Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 13-06-00270
Глобальное информационное пространство оказывает значимое влияние на процессы идентификации в подростковом возрасте. Возникают новые «личностные феномены» погружения подростка в информационно-коммуникативную среду, отражающие возможности конструирования не только виртуального мира, но и собственной личности [2,3,6]. Традиционные институты социализации в современном обществе постепенно заменяются виртуальной средой, во взаимодействии с которой происходит формирование самосознания, освоение способов взаимодействия с другими людьми и окружающим миром. Находясь в сети интернет, подросток активно взаимодействует с медиасредой, игровыми мирами, различными виртуальными реальностями, насыщенными знаками и символами, которые зачастую не соответствуют его опыту и воспринимаются некритично, на уровне внешнего подражания «атрибутам взрослости» или моды [1,7,8,9]. Основным средством общения становятся социальные сети. Виртуализация различных сфер социальной жизни, погруженность подростков в информационно-коммуникативную среду обусловливает их идентификацию с виртуальными персонажами и группами. Это влечет за собой затруднения в формировании личной и социальной идентичности подростков, которые зачастую оказываются в ситуации фактического отсутствия «Значимого Другого», реальной референтной группы, ценностных идеалов. Формирование коммуникативных стратегий, становление идентичности в подростковом возрасте в основном происходит в «семиотических социальных пространствах» [10,11], объединяющих множество виртуальных собеседников и сообществ, характеризующихся разнородными социальными нормами и правилами коммуникации.
Посредством сетевого взаимодействия происходит не только освоение подростками социального опыта, но и взаимообогащение «взрослой» и «подростковой» субкультур. Подростки становятся активными субъектами виртуальной реальности, Интернет становится одним из главных источников и пространств их социализации. В связи с этим, значимой проблемой выступает определение роли современной информационной и медиасреды в формировании самосознания подростков. У подростков, погруженных в виртуальное общение, появляется особое «виртуальное Я», которое может существенно отличаться от Я-реального [2,3].
В проведенном нами исследовании, посвященном анализу воздействия интернет-среды на содержание образа Я подростков, участвовали 53 учащихся 9-х классов общеобразовательных школ г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, из них 28 девушек и 25 юношей. Для получения эмпирических данных использовался тест «Кто Я» Т. Куна, Т. Мак-Партленда, в классическом варианте и модификации («Кто Я в интернете»). В качестве способа обработки результатов использовался контент-анализ ответов.
Для определения смысловой близости образов актуального и виртуального Я («Я в интернете») у подростков был подсчитан процент совпадений ответов подростков в классической и модифицированной версии теста. Выявлено, что фактически одна восьмая часть всех самоописаний является общей для представлений о себе в социальной и виртуальной реальности. То есть, образы актуального и виртуального Я подростков оказывают взаимное влияние друг на друга, имеют «область пересечения», инвариант, в которую попадают некие устойчивые характеристики самосознания, проявляющиеся в реальной жизненной среде и в Интернет-коммуникации.
Содержание инвариантных по отношению к среде (реальной – виртуальной) характеристик самосознания подростков представлено в таблице 1.
Таблица 1. Характеристики самосознания подростков, совпадающие в образах Я-реальное и Я в Интернете
Контент-аналитические категории |
Примеры ответов |
% выраженность категорий |
Характеристики лидерского потенциала | Лидер, чемпион, красотка, богиня, крутой парень, отличный человек | 16,67 |
Рефлексивные самоописания | Порядочный, хороший, лентяйка, интроверт, оптимистка | 13,89 |
Коммуникативные характеристики | Общительный, умеющий слушать, подруга, друг | 11,11 |
Обозначение личности | Личность, анонимус, инкогнито | 8,33 |
Социальные роли | Ученик, школьник, подросток | 8,33 |
Характеристики интеллектуального потенциала | Умный, образованный | 8,33 |
Мифологические персонажи | Зевс, Посейдон, Афина | 8,33 |
Ролевые позиции в информационной среде | Геймер, граммар-наци | 5,56 |
Девиантные проявления | Наркоман, худеющая | 5,56 |
Известные личности | В.В. Путин, П.Дуров | 5,56 |
Герои популярных телепередач | Макс +100500 | 5,56 |
Характеристики сексуальности | Секс-машина | 2,78 |
На первом месте по выраженности категории находятся характеристики, отражающие лидерский потенциал. Второе место занимают рефлексивные самоописания, отражающие в основном эмоциональные, нравственные и личностные качества. На третьем месте – характеристики, проявляющиеся в общении. Четвертое место разделяют обозначения себя как личности, социальные роли и характеристики интеллектуального потенциала и мифологические персонажи. Это, скорее всего, связано с возрастными особенностями – стремлением к самоутверждению, интенсивным развитием самосознания и рефлексии, значимостью общения как ведущего вида деятельности, освоением широкого спектра ролей. Это проявляется как в реальном, так и в виртуальном взаимодействии подростков. Однако, идентификация подростков с мифологическими персонажами, популярными в современной информационно-коммуникативной среде и массмедиа, свидетельствует о ее воздействии на самосознание подростков. Об этом свидетельствует и содержание категорий, находящихся на пятом и шестом местах по степени выраженности. Так, по 5,56% приходится на характеристики образа себя, в содержании которых явно прослеживается опыт коммуникации в сети интернет: ролевые позиции в информационной среде, известные личности, герои телепередач. Категория «девиантные проявления», скорее всего, также формируется под влиянием виртуального взаимодействия, поскольку отражает проблематику достаточно популярных тем для обсуждения подростков в социальных сетях: наркозависимость и психоактивные вещества, чрезмерное стремление к потере веса, вплоть до пропаганды анорексии. Наименее выраженной является категория, содержащая характеристики сексуальности, в большинстве случаев, гиперболизированные, что, с одной стороны, также отражает особенности подросткового самосознания, с другой стороны, поддерживается и поощряется в интернет-сообществах.
Интересно, что образ себя в интернете у подростков отражает черты, не только проявляющиеся в виртуальной коммуникации, но и традиционно присущие актуальному Я, хотя они и не имеют значительной выраженности (таблица 2).
Таблица 2. Характеристики образа Я в Интернете (за исключением характеристик, совпадающих с образом Я-реальное)
Контент-аналитические категории |
Примеры ответов |
% выраженность категорий |
Персонажи компьютерных игр | Клингон, каратель, солдат, снайпер, спаункиллер, штурмовик, убийца, герой, спасатель, саппорт, керри, нюкер, дизейблер, друид, ветеран WOW, ветеран World of Tanks, ветеран Battlefield, Death Profet |
28,99 |
Роли в Интернет-коммуникации | пишущий статусы, любитель вирта, программист, тролль, админ, инженер, читер, драфтер, игрок |
15,94 |
Персонажи мультфильмов и киноперсонажи | Спанч Боб, Патрик,Наруто, король Артур, Флиппер, Индиана Джонс, герои South Park”а |
8,70 |
Девиантные проявления | Зоофил, некрофил, некромант, убийца, маньяк |
8,70 |
Характеристики статуса в виртуальной среде | Непопулярный, обладатель миллиона лайков, король аськи, неизвестный пользователь |
8,70 |
Представители субкультур | рэпер, лифтер, хипстер |
5,80 |
Участники киберспортивных игр | Киберспортсмен, турникмен, брусьямен |
4,35 |
Характеристики чрезмерной увлеченности Интернет-общением | Проводящий много времени в Интернет, ем у компьютера, игроман |
4,35 |
Рефлексивные самоописания | Добрый, свободный |
2,90 |
Характеристики познавательных интересов | Ищущий информацию, интересующийся знанием |
2,90 |
Символы общения в виртуальной среде | Аска, юзернейм |
2,90 |
В основном виртуальное я подростков складывается под влиянием компьютерных игр, в соответствии с этим, они идентифицируют себя с различными игровыми персонажами. На втором месте– различные роли, которые реализуются в интернет-коммуникации. Нужно отметить, что спектр таких ролей достаточно обширный – подростки проявляют разнообразную активность в сети – играют, общаются, презентируют себя, занимаются программированием и сетевым творчеством. В то же время, указанные роли характеризуют и новые формы отклоняющегося поведения, проявляющиеся в сетевом взаимодействии, например, троллинг – намеренное провоцирование конфликтов в сети, читерство – мошенничество в сетевых играх, осуществляемое посредством специальных программ и т.п. Третье место по выраженности категорий разделили персонажи мультипликационных фильмов, характеристики, отражающие статус в виртуальной коммуникации, и девиантные проявления, в основном, связанные с агрессией и сексуальным поведением. На четвертом месте – описания себя как представителя определенной молодежной субкультуры. Пятое место занимают киберспорт и характеристики, отражающие осознание подростками собственной чрезмерной увлеченности интернет-средой. Наименее выражены рефлексивные самоописания и характеристики познавательных интересов подростков, проявляющиеся в интернет-среде, а также различного рода символы виртуальной коммуникации. Многие характеристики виртуального Я формулируются подростками на интернет-сленге. Приведенные данные, на наш взгляд, свидетельствуют о значительной степени погруженности подростков в информационную среду и о виртуализации многих сфер подростковой коммуникации: межличностное взаимодействие, освоение ролевых позиций и достижение тех или иных статусов в группе, игровая деятельность, включение в молодежные субкультуры, познавательная активность развертывается в основном в виртуальной реальности.
В целом, полученные результаты свидетельствуют о том, что образ себя у современных подростков в значительной степени формируется под воздействием информационной и медийной среды, объединенной в пространстве интернет-коммуникации. В структуре самосознания подростков значительную роль играет не только Я-реальное, но и Я-виртуальное, которое формируется в активной и продолжительной сетевой коммуникации. При этом, прослеживается тенденция взаимопроникновения образов реального и виртуального Я: характеристики поведения и деятельности в сети интернет закрепляются в актуальном представлении о себе, интересы и качества личности презентируются в сетевом взаимодействии. Формируется особая инвариантная область самосознания, включающая в себя характеристики, проявляемые подростками как в предметно-социальной, так и в виртуальной среде, причем, некоторые из них изначально формируются в интернет-коммуникации. Подростки идентифицируют себя с персонажами и личностями, популярными в среде интернет, характеризуют себя через роли в компьютерных играх. Особое внимание необходимо обратить на то, что информационное пространство также может становиться источником формирования и закрепления определенных форм девиантного поведения, что требует разработки специализированных программ профилактики и коррекции отклоняющегося поведения, опосредованного интернет-коммуникацией подростков.
Библиографический список
- Алехин А.Н., Богдановская И.М., Королева Н.Н., Проект Ю.Л. Становление знаково-смысловой регуляции поведения как фактор социализации ребенка в современном обществе // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2013. Т. 6. № 4. С. 38-45.
- Асмолов А., Асмолов Г. От Мы – медиа к Я-медиа: поиск себя в мире информации // Человек как субъект и объект медиапсихологии. — МГУ имени М.В. Ломоносова / Ин-т человека; Изд-во Моск. ун-та Москва, 2011. — С. 86–104).
- Войскунский А. Е. Психология и интернет. – М. : Акрополь, 2010 . – 439 с.
- Жилинская А.В. Интернет как ресурс для решения задач подросткового возраста: обзор психологических исследований [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. №1. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2014/n1/67976.shtml (дата обращения: 12.08.2014)
- Жичкина А. Е. Взаимосвязь идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возраста : дис. … канд. психол. наук. М., 2001. 199 с.
- Королева Н.Н. Семиосфера личности. СПб., 2005. – 159 c.
- Королева Н.Н., Гончарова О.М., Проект Ю.Л., Богдановская И.М.. Социальная семиотика жизненной среды современного ребенка // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. – Ноябрь 2013, ART 2097. – CПб., 2013 г. – URL: http://www.emissia.org/offline/2013/2097.htm, ISSN 1997-8588. – Объем 0.5 п.л.
- Zao Sh., Grasmuck Sh., Martin J. Identity construction on facebook: digital empowerment and anchored relationships // Computers in Human Behavior. Vol. 24 (2008). 1816-1836.
- Королева Н.Н., Цейтлин С.Н., Проект Ю.Л. Когнитивное и речевое развитие ребенка в условиях современного российского общества // Universum: Вестник Герценовского университета. 2013. № 4. С. 91-98.
- Кузнецова Ю. М., Чудова Н. В. Психология жителей Интернета. М. : ЛКИ, 2008. 224 с.
- Проект Ю.Л., Богдановская И.М., Королева Н.Н. Развитие сетевых технологий как фактор трансформаций жизненного пространства современного человека // Universum: Вестник Герценовского университета. 2014. № 1. С. 89-96.