Важной формой взаимодействия преподавателей и студентов в Императорском Казанском университете были так называемые актовые речи, которые читались профессорами в торжественные для университета дни. Торжества проходили по случаю его основания или окончания учебного года.
Мероприятие проводилось во второй половине дня и включало в себя три события: произнесение речей представителями университетского сообщества, чтение отчета о деятельности университета за учебный год и награждение отличившихся студентов.
Так, в день торжественного открытия Казанского университета в 1814 году профессор В.М.Перевощиков произнес содержательную речь «О пользе наук вообще и в особенности о пользе Казанского университета», в которой он придает большое значение изучению наук.
Профессора Казанского университета не только обучали студентов, но и воспитывали, передавали весь свой опыт, именно через них происходило приобщение к духовным и нравственным ценностям, к университетским традициям. В контексте заявленной темы представляет интерес отметить, что ученые Казанского университета большое внимание уделяли воспитанию студентов, рассматривая различные его аспекты.
Например, профессор И.Срезневский, выступая с актовой речью в 1817 году, охватил в своей речи проблему социального воспитания, обосновав мысль о том, что обучение в коллективе строится по-особому. Общество, по словам профессора, «имеет влияние на поведение наше … мы достойны того, чтобы им (правилам – М.Н.) последовать. Оно непременным образом содействуют к соблюдению общего порядка и даже служит доказательством, что люди рождены поступать по общим некоторым правилам. Могут быть люди вне всякого общества: кому же они подражать будут?» [1:11].
О нравственном воспитании говорил профессор Е.Ф.Аристов (1846), оригинально рассмотрев вопрос о взаимоотношениях телесной и душевной организации человека. «Нетрудно понять, что пища, воздух, свет и т.п. действуют на наши формы. Человек, изнуренный голодом до одной кожи с костями, совсем не покажется таким, если проживет несколько времени в довольстве. Несчастный обитатель мрачного, удушливо-сырого, холодного подземелья, распухший и бледный, тотчас переменится и расцветет на свежем воздухе под теплым и ясным солнцем» [2].
Профессор А.Китер своей речью наставляет студентов: «Да бегут от вас корыстолюбивые расчеты», прививая студентам нравственно-духовные ценности. В центре внимания духовно-нравственных ценностей находятся такие базовые ценности, как истина, добро, красота, чувство долга, совесть. Все это предполагает использование в педагогическом процессе методов, апеллирующих не только к мышлению, но и к эмоциональному миру человека. От степени готовности педагогов к таким методам и формам общения во многом зависит успех в решении задач духовно-нравственного воспитания молодого поколения.
Преподаватели Казанского университета в своих выступлениях обосновывают также и значение гражданского воспитания. Так, в речи профессора И.Е.Срезневского читаем следующее: «Делай то, что сообразно с законами государства». По его мнению, в основе гражданского воспитания должна лежать идея воспитания гражданина как человека, живущего в государстве и заботящегося о его интересах, обладающего патриотизмом, соблюдающего и уважающего законы государства, обладающего правами и выполняющего обязанности.[1:11]
Актуальными сегодня звучат слова профессоров о саморазвитии, самовоспитании и самосовершенствовании – «старайся, сколько возможно, об усовершенствовании себя и своего состояния», «признание своих недостатков есть важнейшее желание оные исправить»[1:18].
Таким образом, профессора Казанского университета считали воспитание неотъемлемой частью образовательного процесса, задачей первостепенной важности, для успешного решения которой требуется неустанная систематическая работа педагогического коллектива и сознательность самих обучающихся.
Сложные и многогранные задачи воспитания профессора университета освещали в ходе своих актовых речей, которые были содержательными, доходчивыми, эмоциональными, убедительными и обязательно связанны с деятельностью, с практикой, конкретным делом самих студентов.
Библиографический список
- Срезневский И.И. Рассуждение о разных системах нравоучения // Речь в торжественном собрании университета в 1817 году/ И.И.Срезневский.- Казань, 1817. – с.18.
- Аристов Е.Ф. “О значении внешности человека” // Обозрение преподавания в Императорском Казанском университете. – Казань, 1846.
- Посохов. С.И. Актовые речи профессоров-иностранцев Харьковского университета первой четверти XIX в.: трансфер университетской идеи / С.И. Посохов.-С.264.