УДК 159.922.762

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С СЕМЬЯМИ АУТИЧНЫХ ДЕТЕЙ

Высотина Татьяна Николаевна
Государственное бюджетное образовательное учреждение начальная школа - детский сад № 687 «Центр реабилитации ребенка» (г. Санкт-Петербург)
кандидат психологических наук, педагог-психолог высшей квалификационной категории

Аннотация
Статья посвящена рассмотрению структуры и содержания психологической работы с семьями аутичных детей. Данная проблематика имеет многогранный характер из-за тенденции увеличения численности детей, страдающих нарушениями аутистического спектра, которая сочетается со значительными трудностями детско-родительского взаимодействия и социальной адаптации таких семей. Длительный опыт теоретического исследования и практической работы, анализ личностных особенностей матерей и отцов, семейной динамики в целом позволяет наметить основные направления психодиагностической, психопрофилактической и психокоррекционной работы педагога-психолога.

Ключевые слова: аутизм, психологическая поддержка родителей, психологическое консультирование и коррекция родителей., родители аутичных детей, родители детей с ограниченными возможностями здоровья, родительский стресс


STRUCTURE AND CONTENT OF PSYCHOLOGICAL WORK WITH FAMILIES OF AUTISTIC CHILDREN

Vysotina Tatyana Nikolaevna
Public budgetary educational institution Elementary school - kindergarten No. 687 "Center of rehabilitation of the child" (St. Petersburg)
candidate of psychological sciences, educational psychologist of the highest qualification category

Abstract
The article discusses the structure and content of psychological work with the families of autistic children. These problems have multi-faceted nature because of the tendency to increase the number of children with autism spectrum disorders, combined with the significant challenges of parent-child interaction and social adjustment of such families. Long experience of theoretical study and practical work, analysis of personality characteristics of mothers and fathers, family dynamics in general allows to outline the main directions of psychodiagnostic, psychoprophylactic and psycho educational psychologist works.

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Высотина Т.Н. Структура и содержание работы психолога с семьями аутичных детей // Психология, социология и педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2014/11/3797 (дата обращения: 03.11.2023).

Во многих исследованиях отмечается, что психолого-педагогическое сопровождение ребенка с нарушениями развития невозможно без работы с его макро- и микросоциальным окружением [1 - 5]. Известно, что первичная социализация происходит именно в семье, и от того, насколько ребенок с нарушенным развитием адаптирован в ней, адекватно ли отношение к нему со стороны родственников, зависит успех дальнейшего обучения и воспитания. Проводя различия между ролью семьи для нормативно развивающегося ребенка и ребенка с отклонениями, авторы подчеркивают, что для последнего семья имеет гораздо большее значение, так как зачастую выступает как условие выживания [6]. Важно отметить, что семьи аутичных детей оказываются более ранимыми и подверженными негативным переживаниям, чем семьи детей с другими видами нарушенного развития [7]. Однако, из-за высокого уровня психической напряженности родителей, амбивалентного отношения матерей и отцов, дефицита у них психологических и педагогических знаний, внутрисемейная ситуация часто не оказывает на ребенка необходимого позитивного воздействия.

Опыт практической работы с семьями аутичных детей показал, что  психологическая помощь должна быть направлена, в первую очередь, на оказание эмоциональной поддержки матерям и отцам. Также важно уделять внимание формированию у родителей адекватного позитивного образа ребенка, уважительного отношения к его индивидуальным особенностям и выработке единой системы требований.

Психологическая работа с родителями начинается с диагностического обследования. Для выявления психологического климата в семье, особенностей материнского и отцовского отношения используются традиционные методы и методики (наблюдение, биографический метод, беседа, анкеты и опросники, проективные методы). Как правило, уже на этапе реализации диагностических мероприятий выявляются недостаточный уровень мотивации родителей по отношению к самому исследованию, а также участию в дальнейшей индивидуальной и групповой работе. У матерей и отцов отмечается противоречивая особенность  – с одной стороны, для них характерна высокая субъективная значимость тем, связанных с развитием ребенка, а, с другой, закрытость и нежелание конструктивно обсуждать имеющиеся трудности.

Для формирования доверительных отношений между матерями и отцами аутичных детей и психологом, а также снижения уровня тревожности у родителей на начальных этапах работу следует проводить в рамках индивидуальных консультаций. В процессе бесед крайне важно отмечать успехи ребенка и ориентировать родителей на то, что сравнивать ребенка допустимо лишь с самим собой на более ранних этапах развития.

Помимо индивидуальных консультаций с родителями аутичных детей целесообразно проводить обучающие занятия. Несмотря на общедоступность психолого-педагогической литературы, многие родители испытывают дефицит знаний конкретных приемов взаимодействия с ребенком, организации развивающих занятий и досуга. Информацию для родителей важно преподносить в простой и доступной форме, ориентировать их на практическое применение полученных знаний.

Отдельного внимания заслуживает такая форма работы с родителями как родительская группа. Многие матери и отцы ощущают изолированность, испытывают недостаток общения, и одна из основных целей работы родительской группы – обеспечить участникам эмоциональную поддержку. Кроме того, в процессе групповой работы снижается острота стрессовых переживаний, тренируется навык разрешения затруднительных ситуаций путем совместного обсуждения.

Каждое занятие родительской группы имеет четкую структуру: приветствие, основную и заключительную части. В основной части участникам предлагаются различные задания для индивидуальной или  групповой работы. Практический опыт показал эффективность использования арт-терапевтических и тренинговых технологий, групповой дискуссии. Значительная часть времени отводится обсуждению случаев, трудностей, которые волнуют участников, а также рефлексии, анализу не только событий, но и собственных чувств и мыслей по отношению к ним. Занятие заканчивается ритуалом, во время которого участники, передавая по кругу зажженную свечу, произносят пожелания друг другу.

Для иллюстрации вышесказанного приведем конспекты занятий родительской группы, посвященных знакомству участников (занятие № 1), анализу образа ребенка глазами родителей (занятие № 2), разбору конфликтных ситуаций (занятие № 3). 

Занятие № 1

Цель: знакомство участников друг с другом.

Задачи:

  1. Снятие эмоционального напряжения, раскрепощение участников.
  2. Определение запроса участников и направлений дальнейшей работы.
  3. Развитие рефлексивных способностей у участников.
  4. Развитие навыков коммуникации у участников. 

Оборудование:

  • Стулья по количеству участников (ставятся по кругу);
  • Бумага;
  • Ручки, карандаши, фломастеры;
  • Журналы, газеты;
  • Клей-карандаш;
  • Ножницы;
  • Свеча.

Ход занятия

1. Приветствие

  • Упражнение «Назови имя»

Каждый участник говорит свое имя и черту характера, название которой начинается на первую букву имени (например: Ольга – ответственная).

2. Основная часть

2.1. Выявление запроса участников (круг интересующих тем и вопросов).

2.2. Выработка общих правил группового занятия.

Например:

- Каждый участник имеет право высказывать свое мнение, не осуждая при этом мнение других.

- «Стоп-правило»: каждый участник имеет право не обсуждать тему, которая ему неприятна, не объясняя причины.

2.3.                Коллаж на тему: «Моя жизнь (мой мир)» (индивидуально)

Обсуждение коллажей в группе

3. Заключительная часть

  • Упражнение «Цвет настроения».

Участники по кругу называют по кругу цвет своего настроения, а также  чувства, переживания и мысли, связанные с занятием.

  • Упражнение «Пожелания на день».

Участники, передавая зажженную свечу по кругу, озвучивают свои пожелания другим участникам группы: «Я бы хотел(а) пожелать всем участникам сегодня …». 

Занятие № 2

Цель: анализ субъективного образа ребенка у родителей.

Задачи:

  1. Анализ эмоционального компонента родительского отношения.
  2. Анализ когнитивного компонента родительского отношения.
  3. Развитие рефлексивных способностей у участников.
  4. Развитие навыков коммуникации у участников. 

Оборудование:

  • Стулья по количеству участников (ставятся по кругу);
  • Белая бумага;
  • Фломастеры;
  • Свеча.

Ход занятия

1. Приветствие

  • Упражнение «Мое настроение похоже на …»

Каждый участник называет свою ассоциацию, затем очередь переходит к следующему.

2. Основная часть

  • Задание «Что меня радует и огорчает в ребенке» (индивидуально).
  • Задание «Что помогает (мешает) мне принимать ребенка таким, какой он есть» (индивидуально).

Обсуждение в группе:

- Что является факторамипринятия и отвержения ребенка (ситуация, личностные свойства родителя, личностные качества ребенка).

- На какой из факторов влиять проще всего? Каким образом можно влиять на ситуацию, на свои личностные особенности и на особенности ребенка?

- Иллюстрация примерами из личного опыта участников.

3. Заключительная часть

  • Рефлексия чувств и переживаний, связанных с занятием (что было новым, что было трудно).
  • Упражнение «Пожелания на день» (см. занятие № 1)

Занятие № 3

Цель: анализ конфликтных ситуаций.

Задачи:

  1. Анализ причин конфликтов.
  2. Разбор типичных конфликтных ситуаций и поиск альтернативных выходов.
  3. Развитие рефлексивных способностей у участников.
  4. Развитие навыков коммуникации у участников.

Оборудование:

  • Стулья по количеству участников (ставятся по кругу);
  • Белая бумага;
  • Фломастеры;
  • Свеча.

Ход занятия

1. Приветствие

  • Упражнение «Цвет настроения» (см. занятие № 1)

 2. Основная часть

  • Рисунок на тему: «Я, мой ребенок и окружающие люди» (индивидуально).

Обсуждение рисунков в группе.

  • Работа в группах:

- Формирование списка ситуаций детско-родительского взаимодействия, вызывающих затруднениями или отрицательные эмоции участников.

- Выбор участниками 2-3 наиболее актуальных ситуаций.

- Участники делятся на группы. Каждой группе необходимо разобрать предложенные ситуации по следующим параметрам и предложить коллективное решение по схеме:

  • Мое обычное поведение в этой ситуации и его результаты;
  • Что я могу сделать, чтобы выйти из затруднительной ситуации или избежать ее негативных последствий.

- Обсуждение полученных результатов, обмен мнениями.

- Рекомендации педагога-психолога по разрешению конфликтных ситуаций.

3. Заключительная часть

  • Рефлексия чувств и переживаний, связанных с занятием (что было новым, что было трудно).
  • Упражнение «Цвет настроения» (см. занятие № 1).
  • Упражнение «Пожелания на день» (см. занятие № 1).

Высокая актуальность темы психологической работы с семьями аутичных детей приводит к постоянному совершенствованию существующих и поиску новых методов работы.


Библиографический список
  1. Варга А.Я., Смехов В.А. Коррекция взаимоотношений детей и родителей// Вестник МГУ. Психология. 1986. № 4. С. 22 – 32.
  2. Гуслова М.Н., Стуре Т.К. Психологическое изучение матерей, воспитывающих детей-инвалидов// Дефектология. 2003. № 3. С. 28 – 31.
  3. Добряков И.В., Защиринская О.В. Психология семьи и больной ребенок. СПб, 2007.
  4. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. М., 2008.
  5. Селиверстов В.И. (ред.). Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. М., 2003.
  6. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с  отклонениями в развитии. М., 2003.
  7. Сагдуллаев А.А. О проблемах отношений в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии// Дефектология, 1996. № 5. С. 75 – 79.


Все статьи автора «vysotinatatyana»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: