УДК 37

ОТ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ФГОС НОО К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

Кудряшова Ирина Евгеньевна
МОУ «Чисменская основная общеобразовательная школа»
учитель начальных классов высшей категории

Аннотация
Россия двадцать первого века - это поток новейших информационных технологий, век стремительный, насыщенный новыми открытиями и огромным количеством информации. Пришло время изменить способы и методы преподавания в школах России для успешного освоения учащимися этой информации, для освоения новых технологий. Именно для воплощения этих идей и созданы новые стандарты образования.
В основе ФГОС НОО лежит системно - деятельный подход, который как раз и определяет пути и способы достижения социально желаемого результата личностного и познавательного развития учащихся. Школа на основе освоения универсальных учебных действий (УУД) должна получить нового ученика. Современному обществу нужны образованные, творческие, нравственные, предприимчивые люди. Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.
Особенно остро стоит сейчас вопрос о сдаче ГИА и ЕГЭ. С введением ФГОС этот вопрос отпадёт сам собой, потому что с первого класса дети учатся работать с тестами, в конце года проходит диагностическая работа по нескольким предметам: ребёнок видит результат своей работы.

Ключевые слова: диагностическая работа, мотивации к обучению, практическая деятельность, практические и теоретические знания, результат работы, стандарт второго поколения – ФГОС, умение применять знания, универсальные учебные действия, урок – главная форма обучения


FROM PRIMARY SCHOOL GEF IEO FOR FINAL CERTIFICATION

Kudryashova Irina Evgenyevna
MOU "Chismenskiy the basic comprehensive school"
primary school teacher of the highest category

Abstract
The Russia of the twenty-first century is the flow of new information technologies, an age of rapid, intense new discoveries and the huge amount of information. It's time to change the ways and methods of teaching in Russian schools for the successful development of the students of this information, the development of new technologies. It is for the realization of these ideas and create new standards of education.
In the basis of GEF IEO lies system - active approach, which determines the ways and means to achieve socially desirable result personality and cognitive development of the students. The school is based on the development of universal educational action (UUD) should get the new student. Modern society needs educated, creative, moral and enterprising people. The principle difference of a modern approach is the orientation of the standards on the results of new educational programs. Under the results do not mean only subject knowledge, but the ability to apply this knowledge in practice. Especially acute now a question about the delivery of GUIA and the exam. With the introduction of the GEF, this problem will disappear by itself, because from the first grade children are learning to work with tests at the end of the year goes diagnostic work in several subjects: the child sees the result of their work.

Keywords: ability to apply knowledge, diagnostic work, lesson is the main form of training, motivation for learning, practical activity, practical and theoretical knowledge, result, standard of the second generation - GEF universal learning activities


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Кудряшова И.Е. От начальной школы ФГОС НОО к итоговой аттестации // Психология, социология и педагогика. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2014/06/3323 (дата обращения: 16.09.2024).

С 2011 учебного года по всей стране начальные школы перешли на стандарт второго поколения – ФГОС. И сразу встал вопрос: «ЕГЭ в начальной школе – это миф или реальность?» Такие разговоры всё чаще можно услышать в среде педагогической общественности.

Федеральный государственный общеобразовательный стандарт определяет цели образования: общекультурные, личностные и познавательные, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Урок остаётся главным источником знаний в школе. Урок побеждает и в 21 веке. Современный урок по ФГОС – это профессиональная и методическая подготовка учителя; целеполагание и мотивация учения; системно-деятельностный подход; современные технологии в обучении; выбор оптимальных средств обучения, создание условий, анализ каждого учебного занятия.

Урок по ФГОС  начинается с осознания правильного, четкого определения его конечной цели — чего учитель хочет добиться; затем установления средства – что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа — как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать, писать, чему и сейчас учат вполне успешно, ученику  должны привить две группы новых умений:

-  это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации; (универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операционных характеристик);

-  формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

Учащиеся начальной школы, обучающиеся по ФГОС, в конце каждого учебного года должны выполнить диагностическую работу. Детям предлагается комплексная работа по основным предметам: русский язык, математика, окружающий мир, где учитель по определённым критериям подведёт итог работы каждого ученика за год: чему научился? В итоге выставляются оценки по набранным баллам.

  • 0-7 баллов – общеобразовательная программа не усвоена;
  • 8-14 баллов – усвоен базовый уровень;
  • 15- 21 балл – повышенный уровень

К работе такого вида учащиеся относятся спокойно: они овладели навыками чтения, умеют размышлять, думать. В течение года дети выполняли самостоятельно тесты, работали по предметам в тетрадях на печатной основе, упражнялись с контрольно-измерительными материалами.  Поэтому такая контрольная работа детей заинтересовала. Дан необычный материал, где учащимся приходится читать, размышлять, делать выводы, считать, разбирать предложения, логически думать…  Это ли не экзамен?

Данные за 2012-2013год (1 класс) и 2013-2014 год (2 класс)

Основная цель мониторинга – реализация требований государственного общеобразовательного стандарта второго поколения и готовность выпускников начальной школы к продолжению обучения в среднем и старшем звене. Данное тестирование показало, что проводить такие работы в начальной школе необходимы для того, чтобы:

  • выявить усвоение учебного материала каждым учеником;
  • подготовить учащихся к таким ситуациям, в которых нужно быстро суметь сконцентрировать внимание, проверить свои силы и знания, полученные за учебный год, суметь преодолеть страх и волнение.

Изучив и проанализировав материалы экзаменационных работ ГИА и ЕГЭ в 9 и 11 классах  по русскому языку, можно увидеть, что многие темы затрагиваются уже на первой ступени обучения, а именно с 1 класса начальной школы. Это фонетика, где учащиеся должны соотнести звуки и буквы; это орфография, морфология, лексика… Научить детей беглому и безошибочному чтению, уметь выделять главное, логически думать, обобщать, конкретизировать, рассуждать – вот задача для учителя. Именно с этой целью во всех УМК для начальной школы в методических рекомендациях введено тестирование по основным предметам, где проверяются не только практические, но и теоретические знания. Структура данных тестов приближена к структуре КИМов для учащихся 9-11 классов, где даны задания, в которых предполагается выбрать правильный ответ из 4 вариантов. Для старшеклассников это часть А. Часть Б требует краткой записи ответа. Часть  С – это задания, требующие лаконичного ответа, а также выполнение задания творческого характера по русскому языку и решение логического задания по математике. Таким образом, тестовые задания в начальной школе максимально приближены к заданиям для 9-х и 11-х  классов.

Что может сделать учитель начальных классов для успешной сдачи экзаменов в 9 и 11 классах по ГИА и ЕГЭ?

В первую очередь надо уяснить для самого себя, что экзамены ГИА и ЕГЭ и подготовка к нему – это не только проблема учителей-предметников, но и всех учащихся и их родителей. Только слаженная совместная работа начального, среднего и старшего звена может дать положительные результаты. Там, где родители заинтересованы в знаниях своего ребёнка, где идёт постоянный контроль, где заметна разумная помощь, – обеспечен успех ученика.

Пока взрослые решают, нужно или не нужно проводить итоговую аттестацию в начальной школе, дети по этому поводу имеют своё мнение. Большинство детей отдают предпочтение тестовой работе, потому что:

  • тест интересен, в нём встречаются задания, где нужно поразмышлять;
  • тестовая работа легче;
  • в случае сомнения есть варианты ответов, из которых можно выбрать верный.

Проанализировав ответы детей, я пришла к выводу, что около 80% учащихся при выполнении тестовых работ чувствуют себя уверенно, не испытывают чувство страха, осознают серьёзность данной работы. Если всё это сохранить до выпускных экзаменов в 9 и 11 классах, соответственно и стрессов будет меньше, а результаты будут выше.

Любая начатая работа требует логического завершения. Из класса в класс идёт изучение программного материала, который и подводит ученика к выпускным экзаменам. Учить учиться – трудиться нужно с начальных классов, в основе всего – чтение. На сегодняшний день на основе чтения изучаются все предметы в общеобразовательной школе. Существуют определённые нормы техники чтения для каждого возраста ученика. К сожалению, дети сегодня мало читают. Помочь в этом могут только родители и, конечно, учитель, который может увлечь ребёнка своим предметом.

Сегодняшний ученик начальной школы существенно отличается от учеников конца 20-го столетия. Что сегодня происходит на уроке? Это применение новейших технологий, это работа над проектами, работа в группах, это умение оценить свою работу и работу одноклассника, это умение показать свои способности и результаты своей работы.

В 2014- 2015 учебном году все школы страны в 5-х классах переходят на новые стандарты образования – ФГОС ООО. Исходя из этого, ФГОС определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные универсальные учебные действия, которые «обеспечивают школьникам умение учиться, саморазвиваться и самосовершенствоваться»

Какие бы ни совершались реформы в современной школе, в образовании, урок был и остаётся  главной формой обучения. И как сотни лет назад встречаются участники образовательного процесса: учитель – ученик. Каким будет урок – решать только каждому учителю лично. В этом и заключается принципиальная новизна Российского образования.



Все статьи автора «Кудряшова Ирина Евгеньевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: