Отклоняющееся поведение подростков превратилось в последние годы в проблему национального масштаба [1, 2]. Причиной тому послужила напряженная и неустойчивая социальная, экономическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в последнее время в нашем обществе. Социально-экономические изменения привели к тому, что семья, как важный социальный институт, не в состоянии реализовать в должной мере свои возможности жизнеобеспечения и воспитания детей, их оздоровления и лечения, получение образования и специальности, духовного и культурного развития. Размытость моральных норм, ослабление социальной регуляции поведения искажает культурные и духовные устои, усиливается смещение ценностных ориентаций в сторону противоправной и асоциальной деятельности [3]. Однако, кроме «внешних», социальных факторов, в генезисе девиантного поведения могут быть выделены также и внутренние, личностные факторы, связанные, в частности, с особенностями онтогенетического развития субъекта. Так, проблема девиаций в поведении становится особенно актуальной в периоды кризисов в развитии личности. Особенно чувствительными в этом отношении являются подростки. Подростковый и юношеский возраст характеризуется наиболее активным формированием системы ценностей и мировоззрения, а также является периодом наиболее выраженных проявлений различных форм отклоняющегося поведения [4, 5].
Одним из важнейших отношений социального бытия человека является его отношение к себе. Любое проявление человека как социального существа сопровождается включением в данный процесс его самоотношения. Самоотношение – термин, используемый для обозначения специфики отношения личности к собственному «Я». Самоотношение может включать в себя: самоуважение, симпатии, самопринятие, любовь к себе, чувство расположения, самооценку, самоуверенность, самоунижение, интерес к себе, самообвинение, недовольство собой, в эмоциональном самоотношении – симпатия, уважение, близость (Т.В. Архиереева, Р.С. Пантелеев, Н.И. Сарджвеладзе, В.В. Столин, А.У. Хараш и др.).
Самоотношение [6] и девиантное поведение [7, 8] являются для психологии традиционными объектами изучения. Однако, влияние самоотношения на проявления отклоняющегося поведения в подростковом возрасте изучено не в полной мере.
Цель исследования – выявление особенностей самоотношения у подростков с девиантным поведением. В основу исследования положена гипотеза о том, что у подростков с девиантным поведением в отличие от подростков без нарушений поведения, самоотношение характеризуется меньшим количеством положительных самооценок.
Выборка и организация исследования. Исследование подростков с девиантным поведением проводилось на базе Подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН) Центрального района Барнаула. Выборку составили 150 человек в возрасте 14-15 лет. Работа с подростками проводилась как индивидуально, так и в малых группах по 3 или 4 человека. На первых встречах было сложно установить контакт с испытуемыми, в их поведении прослеживалось недоверие, негативное отношение к исследованию, некоторые подростки отказывались заполнять опросники. Поэтому в ходе вводных занятий и индивидуальных бесед ставилась задача установить положительный эмоциональный контакт с испытуемыми, чтобы в ходе основной части исследования подростки чувствовали себя вполне комфортно. В результате данная задача была выполнена – респонденты стали чувствовать себя более уверенно, активно вступали в контакт с психологом, проявив искренний интерес к исследованию, а в дальнейшем и к полученным результатам.
С целью выявления психологических особенностей самоотношения подростков, стоящих на учете в ПДН, для проведения необходимых сопоставлений, была использована вторая (нормативная) группа юношей и девушек того же возраста, численного состава (140 чел.) – учащихся обычной массовой школы без выраженных проявлений девиантного поведения.
Методы исследования. Исходя из множества компонентов, входящих в состав самоотношения, для определения его особенностей у подростков, использовались следующие методики: «Личностный дифференциал» (вариант, адаптированный в НИИ им. В.М.Бехтерева), «Самооценка личности» и тест-опросник «Самоотношение» (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев). На третьем этапе – аналитическом, был проведен анализ и обработка полученных данных.
Результаты
В ходе исследования самоотношения подростков с девиантным поведением была проведена методика «Личностный дифференциал», результаты которой представлены в табл. 1.
Таблица 1 – Результаты исследования самоотношения подростков с девиантным и нормативным поведением, %
Уровень |
Оценка |
Сила |
Активность |
|||
Девиация |
Массовая школа |
Девиация |
Массовая школа |
Девиация |
Массовая школа |
|
Низкий |
53 |
13 |
54 |
13 |
61 |
7 |
Средний |
40 |
40 |
33 |
67 |
33 |
53 |
Высокий |
7 |
47 |
13 |
20 |
6 |
40 |
Анализ данных табл. 1 показывает, что у 53% подростков, состоящих на учете в ПДН, уровень самоуважения (фактор «Оценка») низкий, тогда как больший процент (47%) подростков из обычной массовой школы показывают высокий уровень самооценки. Исходя из полученных данных, подростков с девиантным поведением можно охарактеризовать по данному признаку как людей, характеризующихся критическим отношением к себе, неудовлетворенностью собственным поведением, уровнем достижений, низким уровнем самопринятия. Так же низкие значения могут свидетельствовать о возможных невротических или иных проблемах, связанных с переживанием низкой самоценности.
Анализируя уровень личностного дифференциала по фактору «Сила», можно сделать вывод о том, что для 54% подростков, состоящих на учете в ПДН, характерен низкий уровень по данному показателю, в то время, как для 67% подростков нормативной группы характерен средний уровень. По данному показателю подростков, состоящих на учете, можно охарактеризовать как людей недостаточно себя контролирующих, неспособных держаться принятой линии поведения, зависимых от внешних обстоятельств и оценок.
Низкий уровень по фактору «Активность» выявлен у 61% подростков, состоящих на учете в ПДН, тогда как у 53% подростков из обычной массовой школы в большинстве своем отмечен средний уровень по данному показателю. Полученный результат означает, что подростки с девиантным поведением более активны, а эмоциональные реакции у них выражены сильнее.
На основании полученных данных можно сделать заключение о том, что у подростков с девиантным поведением значения показателей оценки, силы и активности (тест «Личностный дифференциал») в среднем ниже, чем у юношей и девушек нормативной группы. Этот факт свидетельствует о возможных невротических или иных проблемах, связанных с переживанием малой ценности собственной личности. Полученные данные указывают на астенизацию и тревожность подростков, состоящих на учете в ПДН. Для них характерно отсутствие, нереальность или неопределенность жизненных целей, профессиональных планов и намерений, равнодушное отношение к нормам и общественному мнению («живу, как хочу»).
В ходе обработки данных, собранных при использовании методики «Самооценка личности», мы получили следующие результаты, представленные в табл. 2.
Таблица 2 – Результаты исследования самооценки подростков с девиантным и нормативным поведением, %
Уровень самооценки |
Девиация |
Норма |
Низкая |
54 |
7 |
Средняя |
33 |
73 |
Высокая |
13 |
20 |
Анализ данных табл. 2 позволяет сделать следующие выводы: подростки из обычной общеобразовательной школы, не состоящие на учете в ПДН, характеризуются более высокими показателями самооценки (73%), тогда, как у 54% подростков, состоящих на учете в ПДН, самооценка низкая. Поэтому подростков с девиантным поведением можно охарактеризовать как людей, недооценивающих себя, свою личность. Данная группа молодежи проявляет к себе повышенную критичность. Недооценка своей полезности уменьшает социальную активность субъекта, снижает его инициативность. Такие люди в своей работе избегают соревнования, поскольку, поставив цель, они не надеются на успех. Заниженная самооценка проявляется в повышенной тревожности, постоянной боязни отрицательного мнения о себе, повышенной ранимости, побуждающей человека сокращать контакты с другими людьми. Заниженная самооценка разрушает у человека надежды на хорошее отношение к нему и успехи, а реальные успехи и положительная оценка окружающих воспринимается как временные и случайные. Для человека с заниженной самооценкой многие проблемы кажутся неразрешимыми, эти люди очень ранимы, их настроение подвергнуто частым колебаниям, они острее реагируют на критику, смех, порицания.
Следующим этапом в нашей работе было проведение методики «Самоотношение» и обработка полученных результатов. Полученные данные представлены в табл. 3.
Таблица 3 – Показатели самоотношения у подростков с девиантным и нормативным поведением, %
Шкалы теста «Самоотношение» |
Уровень самооценки |
|||||
Низкий |
Средний |
Высокий |
||||
Девиация |
Норма |
Девиация |
Норма |
Девиация |
Норма |
|
Интегральный показатель самоотношения |
6 |
6 |
26 |
80 |
68 |
14 |
Самоуважение |
14 |
26 |
26 |
48 |
60 |
26 |
Аутосимпатия |
6 |
26 |
20 |
48 |
74 |
26 |
Ожидание положительного отношения других |
6 |
34 |
54 |
60 |
40 |
6 |
Самоинтерес |
14 |
52 |
32 |
34 |
54 |
14 |
Самоуверенность |
6 |
40 |
32 |
40 |
62 |
20 |
Отношение других |
26 |
60 |
34 |
26 |
40 |
14 |
Самопринятие |
6 |
34 |
60 |
48 |
34 |
20 |
Саморуководство |
14 |
68 |
40 |
26 |
46 |
6 |
Самообвинение |
94 |
88 |
6 |
6 |
0 |
6 |
Самоинтерес |
20 |
60 |
46 |
26 |
34 |
14 |
Самопонимание |
6 |
60 |
26 |
34 |
68 |
6 |
Анализ данных таблицы позволяет сделать выводы о том, что большинство подростков из обычной массовой школы имеют высокий уровень значений по таким показателям как: интегральное самоотношение – 68%, самоуважение – 60%, аутосимпатия – 74%, самоинтерес - 54%, самоуверенность – 62%, ожидания – 40%, саморуководства – 46% и самопонимание – 68%. Среднее значение – по таким шкалам, как: ожидаемое отношение от других – 54 %, самопринятие – 60% и самоинтерес – 46%. В то время как подростки, состоящих на учете в ПДН, имеют средние показатели по таким шкалам: интегральное самоотношение – 80%, самоуважение – 48%, аутосимпатия – 48%, ожидаемое отношение от других – 60%, самопринятие – 48%. И большая часть подростков с девиантным поведением имеет низкие значения по следующим шкалам: самоинтерес - 52%, самоуверенность – 40%, ожидания – 60%, саморуководства (шкала 4) – 68%, самообвинение – 88%, самоинтерес и самопонимание – 60%.
Проведенное исследование показало, что самоотношение подростков с девиантным поведением проявляется преимущественно в низкой самооценке, высоком уровне самообвинения («и поделом тебе), видении в себе преимущественно недостатков. Полученные результаты свидетельствуют о том, что подростки, состоящие на учете в ПДН, заблаговременно ожидают негативное отношение со стороны окружающих. Вместе с тем они очень нуждаются и ожидают позитивного к себе отношения. Кроме того у подростков с девиантным поведением выработались установки на неприятие их социумом. Юноши и девушки данной группы проявляют слабый интерес к собственным мыслям и чувствам, не готовы общаться с людьми «на равных», не уверены в том, что могут быть чем-то интересны для окружающих.
Таким образом, у подростков с отклоняющимся поведением в отличие от юношей и девушек нормативной группы самоотношение характеризуется меньшим количеством положительных самооценок. Полученный результат подтверждает положение о том, психологическим содержанием девиантного поведения является, в частности, непринятие субъектом самого себя как личности.
Библиографический список
- Айхорн А. Трудный подросток. М., 2001.
- Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения. М., 2003.
- Каширский Д.В. Субъективные ценности подростков с девиантным поведением. Барнаул, 2013.
- Колмогорова Л.С., Каширский Д.В. Особенности ценностно-смысловой сферы личности в период самоопределения // Сибирский психологический журнал. 1999. №11.
- Каширский Д.В. Влияние профиля образования и этапа самоопределения на становление системы ценностей в юношеском возрасте / Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2002.
- Столин В.В. Самосознание личности. – М.: Изд-во МГУ, 1983.
- Каширский Д.В. Субъективные ценности подростков с делинквентным поведением // Психологические исследования: электронный журнал. 2013. Т. 6. №32.
- Собкин В.С., Абросимова З.Б., Адамчук Д.В., Баранова Е.В. Подросток: нормы, риски, девиации. М., 2005.
Количество просмотров публикации: Please wait