В настоящее время происходит бурное развитие различных психологически отраслей [3,4] и внедрение психологических элементов в другие сферы человеческой деятельности [5, с. 9].
Современное состояние управления как практики требует определения места психологических аспектов в нем. Большое внимание уделяется поиску и освоению психологических основ менеджмента.
Дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) в настоящее время становится местом внедрения новых технологий в его деятельность. Особенно, такие технологии используются в управлении человеческими ресурсами. В том числе, необходимо обратить внимание на такую проблематику и в ДОУ, где практически все зависит от человеческого ресурса и правильного его управления. Одной из важных тем в управлении ДОУ является ценностные основания управления.
Дошкольное образование, как и образование в целом, выполняет следующие функции: воспитание ребенка, обучение, трансляция и воспроизводство культурных ценностей. Федеральный образовательный стандарт определяет, что основная общеобразовательная программа дошкольного образования должна быть «направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей» [10, с. 4].
К теме задач дошкольного образования обращались многие исследователи. Так, В.В. Рубцов и Е.Г. Юдина считают, что программа дошкольного образования должна отвечать на следующие вопросы – «Каким должно быть образование маленьких детей? Чему их надо учить до того момента, когда они идут в школу?» [11]. Однако в настоящее время для образования дошкольников не достаточно простого обучения и передачи культуры. Возникает необходимость обеспечения выпускников ДОУ теми навыками и знаниями, которые позволили бы им совершить эффективный переход в школу и социализацию в глобальном мире. Это, в свою очередь, означает поиск ответа на вопросы о ценностях, которые передаются дошкольникам, о ценностях педагогов, о соответствии образовательных программ и технологий ценностям развивающегося общества.
Ценности занимают одно из значимых мест в различных сферах человеческой деятельности. Истоки ценностей, по мнению Л.Ф. Вязниковой, находятся в культуре, в обществе и во всех его социальных институтах, где латентным образом происходит «конструирование» системы ценностных ориентаций ребенка [1]. Смысловое пространство ценностей создается руководителями образовательных учреждений, учителями, педагогами и воспитателями. Безусловно, в число социальных институтов, в которых происходит формирование ценностей ребенка, входит и ДОУ.
По мнению Ш. Шварца, ценности у человека формируются под влиянием окружающей социальной среды [12]. Данная проблема особенно актуальна применительно к дошкольникам, ценности которых начинаются закладываться уже в этом возрасте. Поэтому можно говорить о социальной среде ДОУ, где дети наиболее подвержены влиянию со стороны сверстников, педагогов и руководителей ДОУ.
Несмотря на значимость влияния детского сада на ребенка и управления этим влиянием, в научной литературе по проблеме управления ДОУ не рассматривается такой его элемент. Это ставит задачу исследования данного феномена.
Можно говорить о научной и практической значимости изучения ценностного аспекта ДОУ. Научная значимость заключается в необходимости раскрытия психологических механизмов ценностной регуляции управленческой деятельности. Работа в этом направлении позволит обогатить научные представления о регуляции деятельности, что является одной из фундаментальных проблем психологии. Практическая сторона ориентирована на выявление возможностей и ограничений ценностного развития ребенка дошкольного возраста в ДОУ разного типа, с реально различающимися ценностями в основе деятельности. Решение этой задачи поможет оптимизировать воспитание детей дошкольного возраста и обеспечить для них достойную нравственную и активную позицию в современном мире.
Некоторые исследователи отмечают наличие психологических барьеров и стереотипов в управленческой деятельности, которые препятствуют ее эффективности и развитию экономики страны в целом [2, с. 300], и которые требуют своего выявления и определения роли в управлении организацией.
Основой реализации менеджмента в ДОУ являются ценности и организационная культура. Автор полагает, что ценности менеджмента выражаются в представлениях о миссии ДОУ, дошкольного образования в целом, а также в представлениях об идеальном дошкольнике-выпускнике.
Организационная культура определяет облик компании и задает вектор ее развития. Существуют модели организационной культуры, разработанные для образовательных учреждений. Так, С.В. Мыскин в своей диссертации разработал модель организационной культуры образовательного учреждения. В нее входят коллективные представления педагогов о социальной функции образовательного учреждения, выраженные в интегральном образе выпускника; уровень общительности педагогов; оценка учителями организационной культуры [7]. Как видно, эта модель так же включает в себя образ дошкольника-выпускника, что подтверждает гипотезу автора.
Опираясь на Э.Шейна, О.Л. Мурина отмечает, что в управлении организационной культурой ДОУ также находит место трехуровневая модель организации, разработанная американским психологом [3]. 1 уровень – «поверхностный, или артефакты» – это все, что легко распознается в организации извне: логотип, флаг, гимн учреждения, дизайн помещений, одежда сотрудников и т.д. 2 уровень – «подповерхностный» – это осознаваемые ценности и верования, выражающиеся в моральных взглядах, этических правилах, нормах взаимоотношений. 3 уровень – «базовый, или глубинный» – это базовые представления, скрытые и принимаемые на веру предположения. Управление организационной культурой предполагает возможность через манипулирование атрибутами поверхностного уровня влиять на подповерхностный уровень вплоть до изменения базовых предположений.
Касаясь проблемы образа дошкольника-выпусника, необходимо сказать, что поскольку дошкольное образование ориентировано на развитие ребенка, на его воспитание и подготовку к обучению в школе, то представляется важным определить психологический портрет ребенка, выпускающегося из ДОУ и переходящего на новую ступень социализации – в школу. Л.Ф. Обухова, ссылаясь на Д.Б. Эльконина, отмечает, что к концу дошкольного возраста имеется 4 линии развития ребенка [8]: линия формирования произвольного поведения; линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности; линия перехода от эгоцентризма к децентрации; мотивационная готовность ребенка к школьному обучению. Развитие по этим линиям определяет готовность ребенка к школьному обучению.
По мнению Д.Б. Эльконина, основные направления развития личности в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту — это формирование положительного отношения к школе, сознательных мотивов учения, правильной самооценки, умения и желания участвовать в коллективной деятельности [13].
В этот период развития складывается специфическая социальная ситуация вокруг ребенка. Главная характеристика отношения взрослых к ребенку этого возраста – это их ориентация на его поступление в школу (уже совершившееся или еще предстоящее). В 6 лет повышается субъективная значимость широкого социального окружения. Ребенок начинает осознавать себя членом общества. Для него становится важным общение не только со своим ближайшим окружением (родителями, другими родственниками, друзьями дома), но и с посторонними взрослыми людьми [13].
Говоря о Я-концепции ребенка, Д.Б. Эльконин показывает, что ранний образ Я у ребенка-дошкольника характеризуется в основном предвосхищающими представлениями о себе. Ученый полагает, что эти представления играют весьма важную роль в психическом развитии ребенка: в них проецируются ценностные ориентации детей, касающиеся качеств человеческой индивидуальности и личности, которые оказывают существенное формирующее влияние на личность ребенка.
Очевидно, что образ дошкольника-выпускника является важным ориентиром не только в деятельности педагогов и воспитателей, но и в управлении ДОУ. Учитывая показанную значимость изучения ценностей управления ДОУ, автор поставил задачу исследования представлений об идеальном дошкольнике-выпускнике, которыми руководствуется в своей деятельности управляющий ДОУ.
Процедура исследования и результаты
Исследование проводилось в 2 этапа.
На 1 этапе исследовались представления заведующих ДОУ о характеристиках идеального дошкольника-выпускника. На данном этапе исследования принимали участие 17 заведующих ДОУ г. Н.Новгорода и Нижегородской области. С респондентами проводилось групповое интервью, в результате которого они написали эссе на тему «Портрет идеального выпускника ДОУ». Для обработки эссе использовался метод контент-анализа.
На 2 этапе изучались представления заведующих о ценностях, которыми должен обладать дошкольник после окончания ДОУ. На этом этапе участвовали 14 заведующих ДОУ г. Н.Новгорода и Нижегородской области. С респондентами проводилось групповое интервью, в результате которого они перечисляли ценности, которыми должен обладать дошкольник-выпускник, выбирали самую значимую на их взгляд ценность, описывали, как данную ценность формируют в их ДОУ и как она должна проявляться в поведении дошкольника. Для обработки эссе использовался метод контент-анализа.
Были получены следующие результаты.
1) 1 этап – «Портрет идеального дошкольника-выпускника»
Полученные на 1 этапе результаты представлены в табл.1.
Таблица 1 – Представления заведующих о характеристиках дошкольника
Блок |
Содержание (в виде единиц контент-анализа) |
Количество упоминаний |
Операциональные характеристики |
Готовность к школе;
Умеющий логически мыслить, рассуждать; Владение ПК |
13 |
Ценностные характеристики |
Усвоенность ценностей, правил и норм поведения в обществе (социализация);
Нравственные ценности; Ценность труда; Патриотизм Доброжелательность к людям и к окружающему миру |
13 |
Характеристики развития |
Физическое и психическое развитие
Психологически зрелый Культурное и эстетическое развитие Всесторонне развитая личность |
11 |
Характеристики коммуникации и взаимодействия |
Общительность
Правильная речь Умение взаимодействовать в коллективе Лидерские качества Эмпатия |
10 |
Характеристики саморегуляции |
Умение регулировать свое поведение
Эмоционально устойчивый Умение решать жизненные задачи |
9 |
Характеристики познавательной и творческой активность |
Любознательность, познавательная активность
Творческая активность и способности Кругозор |
9 |
Характеристики Я-концепции |
Представление о себе
Иметь свою точку зрения |
6 |
Все представления заведующих ДОУ о характеристиках идеального дошкольника-выпускника можно сгруппировать в следующие блоки: операциональные характеристики, ценностные характеристики, характеристики коммуникации и взаимодействия, характеристики саморегуляции, характеристики Я-концепции, характеристики познавательной и творческой активности и характеристики развития.
Исходя из результатов, можно сказать, что наиболее часто заведующие описывают дошкольника-выпускника при помощи операциональных и ценностных характеристик. Это означает, что для заведующих важна готовность дошкольника к школе, а также социализация и его нравственное поведение. На второй ступени по значимости располагаются характеристики развития, коммуникации и взаимодействия, саморегуляции, познавательной и творческой активности. Малозначимыми являются характеристики Я-концепции, которые заключаются в наличие представлений о себе и сформированности своей точки зрения.
Специфика проведения данного опроса респондентов позволяет предположить, что указанные характеристики являются значимыми ориентирами в управлении дошкольным образованием для заведующих ДОУ, которые можно обозначить в качестве ценностной основы.
Таким образом, заведующие ДОУ ориентируются, в первую очередь, на формирование операциональных навыков и ценностных установок; достаточно значимыми является развитие ребенка, его коммуникативные, саморегуляционные навыки и познавательная активность. Наименьшее внимание заведующими отводится на формирование представлений о себе.
В процессе анализа характеристик идеального выпускника выделены две проблемные точки. Во-первых, в изложении заведующими своих представлений об идеальном выпускнике ДОУ употреблялись стереотипные выражения и штампы, такие как «Физически и психически развитый», «Всесторонне развитая личность», «Психологически зрелый», «Морально-нравственные качества» и др. Употребление таких общих фраз может свидетельствовать о желании дать социально-значимые ответы или об отсутствии полного понимания указанного выражения.
И, во-вторых, остались не раскрытыми значения и поведенческое проявление указываемых характеристик – «Нравственные качества», «Ценность труда», «Добрый», «Любознательность» и др. Респонденты описывают внутренние качества дошкольника-выпускника, которые сложно наблюдать, и не раскрывают содержание и проявление в поведении, чтобы можно было контролировать ход развития того или иного качества у дошкольника.
2) 2 этап – «Ценности дошкольника-выпускника»
Полученные на 2 этапе результаты представлены в табл. 2.
Таблица 2 – Представления заведующих о ценностях дошкольника
Ценность |
Количество упоминаний |
Патриотизм |
1 |
Осознание своей личности в социуме |
1 |
Все |
1 |
Воспитанность |
1 |
Любовь и уважение к семье |
3 |
Сформированные представления о добре и зле, хорошем и плохом, справедливости |
1 |
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) |
3 |
Эмпатия и уважение к другим людям и окружающему миру |
1 |
Доброта |
1 |
Бережное отношение к природе |
1 |
Как видно из таблицы, по мнению заведующих ДОУ, самыми важными ценностями, которыми должен обладать дошкольник-выпускник, являются «Любовь и уважение к семье» и «Здоровый образ жизни» (ЗОЖ) (по 3 упоминания). Значимость остальных выделенных ценностей одинакова (по 1 упоминанию).
Данные результаты показывают, что заведующие ДОУ хотели бы по окончании ДОУ сформировать у ребенка ценности семьи и ценности здоровья. Можно предположить, что заведующие ДОУ будут уделять наибольшее внимание формированию этих ценностей у детей.
Значимость ценностей семьи и здоровья можно объяснить культурными особенностями заведующих. В русской культуре важны семейные традиции и коллективная принадлежность.
Необходимо также обратить внимание на такую указанную одним из заведующих ценность, как «Все» (обладание всеми ценностями). Это может означать, что у данного заведующего может присутствовать стереотип о необходимости развития всех ценностей, без их дифференциации на значимые и не значимые.
Далее респонденты описывали то, как самую важную, на их взгляд, ценность формируют в ДОУ, где они работают, и как она должна проявляться в поведении дошкольника. Опишем здесь только те ценности, которые набрали наибольший балл по степени важности для заведующих – «Любовь и уважение к семье» и «Здоровый образ жизни» (ЗОЖ).
Как считают заведующие, ценность «Любовь и уважение к семье» педагогический состав ДОУ формирует с помощью бесед, дидактических игр, чтения и обсуждение прочитанного, игровых проблемных ситуаций, совместных с родителями мероприятий, проведения тематических праздников, изготовления подарков для родственников, организации родительского клуба «Дошкольник, создания фотогалереи «Как я с семьей провел лето», газеты «Моя папа» (к 23 февраля и другим праздникам), организации походов с семьей. Данная ценность проявляется, когда ребенок с удовольствием рассказывает о своей семье, о традициях семьи, праздниках, с удовольствием делает подарки родственникам, имеет желание помогать родителям, оберегает их, имеет чувство любви и уважения к близким людям.
Ценность здорового образа жизни формируется, по мнению заведующих, с помощью здоровьесберегающих технологий, соблюдения режима двигательной активности, проведения походов, дней здоровья, спортивных соревнований, олимпиад, проведения бесед, проведения закаливающих процедур, деятельности специалистов медицинского кабинета, реализации программы «Разговор о правильном питании», работы с родителями. У ребенка должен быть интерес к двигательным играм и упражнениям, желание устраивать походы и поездки, должен делать утреннюю гимнастику по выходным, самостоятельно чистить зубы, заниматься в спортивных секциях, без напоминания мыть руки перед едой, правильно одеваться (по сезону), быть выносливым, любить полезную пищу, редко болеть.
По результатам анализа представлений о способах формирования всех ценностей можно сделать вывод о том, что наиболее распространенными способами формирования ценностей у дошкольников являются беседы, использование художественной литературы, проведение тематических праздников, создание проблемных ситуаций, проведение районных тематических мероприятий и конкурсов, изготовление стенгазет, подарков для родственников.
Среди критериев определения наличия ценностей у дошкольников заведующие отмечают конкретные поведенческие проявления (мыть руки, чистить зубы, изготовление подарков для родственников, уступать место в транспорте и др.). Однако для таких ценностей, как «Добро и зло», «Эмпатия и уважение к другим людям и окружающему миру» и «Доброта» критерии не указаны, что может свидетельствовать о недостаточном понимании заведующими данных ценностей.
Выводы
1. Согласно S.Schwarz и W.Bilsky [14], ценностями считаются убеждения и понятия, которыми человек руководствуется при принятии решений и реализации деятельности, а также при оценке событий. Исходя из этого определения, представления заведующих об идеальном выпускнике ДОУ являются ценностными явлениями, которыми заведующий ДОУ руководствуется в своей управленческой деятельности.
2. Управляющие ДОУ наибольшее значение придают операциональным характеристикам дошкольника, которые выражаются в готовности к школе, а также нравственным и социализационным характеристикам. Установлены проблемы в представлениях об идеальном выпускнике ДОУ – штампы и стереотипы, а также отсутствие детализированного содержания характеристик и описания их поведенческих индикаторов. Эти проблемы могут привести к некорректному подходу в управлении ДОУ, в обращении с дошкольниками и их обучении.
3. По мнению заведующих ДОУ, самыми важными ценностями, которыми должен обладать дошкольник-выпускник, являются «Любовь и уважение к семье» и «Здоровый образ жизни».
Библиографический список
- Вязникова Л.Ф. Ценности образования: выбор пути развития // Психологическая наука и образование. 2002. №4. С. 88-98.
- Захарова Л.Н. Психологические стереотипы в управлении как барьеры социально-экономического развития России // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2007. № 1. С. 293-300.
- Костригин А.А. Ключевые компетенции психолога-консультанта. // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2014» / Отв. ред. А.И. Андреев, Е.А. Антипов. [Электронный ресурс]. М.: МАКС Пресс, 2014. ISBN 978-5-317-04715-3
- Костригин А.А., Хусяинов Т.М. Онлайн-консультирование: организационные и психологические аспекты // Общество, семья, личность: теория и практика решения актуальных проблем: сб. науч. статей / под. ред. Ю.В. Брачиковой. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2013. С. 84-88.
- Костригин А.А., Хусяинов Т.М. Психологическое сопровождение неизлечимо больных в хосписе как социально-гуманитарная практика современности // Гуманитарные научные исследования. Апрель 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/04/6395 (дата обращения: 22.04.2014).
- Мурина О.Л. Управление организационной культурой дошкольного учреждения как средство повышения качества образования // Педагогический родник. 2009. № 6. С.27-33.
- Мыскин С.В. Психологические особенности организационной культуры образовательного учреждения: дис … канд. психол. наук. М., 2005. 213 с.
- Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. М.: Российское педагогическое общество, 1996. 374 с.
- Праводелов С.В., Хусяинов Т.М. Проблема стигматизации больных психическими заболеваниями при трудоустройстве // Психология, социология и педагогика. Май 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL:http://psychology.snauka.ru/2014/05/3108 (дата обращения: 15.05.2014).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская Газета. 2013. 25 нояб.
- Рубцов В.В., Юдина Е.Г. Современные проблемы дошкольного образования // Психологическая наука и образование. 2010. №3. C. 5-19.
- Шварц Ц. Культурные ценностные ориентации: природа и следствия национальных различий // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2008. Вып.5. №2. С. 37-67.
- Эльконин Д.Б., Венгер А.Л. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста. М.: Педагогика, 1988.
- Schwartz S. H., Bilsky W. Toward a universal psychological structure of human values // Journal of Personality and Social Psychology. 1987. Vol. 53. №. 3. С. 550-562.