В дошкольной психологии и педагогике часто анализируется проблема нравственного воспитания. В ДОУ процесс осуществляется в духе нравственных принципов, с учетом возрастных особенностей дошкольников. Конкретно нравственное воспитание выражается в формировании основ тех моральных качеств, которые необходимы будущим гражданам развитого правового общества. В реализации образовательных программ, в частности задач нравственного воспитания, ведущая роль принадлежит педагогам и психологам. Их поведение, характер взаимоотношений с детьми и взрослыми служат для ребенка примером. И тем успешнее под влиянием психолога и педагога формируется личность ребенка, чем более активно его воздействие, чем оно разностороннее охватывает детские чувства, мобилизует волевые усилия детей, влияет на их сознание.
Основными задачами формирования у детей среднего дошкольного возраста представлений о добре и зле выступили:
- формирование у ребёнка осознания того, что добро должно быть направлено на человека;
- формирование умения детей выделять добро и зло в окружающей действительности, в игровой деятельности;
- организация сотрудничества ДОУ и семьи по формированию у детей среднего дошкольного возраста представлений о добре и зле.
Для решения первой задачи мы проводили следующую работу: формировали у детей первоначальные частные понятия, раскрывающие понимание добра и зла в более широком смысле: добрый человек, любящий человек, добрые дела и поступки, добрые отношения, злое выражение лица, злые дела, злой человек. Данные понятия мы формировали с помощью анализа поступков героев кино, книг, мультфильмов, в которых персонажи проявляют нравственные поступки. Мы объясняли и раскрывали детям смысл понятий доброжелательность, справедливость, заботливость, агрессивность, чуткость и т.д.
Для решения второй задачи мы использовали следующие методы и приёмы:
- анализ педагогических ситуаций (естественных и искусственно созданных);
- беседы (ситуативные, личностно-доверительные);
- педагогическую оценку (прямую, косвенную, предвосхищающую);
- поощрения (дифференцированные и недифференцированные) и наказания (адекватные, суммированные и т.д.).
Особенностью решения данной задачи является широкое использование различных игр. Игры помогают дошкольнику задуматься о нравственных и безнравственных качествах, отличать хорошее от плохого, прочувствовать на себе высокомерие и доброту.
Для изучения были выбраны те игры морального характера, которые хорошо знакомы дошкольникам, с которыми ребенок сталкивается с самого раннего детства.
Организовывая игровую деятельность детей, надо стремиться к тому, чтобы перед ее участниками вставала необходимость в реальном сотрудничестве, взаимопомощи. Выполнение трудовых процессов (стирка кукольного белья, уборка и др.) обслуживает интересы игры, способствует формированию трудовых умений и навыков. Подготовка к играм подразумевает поиск и тщательный отбор игр, отвечающих задачам при организации непосредственной образовательной деятельности [2].
Анализ авторских и народных игр для дошкольников показал их возможности для формирования у них представлений о добре и зле. Поэтому очень внимательно просматривался сюжет игр, определялась его нравственная ценность, вырабатывался общий характер действий, определялись действия партнеров по игре, возможность воспитания в игре доброжелательность и негативного отношения ко злу.
Исходя из этого, мы условно распределили игры на три типа:
- игры, где дети четко представляли себе, что такое добро и что такое зло;
- игры сюжетные, где роли помогали представить детям ценность добра и негатив зла;
- игры, помогающие детям сделать добро окружающим партнерам.
Игры первого типа - «Совушки», «Жмурки», «Горелки». Здесь все дети действуют сами по себе, у них нет тесных связей с партнерами. Каждый ребенок следит только за собой и водящим, но хорошо представляет себе, что такое добро и зло.
Сюжетные игры – это «Два Мороза», «Огородники», «Петрушки». Действуя в соответствии с ролью, ребенок побуждается к проявлению таких качеств как доброта. Ролевое поведение влияет на ребенка, на взаимоотношения между партнерами.
Третий тип игр представлен играми «Паук и мухи», «Хитрая лиса». Дети помогают партнерам в игре, стараются сделать добро окружающим. Нужно воспитывать в детях тактичное отношение к другим детям.
Чтобы игра была по-настоящему воспитывающей, обязательно нужно четко соблюдать правила игры. Они идут от содержания игры и дошкольники должны понимать, что несоблюдение этих правил – это плохо, неправильно. Кроме того, необходимо, чтобы детям было объяснено воспитателем, что каждая игра имеет нравственную сущность и что, например, в игре «Два Мороза» братья – Морозы не только просто так ловят детей, но и хотят их заморозить, т.е. причинить зло. Это дети должны очень хорошо понимать.
Анализируя исследования игр, посвященных нравственному развитию дошкольников, мы выбрали и использовали в работе с детьми следующие игры: «Жизнь в лесу», «Добрые эльфы», «Птенцы», «Муравьи», «Театр теней», «Ожившие игрушки» и др. [1].
На основе предлагаемой работы по формированию представлений о добре и зле у дошкольников нами были составлены следующие рекомендации для воспитателей:
1. В группе создавать условия для свободной самостоятельной игровой деятельности.
2. Пропагандировать среди родителей игры, направленные на формирование у детей представлений о добре и зле в семье. Разъяснять родителям педагогическую ценность таких игр на формирование личности ребёнка.
3. Стимулировать и поощрять стремление детей проявлять добрые действия, поступки, выражения по отношению к партнёрам в игре.
4. Выражать одобрение и восхищение по поводу проявления добрых поступков, действий, проявлениям самостоятельности и инициативы («Какой ты молодец (умница)!», «Как ты помог своему другу!», «Какое доброе дело ты сделал!»).
5. Способствовать возникновению в игре дружеских партнерских отношений и игровых объединений по интересам. Приучать детей самостоятельно договариваться друг с другом, справедливо распределять роли и самим в этически приемлемой форме разрешать конфликты.
Таким образом, целенаправленная работа по формированию представлений о добре и зле у дошкольников создает условия для воспитания нравственных представлений.
Библиографический список
- Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. М., 2003.
- Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. М., 2006.