Во многих исследованиях отмечается, что психолого-педагогическое сопровождение ребенка с нарушениями развития невозможно без работы с его макро- и микросоциальным окружением [1 - 5]. Известно, что первичная социализация происходит именно в семье, и от того, насколько ребенок с нарушенным развитием адаптирован в ней, адекватно ли отношение к нему со стороны родственников, зависит успех дальнейшего обучения и воспитания. Проводя различия между ролью семьи для нормативно развивающегося ребенка и ребенка с отклонениями, авторы подчеркивают, что для последнего семья имеет гораздо большее значение, так как зачастую выступает как условие выживания [6]. Важно отметить, что семьи аутичных детей оказываются более ранимыми и подверженными негативным переживаниям, чем семьи детей с другими видами нарушенного развития [7]. Однако, из-за высокого уровня психической напряженности родителей, амбивалентного отношения матерей и отцов, дефицита у них психологических и педагогических знаний, внутрисемейная ситуация часто не оказывает на ребенка необходимого позитивного воздействия.
Опыт практической работы с семьями аутичных детей показал, что психологическая помощь должна быть направлена, в первую очередь, на оказание эмоциональной поддержки матерям и отцам. Также важно уделять внимание формированию у родителей адекватного позитивного образа ребенка, уважительного отношения к его индивидуальным особенностям и выработке единой системы требований.
Психологическая работа с родителями начинается с диагностического обследования. Для выявления психологического климата в семье, особенностей материнского и отцовского отношения используются традиционные методы и методики (наблюдение, биографический метод, беседа, анкеты и опросники, проективные методы). Как правило, уже на этапе реализации диагностических мероприятий выявляются недостаточный уровень мотивации родителей по отношению к самому исследованию, а также участию в дальнейшей индивидуальной и групповой работе. У матерей и отцов отмечается противоречивая особенность – с одной стороны, для них характерна высокая субъективная значимость тем, связанных с развитием ребенка, а, с другой, закрытость и нежелание конструктивно обсуждать имеющиеся трудности.
Для формирования доверительных отношений между матерями и отцами аутичных детей и психологом, а также снижения уровня тревожности у родителей на начальных этапах работу следует проводить в рамках индивидуальных консультаций. В процессе бесед крайне важно отмечать успехи ребенка и ориентировать родителей на то, что сравнивать ребенка допустимо лишь с самим собой на более ранних этапах развития.
Помимо индивидуальных консультаций с родителями аутичных детей целесообразно проводить обучающие занятия. Несмотря на общедоступность психолого-педагогической литературы, многие родители испытывают дефицит знаний конкретных приемов взаимодействия с ребенком, организации развивающих занятий и досуга. Информацию для родителей важно преподносить в простой и доступной форме, ориентировать их на практическое применение полученных знаний.
Отдельного внимания заслуживает такая форма работы с родителями как родительская группа. Многие матери и отцы ощущают изолированность, испытывают недостаток общения, и одна из основных целей работы родительской группы – обеспечить участникам эмоциональную поддержку. Кроме того, в процессе групповой работы снижается острота стрессовых переживаний, тренируется навык разрешения затруднительных ситуаций путем совместного обсуждения.
Каждое занятие родительской группы имеет четкую структуру: приветствие, основную и заключительную части. В основной части участникам предлагаются различные задания для индивидуальной или групповой работы. Практический опыт показал эффективность использования арт-терапевтических и тренинговых технологий, групповой дискуссии. Значительная часть времени отводится обсуждению случаев, трудностей, которые волнуют участников, а также рефлексии, анализу не только событий, но и собственных чувств и мыслей по отношению к ним. Занятие заканчивается ритуалом, во время которого участники, передавая по кругу зажженную свечу, произносят пожелания друг другу.
Для иллюстрации вышесказанного приведем конспекты занятий родительской группы, посвященных знакомству участников (занятие № 1), анализу образа ребенка глазами родителей (занятие № 2), разбору конфликтных ситуаций (занятие № 3).
Занятие № 1
Цель: знакомство участников друг с другом.
Задачи:
- Снятие эмоционального напряжения, раскрепощение участников.
- Определение запроса участников и направлений дальнейшей работы.
- Развитие рефлексивных способностей у участников.
- Развитие навыков коммуникации у участников.
Оборудование:
- Стулья по количеству участников (ставятся по кругу);
- Бумага;
- Ручки, карандаши, фломастеры;
- Журналы, газеты;
- Клей-карандаш;
- Ножницы;
- Свеча.
Ход занятия
1. Приветствие
- Упражнение «Назови имя»
Каждый участник говорит свое имя и черту характера, название которой начинается на первую букву имени (например: Ольга – ответственная).
2. Основная часть
2.1. Выявление запроса участников (круг интересующих тем и вопросов).
2.2. Выработка общих правил группового занятия.
Например:
- Каждый участник имеет право высказывать свое мнение, не осуждая при этом мнение других.
- «Стоп-правило»: каждый участник имеет право не обсуждать тему, которая ему неприятна, не объясняя причины.
2.3. Коллаж на тему: «Моя жизнь (мой мир)» (индивидуально)
Обсуждение коллажей в группе
3. Заключительная часть
- Упражнение «Цвет настроения».
Участники по кругу называют по кругу цвет своего настроения, а также чувства, переживания и мысли, связанные с занятием.
- Упражнение «Пожелания на день».
Участники, передавая зажженную свечу по кругу, озвучивают свои пожелания другим участникам группы: «Я бы хотел(а) пожелать всем участникам сегодня …».
Занятие № 2
Цель: анализ субъективного образа ребенка у родителей.
Задачи:
- Анализ эмоционального компонента родительского отношения.
- Анализ когнитивного компонента родительского отношения.
- Развитие рефлексивных способностей у участников.
- Развитие навыков коммуникации у участников.
Оборудование:
- Стулья по количеству участников (ставятся по кругу);
- Белая бумага;
- Фломастеры;
- Свеча.
Ход занятия
1. Приветствие
- Упражнение «Мое настроение похоже на …»
Каждый участник называет свою ассоциацию, затем очередь переходит к следующему.
2. Основная часть
- Задание «Что меня радует и огорчает в ребенке» (индивидуально).
- Задание «Что помогает (мешает) мне принимать ребенка таким, какой он есть» (индивидуально).
Обсуждение в группе:
- Что является факторамипринятия и отвержения ребенка (ситуация, личностные свойства родителя, личностные качества ребенка).
- На какой из факторов влиять проще всего? Каким образом можно влиять на ситуацию, на свои личностные особенности и на особенности ребенка?
- Иллюстрация примерами из личного опыта участников.
3. Заключительная часть
- Рефлексия чувств и переживаний, связанных с занятием (что было новым, что было трудно).
- Упражнение «Пожелания на день» (см. занятие № 1)
Занятие № 3
Цель: анализ конфликтных ситуаций.
Задачи:
- Анализ причин конфликтов.
- Разбор типичных конфликтных ситуаций и поиск альтернативных выходов.
- Развитие рефлексивных способностей у участников.
- Развитие навыков коммуникации у участников.
Оборудование:
- Стулья по количеству участников (ставятся по кругу);
- Белая бумага;
- Фломастеры;
- Свеча.
Ход занятия
1. Приветствие
- Упражнение «Цвет настроения» (см. занятие № 1)
2. Основная часть
- Рисунок на тему: «Я, мой ребенок и окружающие люди» (индивидуально).
Обсуждение рисунков в группе.
- Работа в группах:
- Формирование списка ситуаций детско-родительского взаимодействия, вызывающих затруднениями или отрицательные эмоции участников.
- Выбор участниками 2-3 наиболее актуальных ситуаций.
- Участники делятся на группы. Каждой группе необходимо разобрать предложенные ситуации по следующим параметрам и предложить коллективное решение по схеме:
- Мое обычное поведение в этой ситуации и его результаты;
- Что я могу сделать, чтобы выйти из затруднительной ситуации или избежать ее негативных последствий.
- Обсуждение полученных результатов, обмен мнениями.
- Рекомендации педагога-психолога по разрешению конфликтных ситуаций.
3. Заключительная часть
- Рефлексия чувств и переживаний, связанных с занятием (что было новым, что было трудно).
- Упражнение «Цвет настроения» (см. занятие № 1).
- Упражнение «Пожелания на день» (см. занятие № 1).
Высокая актуальность темы психологической работы с семьями аутичных детей приводит к постоянному совершенствованию существующих и поиску новых методов работы.
Библиографический список
- Варга А.Я., Смехов В.А. Коррекция взаимоотношений детей и родителей// Вестник МГУ. Психология. 1986. № 4. С. 22 – 32.
- Гуслова М.Н., Стуре Т.К. Психологическое изучение матерей, воспитывающих детей-инвалидов// Дефектология. 2003. № 3. С. 28 – 31.
- Добряков И.В., Защиринская О.В. Психология семьи и больной ребенок. СПб, 2007.
- Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. М., 2008.
- Селиверстов В.И. (ред.). Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. М., 2003.
- Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. М., 2003.
- Сагдуллаев А.А. О проблемах отношений в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии// Дефектология, 1996. № 5. С. 75 – 79.