При проектировании и создании учебно-материальной среды обязательным условием является учёт эргономических факторов, только в этом случае можно обеспечить эффективные, комфортные и безопасные для здоровья студентов и педагогов условия.
Актуальность нашего исследования продиктована необходимостью реализации эргономического подхода как одного из путей комплексного решения проблем организации субъективного благополучия и сохранения здоровья субъектов педагогического процесса.
Мы предполагаем, что организация предметно-пространственной среды учебного заведения средствами педагогической эргономики (расстановка парт в аудитории, местоположение преподавателя, эстетическая привлекательность и предметная оснащенность аудитории) влияет на особенности субъективного благополучия студентов.
Понятие «педагогическая эргономика» мы трактуем следующим образом – это прикладная отрасль педагогики, рассматривающая педагогический процесс как эргономическую систему «педагог – обучающийся – средства обучения – среда», излагающая условия и разрабатывающая требования к организации образовательного процесса.
Профессиональная сфера является очень важной в период поздней юности, когда происходит реальный выбор профессии и обучение этой профессии. Человек, который переживает субъективное благополучие – удовлетворен своей жизнью и испытывает состояние счастья.
Констатирующий этап эксперимента заключался в контрольном анкетировании преподавателей и анкетировании студентов. Нас интересовало, насколько развита предметно-пространственная среда в учебном заведении, используются ли эргономические показатели, при организации предметно-пространственной среды, и знакомы ли преподаватели с педагогической эргономикой в целом. Также, нас интересовало представление студентов о наиболее комфортном, на их взгляд учебном пространстве.
Для анкетирования преподавателей был использован опросник, разработанный кандидатом педагогических наук Е. В. Ворониной «Анкетирование преподавателей по выявлению возможностей современного учебного учреждения в плане реализации эргономического подхода».
Опросник состоит из 20 вопросов (вопросы, с вариантами ответа и вопросы, требующие развернутого ответа).
Студентам двух групп было предложено сделать описание на тему «Моя идеальная учебная аудитория», с указанием своего места в ней. Нужно было написать небольшое эссе, в свободной форме, по заданной теме. После чего нарисовать схематично эту аудиторию. Также было предложено творческое задание, с целью заинтересовать студентов изучаемой проблемой организации комфортной предметно-пространственной среды. Мы поделили экспериментальную группу студентов на две равные команды, раздали по одному листу ватмана и раздаточный материал (изображения учебной мебели, техники и аппаратуры, предметов декора и пр.). Заданием было создать проект комфортной на их взгляд учебной аудитории.
Проанализировав полученную информацию и изучив правовые аспекты организации учебно-материальной базы учебного заведения (СНиП и СанПиН), мы сделали вывод, что, учебная аудитория в которой проходят занятия, практически не соответствует нормам и не подходит для проведения занятий.
Также, мы ознакомились со всеми аудиториями в техникуме, оказалось, что не все подходят для комфортного обучения студентов. Многие аудитории нуждаются в ремонте и замене мебели. Есть кабинеты, окна которых выходят на шумную проезжую часть. В некоторых аудиториях сыро и холодно.
Формирующий этап эксперимента
Опытно-экспериментальная работа в группах осуществлялась в разных условиях. Главным отличием между 2 группами является то, что экспериментальная группа обучалась в наиболее комфортном и правильно организованном учебном кабинете, с изменением расстановок парт, изменением места положения преподавателя и других показателей.
Контрольная группа обучалась в «неудобном», по мнению студентов, учебном кабинете, в традиционных условиях.
Было проведено по 4 одинаковых занятия в обеих группах. Целью данного эксперимента было выявить, влияет ли организация предметно-пространственной среды учебной аудитории на субъективное благополучие студента.
Перед каждым занятием в контрольной и экспериментальной группе проводилось психологическое тестирование по методике САН, которое представляет собой опросный лист из 30 вопросов – экспресс-оценка самочувствия, активности, настроения. Мы контролировали показатели самочувствие, активность, настроение до и после занятий в обеих группах.
Также, после каждого занятие проводилось контрольное тестирование полученных знаний по пройденной теме в обеих группах. Цель – выявить, влияет ли организация аудитории средствами эргономики на качество усвояемых знаний.
Контрольный этап эксперимента.
Анализу реализации эргономического подхода при организации образовательного процесса в учебных заведениях обращалось мало внимания. Анализ анкетных данных показал плохое понимание терминов «эргономика» и «эргономический подход».
Приятен тот факт, что все опрашиваемые считают, что комфортные условия необходимы для повышения эффективности обучения и воспитания. Следовательно, в техникуме имеются предпосылки для реализации эргономического подхода в психологическом плане. Преподаватели понимают и осознают необходимость создания комфортной среды.
Анализ показал, что рабочие места студентов недостаточно комфортны. Всего 42% преподавателей считают их достаточно приспособленными. Удалось выяснить, что мебель не всегда соответствует антропометрическим характеристикам студентов.
Малый процент педагогов использует нестандартную мебель.
Немного чаще используется нетрадиционная расстановка парт – 34%,
причем пользуются такой расстановкой не постоянно, а эпизодически.
На основании анкет мы выяснили, что практически не используются методики для снятия утомляемости. Практически нет специально оборудованных валеологических мест студента (мест для отдыха).
Физкультминутки проводят постоянно лишь 10% опрошенных.
Мало используются дополнительные возможности создания комфортной среды.
Таким образом, изучение особенностей реализации эргономического подхода с помощью анкетирования педагогических кадров подтвердило наше предположение об отсутствии систематической, целенаправленной работы по обеспечению субъективного благополучия студентов аграрного колледжа средствами педагогической эргономики.
Анализ проектных работ студентов на тему «Моя идеальная учебная аудитория» позволил нам сделать следующие выводы: аудитория должна быть большой, просторной, светлой, хорошо обогреваемой зимой и прохладной в теплое время года (приветствуется наличие сплит систем). Окна в аудитории должны быть герметичными, чистыми и большими. Жалюзи или занавеси на окнах – не принципиально. Большое внимание студенты уделили виду за окном. Окна не должны выходить на проезжую часть или тротуар с постоянным потоком людей, так как это отвлекает внимание от учебной деятельности. Мебель должна быть удобной и комфортной, подходящей по антропометрическим показателям студента. Многие студенты предпочли бы нестандартную расстановку парт. Упоминалось о наличии крючков для сумок и дополнительных полок в парте. Мнение о том, какая должна быть доска разделилось. Некоторые считают, что она должна быть меловая, другие – маркерная. Обязательно аудитория должна быть оборудована ТСО. Студенты считают эффективным демонстрацию лекций на слайдах. Также, в аудитории должны быть зеленые растения, полки с книгами, плакаты, таблицы, портреты ученых. Это тоже активизирует познавательную деятельность, по их мнению. Обязательно должен быть кулер с питьевой водой. Каждый студент упоминал о месте отдыха для студента.
Анализ психологического тестирования по методике САН позволил сделать следующие выводы:
Мы выяснили, что в контрольной группе показатели самочувствие, активность, настроение были практически одинаково стабильны как «до» занятия, так и «после». Проведение занятий в не комфортной для студентов среде практически никак не отразилось на таких показателях, как самочувствие, активность, настроение.
В экспериментальной группе, результаты порадовали. Показатели самочувствие, активность, настроение повышались. Студенты были активны и заинтересованы. Наблюдалась живая активная атмосфера в аудитории. Студенты чувствовали себя комфортно.
Целью проведения тестовой работы после каждого пройденного материала было выявление уровня полученных знаний в группе, обучающейся в комфортных условиях, и группы, не довольной своим кабинетом. Тестовая работа показала наиболее высокий результат у экспериментальной группы. Наше предположение подтвердилось, организация предметно-пространственной среды учебной аудитории влияет на познавательную деятельность студентов. Хорошая атмосфера в кабинете располагает к получению знаний.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что реализация эргономического подхода в организации учебного пространства, положительно влияет на субъективное благополучие студентов.
Обеспечение субъективного благополучия студентов невозможно без решения эргономических задач совершенствования образовательного процесса.
На базе изученного теоретического материала о педагогической эргономике и ее влиянии на субъективное благополучие студентов, нами был проведен эксперимент, который заключался в анкетировании преподавателей и студентов, выявлении уровня эргономической компетенции, проведение аттестации кабинетов, обучение студентов в двух различных средах и контролировании показателей самочувствие, активность, настроение до и после занятий. Все полученные данные заносились в таблицы, строились диаграммы. Полученная информация, подтвердила наше предположение. Организация предметно-пространственной среды учебного заведения влияет на субъективное благополучие студентов.
Библиографический список
- Балин В.Д, Ковалёв Ю.Т. Эргономика. Под ред. Крылова А.А, – Л.: ЛГУ, 2007. – 117с.
- Большой толковый психологический словарь / Под ред. А. Ребера. – М.: Вече-АСТ, 2000.-234с.
- Шамионов, Р.М. Психология субъективного благополучия личности / – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004. – 154с.
- Юрьев А.И. Теоретические и методологические основы эргономики. – М.2004г. – 48с.