На рубеже XX-XXI веков возникла необходимость в создании новой парадигмы менеджмента, что было связано с увеличением темпов индустриализации, ускоренной сменой технологий и, как следствие, переходом к постиндустриальному обществу. Появляется термин «постиндустриальный менеджмент», в настоящее время не имеющий чёткого определения, что обусловлено различием взглядов ряда исследователей на постиндустриальное общество в целом.
Согласно Д. Беллу, переход к постиндустриализму означает появление новых принципов социально-технологической организации, изменение образа жизни (всё более увеличивается необходимость во взаимодействии людей друг с другом) с одновременным вытеснением индустриальной системы, что воплощается, прежде всего, в утрате промышленностью, основой которой служит стандартизация и массовое производство, своей центральной роли. Приоритетной в таком случае является деятельность, связанная с обработкой данных, управлением и информацией; кроме того, постиндустриальное общество – это общество, основанное на услугах, что подразумевает появление и широкое распространение новых видов услуг[1, с. 72-73].
По мнению В. Л. Иноземцева, отличительной особенностью концепции постиндустриального общества является то, что учёному, действующему вне «жёстких рамок», предоставляется «некий общий инструмент социального поиска»[1, с.4]. В связи с этим, всё больше исследователей склоняется к мысли о том, что термин «постиндустриальное общество» несёт в своём названии известную долю неопределённости. Строго говоря, приставка «пост» подразумевает под собой вопрос: «Что дальше?». Э. Тоффлер, автор «Третьей волны» высказал мнение о том, что нужно говорить не о постиндустриальном, а о сверхиндустриальном обществе. Российский историк и социолог А. И. Фурсов предлагает использовать термин «гипериндустриальное общество». Очевидно, это и есть ответы на выше упомянутый вопрос. Постиндустриализм можно рассматривать как надстройку над индустриальной основой, а также как прогнозно-аналитическую модель, описывающую процессы, идущие в узких секторах экономики развитых стран.
Начало XXI века – это начало перехода к новому этапу технологического развития, где особое внимание будет уделено биотехнологиям, нанотехнологиям, информационным и когнитивным технологиям (БНИК-технологиям). Такой переход требует от экономически развитых стран построения сверхиндустриальной экономики, для чего необходима новая волна индустриализации (неоиндустриализация). По мнению экономиста С. С. Губанова, в России неоиндустриализация связана с компьютеризацией, автоматизацией, развитием робототехники и является второй фазой незавершённого процесса индустриализации, тогда как первая фаза связана с электрификацией [3, с.43].
Зачастую, концепция постиндустриального общества используется для оправдания действий трансграничного капитала, действия которого направлены на разрушение капитализма как сложной системы экономических, политических и социальных институтов, ограничивающей капитал в его собственных долгосрочных интересах. Таким образом, капитализм представляет собой самоуничтожающуюся систему, где есть ядро развитых стран и периферия – развивающиеся страны и страны «третьего мира». Развитие капиталистического мира связано с расширением периферии (экстенсивное развитие), число же стран, образующих ядро капитализма практически не меняется, причём эти государства следует рассматривать как кластеры транснациональных корпораций, осуществляющих процессы взаимной интеграции и глобализации по своему произволу. Капитализм требует наличия некапиталистических зон, куда зачастую приносит элементы архаичных систем и укладов (рабовладение, феодализм и т.д.), естественно, в несколько видоизменённой форме, делая эти зоны своей периферией.
Начало XXI века ознаменовалось начавшимся системным кризисом капитализма, вызванном:
- изменениями, происходящими в ограничивающих капитализм институтах (деградация государственных, политических институтов, институтов гражданского общества, дерационализация знания), подчинением этих институтов капиталу;
- сокращением некапиталистических зон;
- ограниченностью ресурсов;
- гипертрофированным развитием финансового сектора в мировой экономике и в национальных экономиках ряда государств;
- ростом спекулятивного капитала;
- криминализацией государственных, корпоративных и надгосударственных структур управления.
Триада «доиндустриальное общество – индустриальное общество – постиндустриальное общество» дополняется другой: «докапиталистическое общество – капиталистическое общество – посткапиталистическое общество». Таким образом, переход к постиндустриальному обществу на практике означает вхождение в посткапиталистическую эпоху.
Построение посткапиталистического мира будет сопровождаться трансформацией социальных, культурных, экономических, политических институтов, ещё большим ускорением развития технологий и темпов модернизации, изменениями во всех сферах жизни, трансформацией и усложнением социальных отношений. Постоянные изменения, усиливающаяся тотальная конкуренция, необходимость быстрой генерации новых знаний – всё это диктует новые требования к менеджменту.
Согласно Г. Хэмелу, компании будущего будут основываться на следующих принципах [5]:
- увлечённость сотрудников;
- свобода от догм;
- использование опыта периферии;
- формирование и использование формальных/неформальных сетевых структур.
Переход к посткапитализму и смена технологического уклада означают появление менеджмента нового типа – постиндустриального менеджмента, выдвигающего следующие требования к работникам:
- способность работать в мультипрофессиональных коллективах;
- широкий круг интересов;
- наличие фундаментальных знаний;
- способность непрерывно получать новые знания и применять их на практике;
- умение видеть, прогнозировать изменения и управлять ими;
- самоконтроль и высокий уровень самоорганизации;
- коммуникабельность;
- увлечённость и способность к творчеству и сотворчеству;
- заинтересованность;
- чёткое понимание целей и задач, способность к их самостоятельной постановке и достижению;
- инициативность;
- информированность.
Изменение парадигмы менеджмента, переход к постиндустриальному менеджменту, означает стирание грани между работниками производительного и управленческого труда, что приведёт к появлению руководителей нового типа – трансформационных лидеров, способных прислушиваться к мнению сотрудников, увлекать их, делегировать полномочия и умеющих найти индивидуальный подход к каждому сотруднику [6].
В постиндустриальном (сверхиндустриальном) обществе модель «изготовил – продал», характерную для индустриального общества, сменяет новая модель «почувствовал запрос – отреагировал». От производителей товаров и услуг требуется вовлечь потребителей (в том числе и потенциальных) в процесс совместного создания потребительской ценности, для чего необходимы следующие компетенции[2,с.19]:
- способность узнавать как можно раньше, что нужно (что будет нужно) потребителю;
- способность осуществлять ускоренное удалённое управление;
- получение сообщений от потребителя о необходимых компетенциях (совместное создание ценности);
- управление обязательствами (стремительное перераспределение компетенций);
- проведение переговоров в соответствии с моделью «почувствовал запрос – отреагировал»;
- конструирование организации как адаптивного механизма (неделегируемая функция лидера).
В настоящее время назрела острая необходимость в пересмотре ключевых представлений о менеджменте. По мнению П. Друкера, это обусловлено рядом причин, среди них: непараллельное развитие технологий, что требует от специалистов изменения подходов к своей деятельности; появление нового «основного ресурса» – информации; возможность удовлетворения одной и той же потребности несколькими разными способами; усиление влияния «непотребителей» (потенциальных потребителей) на деятельность предприятия. Кроме того, ценности, которые понятны потребителю, равно как и его решения, касающиеся распределения собственных доходов, должны стать «фундаментом» деятельности менеджмента [4, с.26-30].
Из всего вышесказанного следует, что постиндустриальный менеджмент- это система управления, которая: ориентирована, прежде всего, на потребителя (в том числе потенциального); основана на ценностях (индивидуальных, корпоративных, общечеловеческих); предполагает переход от простого (зачастую формального) исполнения обязанностей к совместному творчеству представителей производственного и управленческого труда; требует от специалистов постоянного расширения, обновления знаний, приобретения новых компетенций, как в рамках своей профессиональной области, так и в других областях; предполагает трансформационный стиль руководства.
Библиографический список
- Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Образец социального прогнозирования / пер. с англ. под ред. В. Л. Иноземцева. – М.: «Академия», 2001. – 578 с.
- Геккель С. Постиндустриальный менеджер. / Реферат статьи. // Журнал «Будь в курсе». – 2011. – №18. – С.18-19.
- Губанов С. С. Державный прорыв. Неоиндустриализация России и вертикальная интеграция. // Серия «Сверхдержава». – М.: «Книжный Мир», 2012. – 224 с.
- Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке. / пер. с англ.: – М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. – 272 с.
- Хэмел Г. Менеджмент XXI века: Новые открытия. Лекция Гэри Хэмела. [Электронный ресурс]. — URL: http://gtmarket.ru/laboratory/doc/4246.
- Шаматава Д.Г. Тенденции изменения систем управления российскими организациями в индустриальную и постиндустриальную эпохи // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2014. – № 3 [Электронный ресурс]. – URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/03/4063.