В начале XIX века в России становятся явственными изменения, порождаемые формированием буржуазных отношений во всех областях экономики, а также растущими международными торговыми отношениями. Развитие промышленности, внедрение новых технических и агрономических методов в сельском хозяйстве, растущие города, которые требовали развития транспорта, средств связи – все это усиливало потребность не только в специалистах, но и просто в грамотных людях, которые могли бы соответствовать требованиям времени [1].
Однако, несмотря на развитие монополистического капитала, Россия в этот период оставалась сельскохозяйственным государством с аграрным строем и свыше 95 % процентов сельского населения. Появление и развитие сельских школ в этот период стало характерной чертой становления Российской государственности в условиях модернизации страны.
Начальный этап становления сельской школы – конец XVIII – начало XIX века – период появления данного типа ОУ, которые разделяются на церковные, широко распространенные в центральной части страны, и светские, которые больше встречались в Сибири; их формирование происходило в рамках развития учебных округов (1804 г.); начинается становление преемственной педагогической системы, провозглашаются основные принципы народного образования: бессословность и бесплатность.
Следующий этап становления сельской школы охватывает период с 20-х до 60-х гг. XIX века. Этот этап характеризуется усилением режима во всех сферах общества, в том числе и в образовании и закреплением сословного характера сельского образования,
нарушением преемственности и возникновением идеи «ущербности» сельской школы.
Первые шаги правительства по реализации образовательной реформы имели демократическую направленность, но с 1813 г. правительство меняет свою позицию в отношении сословной принадлежности учащихся. Новый министр народного просвещения Александр Николаевич Голицын (1816 – 1824) постепенно усиливал сословную и клерикальную составляющую народного образования, обязав университеты готовить преподавателей богословия для средних школ.
С этого времени появляются запрещения, касающиеся свободного доступа крестьянских детей к начальному и среднему обучению. В 1827 г. Министерство законодательным актом подтвердило запрещение принимать крестьянских детей в гимназии. Николай I запретил принимать в университеты детей крепостных крестьян. Официально закреплялась сословность в системе общеобразовательной школы. Несмотря на то, что типы образовательных школ сохранялись, но каждый из них становился сословно-обособленным. Соответственно доступ сельскому населению в полноценную образовательную структуру, выраженную схемой: приходские училища – уездные училища – гимназии – университет [2].
В 30-е годы XIX века обозначаются 2 тенденции: формирование и укрепление в образовательной сфере принципа государственности через государственные школы и реализация принципов отечественной педагогики, с одной стороны, и широкое появление и распространение ведомственных школ и волостных училищ, которые в дальнейшем сформировали основу для сельских образовательных учреждений [3].
Волостные училища в России в начале XIX века представляли собой начальные сельские школы, готовившие писарей для палат государственных имуществ и сельских управлений. Такие училища создавались по указу 1830 года, открывались по одному на волость и содержались за счет особого сбора с государственных и удельных крестьян [4].
Волостные училища относились к ведомству приказов общественного призрения, их посещали крестьянские дети (мальчики) школьного возраста, количество которых доходило до 10 %. Обучение сводилось к получению навыков элементарной грамотности (чтение, письмо) и азам канцелярского дела. Уровень обучения в училищах был крайне низким из-за отсутствия дополнительного финансирования и неподготовленности и низкой квалификации педагогического состава [5].
Заключительный период становления сельской школы в дореволюционной России пришелся на 60-е годы XIX – начало XX века. В этот период наблюдался новый виток демократических реформ (реформы Александра II), ставших основой для появления
новых государственных структур – земства. В этот период для сельских жителей формируется спектр начальных учебных учреждений.
В середине XIX века окончательно утверждается идея о введении обязательного начального образования среди населения. Единственная проблема, которая этому препятствовала – крепостное право, с отменой которого в 1861 году начинается новый виток
образовательных реформ.
В 60-е годы XIX века появляются новые сельские образовательные заведения, наряду с церковно-приходскими школами, также широко
распространенные в сельской местности; школами, относящиеся к ведомству императрицы Марии; малочисленными частными сельскими школами и пр., – это начальные народные училища и земские школы и училища [6].
Примерно с 60-х годов XIX века начинает свое существование настоящая народная школа, выступившая в виде крестьянской школы грамоты. В такой школе крестьяне решают все вопросы сами, начиная от поиска и приспособления помещения для непосредственного открытия школы до подбора педагогов. Историк Чехов Н.В. отмечает, что школа становится обычным явлением для сельского сообщества, если оно принимает в жизни школы прямое участие. Таким образом, можно предположить, что роль общественного самоуправления принадлежала сельской школе (школе грамоты) с поддержкой сельской общины. Также можно обозначить принципы работы таких школ: открытость, гласность, демократизм, ответственность и общественное мнение [7].
Вопросы управления сельскими школами освещались на I Всероссийском съезде (1914 г.) [8]. На этом съезде было утверждено решение о руководящей роли земств в организации и управлении школьным образованием. Также одним из решений было предложение по созданию комиссии по народному образованию, а также отделы в земствах, занимающиеся данным вопросом. Принятое решение было разумно, так как земства уже имели большой опыт по созданию комиссий в сфере народного образования, и базировалось на ст.72 Положения о земских учреждениях 1890 года [9]. Созданная комиссия являлась частью общественной экспертизы школьных проблем и имела в своих рядах не только педагогов, а также попечителей и др. Была еще особенность: земские служащие, работающие в образовательной сфере, должны были иметь профессиональную подготовку [10].
Кроме земских (сельских) школ, содержание образования которых носило светский характер, существовали учебные заведения, находившиеся в ведомстве Святейшего Синода и реализовавшие религиозное воспитание и обучение. Образовательные цели таких школ были прописаны в «Положении о церковных школах ведомства православного исповедания» (1902 г.) [11]. Основная образовательная задача сводилась к распространению среди сельской общины христианских православных ценностей, поэтому содержание образования отражало перекос в религию, уделяя светским (нерелигиозным) предметам достаточно учебного времени, около 40 % [12].
Таким образом, проанализировав этапы становления сельской школы в XIX – начале XX веков, мы разработали инвариантную модель организации обучения в сельской школе (см. рис.1).
Универсальная инвариантная модель организации обучения в сельской школе в XIX – начале XX вв.
Организация процесса обучения: Использование преимущественно коллективных форм и методов обучения учащихся |
Организация процесса воспитания: организация быта, жизнедеятельности школ на основе христианских ритуалов |
Контроль качества обучения через систему ежегодных переводных экзаменов |
Виды школ: -одноклассные и двухклассные церковноприходские школы Св. Синода; -начальные школы; -ведомственные школы; -одно- и двухклассные сельские училища; -крестьянские школы грамоты. Ведомственная принадлежность: - земства; -комиссии по народному образованию; - попечительства; - отделы народного образования |
Нормативно- правовое обеспечение: - «Положение о земских учреждениях»;-«Положение о начальных народных училищах»; - «Инструкция для одноклассных и двухклассных сельских училищ Министерства народного просвещения» |
Функции: - религиозно-просветительская |
Ресурсное обеспечение: - осуществление недостаточного обеспечения на местном уровне (финансовое, учебно-методическое, материально-техническое), исключение по финансовой поддержке составляли церковно-приходские и частные школы |
Содержание образования: – формирование навыков элементарной грамотности в рамках учебных предметов (Катехизис, Закон Божий, русский язык с чистописанием, славянская грамотность, арифметика, история, география, церковное пение, ремесла, черчение; –использовался принцип вариативности в связи с разнотипностью сельских начальных школ и особенностями сельских поселений |
Содержание воспитания: – религиозно-нравственные православные идеалы |
Рис. 1 Универсальная инвариантная модель обучения в сельской школе в XIX – начале XX вв.
Если характеризовать различные области сельской школьной жизни второй половины XIX века, то можно сделать следующие выводы: содержание образование сводилось к освоению на элементарном уровне учебных предметов таких, как Закон Божий, русский язык и чистописание, арифметика, церковное пение и др. Из-за отсутствия преемственности между сельскими системами широко использовался принцип вариативности моделей обучения. Организация процесса обучения носила либо индивидуальный, либо разновозрастной характер обучения, когда в одном классе оказывались дети разного возраста и уровня подготовки. Существовала система ежегодных переводных экзаменов [13].
Воспитательная школьная система имела элементы как религиозной, так и светской системы. С учетом этих элементов выстраивалась не только учебная деятельность, но и внешкольная жизнь тоже. Учителями сельских школ организовывался быт и жизнедеятельность сельской общины.
Управление школами базировалось на «Положении о начальных народных училищах» [14], «Положении о земских учреждениях» [15], «Инструкции для одноклассных и двухклассных сельских училищ Министерства народного просвещения» [16] и выполняло функции религиозную и просветительскую (распространение грамоты). Материально-техническое обеспечение было не достаточным и распределялось по остаточному принципу в рамках местного самоуправления. Однако на частные и церковно-приходские школы выделялось достаточно средств на данный вид ресурса.
Таким образом, инвариантной моделью обучения в дореволюционный период в России была модель государственно-ведомственной
организации, которая характеризовалась становлением, развитием «народной школы» и медленное распространение сельской школы, отражающей миропонимание и мироощущение народа, его национальные черты, воспроизводила его традиции и опыт.
Библиографический список
- Савченко Т.А. Взаимодействие семьи и школы в отечественной педагогике второй половины XVIII – конца ХХ веков как социокультурное явление : автореф. дисс. … доктора пед. наук, М. 2011. 47 с.
- Богуславский М.В. Реформы российского образования XIX–XX вв. как глобальный проект //Вопросы образования. 2006. № 3. С. 5 – 21.
- Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII — начало XX в). 3-е исправл. изд. СПб.: Дм. Буланин,
2003. - Ерошкин, Н.П. Очерки истории государственных учреждений дореволюционной России. М.,
1960. - Моздалевский, Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших и до наших времен: В 2 кн. СПб.,
2000. - Чехов, Н.В. Типы русской школы в их историческом развитии. М., 1923.
- Васильчиков, А. И. О самоуправлении. Сравнительный обзор русских и иностранных земских и общественных учреждений / В 3-х т. — СПб.: Тип. В. В. Пратц, 1872. — С. 460, 543, 377.
- Третьяков, П.И. Практика управления современной школой : (опыт пед. менеджмента) / П.И. Третьяков; Юго-Вост. окр. упр. Моск. департамента образования, Науч.-метод. центр, Моск. гос. пед. ун-т им. В.И. Ленина. – Москва: Педагогика, 1995. – 162 с
- Полное Собрание Законов Российской Империи. Собрание третье. — СПб., 1885. — Т. I. № 350
- Положение о церковных школах ведомства Православного исповедания // Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. Т. XXII. Отделение 1. СПб., 1904.
- Пругавин, А.С. Законы и справочные сведения по начальному образованию. СПб., 1904. С. 365 – 372
- Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала XX в. / сост. И.А. Соловков, Г.Н. Волков, С.Ф. Егоров, А.Н. Копылов. – М., 1990. – 603 с.
- Положение о начальных народных училищах. – СПб., 1876. – Т. 3. – С. 1342-1350.
- Дмитриев С.С. Хрестоматия по истории СССР. – М., 1948. – Т. III. – С.
156-158. - Полный Свод Законов Российской Империи. СПб., 1911. Т. 9.