В современных дискуссиях о либеральном образовании все чаще упоминается понятие критического мышления. Очевидно, что основной целью либерального образования является формирование у учащихся критического подхода к обучению, выработка навыков самостоятельно определять, чему обучаться, а, главное, зачем. Критическое мышление – это умение найти свое собственное видение, сформировать собственное мнение на проблемный вопрос, которое будет отличаться от того, что уже предложено в литературе. Понятие «критическое» также предполагает умение задать вопрос, или, поставить под сомнение ту или иную точку зрения. Такой подход лег в основание критической теории постмодернизма.[1]
Подобный опыт уже давно и успешно применяется в образовательном процессе в университетах США и Европы, а также и в России, например, на факультете свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета. Выбор дисциплин, возможность самостоятельно формировать свое расписание и траекторию образовательного маршрута – все это позволяет не только осознанно выбрать направление своего обучения, научной или профессиональной деятельности, но и повышает уровень ответственности и самостоятельной активности обучающегося в процессе получения знаний. Студент в этой системе выступает в качестве активного субъекта процесса обучения.
Одна из ключевых идей либерального образования заключается в том, что необходимо постоянно учитывать не только то, чему учить, но и как учить. Здесь, прежде всего, имеется в виду характер и манера преподавания, мотивация учащегося и отношение педагога к учащемуся, а также к предполагаемому результату обучения. То есть, только лишь некоторого набора учебных предметов и дисциплин недостаточно для того, чтобы обеспечить организацию образовательного процесса по модели свободных искусств и наук (liberal arts and sciences).
Первой из всех европейских стран, заимствовавших модель школьного образования, работающую на принципах либерального образования, оказалась Швеция, где итоговая аттестация ученика по окончании школы была заменена системой последовательного оценивания на протяжении всего образовательного процесса. Результаты не заставили себя ждать: школьное образование в Швеции стало более надежным фундаментом для дальнейшего получения высшего образования.[2]
Более высокая ступень образования, университетский колледж, является наиболее подходящей структурой для развития программ либерального образования. Колледжи же на протяжении длительного периода были одной из наиболее важнейших степеней образовательного процесса и наиболее распространенным типом учреждения высшего образования в Европе. Бурное развитие научного знания, промышленная революция и процесс индустриализации повлекли за собой трансформацию университетской модели образования в сторону узкоспециализированной подготовки. Но, в конечном итоге, колледжи в какой-то момент сохранились главным образом в Англии.
Реальности постиндустриального мира возродили интерес к университетскому колледжу и дали ему новую жизнь. Например, в современных Бельгии и Голландии университетские колледжи создаются и существуют, и необязательно как структурное подразделение университета. Здесь можно отметить, что колледж в своем изначальном понятии пансиона для обучающихся также является принципиально важным компонентом либерального образования, выполняя существенную социализирующую функцию. В то время как обучающийся жил вдали от дома, что было особенно распространено в англоговорящих странах, в круг задач университета входило и комплексное воспитание личности. Все это отголоски античной, средневековой и ренессансной, а затем и американской образовательных традиций.
Урбанизация и затем индустриализация определили иной поворот в развитии образовательных систем в Германии и Швеции, где в связи с упомянутыми выше явлениями главной задачей образовательного процесса в высшей школе стала научить молодого человека найти свое место в городе, самостоятельно «пробиваться» в академическом сообществе. А само это сообщество по сути стало представляет собой микросоциум – Burschenschaften в Германии, или «студенческие нации» в Швеции, отголоски которых можно обнаружить, например, в университете Упсалы.[3]
Одной из сложных задач в организации образовательного процесса в средней школе является необходимость поддерживать оптимальное соотношение между работой отдельного ученика и всего коллектива. Опыт педагогической системы университетского колледжа, где преподаватель в классе занимает совершенно автономную позицию для школы. Индивидуальная работа и достижение результата являются ключевыми элементами образовательного процесса, но их необходимо воспитывать через взаимодействие внутри коллектива.[4] Ведь работая в группе, человек учится взаимодействовать в соответствии с правилами своего окружения, социальной группы или института.
Одна из проблем российского образования заключается в том, что между школьным и вузовским образованием существует большой разрыв. То есть знаний, имеющихся у ученика к окончанию школы, зачастую оказывается недостаточно для успешной сдачи вступительных испытаний в вуз, как и навыков для дальнейшего обучения в университете. Поэтому последние два года, то есть, десятый и одиннадцатый классы школы, определившись с дальнейшим направлением обучения ученикам и их родителям приходится прибегать к огромным финансовым затратам в виде подготовительных курсов, репетиторов ЕГЭ и дополнительных занятий, не говоря уже об эмоциональным стрессе и высоких физических нагрузках для ученика.
При этом школьная программа не позволяет ученику сосредоточиться на необходимых именно для него предметах, поскольку приходится тратить время и силы на остальные предметы в сетке школьного расписания. Например, в одиннадцатом классе будущему филологу или историку так ли необходимо изучение (а точнее сказать, отсиживание урочных часов) химии или физики, или, скажем, геометрии, учитывая, что все это изучалось на протяжении долгих лет, и аттестат за девятый класс – тому подтверждение. То есть, знаний ученик особенных от таких непрофильных для себя предметов не приобретает, а вот время и силы они отнимают колоссальные. В этой связи, система либерального образования, особенно в старшей школе, призвана сократить разрыв между школьным и университетским образованием, предоставляя ученику уже в старшей школе возможность выбора, и формируя чувство ответственности за этот выбор.
Интеллект, заточенный под критическое мышление, способен адекватно воспринимать и улавливать проблемы современного общества, также как успехи или недостатки социальной политики, осваивать так называемую «культуру разногласий», то есть, умение вести дискуссию и конструктивный диалог, что является неотъемлемой частью здорового социального климата в обществе. Чувство индивидуальной ответственности способствует выработке критических взглядов, а самореализация ведет к их укреплению, что формирует индивидуальную позицию и отсутствие необходимости списывать – ведь знания нужны, в первую очередь, самому ученику. И они действительно нужны, и ученик понимает, зачем. Интерес к предмету, желание добиться максимально высоких баллов, чувство ответственности за процесс получения знаний – все это способствует воспитанию трудовой этики, помогает научиться учиться, определять для себя цели, задачи, а значить, лучше понимать значение образования в своей жизни.
Библиографический список
- Rothblatt Sh. The Living Arts. Comparative and Historical Reflections on Liberal Education//Association of American Colleges and Universities, NW, Washington, DC. 2009. P. 36-37
- Rothblatt Sh. 19
- Rothblatt Sh. 26-27
- Botstein L. Jefferson’s Children. Education and the Promise of American Culture// Bantam Doubleday Dell Publishing Group, Inc. 1997. P. 111