УДК 37.013.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ АУДИРОВАНИЮ НА ЗАНЯТИЯХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Караман Екатерина Валентиновна
Университет Российской Академии Образования
студенка 2-ого курса магистратуры

Аннотация
В статье рассматривается влияние сказки на процесс формирования навыка аудирования на занятиях английского языка у детей в возрасте 4-5 лет.

Ключевые слова: аудирование, дошкольники, метод физического реагирования, сказка


THE USE OF FAIRY TALES FOR TRAINING PRESCHOOLERS’ LISTENING SKILLS AT ENGLISH LESSONS

Karaman Ekaterina Valentinovna
University of the Russian Academy of Education
student of magistracy, second year

Abstract
The article dwells on the influence of the fairytale (during English lessons) in the development of listening skills of preschoolers aged 4-5.

Keywords: fairy tale, listening, preschoolers


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Караман Е.В. Использование сказки при обучении дошкольников аудированию на занятиях английского языка // Психология, социология и педагогика. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2013/12/2684 (дата обращения: 28.10.2023).

Мы живем в глобализованном мире, где каждый человек должен знать иностранный язык, чтобы общаться с другими людьми. Необходимо отметить, что возраст желающих изучать иностранный язык изменился. В последнее десятилетие отмечается особый интерес к обучению детей дошкольного возраста иностранным языкам.

В процессе обучения дошкольников учителя, опираясь на свой опыт,  заметили, что у большинства учеников навык аудирования не развит по ряду причин: однообразие учебной деятельности, неинтересные упражнения для прослушивания  на занятиях. Таким образом, отсутствие новых впечатлений превращает уроки иностранного языка в скучную рутину, в результате чего дети теряют интерес к обучению. Эту проблему возможно решить путем применения новых методов, которые позволят вовлечь учащихся в процессе обучения.

Опытно-экспериментальная работа (проведённая на базе детского сада «Умничка» г. Москвы, с детьми 4-5 лет) была направлена на разработку методики использования сказки при обучении дошкольников (4-5 лет) аудированию на занятиях английского языка.

Развитие творческих способностей у детей происходит в процессе осуществления ими различных видов деятельности. По этой причине развитие навыков слушания может помочь учащимся повысить уровень понимания английского языка, а так же в дальнейшем развития способностей общения на иностранном языке. Использование сказок на занятиях также мотивирует детей, потому что учитель может создать благоприятную атмосферу, в которой ученики будут наслаждаться уроками английского языка.

Слушание является одним из четырех фундаментальных навыков (чтение, письмо, говорение и аудирование), благодаря которым происходит изучение языка, и одним из двух навыков, которые используются людьми в ходе устного общения. В процессе роста и развития детей аудирование играет важную роль, потому что таким образом ребенок знакомится с окружающим его миром.  

Раннее обучение аудированию обеспечивает развитие речи ребенка и его языковых способностей, а также грамотности.

Аудирование – важный навык, потому что таким образом дети изучают язык естественно и непринужденно, пополняя свой словарный запас и улучшая знания иностранного языка.

Несмотря на это, аудирование часто рассматривается как наименее важный из остальных четырех видов речевой деятельности, которому учитель на занятии посвящает минимальное время.

По этой причине, используя творческий подход, преподаватель английского языка должен планировать свои уроки так, чтобы на протяжении всего занятия поддерживать внимание детей.

Осуществить эту задачу поможет сказка. Ведь испокон веков люди рассказывали сказки и передавали их из поколения в поколение. В процессе обучения сказки также необходимы, потому что они раскрывают значения слов, что способствует развитию словарного запаса дошкольников.

Жанровые особенности сказки способствуют формированию внимания у детей, развитию памяти, а также учат ребенка классифицировать, сравнивать и др.

Сказка является одним из главных факторов, определяющих языковое и речевое развитие ребенка. Обучение через сказку стимулирует развитие творчества и воображения на занятиях иностранного языка, что создает у детей положительную мотивацию к обучению.

Сказка, при правильной адаптации ее текста, подходит для всех возрастов и уровней.

Определенно сказки улучшают навыки аудирования. Переход от «объекта к изображению» способствует изучению новых слов, что ведет к активному взаимодействию учителя с детьми.

Остановимся на некоторых особенностях и этапах применения сказки при обучении дошкольников (4-5 лет) аудированию на занятиях английского языка.

Особенности: выбор сказки необходимо проводить в зависимости от возраста и интересов детей; сказка должна быть связана с опытом слушателей; у хорошей сказки должен быть четкий и понятный сюжет.

Рассказывание сказок состоит из трех этапов:

1.      Этап перед рассказыванием сказки. Особенность этого этапа состоит в том, что учитель должен организовывать занятие по английскому языку, согласно возрасту детей. Подготовить дошкольников к слушанию сказки путем: напоминания детям других сказочных историй, установки мини-сцены, состоящей из рисунков, которые в свою очередь должны  ассоциироваться у детей с их опытом, обозначением главной сюжетной линии сказки, выделением из текста сказки ключевых слов. Это можно сделать, используя рисунки, карточки.

2.      Этап рассказывания сказки. В процессе рассказывания сказки учитель может последовательно показывать картинки, использовать жесты, мимику, движения для того, чтобы дети могли его понять.

3.      Этап после рассказывания сказки. После прослушивания сказки учитель проверяет, как дети усвоили последовательность событий, излагаемых в сказке. При помощи игрушек, кукол, а также ролевых игр учитель помогает детям полностью понять сказку. Эти действия также развивают аудирование на занятиях английского языка.

В нашей научно-исследовательской работе применялся метод физического реагирования (Total Physical Response (TRP), который заключается в том, что изучающие иностранный язык сначала пассивно воспринимают материал, не используя его. В дальнейшем они физически реагируют на некоторые слова. Это могут быть, например, глаголы действия. И только после прохождения первых двух этапов язык можно практиковать самостоятельно.

Нами были отобраны сказки, которые были обработаны с помощью метода физического реагирования (TRP).

Слова и понятия были выбраны в зависимости от возраста и интересов учеников.

В качестве примера приведем две сказки: «Гадкий утенок» и «Белоснежка и семь гномов». Указанные сказки рассказывались детям в течение четырех дней. Первые два дня история Гадкого Утенка была совмещена с понятиями цвета. Во второй сказке были введены числа от одного до семи.

Такие материалы как акварель, цветные карандаши, маркеры, карточки, палочки, ножницы, цветная бумага, клей использовались для выполнения творческих заданий, которые помогали сохранить интерес детей.

Для получения результатов по проделанной опытно-экспериментальная работе были применены методы тестирования и целенаправленного педагогического наблюдения за процессом обучения дошкольников аудированию на занятиях английского языка в дошкольном учебном заведении.

Важно отметить, что согласно полученным результатам эксперимента, проведенного до начала обучения, у детей практически не развивалось умение слушать. Было видно, что процент понятого детьми материала составлял 44%. Однако, с ведением сказки в процесс обучения дошкольников показатель увеличился до 66%.

Подводя итог, можно сказать, что сказка является хорошим и интересным инструментом для работы с детьми, потому что с ее помощью дети могут развивать воображение, пополнять словарный запас, а главное – формировать такое умение, как  слушание.

Теоретические результаты и практические рекомендации могут стать основой дальнейшей теоретической разработки методик использования сказки, которые смогут улучшить процесс обучения английскому языку.


Библиографический список
  1. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: учебное пособие для вузов. – М.: Академия, 2007. – 336 с.
  2. Блудова Т.П. Использование символов и жестов в обучении детей иностранному языку (английскому): Пособие для преподавателей / РГПУ им. А.И. Герцена. – СПб., 1993. – 26 с.
  3. Колкер Я.М. Обучение восприятию на слух английской речи: практикум: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Я.М. Колкер, Е.С. Устинова. – М.: Издательский центр “Академия”, 2004. – 336 c.
  4. Соловова Е. Н; Методика обучения иностранным языкам Текст.; Базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е. Н. Соловова: 2-е изд. М.: Просвещение, 2003. – 239 с.


Все статьи автора «ekaterinakaram»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: