Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Главными среди них являются: умение делать осознанный выбор в ситуации неопределенности и нести ответственность за свои действия, независимость убеждений, владение ценностями гражданского общества. Утверждение гражданских ценностей в обществе, воспитание свободной личности, осознающей взаимозависимость своих прав и обязанностей, имеющей собственную гражданскую позицию, во многом зависит от системы воспитания и образования подрастающего поколения [1, с. 176].
Таким образом, основное требование к человеку - это умение строить отношения с людьми, правильно общаться и справедливо к ним относиться. Начинать необходимо с правильного воспитания подрастающего поколения, поэтому наиболее значимо обучить навыкам профилактики экстремизма будущих педагогов, которым скоро предстоит оказывать непосредственное влияние на подрастающее поколение. С нашей точки зрения, такой подход к решению проблемы экстремизма обладает значительным потенциалом.
С целью выявления педагогического потенциала вуза по формированию у студентов культуры гражданской солидарности, нами было проведено анкетирование студентов ОГПУ. Для данного исследования была выбрана группа из 104 студентов факультета психологии, факультета безопасности жизнедеятельности педагогического университета, обучающихся на первом и втором курсах. Средний возраст участвующих в исследовании составил 18-19 лет.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд важных задач:
-провести исследование по выявлению уровня склонности студентов к экстремизму;
-изучить основные возможности вуза по профилактике экстремизма;
-выработать рекомендации и предложить комплекс эффективных мер общего и специального характера для преподавателей вуза по предупреждению экстремизма в молодежной среде.
При анализе результатов выяснилось, что в студенческой среде еще отсутствует однозначное понимание экстремизма, его роли в современном обществе, а также отсутствует единая стратегия в поведении с представителями различных национальностей. Некоторые студенты демонстрируют свою осведомленность о деятельности различных экстремистских организаций, что говорит о проявлении интереса к этой стороне жизни. А так как Россия является многонациональной страной, то становится очевидной необходимость формирования культуры поведения с представителями разных наций, основанной на взаимоуважении.
В наиболее общем виде потенциал (от лат. potentia – сила) – это источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области. Говоря о потенциале вуза в профилактической работе с молодежью, следует отметить, что он очень значителен и разнообразен. Однако, он может остаться не раскрытым, чтобы этого не произошло необходимо уделить особое внимание реализации потенциала [4, с. 837].
Педагогический потенциал образовательного процесса вуза будет рассматриваться нами с точки зрения особой внешней среды – общественных институтов, участвующие в социализации и воспитании студентов и внутренняя среда – молодежный и педагогический процесс вуза, внутри которого средствами учебной и внеучебной деятельности происходит усвоение ценностей, норм, смыслов молодежи.
Целенаправленно организованная работа со студентами по различным направлениям позволяет реализовать разносторонний потенциал вуза и использовать разнообразные средства. Например, в ОГПУ на факультете психологии уделяется большое внимание организации взаимодействия студентов по различным направлениям (гражданско-правовое, духовно-нравственное, культурно-массовое направление и т.п.), что оказывает положительное влияние на формирование дружеской и толерантной атмосферы на факультете психологии ОГПУ [3, с. 3].
Существует много различных весьма эффективных способов организации эффективного взаимодействия преподавателей вуза с молодежью:
- включение в планы воспитательной работы учреждений образования мероприятий по формированию культуры гражданской солидарности, толерантного сознания и поведения;
- издание просветительных материалов для педагогов и памяток для молодежи;
- разработка системы психокоррекционной работы, направленной на профилактику ненормативной агрессии, развитие умений социального взаимодействия, рефлексии, саморегуляции, формирование навыков толерантного поведения, выхода из деструктивных культов, организаций, субкультур;
- проведение специальных тренингов по подготовке тренеров в области социального проектирования;
- развития позитивных молодежных субкультур, общественных объединений, движений, групп, а также альтернативных форм реализации экстремального потенциала молодых людей [2, с. 126].
Сегодня в России реализуются программы молодежного международного сотрудничества, например, международный проект «Идущие вместе», организуются встречи с гостями из городов-партнеров, проводятся международные фестивали (например, «Все разные, и все вместе»), фольклорно-театрализованные праздники, посвященные сохранению культурных традиций, обрядов и быта народов, осуществляются проекты международного сотрудничества, обмена учащимися [2, с. 9].
Рассмотренные нами способы взаимодействия еще не исчерпывают всего потенциала возможностей вуза. Сегодня мы становимся свидетелями и участниками множества нестандартных, привлекающих внимание акций и событий, имеющих своей целью воспитание толерантности, ознакомлению с традициями и обычаями представителей других культур.
Примером такого события может быть традиционное проведение ярких и необычных выставок “Содружество медведей Бадди – искусство толерантности” в разных городах мира [5].
С 21 июня по 5 августа 2012 года в Александровском саду Санкт-Петербурга гостила единственная в своём роде международная выставка UNITED BUDDY BEARS, призывающая к мирному сосуществованию. Их поднятые к небу лапы символизируют мир, расписанные тела представляют одну из стран ООН. “Они стоят в кругу рука об руку и призывают к терпимости и взаимопониманию между разными народами, представителями различных культур”, – комментирует исполнительный директор Buddy Bear Berlin и куратор выставки Майкл Штефанеску [5].
Около 140 медведей выставлялись 23 раза и побывали на 5 континентах, каждый из них расписан художником той или иной страны. Роспись отображает национальный колорит и все особенности страны. Медведь с Кубы держит во рту сигару, медведь из США выглядит как Статуя Свободы – медведь, туркменский мишка имеет характерный разрез глаз, чопорный британец нацепил на нос очки, а на медведице из России костюм с жостовским орнаментом, у нее длинная коса, золотые кольца на пальчиках и яркий маникюр. Свыше 22 миллионов человек по всему миру смогли полюбоваться медвежатами [5].
В заключение отметим, что после анализа результатов исследования становится очевидным, что роль ценностного взаимодействия преподавателей вуза со студентами в профилактике экстремизма очень велика. Так как целью нашей работы было раскрыть потенциал вуза по формированию у студентов культуры гражданской солидарности, мы приходим к выводу о том, что у участников взаимодействия есть возможности выбора среди наиболее интересных и эффективных направлений деятельности или же разработки новых необычных форм сотрудничества, отражающих характерные особенности того или иного региона. Необходимо уделять достаточное внимание необычным и запоминающимся способам воспитания, т.к. именно так можно продемонстрировать воспитанникам, что каждый народ обладает своими неоспоримыми достоинствами и приносит пользу всему человечеству.
Библиографический список
- Богомолова, М.И. Межнациональное воспитание: учеб. пособие. – 2-е изд.,– М.: ФЛИНТА: НОУ ВПО МПСИ, 2011.
- Модели конструктивного взаимодействия школы, семьи, институтов гражданского общества по формированию у школьников культуры гражданской солидарности. МПСИ , Москва, 2011.
- Отчет о воспитательной работе на факультете психологии в 1 и 2 семестре 2011-2012 учебного года. Факультет психологии ОГПУ, 2012.
- Энциклопедический словарь “Большой Российской энциклопедии”. Изд: “Большая Российская энциклопедия”, 2011.
- http://www.buddy-baer.com/ru/united-buddy-bears/aktualnaja-vystavka.html – выставка «Содружество медведей Бадди», 2012.