УДК 373.2

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДОБРЕ И ЗЛЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Подольская Олеся Александровна1, Абрамов Николай Николаевич2
1Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, преподаватель кафедры дошкольной и коррекционной педагогики
2Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, студент

Аннотация
В статье рассматривается актуальность формирования представлений у детей о добре и зле. Даются методические рекомендации педагогам ДОУ по формированию представлений о добре и зле у дошкольников.

Ключевые слова: добро, дошкольник, зло, игра


RELEVANCE OF A PROBLEM OF FORMATION OF IDEAS OF THE GOOD AND EVIL AT CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

Podolskay Olesya Aleksandrovna1, Abramov Nikolai Nikolaevich2
1Yelets State Ivan Bunin University, lecturer, department of preschool pedagogy and correctional
2Yelets State Ivan Bunin University, student

Abstract
In article relevance of formation of representations at children about the good and evil is considered. Methodical recommendations for the preschool teachers of formations of ideas of the good and evil for the preschool children are made.

Keywords: evil, game, good, preschooler


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Подольская О.А., Абрамов Н.Н. Актуальность проблемы формирования представлений о добре и зле у детей дошкольного возраста // Психология, социология и педагогика. 2014. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2014/07/3414 (дата обращения: 29.10.2023).

В дошкольной психологии и педагогике часто анализируется проблема нравственного воспитания. В ДОУ процесс осуществляется в духе нравственных принципов, с учетом возрастных особенностей дошкольников. Конкретно нравственное воспитание выражается в формировании основ тех моральных качеств, которые необходимы будущим гражданам развитого правового общества. В реализации  образовательных программ, в частности задач нравственного воспитания, ведущая роль принадлежит педагогам и психологам.  Их  поведение, характер взаимоотношений с детьми и взрослыми служат для ребенка примером. И тем успешнее под влиянием психолога и педагога формируется личность ребенка, чем более активно его воздействие, чем оно разностороннее охватывает детские чувства, мобилизует волевые усилия детей, влияет на их сознание.

Основными задачами формирования у детей среднего дошкольного возраста представлений о добре и зле выступили:

- формирование у ребёнка осознания того, что добро должно быть направлено на человека;

- формирование умения детей выделять добро и зло в окружающей действительности, в игровой деятельности;

- организация сотрудничества ДОУ и семьи по формированию у детей среднего дошкольного возраста представлений о добре и зле.

Для решения первой задачи мы проводили следующую работу:  формировали у детей первоначальные частные понятия, раскрывающие понимание добра и зла в более широком смысле: добрый человек, любящий человек, добрые дела и поступки, добрые отношения, злое выражение лица, злые дела, злой человек. Данные понятия мы формировали с помощью анализа поступков героев кино, книг, мультфильмов, в которых персонажи проявляют нравственные поступки. Мы объясняли и раскрывали детям смысл понятий доброжелательность, справедливость, заботливость, агрессивность, чуткость и т.д.

Для решения второй задачи мы использовали следующие методы и приёмы:

- анализ педагогических ситуаций (естественных и искусственно созданных);

- беседы (ситуативные, личностно-доверительные);

- педагогическую оценку (прямую, косвенную, предвосхищающую);

- поощрения (дифференцированные и недифференцированные) и наказания (адекватные, суммированные и т.д.).

Особенностью решения данной задачи является широкое использование различных игр. Игры помогают дошкольнику задуматься о нравственных  и безнравственных качествах, отличать хорошее от плохого, прочувствовать на себе высокомерие и доброту.

Для изучения были выбраны те игры  морального характера, которые хорошо знакомы дошкольникам, с которыми ребенок сталкивается с самого раннего детства.

Организовывая игровую деятельность детей, надо стремиться к тому, чтобы перед ее участниками вставала необходимость в реальном сотрудничестве, взаимопомощи. Выполнение трудовых процессов (стирка кукольного белья, уборка и др.) обслуживает интересы игры, способствует формированию трудовых умений и навыков. Подготовка к играм подразумевает поиск и тщательный отбор игр, отвечающих задачам при организации непосредственной образовательной деятельности [2].

Анализ  авторских и народных игр для дошкольников показал их возможности для формирования у них представлений о добре и зле. Поэтому  очень внимательно просматривался сюжет игр,  определялась  его нравственная ценность, вырабатывался общий характер действий, определялись  действия партнеров по игре, возможность воспитания в игре  доброжелательность и негативного отношения ко злу.

Исходя из этого,  мы условно распределили игры на три типа:

- игры, где дети четко представляли себе, что такое добро  и что такое зло;

- игры сюжетные, где роли помогали представить детям ценность добра и негатив зла;

- игры, помогающие детям сделать добро окружающим партнерам.

Игры первого типа -  «Совушки»,  «Жмурки», «Горелки».  Здесь все дети действуют сами по себе, у них нет тесных связей с партнерами. Каждый ребенок следит только за собой и водящим, но хорошо представляет себе, что такое добро и зло.

Сюжетные игры – это  «Два Мороза», «Огородники», «Петрушки». Действуя в соответствии с ролью, ребенок  побуждается к проявлению таких качеств как доброта. Ролевое поведение влияет на ребенка, на взаимоотношения между партнерами.

Третий тип игр представлен играми «Паук и мухи», «Хитрая лиса». Дети помогают партнерам в игре, стараются сделать добро окружающим. Нужно воспитывать в детях тактичное отношение к другим детям.

Чтобы игра была по-настоящему воспитывающей, обязательно  нужно четко соблюдать правила игры. Они идут от содержания игры и дошкольники должны понимать, что несоблюдение этих правил – это плохо, неправильно. Кроме того, необходимо, чтобы детям было объяснено воспитателем, что каждая игра имеет нравственную сущность и что, например, в игре «Два Мороза» братья  – Морозы не только просто так ловят детей, но и хотят их заморозить, т.е. причинить зло. Это дети должны очень хорошо  понимать.

Анализируя исследования игр, посвященных нравственному развитию дошкольников, мы выбрали и использовали в работе с детьми следующие игры: «Жизнь в лесу», «Добрые эльфы», «Птенцы», «Муравьи», «Театр теней», «Ожившие игрушки» и др. [1].

На основе предлагаемой работы по формированию представлений о добре и зле у дошкольников нами были составлены следующие рекомендации для воспитателей:

1. В группе создавать условия для свободной самостоятельной игровой деятельности.

2. Пропагандировать среди родителей игры, направленные на формирование у детей представлений о добре  и зле в семье. Разъяснять родителям педагогическую ценность таких игр на формирование личности ребёнка.

3. Стимулировать и поощрять стремление детей проявлять добрые действия, поступки, выражения по отношению к партнёрам в игре.

4. Выражать одобрение и восхищение по поводу проявления добрых поступков, действий, проявлениям самостоятельности и инициативы («Какой ты молодец (умница)!», «Как ты помог своему другу!», «Какое доброе дело ты сделал!»).

5. Способствовать возникновению в игре дружеских партнерских отношений и игровых объединений по интересам. Приучать детей самостоятельно договариваться друг с другом, справедливо распределять роли и самим в этически приемлемой форме разрешать конфликты.

Таким образом, целенаправленная работа по формированию представлений о добре и зле у дошкольников создает условия для воспитания нравственных представлений.


Библиографический список
  1. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. М., 2003.
  2. Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. М., 2006.


Все статьи автора «lesik»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: