Личность подростка в ситуации переживания одиночества
Чувство одиночества, по мнению многих авторов, появляется впервые в наиболее заостренной форме в подростковом возрасте [1,2], когда у подростка наблюдается стремление к одиночеству (уединению) из единства двух разнонаправленных потребностей: обособления и потребности в принадлежности, включенности в группу, в развитии идентичности; или из одновременной актуализации стремлений к социализации и индивидуализации [1].
Рассматривая проблему одиночества в психологии можно говорить как о психологических детерминантах одиночества, так и о воздействии одиночества на личность человека, что позволяет сделать шаг к преодолению существующего противоречия в понимании роли и места одиночества в психической жизни человека. особенности самоотношения и межличностных отношений у современных подростков при переживании одиночества. Для этого нами были применены следующие методики:
1. Опросник для определения вида одиночества (С.Г. Корчагина), для определения и глубины переживания одиночества, и его вида.
2. Диагностический опросник «Одиночество» С.Г. Корчагиной, для измерения для измерения выраженности одиночества.
3. Тест-опросник cамоотношения (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев). Анализировались такие показатели как: глобальное самоотношение; самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутосимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе; уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я».
4. Методика «Межличностные отношения ребенка» (Рене Жиль). Методика позволяет выявить конфликтные зоны в системе межличностных отношений ребенка.
В нашем исследовании принимали учащиеся 8- х и 9- х классов в возрасте 14 – 15 лет. Всего в исследовании приняло участие 60 человек.
Таким образом, в результате нашего исследования большинство составили 70 % подростков, у которых неглубокий уровень переживания одиночества, это характеризуется тем, как мы и предполагали, что с одной стороны, у подростка возникает стремление слиться с группой, обществом, миром, почувствовать себя их частицей, ну а все же с другой стороны — боязнь потерять себя, свое «Я», свою только начинающую проявляться индивидуальность. В связи с одной из главных тенденций подросткового возраста – переориентации направленности общения с родителей (и вообще старших) на сверстников, возникает основное противоречие в сфере общения подростка: одновременная потребность в обособлении и потребность «в принадлежности» («и стремление к общению, и избирательность общения», как отмечал Л.С Выготский). Одновременно подросток стремится открыться, быть с группой, но и по быть одному ему также необходимо, и возможно вследствие того, что в то время как он остается один он чувствует свое одиночество. Все же его стремление к общению, не дает приобрести его одиночеству острую форму.
У 28% отмечается глубокий и очень глубокий уровень переживания одиночества отмечается у 2 % подростков. Мы можем предположить, что данные показатели свидетельствуют о том, что подросток на данном этапе стремится к обособлению, почему и возникает высокий уровень одиночества. Также отметим, что вероятно подросток находится в процесс принятия себя, это сопровождается достаточно сильным интересом, этот интерес оказывается доминирующим, и, впоследствии, отводит на второй план общение, что и делает подростка одиноким. Подростковый возраст характерен «возникновением интроспекции, ведущей к самоуглублению, самоанализу; появлением особого интереса к своим переживаниям; неудовлетворенностью внешним миром, уходом в себя, что выражается в замкнутости подростка, его стремлении к одиночеству, склонности предаваться мечтам, противопоставлении себя окружающим, несущим с собою конфликты».
Из полученных данных видно, что преобладающий вид одиночества в нашей выборке это диссоциионированное одиночество (50%). Диссоциированное одиночество выражается в тревожности, возбудимости и демонстративности характера, противоборстве в конфликтах, личной направленности, сочетании высокой и низкой эмпатии, эгоистичности и подчиняемости в межличностных отношениях, что, безусловно, является противоположными тенденциями. Полученные данные достаточно близки к тому состоянию, которое испытывает подросток.
Следующий вид одиночества (31%) – диффузное одиночество. Это те подростки которые испытывают конфликты в межличностных отношениях. Последний вид одиночества – отчуждающее(19%) – представляет собой наиболее сложное состояние, как по переживаниям, так и по происхождению и проявлениям. Такое одиночество возникает у подростка в случае когда он совсем не принимает или не принимается группой.
Мы выявили, что чувство одиночества у подростка может принимать как позитивный, так и негативный характер. Негативное переживание несет за собой потерю самоуважения, аутосимпатии, если же переживание носит позитивный характер – у подростка возрастает самоинтерес к своей личности. В том случае, если подросток стремится к уединению, то увеличивается глубина переживания одиночества, нарушаются межличностные отношения и подростку необходима помощь в правильном построении эффективного общения со сверстниками.
Полученные результаты показывают, что одиночество, как внутреннее состояние, является следствием негативных общекоммуникативных и обще личностных процессов. Подросток, стремясь доказать себе и окружающим свою самостоятельность, ценность своей личности, её уникальность и неповторимость, неизбежно сталкивается с состоянием одиночества, «разговором с собой», которое в свою очередь помогает ему в этом обособлении, индивидуализации, развитии его личности.
Очевидно, что развивающая и коррекционная работа с подростками должна быть направлена на формирование у них более взвешенного и осознанного отношения к одиночеству, создания условий для развития личности подростка через актуализацию позитивного потенциала одиночества.
Библиографический список
- Долгинова, О.Б. Изучение одиночества как психологического феномена Текст. / О.Б. Долгинова // Практическая психология: 2000. – №4. – с. 28-36.
- Корчагина С. Г. Психология одиночества – М. : Московский психолого-социальный институт, 2008. -228 с.
- Малышева С.В. Особенности чувства одиночества у подростков.// Вестник Московского Университета. Сер. 14. Психология. 2001. – №3. 61-65 с.
- Неумоева Е. В. Одиночество как психический феномен и ресурс развития личности в юношеском возрасте: Автореф. // Тюмень, 2005 – 23 с.
- Слободчиков И.М. Теоретико-экспериментальное исследование феномена одиночества личности. Диссертация… д-ра психол. наук : Москва, 2006 г.