С 2011 учебного года по всей стране начальные школы перешли на стандарт второго поколения – ФГОС. И сразу встал вопрос: «ЕГЭ в начальной школе – это миф или реальность?» Такие разговоры всё чаще можно услышать в среде педагогической общественности.
Федеральный государственный общеобразовательный стандарт определяет цели образования: общекультурные, личностные и познавательные, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Урок остаётся главным источником знаний в школе. Урок побеждает и в 21 веке. Современный урок по ФГОС – это профессиональная и методическая подготовка учителя; целеполагание и мотивация учения; системно-деятельностный подход; современные технологии в обучении; выбор оптимальных средств обучения, создание условий, анализ каждого учебного занятия.
Урок по ФГОС начинается с осознания правильного, четкого определения его конечной цели — чего учитель хочет добиться; затем установления средства – что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа — как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать, писать, чему и сейчас учат вполне успешно, ученику должны привить две группы новых умений:
- это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации; (универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операционных характеристик);
- формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Учащиеся начальной школы, обучающиеся по ФГОС, в конце каждого учебного года должны выполнить диагностическую работу. Детям предлагается комплексная работа по основным предметам: русский язык, математика, окружающий мир, где учитель по определённым критериям подведёт итог работы каждого ученика за год: чему научился? В итоге выставляются оценки по набранным баллам.
- 0-7 баллов – общеобразовательная программа не усвоена;
- 8-14 баллов – усвоен базовый уровень;
- 15- 21 балл – повышенный уровень
К работе такого вида учащиеся относятся спокойно: они овладели навыками чтения, умеют размышлять, думать. В течение года дети выполняли самостоятельно тесты, работали по предметам в тетрадях на печатной основе, упражнялись с контрольно-измерительными материалами. Поэтому такая контрольная работа детей заинтересовала. Дан необычный материал, где учащимся приходится читать, размышлять, делать выводы, считать, разбирать предложения, логически думать… Это ли не экзамен?
Данные за 2012-2013год (1 класс) и 2013-2014 год (2 класс)
Основная цель мониторинга – реализация требований государственного общеобразовательного стандарта второго поколения и готовность выпускников начальной школы к продолжению обучения в среднем и старшем звене. Данное тестирование показало, что проводить такие работы в начальной школе необходимы для того, чтобы:
- выявить усвоение учебного материала каждым учеником;
- подготовить учащихся к таким ситуациям, в которых нужно быстро суметь сконцентрировать внимание, проверить свои силы и знания, полученные за учебный год, суметь преодолеть страх и волнение.
Изучив и проанализировав материалы экзаменационных работ ГИА и ЕГЭ в 9 и 11 классах по русскому языку, можно увидеть, что многие темы затрагиваются уже на первой ступени обучения, а именно с 1 класса начальной школы. Это фонетика, где учащиеся должны соотнести звуки и буквы; это орфография, морфология, лексика… Научить детей беглому и безошибочному чтению, уметь выделять главное, логически думать, обобщать, конкретизировать, рассуждать – вот задача для учителя. Именно с этой целью во всех УМК для начальной школы в методических рекомендациях введено тестирование по основным предметам, где проверяются не только практические, но и теоретические знания. Структура данных тестов приближена к структуре КИМов для учащихся 9-11 классов, где даны задания, в которых предполагается выбрать правильный ответ из 4 вариантов. Для старшеклассников это часть А. Часть Б требует краткой записи ответа. Часть С – это задания, требующие лаконичного ответа, а также выполнение задания творческого характера по русскому языку и решение логического задания по математике. Таким образом, тестовые задания в начальной школе максимально приближены к заданиям для 9-х и 11-х классов.
Что может сделать учитель начальных классов для успешной сдачи экзаменов в 9 и 11 классах по ГИА и ЕГЭ?
В первую очередь надо уяснить для самого себя, что экзамены ГИА и ЕГЭ и подготовка к нему – это не только проблема учителей-предметников, но и всех учащихся и их родителей. Только слаженная совместная работа начального, среднего и старшего звена может дать положительные результаты. Там, где родители заинтересованы в знаниях своего ребёнка, где идёт постоянный контроль, где заметна разумная помощь, – обеспечен успех ученика.
Пока взрослые решают, нужно или не нужно проводить итоговую аттестацию в начальной школе, дети по этому поводу имеют своё мнение. Большинство детей отдают предпочтение тестовой работе, потому что:
- тест интересен, в нём встречаются задания, где нужно поразмышлять;
- тестовая работа легче;
- в случае сомнения есть варианты ответов, из которых можно выбрать верный.
Проанализировав ответы детей, я пришла к выводу, что около 80% учащихся при выполнении тестовых работ чувствуют себя уверенно, не испытывают чувство страха, осознают серьёзность данной работы. Если всё это сохранить до выпускных экзаменов в 9 и 11 классах, соответственно и стрессов будет меньше, а результаты будут выше.
Любая начатая работа требует логического завершения. Из класса в класс идёт изучение программного материала, который и подводит ученика к выпускным экзаменам. Учить учиться – трудиться нужно с начальных классов, в основе всего – чтение. На сегодняшний день на основе чтения изучаются все предметы в общеобразовательной школе. Существуют определённые нормы техники чтения для каждого возраста ученика. К сожалению, дети сегодня мало читают. Помочь в этом могут только родители и, конечно, учитель, который может увлечь ребёнка своим предметом.
Сегодняшний ученик начальной школы существенно отличается от учеников конца 20-го столетия. Что сегодня происходит на уроке? Это применение новейших технологий, это работа над проектами, работа в группах, это умение оценить свою работу и работу одноклассника, это умение показать свои способности и результаты своей работы.
В 2014- 2015 учебном году все школы страны в 5-х классах переходят на новые стандарты образования – ФГОС ООО. Исходя из этого, ФГОС определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные универсальные учебные действия, которые «обеспечивают школьникам умение учиться, саморазвиваться и самосовершенствоваться»
Какие бы ни совершались реформы в современной школе, в образовании, урок был и остаётся главной формой обучения. И как сотни лет назад встречаются участники образовательного процесса: учитель – ученик. Каким будет урок – решать только каждому учителю лично. В этом и заключается принципиальная новизна Российского образования.