнцем» [2].

Профессор А.Китер своей речью наставляет студентов: «Да бегут от вас корыстолюбивые расчеты», прививая студентам нравственно-духовные ценности. В центре внимания духовно-нравственных ценностей находятся такие базовые ценности, как истина, добро, красота, чувство долга, совесть. Все это предполагает использование в педагогическом процессе методов, апеллирующих не только к мышлению, но и к эмоциональному миру человека. От степени готовности педагогов к таким методам и формам общения во многом зависит успех в решении задач духовно-нравственного воспитания молодого поколения.

Преподаватели Казанского университета в своих выступлениях обосновывают также и значение гражданского воспитания. Так, в речи профессора И.Е.Срезневского читаем следующее: «Делай то, что сообразно с законами государства». По его мнению, в основе гражданского воспитания должна лежать идея воспитания гражданина как человека, живущего в государстве и заботящегося о его интересах, обладающего патриотизмом, соблюдающего и уважающего законы государства, обладающего правами и выполняющего обязанности.[1:11]

Актуальными сегодня звучат слова профессоров о саморазвитии, самовоспитании и самосовершенствовании – «старайся, сколько возможно, об усовершенствовании себя и своего состояния», «признание своих недостатков есть важнейшее желание оные исправить»[1:18].

Таким образом, профессора Казанского университета считали воспитание неотъемлемой частью образовательного процесса, задачей первостепен­ной важности, для успешного решения которой требуется неустанная систематическая работа педагогического коллектива и сознательность самих обучающихся.

Сложные и многогранные задачи воспитания профессора университета освещали в ходе своих актовых речей, которые были содержательными, доходчивыми, эмоциональными, убедительными и обязательно связанны с деятельностью, с практикой, конкретным делом самих студентов.


Библиографический список
  1. Срезневский И.И. Рассуждение о разных системах нравоучения // Речь в торжественном собрании университета в 1817 году/ И.И.Срезневский.- Казань, 1817. – с.18.
  2. Аристов Е.Ф. “О значении внешности человека” // Обозрение преподавания в Императорском Казанском университете. – Казань, 1846.
  3. Посохов. С.И. Актовые речи профессоров-иностранцев Харьковского университета первой четверти XIX в.: трансфер университетской идеи / С.И. Посохов.-С.264.


Все статьи автора «Maria Nefedova»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: