УДК 329.7

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ВУЗА В РАБОТЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭКСТРЕМИЗМА В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Конькина Евгения Владимировна1, Савинова И.А.2
1Оренбургский государственный педагогический университет, к.п.н., доцент кафедры общей педагогики
2Оренбургский государственный педагогический университет, студентка 2 курса факультета психологии

Аннотация
В статье рассматривается проблема экстремизма, анализируются результаты мониторинга уровня экстремизма и ксенофобии в молодежной среде. Основное внимание уделяется возможности взаимодействия государственных и общественных институтов в профилактике экстремизма, построения образовательного пространства на основах толерантности, уважения к культуре и традициям народов, населяющих Россию.

Ключевые слова: взаимодействие, молодежная среда, национальная культура, экстремизм


THE PEDAGOGICAL POTENTIAL OF HIGH SCHOOL IN PREVENTION EXTREMISM AMONG STUDENTS

Konkina Evgeniya Vladimirovna1, Savinova I.A.2
1Orenburg State Pedagogical University, Ph.D., assistant professor of general pedagogy
2Orenburg State Pedagogical University, 2nd year student of the Faculty of Psychology

Abstract
The problem of extremism, analyzed the results of monitoring the level of extremism and xenophobia among young people. The focus is on the possibility of interaction between the state and public institutions in the prevention of extremism, build educational environment based on tolerance and respect for the culture and traditions of the peoples of Russia.

Keywords: extremism, national culture, teamwork, youth


Рубрика: Общая рубрика

Библиографическая ссылка на статью:
Конькина Е.В., Савинова И.А. Педагогический потенциал ВУЗа в работе по профилактике экстремизма в студенческой среде // Психология, социология и педагогика. 2013. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2013/04/2120 (дата обращения: 01.11.2023).

Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Главными среди них являются: умение делать осознанный выбор в ситуации неопределенности и нести ответственность за свои действия, независимость  убеждений, владение ценностями гражданского общества. Утверждение гражданских ценностей в обществе, воспитание свободной личности, осознающей взаимозависимость своих прав и  обязанностей, имеющей собственную гражданскую позицию, во многом зависит от системы воспитания и образования подрастающего поколения [1, с. 176].

Таким образом, основное требование к человеку -  это умение строить отношения с людьми, правильно общаться  и справедливо к ним относиться.  Начинать необходимо с правильного воспитания подрастающего поколения, поэтому наиболее значимо обучить навыкам профилактики экстремизма будущих педагогов, которым скоро предстоит оказывать  непосредственное влияние на подрастающее поколение. С нашей точки зрения, такой подход к решению проблемы экстремизма обладает значительным потенциалом.

С целью выявления педагогического потенциала вуза по формированию у студентов культуры гражданской солидарности, нами было проведено анкетирование студентов ОГПУ. Для данного исследования была выбрана группа из 104  студентов факультета психологии, факультета безопасности жизнедеятельности педагогического университета, обучающихся на первом и втором курсах.  Средний возраст участвующих в исследовании составил 18-19  лет.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд важных задач:

-провести исследование по выявлению уровня склонности студентов к экстремизму;

-изучить основные  возможности вуза по профилактике экстремизма;

-выработать рекомендации и предложить комплекс эффективных мер общего и специального характера для преподавателей вуза по предупреждению экстремизма в молодежной среде.

При анализе результатов выяснилось, что в студенческой среде еще отсутствует однозначное понимание экстремизма, его роли в современном обществе, а также отсутствует единая стратегия в поведении с представителями различных национальностей. Некоторые студенты демонстрируют свою осведомленность о деятельности различных экстремистских организаций, что говорит о проявлении интереса к этой стороне жизни. А так как Россия является многонациональной страной, то становится очевидной необходимость формирования культуры поведения  с представителями разных наций, основанной на взаимоуважении.

В наиболее общем виде потенциал (от лат. potentia – сила) – это источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области. Говоря о потенциале вуза в профилактической работе с молодежью, следует отметить, что он очень значителен и разнообразен. Однако, он может остаться не раскрытым, чтобы этого не произошло необходимо уделить особое внимание реализации потенциала [4, с. 837].

Педагогический потенциал образовательного процесса вуза будет рассматриваться нами с точки зрения  особой внешней среды – общественных институтов, участвующие в социализации и воспитании студентов и внутренняя среда – молодежный и педагогический процесс вуза, внутри которого средствами учебной и внеучебной деятельности происходит усвоение ценностей, норм, смыслов молодежи.

Целенаправленно организованная  работа со студентами по различным направлениям позволяет реализовать разносторонний потенциал вуза и использовать разнообразные средства. Например, в ОГПУ на факультете психологии  уделяется большое внимание организации взаимодействия студентов по различным направлениям (гражданско-правовое, духовно-нравственное, культурно-массовое направление и т.п.), что оказывает положительное влияние на формирование дружеской и толерантной атмосферы на факультете психологии ОГПУ [3, с. 3].

Существует много различных весьма эффективных способов организации эффективного взаимодействия преподавателей вуза с молодежью:

- включение в планы воспитательной работы учреждений образования мероприятий по формированию культуры гражданской солидарности, толерантного сознания и поведения;

- издание просветительных материалов для педагогов и памяток для молодежи;

- разработка системы психокоррекционной работы, направленной на профилактику ненормативной агрессии, развитие умений социального взаимодействия, рефлексии, саморегуляции, формирование навыков толерантного поведения, выхода из деструктивных культов, организаций, субкультур;

- проведение специальных тренингов по подготовке тренеров в области социального проектирования;

- развития позитивных молодежных субкультур, общественных объединений, движений, групп, а также альтернативных форм реализации экстремального потенциала молодых людей [2, с. 126].

Сегодня в России реализуются программы молодежного международного сотрудничества, например, международный проект «Идущие вместе», организуются встречи с гостями из городов-партнеров, проводятся международные фестивали (например, «Все разные, и все вместе»), фольклорно-театрализованные праздники, посвященные сохранению культурных традиций, обрядов и быта народов, осуществляются проекты международного сотрудничества, обмена учащимися [2, с. 9].

Рассмотренные нами способы взаимодействия еще не исчерпывают всего потенциала возможностей вуза. Сегодня мы становимся свидетелями и участниками множества нестандартных, привлекающих внимание акций и событий, имеющих своей целью воспитание толерантности, ознакомлению с традициями и обычаями представителей других культур.

Примером такого события может быть традиционное проведение ярких и необычных выставок “Содружество медведей Бадди – искусство толерантности” в разных городах мира [5].

С 21 июня по 5 августа 2012 года в Александровском саду Санкт-Петербурга гостила единственная в своём роде международная выставка UNITED BUDDY BEARS, призывающая к мирному сосуществованию. Их поднятые к небу лапы символизируют мир, расписанные тела представляют одну из стран ООН. “Они стоят в кругу рука об руку и призывают к терпимости и взаимопониманию между разными народами, представителями различных культур”, – комментирует исполнительный директор Buddy Bear Berlin и куратор выставки Майкл Штефанеску [5].

Около 140 медведей выставлялись 23 раза и побывали на 5 континентах, каждый из них расписан художником той или иной страны. Роспись отображает национальный колорит и все особенности страны. Медведь с Кубы держит во рту сигару, медведь из США выглядит как Статуя Свободы – медведь, туркменский мишка имеет характерный разрез глаз,  чопорный британец нацепил на нос очки, а на медведице из России костюм с жостовским орнаментом, у нее длинная коса, золотые кольца на пальчиках и яркий маникюр. Свыше 22 миллионов человек по всему миру смогли полюбоваться медвежатами [5].

В заключение отметим, что после анализа результатов исследования становится очевидным, что роль ценностного взаимодействия преподавателей вуза со студентами в профилактике экстремизма очень велика. Так как целью нашей работы было раскрыть потенциал вуза по формированию у студентов культуры гражданской солидарности, мы приходим к выводу о том, что у участников взаимодействия есть возможности выбора среди наиболее интересных и эффективных направлений деятельности или же разработки новых необычных форм сотрудничества, отражающих характерные особенности того или иного региона. Необходимо уделять достаточное  внимание необычным и запоминающимся способам воспитания, т.к. именно так можно продемонстрировать воспитанникам, что каждый народ обладает своими неоспоримыми достоинствами и приносит пользу всему человечеству.


Библиографический список
  1. Богомолова, М.И. Межнациональное воспитание: учеб. пособие. – 2-е изд.,– М.: ФЛИНТА: НОУ ВПО МПСИ, 2011.
  2. Модели конструктивного взаимодействия школы, семьи,  институтов гражданского общества по формированию у школьников культуры гражданской солидарности. МПСИ , Москва, 2011.
  3. Отчет о воспитательной работе на факультете психологии в 1 и 2 семестре 2011-2012 учебного года. Факультет психологии ОГПУ, 2012.
  4. Энциклопедический словарь “Большой Российской энциклопедии”. Изд: “Большая Российская энциклопедия”, 2011.
  5. http://www.buddy-baer.com/ru/united-buddy-bears/aktualnaja-vystavka.html – выставка «Содружество медведей Бадди», 2012.


Все статьи автора «MariaBagmet»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: