Оценка качества знаний (ОКЗ) обучающихся выступает основополагающим элементом всей системы обучения на каждом этапе образовательного процесса. ОКЗ следует рассматривать как интегральную характеристику образовательной деятельности и ее результатов (Сенашенко В., Ткач Г., 2003). При существующей системе образования в России, ОКЗ является единственным инструментом определения уровня подготовки на соответствие минимальным государственным аккредитационным стандартам и государственным (федеральным государственным) образовательным стандартам. Кроме того, ОКЗ выступает тем индикатором, который позволяет совершенствовать образовательный процесс, корректировать его на каждом этапе. В рамках модернизации российского образования ОКЗ обучающихся проходит эволюционные поступательные этапы. ОКЗ широко применяется работодателями как входной этап при приеме молодого специалиста на работу, так и в рамках проводимой аттестации.
Традиционная система ОКЗ нами не рассматривается в качестве объективной, поскольку экзамены и зачеты, проводимые в устной форме (система “субъект-субъект”), а также в письменной форме (ответ на вопросы экзаменационного билета) не имеют четких стандартов оценивания[1] ответов студентов.
По материалам научной работы Милевич А.С., мы разработали структурно-логическую схему методов контроля знаний студентов (рис. 1).
Рис. 1. Структурно-логическая схема методов контроля знаний студентов
Детально рассмотрим тестирование, а именно компьютерное тестирование, которое сокращает время, затрачиваемое не ОКЗ, а также ускоряет процесс анализа ОКЗ обучающихся.
Тест – это краткое стандартизированное испытание, предназначенное для получения объективной количественной оценки результатов обучения (Евтюхин Н.В., Бондарева Т.В., Дубинина Т.В., Сурыгина И.Ю.). Тесты могут быть как бланковыми, так и компьютерными, т.е. с использованием информационных технологий, технологий удаленного доступа и связи. Компьютерные тесты проводятся либо в оффлайн-режиме с подключением к внутренней сети образовательного учреждения, либо в онлайн-режиме с подключением к сети Интернет.
Алещанова И.В., Бурдоленко Л.М. считают, что тестирование есть “оценочно-контрольный метод определения качества усвоения изучаемого материала”. Мы же будем понимать по тестированием процесс установления качества знаний обучающихся посредством тестовых материалов.
Интернет – тестирование – одна из актуальных форм контроля качества подготовки специалистов, позволяющая достаточно достоверно оценить объем усвоенной учебной и научной информации (Петрушина Н.Н., Уварова М.Н., 2009; Зелетдинова Э.А., Яковлева М.Ю., Ильязова М.Д., 2008; Груздева М.Л., Горовая Т.Ю., 2013; Тарануха С.Н., Пижурина Н.Ф., 2009).
Интернет-тесты – “это система заданий, «специально организованная и направленная не только на определение уровня сформированности знаний, умений и навыков учащихся, но и на выявление круга тем, вызывающих затруднения, на определение глубинных причин ошибок, как реальных допущенных в процессе тестирования, так и потенциальных, которые могут быть совершены учащимся в будущем, в измененных условиях контроля» (Андреева И.Н., 2007).
Анализ ресурсов образовательных интернет-тестов проводился Черносковой Ю.Ю. (2012): среда дистанционного обучения Moodle, программа Hot Potatoes, портал «Твой тест». Горовая Т.Ю. (2013) проанализировав более 40 образовательных тестовых систем, пришла к выводу: на рынке образовательных услуг существует большое количество информационных тестовых систем, а выбирать для использования необходимо индивидуально. Мы рассмотрим некоторые существующие ресурсы для проведения Интернет-тестирования при оценке качества знаний студентов.
1. Единый портал Интернет-тестирования в сфере образования (http://www.i-exam.ru). Разработчиком данного измерительного ресурса является Научно-исследовательский институт мониторинга качества образования. Воспользовавшись услугами портала образовательное учреждение среднего или высшего профессионального образования может провести контрольное тестирование при оценке качества знаний студентов, бакалаврский экзамен. При использовании бально-рейтинговой системы обучения, портал Интернет-тестирования в сфере образования позволяет полностью исключить субъективный фактор при проведении зачетов и экзаменов, ускорить и максимально автоматизировать процесс обработки и анализа качества знаний студентов по каждой конктретной дисциплине. Рубина Л.Я. и Попов Д.С. (2008) отмечают, что данный ресурс мотивирует профессорско-преподавательский состав на адекватные изменения содержания учебных курсов, методики преподавания и ее научного обеспечения
2. Многофункциональный онлайн конструктор тестов “Online Test Pad” (http://onlinetestpad.com). Бесплатный онлайн ресурс, с помощью которого можно разработать тест, провести тестирование пользователей, установить собственную шкалу оценивания ответов, провести исследование качества ответов и детально определить качество усвоенных знаний обучающихся.
3. Система электронного тестирования “Tests Online” (http://www.tests-online.ru). Бесплатный онлайн ресурс, с помощью которого можно разработать тест, провести тестирование пользователей, получить результаты ответов обучающихся.
4. “Мастер-Тест” (http://www.energobud.net). Бесплатный онлайн ресурс для проведения тестирования. по функциональным возможностям аналогичен системе электронного тестирования “Tests Online”. Отличием является то, что созданный тест можно скачать и проводить сеансы тестирования при оценке качества знаний обучающихся в режиме оффлайн.
5. Онлайн платный ресурс “GiveTest” (http://igivetest.com/rus) представляет полноценное решение для создания тестов, проведения тестирования в сети Интернет, а также создание отчетов по задаваемым критериям оценки качества знаний обучающихся.
6. Портал создания и проведения тестирования “Твой тест” (http://make-test.ru). Бесплатный онлайн ресурс, с помощью которого можно разработать тест, провести тестирование пользователей, получить результаты ответов обучающихся.
7. “Дневник.ру” - это единая образовательная сеть России, которая формирует уникальную электронную среду для учителей, учеников и их родителей. Дневник.ру совмещает в себе три модуля:
- дистанционное обучение,
- управление школьным документооборотом,
- социальная сеть.
Базовый функционал Дневник.ру бесплатный для всех участников образовательного процесса. Пользователям доступны электронный классный журнал и электронный дневник учащегося, а также медиатека, библиотека образовательной литературы, онлайн-тренинг тестирования ЕГЭ, возможность пройти вступительные олимпиады в крупнейшие ВУЗы России.
Уникальность проекта доказана 22 авторскими свидетельствами. Важной особенностью Дневник.ру является гарантия безопасности хранения и использования данных для образовательных учреждений, засвидетельствованная стандартом К2 согласно ФЗ-152 «О персональных данных». На данном ресурсе имеется возможность организовывать онлайн тестирование обучающихся.
Последовательность входа со стартовой страницы: “Центр приложений” → “Сервисы дневника” → “Тестирование” → “Открыть”. Далее педагог создает тест и наполняет его материалом. Подсказки, размещенные на странице создания теста, помогают легко разобраться с функционалом. Тест можно назначить на определенный период времени, причем приглашение. По окончании проведения тестового сеанса, тестолог (педагог) сможет увидеть и проанализировать ответы и результаты прохождения теста каждым обучающимся.
8. Ucоz.ru – доменный ресурс. Создание и проведение тестирование предоставляется бесплатно для тех организаций, которые имеют созданный ими сайт. Регистрация и создание сайта абсолютно бесплатная услуга. Технология создания теста показана в приложении 1.
Практика тестирования показывает, что основными трудностями для студентов оказываются следующие (Филиппов Г.Г., 2010):
— слабая память на имена, фамилии, термины, положения, даты;
— неумение рассуждать логически в поисках правильного ответа;
— неумение выискивать и выделять ключевые слова в предлагаемых вариантах ответов;
— способность впадать в заблуждение под влиянием двусмысленных, провокационных, иногда бессмысленных формулировок;
— неумение воспользоваться здравым смыслом в случае провала в памяти, ситуативной растерянности, непонимания сути вопроса.
[1] Некрасов С.Д., 2003.
Библиографический список
- Алещанова И.В., Бурдоленко Л.М. Тестирование как метод педагогического контроля качества знаний студентов //Известия Волгоградского государственного технического университета. – 2005. – № 4. С. 64-66.
- Андреева И.Н. Интернет-тестирование как средство развития культуры речи будущих учителей: автореф. дис. … к.п.н. – Йошкар-Ола, 2007. – URL: http://nauka-pedagogika.com (дата обращения: 09.052.2013).
- Беланов А.С., Жуков Д.О., Мацнев А.П., Соколов В.В. Компьютерные тесты по курсу общей физики и их роль в улучшении знаний студентов // Физическое образование в вузах. – 2002. – Т.8, №2. - С.47-57.
- Белов В. Система оценки качества образования. // Высшее образование в России. – 2002. – №1. – С.44-49.
- Берестнева О.Г., Марухина О.В. Компьютерные технологии в оценке качества обучения // Известия Томского политехнического университета. – 2003. – Т. 306. № 6. – С.106-112.
- Горовая Т.Ю. Современные системы компьютерного тестирования: аналитический обзор //Историческая и социально-образовательная мысль. – 2013. – № 1. – С. 79-81.
- Груздева М.Л., Горовая Т.Ю. Интеграция Интернет-тестирования в практику преподавания в вузе //Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 1. – С. 149-151.
- Евтюхин Н.В., Бондарева Т.В., Дубинина Т.В., Сурыгина И.Ю. Современное состояние методов тестирования знаний и умений за рубежом и в России // Инновации в образовании. 2004. № 1. С. 27-47.
- Зелетдинова Э.А., Яковлева М.Ю., Ильязова М.Д. Проблемы компьютерного интернет-тестирования в оценке качества подготовки специалистов по программам высшего профессионального образования //Сибирский педагогический журнал. – 2008. – № 3. – С. 85-94.
- Милевич А.С. К вопросу о современных технологиях контроля знаний студентов // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 6. URL: http://www.science-education.ru/34-1328.
- Некрасов С.Д. Проблема оценки качества профессионального образования специалиста // Университетское управление. – 2003. – № 1. – С.42-45.
- Петрушина Н.Н., Уварова М.Н. Использование интернет-тестирования как формы контроля качества подготовки студентов //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2009. – Т. 2. № 7. – С. 153-155.
- Рубина Л.Я., Попов Д.С. Управление качеством учебного процесса с учетом результатов федерального экзамена в сфере профессионального образования //Образование и наука. – 2008. – № 1. – С. 50-58.
- Сенашенко В., Ткач Г. Болонский процесс и качество образования // Вестник высшей школы. – 2003. – № 8. URL: http://bp.unn.ru/docs/doc%2030.pdf.
- Тарануха С.Н., Пижурина Н.Ф. Инструменты повышения качества образования в вузе // Высшее образование в России. – 2009. – № 11. – С. 120-125.
- Филиппов Г.Г. Методика подготовки студентов к правильным ответам студентов к парвильным ответам на тесты, или как обучить студентов удачно отвечать на тесты //Материалы научно-методической конференции Северо-Западного института управления.- 2010. – № 1. – С. 194-201.
- Черноскова Ю.Ю. Системы разработки online тестов и организации тестирования // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2012. – Т. 2. № 20. – С. 59-60.
- Шевко, И.В. Тестирование как форма контроля знаний: взгляд студентов // Человек, психология, экономика, право, управление: проблемы и перспективы: материалы XI междунар. науч.конф., Минск, 19 мая 2007 г. [Электрон. ресурс]. – 2007. – Режим доступа : http://elibrary.miu.by/conferences!/item.chpepu/issue.x/article.136.html. – Дата доступа : 18.04.2013.