Информатика – наука, которая как никакая другая претерпевает систематические изменения. Учителя соответствующего школьного предмета вынуждены постоянно «находиться в тонусе», следя за тем, чтобы содержание преподаваемого предмета оставалось актуальным и интересным для учащихся. Такая мобильность отражается и на постоянном поиске средств, приемов, технологий, которые можно было бы применить в преподавании информатики [1-7].
Одним из выразительных предметно-знаковых средств обучения является особый жанр учебной литературы, который признан большим количеством учителей и учащихся – рабочая тетрадь.
Применение рабочей тетради поможет активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся. Знаковая форма представления учебной информации в рабочей тетради сопоставима с конструкцией опорных конспектов.
Образовательными задачами рабочих тетрадей в настоящее время являются следующие:
- усвоение учащимися основных понятий по учебному курсу;
- приобретение практических умений и навыков у учащихся решением проблемных задач;
- формирование у учащихся умений и навыков самоконтроля;
- контроль со стороны преподавателя за процессом обучения.
Учитель при установлении факта пробела в знаниях учащихся и наличии их ошибочных действий может своевременно скорректировать учебно-воспитательный процесс в отношении каждого учащегося.
Учитывая вышесказанное, нами были разработаны листы для рабочей тетради по информатике по теме «Технологии обработки текстовой информации». Для качественного усвоения материала и расширения кругозора учащихся применены различные формы заданий: контрольные вопросы, тестовые задания на соотнесение, сопоставление, определение объекта по имеющемуся описанию, задания на развитие технического и логического мышления, решения простейших задач и т.д. Учителя могут применять предлагаемые дидактические материалы перед началом лабораторно-практических занятий, для итогового контроля по пройденной теме и т.д.
Листы рабочей тетради по теме: «Технологии обработки текстовой информации»
1.Вставьте пропущенные слова в данный текст.
Текст на внешних носителях сохраняется в виде ________. Двоичный код каждого символа занимает _______ памяти компьютера. Таблица, в которой всем символам компьютерного алфавита поставлены в соответствие порядковые номера, называется ________. Текст, организованный так, что его можно просматривать в последовательности смысловых связей между его отдельными фрагментами, называется ________________. Такие связи называются _________. Прикладная программа, позволяющая создавать текстовые документы, редактировать их, просматривать содержимое документа на экране, распечатывать документ называется __________________________________.
2. С помощью кодировочной таблицы СР1251 раскодируйте фразу. В каждое пустое окно впишите букву в соответствии с кодом.
3. Подпишите структурные элементы окна текстового редактора.
4. Впишите этапы создания текстового документа

5. Правила ввода текста. В пустые прямоугольники впишите названия клавиш.
Ввод прописной буквы: буква +
Все знаки препинания, кроме тире, ставятся сразу же за последней буквой слова. После любого знака препинания ставится
Ошибочный символ, расположенный справа от курсора, удаляется клавишей ,
а слева клавишей
Переход на новую строку происходит автоматически. Для перехода к новому абзацу необходимо нажать
6. Установите соответствие между понятием и его определением. Ответ впишите в таблицу
1. Текстовый редактор | А) процесс внесения изменений в имеющийся текст |
2. Редактирование | Б) процесс изменения внешнего вида текста, не изменяющий его содержание |
3. Форматирование | В) прикладная программа, позволяющая создавать текстовые документы, редактировать их, просматривать содержимое |
4. Курсор | Г) структурированный текст, в котором могут осуществляться переходы по выделенным меткам |
5. Гипертекст | Д) мигающая линия, показывающая позицию рабочего поля, в которую будет помещен символ |
А
|
Б
|
В
|
Г
|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
7. Определите вид начертания текста и впишите в пустые стрелки.
Microsoft Word –
Microsoft Word –
Microsoft Word –
Microsoft Word –
8. Впишите в пустые строки название расположений окон на экране:
а)___________________
b)___________________

10. Заполните пустые строки:
11. Выберите верные утверждения, неверные утверждения исправьте так, чтобы они стали верными:
1. Текстовый редактор – это устройство для ввода, обработки и хранения текстовой информации.
2. Текстовый редактор входит в класс прикладных программ.
3. В текстовом редакторе к тексту можно добавлять рисунки, выполненные в каком-либо графическом редакторе.
4. В текстовом редакторе можно склеивать части текста.
5. В текстовом редакторе нельзя изменять цвет шрифта.
6. Межстрочный интервал – параметр шрифта.
7. Отступ красной строки устанавливается нажатием 3 раза клавиши «пробел».
8. Для перехода на новую строку необходимо нажимать клавишу «Enter».
9. В процессе форматировании текста не изменяется его объем на диске.
10. Если документ занимает несколько страниц, то невозможен его просмотр целиком.
11. Каждый символ текста занимает в памяти компьютера 1 бит.
12. Каждый символ компьютерного алфавита имеет порядковый номер.
13. Текстовый редактор позволяет сохранять во внешней памяти как фрагменты текстового файла, так и весь текст в целом.
Разработка методических материалов по теме «Технология обработки текстовой информации» позволяет повысить базовые знания и умения школьников.
Использование рабочей тетради призвано вооружить учащихся теми базовыми знаниями, которые необходимы для прочного и сознательного усвоения в дальнейшем умений и навыков по теме.
Библиографический список
- Горянская А.О., Штепа Ю.П. Использование игровых технологий при изучении систем счисления в школьном курсе информатики // Современная педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/11/3011
- Коноваленко Д.А., Баженов Р.И. Разработка лабораторно-практических работ по стеганографическим и криптографическим методам защиты информации в курсе «Информационная безопасность» // Современная педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/11/2935
- Лавский С.А., Баженов Р.И. Дидактическая игра по теме «Хранение и обработка информации в базах данных» // Современная педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/11/2980.
- Муратова Т.В., Баженов Р.И. О разработке урока по теме «Системы счисления» в курсе информатики и ИКТ 9 класса // Современная педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/11/3024.
- Разина М.В., Баженов Р.И. Разработка методики преподавания темы «Передача информации» в курсе «Информатика и ИКТ» 8 класса // Психология, социология и педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/11/3927
- Салиновская Е.В., Штепа Ю.П. Методические аспекты изучения процесса передачи информации в школьном курсе информатики // Психология, социология и педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/11/3975.
- Татевосян Т.В., Штепа Ю.П. Организация самостоятельной работы школьников при изучении темы «Системы счисления» в курсе информатике // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/11/8437.