С давних времен зрелость считалось самым длинным периодом в жизненном цикле личности. Которое, как считал греческий философ Пятогор является периодом процветания сил. Обычно в психологической литературе период зрелости разделяется на три основных уровня, из которых первый это период ранней зрелости, который охватывает возраст от 23 до 35 лет и описывается как период резких перемен в жизни человека; формирование семьи, рождение ребенка, новая работа или изменение старой работы т.д. И вот в связи с этими причинами, а так же с возникающем в этот период чувством безвозвратной потери юношества многие авторы /Г. Шихи, И. Малкина-Пых, С. Пугачева, С.Худоян/ считают раннюю зрелость кризисным периодом. До сегодняшнего дня кризис ранней зрелости был исследован очень мало, особенно если сравнить его с другими возрастными периодами. И если иметь в виду роль этого возрастного периода в общей развитии личности, и в дальнейшем предопределении всей жизни, то можно уверенно сказать, что без исследования особенностей кризиса ранней зрелости и ее влияния на личность, исследование в психологии ранней зрелости, как возрастного периода, было бы неполноценным. Г. Шихи определяет период кризиса ранней зрелости, как период частых разводов, в то же время подчеркивая и то, что именно в этот период у личности возникает большое стремление в связи с профессиональным и личностным ростом[8, c.301]. И. Я. Колугина и В. Н. Колюцкий считают этот период периодом нахождения смысла жизни, когда личность в первый раз оглядывается в свое прошлое, делает самоанализ[5,c.464]. С. Худоян разделяет период от 25 до 32 лет, как период перестройки самосознания. К тому же, как считает автор ,,кризис связан с восприятием личности собственного я как субъекта социальной активности, автор так же отмечает, что в этот период, юноше начинает осознавать себя как субъекта семейной и рабочей деятельности, начинает обрабатывать концепции этих деятельностей, а так же концепции самого себя – как носителя этих деятельностей, старается самореализоваться в этих областях˝[1,193-204]. По данным Ю. Александровой ,,в этот период ,-перестраивается отношение человека не только к самому себе, но и к другим. В результате исследований автора выяснилось, что у 50% испытуемых перемены в самоотношении были в лучшую сторону и только у 7% в худшую. Автор считает, что самые высокие показатели ,,кризиса самоотношения,, проявляются в возрасте 30-31 лет, в этот период резко снижается заинтересованность собственной персоной, самооценка достигает минимального[3]: Н. Нарицин отмечает, что у женщин кризис средних лет постигает в возрасте 30-35 лет, в то время как у мужчин от 40 до 45, по данным автора, в этом возрасте основные проблемы у женщин возникают в связи с внешностью, что и объясняется тем, что женщины более трудно воспринимают изменения связанные с их внешностью чем мужчины[6]: О Рубинс считает , что в 30 лет у личности появляется чувство одиночества, разочарования, как будто что -то постоянно мешает ему по пути к успеху. [11]. Ф. Макрае находит, что это период когда личность старается найти что то, что поможет ему сделать жизнь более осмысленным[10]: Х. Хараннкедгар находит что кризис 30 лет может длится до двух лет помогая развитию человека. ,, Сейчас жизнь начинает рассматриваться не только со стороны бытия, но и со стороны выживания тоже,- отмечает автор: Часто появляется чувство, что они уже довольно взрослые и сотворение мечт или целей кажется нереальным [9].
В течении наших исследований у нас была цель выяснить психологические особенности протекания кризиса ранней зрелости. Для этого мы использовали биографический метод исследования. Биографические методы это способы исследования, диагностики и проектирования жизненнего пути личности. Использование биографических методов предполагает получение информации источником которой являются автобиографические методы и т.д. А так же тестовые методы; методика определения уровня тревожности личности Спилберга-Ханина с помощью которой выявляются самооценки уровня тревожности личности в данный момент (реактивной тревожности как состояния) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека. Так же нами применялся метод опроса для выяснения уровня осознания личностью возрастной проблемы,
Исследования проводились с представителями женского и мужского пола в возрасте от 25 до 35 лет; в исследовании принимали участие около 90 человек. Результаты исследования показали, что у 65 % исследуемых в возрасте от 25-30 лет, личностная тревожность стоит на высоком уровне. Выяснилось так же, что в этот период они не осознают основную проблему этого возраста. Исследования проводились по трем этапам. в первом этапе период ранней зрелости нами был разделен на две отдельные этапы, а так же была исследована проблема степени осознавания человеком возрастной проблемы. Во втором этапе исследовался уровень общей тревожности личности и в третьем были сравнены уровень осознавания личностью возрастной проблемы с уровнем тревожности. При этом уровень осознавания возрастной проблемы был исследован по таким данным как способность человека разрешать такие проблемы как создание семьи, родительство, работа и т,д. В ходе исследований выяснилось, что в период проявления кризиса ранней зрелости есть связь между уровнем тревожности личности и уровнем осознания им проблемы возраста.
Применяя биографический метод, нам удалось обнаружить что у талантливых людей таких как армянский писатель П. Севак., С. Дали, Ч. Чаплин, Г. К. Андерсен, в этот период, в частности в первом этапе ранней зрелости в возрасте от 25-29 лет, обнаруживается высокая степень тревожности и низкая степень осознавания возрастной проблемы, в то время как в период от 30- до 35 лет уровень тревожности резко снижается, что и связывается с осознаванием личностью возрастной проблемы. Например армянский писатель П. Севак в своей автобиографии вспоминает период от 25-29 лет говоря дословно следующее ,, чувство самоненависти постепенно охватывало меня как плесень хлеба, …я уже потерял сам себя, заблудившись в таком кризисе который более невыносим чем то, что мы называем экономическим, потому что оно является психическим,, [2]: С. Дали, говоря про этот период отмечал,, В этот период я был похож на собаку, которая бродила по улицам и ничего не находила. Но здесь самое интересное то, что уже возраст от 30-35 отмечался этими известными людьми как период новых открытий в их жизни, а так же чувством возрождения: В ходе исследований выяснилось так же, что резкие изменения, которые проявляются в период ранней зрелости будь то новая работа или смена старой, проблема родительства и т.д. способствуют проявлению кризиса. Как правило в 25-29 лет у личности появляется желание часто побыть одному, которое сопровождается поисками себя, самооткрытием, желанием изменить жизнь а так же общим подъемом уровня тревожности. Кроме того, как было предположено ранее некоторыми авторами, в 25-29 лет меняется отношение личности и к самому себе и к окружающим, это проявление можно обусловить и тем, что в этот период становятся актуальными такие вопросы как правильность проживания жизни а так же желание по новому разрешать стары ошибки, В 30-35 лет человек начинает осознавать возрастную проблему. Об этом свидетельствуют его раздумья, и конкретные действия направленные на проблемы семьи, родительства, приобретения или изменения работы, на оценки данные себе как специалиста, родителя, супруга, а так-же приобретения смысла жизни, ее переосмысления и актуальности идеи возрождения. Все это сопровождается с понижением уровня тревожности.
И так, подводя итоги нашего исследования, можно сказать, что если в период кризиса ранней зрелости человек осознает возрастную проблему, то уровень тревожности резко снижается и наоборот, при таких случаях, когда возрастная проблема не осознается человеком, уровень тревожности вырастает.
Библиографический список
- Խուդոյան Ս.Ս. Անձի զարգացման ճգնաժամային տարիքները: “Զանգակ- 97″ հրատարակչություն, Երևան 2004 էջ 59, 193-204.
- Սևակ Պարույր “Ինքնակենսագրություն, անցյալը ներկայացած” http://www.paruyrsevak.net/inqnakensagrutyun.html
- Александрова Юлия Вячеславовна. Динамика самоотношения и отношения к Другому у взрослого человека (25 - 35 лет): Дис. … канд. психол.наук: Москва, 1999http://www.dissercat.com/content/dinamika-samootnosheniya-i-otnosheniya-k-drugomu-u-vzroslogo-cheloveka-25-35-let
- Дали Салвадор. Дневник одного гения, http://lib.ru/CULTURE/DALI/dnewnik.txt
- Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2001,] c 464:
- Нарицын Николай Николаевич, “Кризис среднего возраста”, http://www.naritsyn.ru/middle-life_crisis.htm
- Слободчиков В.И., Исаев Е.И. ,,Основные ступени развития субъектности человека,, http://septemberfox.ucoz.ru/biblio/slobodchikov.html#ind]
- Шихи Гейл Возрастные кризисы «Возрастные кризисы»: Ювента; СанктПетербург; 1999 c 301
- “http://www.dailymail.co.uk/home/search.html?s=y&authornamef=Fiona+Macrae+Science+C9. Hemangi.”http://www.buzzle.com/authors.asp?author=75941″Harankhedkar. What is Quarter-Life Crisis and How to Survive It, Published: 8/2/2011, http://www.buzzle.com/articles/what-is-quarter-life-crisis-and-how-to-survive-it.html
- Macrae “http://www.dailymail.co.uk/home/search.html?s=y&authornamef=Fiona+Macrae+Science+Correspondent+” http://www.dailymail.co.uk/home/search.html?s=y&authornamef=Fiona+Macrae+Science+Correspondent+”Fiona Science Correspondent Quarter-life’ crisis hits three in four of those aged 26 to 30,2011, http://www.dailymail.co.uk/news/article-1289659/Quarter-life-crisis-hits-26-30-year-olds.html#ixzz1lozlQxFY]
- Robbins, Alexandra; Wilner, Abby. Quarterlife Crisis: The Unique Challenges of Life in Your Twenties. Tarcher, 2001