УДК 376

РАЗВИТИЕ СОХРАННЫХ АНАЛИЗАТОРОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМЕРЕННЫМИ И ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Петрыкина Анна Сергеевна
Коммунальное учреждение "Харьковский специальный учебно-воспитательный комплекс им. В.Г. Короленко"
воспитатель ІІ категории

Аннотация
Согласно названию в статье рассматриваются виды сохранных анализаторов, приводятся примеры способов их развития на основании реального опыта работы с младшими школьниками, у которых выявлены нарушения зрения, а также исследуются факторы, которые оказывают влияние на процессы развития сохранных анализаторов.

Ключевые слова: анализатор, нарушения зрения., ребенок младшего школьного возраста, сохранный анализатор


DEVELOPMENT OF THE SENSORY RECEPTORS OF THE MDICHILDHOOD STUDENTS WITH VISUAL IMPAIRMENTS

Pertykina Anna Sergeenva
Kharkiv Special Educational Complex Korolenko
educator II category

Abstract
As the title implies the article describes the types of sensory receptors, provides some examples of the ways of their development based on work experience with midchildhood students with visual impairments, as well as factors which have impact on the processes of the development of the sensory receptors are examined in the article.

Keywords: mdichildhood student, receptor, sensory receptor, visual impairments


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Петрыкина А.С. Развитие сохранных анализаторов у детей младшего школьного возраста с умеренными и тяжелыми нарушениями зрения // Психология, социология и педагогика. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2015/02/4439 (дата обращения: 27.10.2023).

Из разных зон организма в мозг человека беспрерывно приходит информация о раздражителе (стимуле), которую посылают все виды анализаторов. Мозг, в свою очередь, обрабатывает поступившую  информацию в соответствующих своих участках. При этом различные анализаторы сенсорного восприятия не являются равнозначными.

В повседневной жизни мы постоянно используем наше осязание, слух, обоняние, вкус, к примеру: когда мы встаем после сна, в то время когда в спальне еще темно. Мы пытаемся на ощупь найти мобильный телефон, на котором сработал будильник, подбираем ту одежду на день, в которой чувствуем себя комфортно, по звукам, которые мы слышим из открытого окна, получаем информацию о погоде. Однако когда у нас есть возможность проверить на соответствие действительности наше осязание, слух и обоняние зрительным восприятием, мы естественно предпочитаем перепроверить себя.

Зрение вполне можно считать самым главным из чувств, так как мы подсознательно ему доверяем больше. А что же происходит, если зрение нарушено или ослаблено? Что происходит, если ребенок рожден с серьезными нарушениями зрения?

В зависимости от степени нарушения зрения,  ребенок априори получает достаточно нечеткую, либо искаженную информацию, поставляемую в его мозг зрительным анализатором, что, в свою очередь, приводит к неточной работе организма в целом.  Здесь следует отметить, что другие анализаторы – осязание, обоняние, вкус, слух могут частично компенсировать данную потерю.

Значимый вклад в изучение и развитие данного вопроса внесли многие специалисты, среди них Денискина В.З., Земцова М.И., Маллаев Д.М., Рудакова Л.В., Солнцева Л.И.

Их исследования показывают, что у детей с проблемами зрения часто проявляется дефицит представлений об окружающем мире, отсутствие умений использования сохранных анализаторов. От знаний детей с нарушением зрения об их сенсорных возможностях и уровня владения ими специальными навыками ориентировки в окружающем мире во многом зависят те трудности  предметно-практических действий, которые предстанут перед этими детьми в процессе их социализации.

Работа зрительного анализатора, безусловно, оказывает главное воздействие на процесс развития ребенка, формирование его социально-адаптивного поведения. Визуальное восприятие подталкивает ребенка на исследование всего, что его окружает, оно побуждает подражать действиям и движениям, тем самым получая общее представление о его среде.

При оценке или наблюдении за способностями ребенка к развитию своих сохранных анализаторов, прежде всего, важно принять во внимание условия его жизни. Эта взаимосвязь предопределяет, сможет ли ребенок оптимально использовать свой потенциал.

Комфортная домашняя обстановка, является крайне важной для детей с серьезными нарушениями зрения: она, безусловно, помогает им постигнуть сложный и абстрактный окружающий мир. Например, умение размещать предметы, становиться причиной их поиска. Потому, что ребенок, зная, где находятся предметы, может безопасно передвигаться в пространстве, и нет вероятности того, что он споткнется о какой-либо  предмет. Если ребенок чувствует себя в безопасности, он легче начнет свой путь познания окружающей его среды.

В процессе работы в группе, мы с родителями детей всячески стараемся создать для них комфортные условия. Детей мы постоянно контролируем на предмет возврата любой вещи на отведенное ей место. Игрушки, книги, личные вещи детей, средства гигиены, инвентарь для уборки в помещении и тому прочее, все имеет свое место.

Очень важным является отношение ребенка с его родителями, их влияние на его поведение, отношение к учебе, окружающим, на уровень его социальной адаптации в целом. Есть дети, которые достаточно свободно чувствуют себя во время отсутствия родителей, у них намного легче и быстрее развиваются навыки использования сохранных анализаторов. А некоторые дети чувствуют себя незащищенно, нуждаются  в постоянной поддержке и контролю со стороны взрослых. У таких детей гораздо больше внутренних барьеров, комплексов. Многие дети очень страдают от недостатка родительского внимания, и это стает причиной ослабления их мотивации к обучению, развитию навыков.

В процессе учебной и воспитательной работы в группе, взаимодействию с родителями наших воспитанников уделяется особое внимание. Они систематически включаются в  воспитательный процесс. Родительские собрания, индивидуальные беседы, совместное посещение выставок, музеев, разного рода экскурсий, совместный труд. Уже традиционными стали подготовки к участию детей в мероприятиях. Родители обязательно посещают репетиции, а впоследствии и школьные концерты, в программах которых участвуют их дети. Это дает свои положительные результаты. Дети, родители которых находятся с ними за кулисами, в зале, не боятся выходить на сцену, они уверенно чувствуют себя во время выступлений, эти дети внимательны и сосредоточенны.

Следует обратить внимание и на общее физическое состояние ребенка, которое оказывает свое влияние на его способности использовать сохранные анализаторы.

Частые респираторные заболевания среди детей, значительно затрудняют работу над развитием таких сенсорных анализаторов как: обоняние, слух, вкус. Каждый раз затрачивается определенный период времени на восстановления их функционирования.

Особенные проблемы возникают с детьми, имеющими прогрессирующее заболевание. Эти дети, изначально наследственно-нормальные, вынуждены постоянно приспосабливаться к их угасающим способностям, следовательно, и к их снижающемуся функционированию.

Совместно с родителями и медицинскими работниками производится подборка способов улучшения здоровья детей, применяются всевозможные методы, способствующие положительным изменениям состояния воспитанников. Положительные результаты проявляются в результате систематического проведения профилактической работы, нацеленной на актуализацию знаний детей о предотвращении заражения инфекциями,  культивировании положительного отношения к ведению здорового образа жизни, проведении прогулок на свежем воздухе, проведении активных игр, посещении занятий лечебной физкультурой.

Немаловажным является вопрос о модальностях ощущений. Спинной и головной мозг отбирают и связывают информацию, поступившую из нескольких анализаторов, каждый из которых предоставляет специфическую информацию.

Как показывает практика, у каждого ребенка есть свойственный  ему, так называемый «избранный» анализатор. Как правило, это анализатор, с помощью которого обрабатывается большая часть информации о раздражителях (стимулах). В соответствии с этим, зрение может оставаться предпочтительным анализатором даже у ребенка с серьезными его нарушениями.

В процессе непосредственного планирования индивидуальной работы, направленной на развитие сохранных анализаторов ребенка, первостепенной является задача определения причин, по которым используются или не используются те или иные анализаторы данным ребенком. Причина может скрываться в недостаточном развитии какого-либо анализатора, чтобы ребенок мог уверенно полагаться на информацию, полученную от него. Из-за чего ребенок может испытывать затруднения в получении информации с помощью того или иного анализатора. К примеру, это наблюдается при осязательной защите.

Было выявлено, что каждый ребенок имеет свои предпочтения в выборе анализаторов в процессе обучения. В подавляющем большинстве, дети с серьезными нарушениями зрения предпочитают вербально-слуховой анализатор. Соответственно, самым эффективным помощником в процессе обучения такого ребенка является язык. Однако существует доля риска в том, что анализаторы могут стать конкурентными, при значительном отличии уровня их развития и функциональности.

Для того чтобы ребенок получил навыки уверенного использования всех действующих сохранных анализаторов, следует способствовать их развитию. Работу можно начать со стимулирования самого пренебрегаемого ребенком анализатора с помощью специальных внешних ресурсов.

Работая над вопросом гармоничного развития всех видов анализаторов, можно использовать систематическое посещение ребенком музыкальных кружков, занятий по игре на музыкальных инструментах, проводить звуковые минутки, подпитывать интерес к хореографии, использовать игры и практическую работу на развитие осязания, обоняния, вкуса.

В этом отношении свою положительную роль играет использование неиссякаемого потенциала украинской народной игрушки (ляльки-мотанки). Начиная с самых простых ее видов: кукла из ниток. На примере которой изучались свойства и виды ниток, разбирался их цвет и оттенки цветов, дети обучались завязыванию узелков, бантиков, распределяли части тела, различали их по половому признаку (мальчик – в шароварах, девочка – в юбочке). Постепенно мы перешли к более сложным куклам. Таким, как Рождественский ангелок. В ходе работы, над которым, мы уже изучали свойства и разновидности тканей.

С каждой новой поделкой, дети все внимательнее относятся к выбору материалов. Кукла теперь не просто игрушка, а проявление их творческого потенциала (здесь уже важными становятся и сама ткань, и ее цвет, и используемые подсобные материалы). Таким образом, задействованы осязание, цветоощущение, слух.

Развитие обоняния и вкуса у детей происходит с помощью других внешних факторов. Очень действенными являются экскурсии и посещения детьми мест общепита и продуктовых производств. При посещении местного хлебозавода, дети старались отгадать по аромату, какой вид хлебобулочных изделий изготавливается в том или ином зале. При посещении музея шоколада, дети ознакомились с ароматом какао бобов, какао масла и отметили различие в ароматах черного и белого шоколада. Каждый день при посещении столовой, акцентируется внимание детей на запахе свежеприготовленных продуктов. В результате систематической работы, дети начинают умело различать запахи соков, рыбных, мясных блюд, солений и гарниров. Одной из излюбленных игр является «Отгадай по запаху» (зубная паста, шоколадная конфета, сгоревшая бумага, какой-либо фрукт и т.д.)

Следует отметить, что личность самого ребенка играет решающую роль в способе получения сигнала (раздражителя) от анализаторов. Она может, как стимулировать развитие какого-либо анализатора, так и препятствовать ему.

В большинстве случаев это определяется с оглядкой на предыдущий опыт ребенка, как позитивный, так и негативный. Опыт, включающий неудачу, по-разному влияет на ребенка, который чувствует себя защищенно (о чем уже упоминалось ранее) и на ребенка, который чувствует себя незащищенно.

В развитии, совершенствовании и отлаженном функционировании сохранных анализаторов, сильное влияние оказывает мотивация ребенка. Количество используемых сохранных анализаторов, темп их работы при передаче сигнала в мозг зависит от заинтересованности ребенка в познании окружающего его мира.

В процессе работы следует обратить внимание на методы активации интереса, способы презентаций заданий. Хорошие результаты проявляются при использовании познавательных видеопрезентаций, викторин, посещении различного рода выставок, музеев. Любая совместная экскурсия, любой совместный выход за пределы учебного учреждения является целенаправленным, ему предшествует детальное ознакомление детей с целями и причинами, по которым посещается то или иное место. Немаловажным является изучение маршрута следования, оговариваются возможные препятствия и опасности на пути (дорога, пешеходные переходы, работа светофора и регулировщика, бордюры, подземные и надземные переходы, звуковые сигналы в метро и у светофора и т.д.), время, которое займет поход. Дети заранее обучаются нормам поведения в театре, музее, на художественной выставке, на производствах, в зоопарке и т.д. заранее обсуждаются возможные вопросы экскурсоводам, художникам, литераторам, производителям. По возвращении, все увиденное, услышанное, испробованное обговаривается, рисуются картинки, схемы, записываются впечатления в специальную «Скарбничку вражень». Как показывает опыт, интерес и желание ребенка изучать, познавать окружающий мир значительно повышаются.

Известно, что уровень интеллекта определяется таким путем, в который дети могут обрабатывать, объяснять, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы о полученной информации.

В 1987 году был создан первый тест на выявление уровня интеллекта у детей с поврежденным зрением, в возрасте от 6 до 16 лет, в него были включены осязательный и исполнительный контекст. Причиной тому послужило знание того, что вербальные и слуховые способности детей с нарушениями зрения часто развиты на должном уровне, а осязательные – в гораздо меньшей степени.

Зная, в какой из сфер: вербальной или невербальной, у ребенка более развиты умственные способности, можно подобрать стимулирование развития слабого анализатора ребенка или помочь ему с использованием более развитого анализатора.

Вербальная помощь существенно помогает во время познания ребенком новых осязательных, обонятельных или вкусовых впечатлений. Она облегчает запоминание и активизирует память.

При этом уровень развития и интеллекта также определяет лимиты того, что можно и целесообразно предоставлять ребенку.

Практика показывает, что бывают такие случаи, когда дети, обладая достаточно высокими интеллектуальными способностями, находятся под влиянием той неблагоприятной социальной среды, в которой воспитываются дома. Они хоть и очень способные, но часто теряют мотивацию к учебе, интерес к познанию нового, подвластны частой смене настроения.

Дети со слабо развитым логическим мышлением проходят специальную подготовку по развитию так называемой познавательной гибкости. На пример, для решения математических задач, с которыми у этих детей появляются трудности, используются подручные материалы, заучиваются песни-рифмовки, разыгрываются действия, которые визуализируют то, о чем говорится в условиях задачи.

Немаловажным аспектом в процессе работы над развитием сенсорных анализаторов является внимание. Ведь оно предопределяет тактильное восприятие. Необходимый уровень внимания постоянно задействован в восприятии.

Дети с серьезными нарушениями зрения на первых стадиях сосредоточенной работы часто жалуются на усталость. Получая информацию путем последовательных тактильных впечатлений, ребенку необходимо собрать ее в одно целое. Этот процесс требует многого со стороны памяти, которая априори связана с сосредоточенностью.

Непосредственный объем внимания ребенка указывает на время, на протяжении которого он может работать сконцентрировано. Сейчас часто наблюдаются случаи патологически повышенной отвлекаемости. На пример, звуковой раздражитель может с лёгкостью отвлечь ребенка с серьезными нарушениями зрения. Занимаясь какой-либо работой, ребенок вдруг останавливается, замирает, чтобы разобрать услышанный им звук, полученный с помощью другого вида восприятия, после снова продолжает заниматься предыдущим видом деятельности.

В работе над развитием умений детей сосредотачиваться, существенно помогает использование различных видов настольных и напольных игр, таких как шашки, шахматы, домино, лото, воздушный хоккей, напольный футбол, мозаики, головоломки. Развитию сосредоточенности и внимания способствуют занятия в составе музыкальных ансамблей, хоровых и хореографических коллективов, когда все выступление зависит от слаженной работы каждого его участника.

Особую роль в процессе работы над развитием сохранных анализаторов играют свойства памяти детей с нарушениями зрения. Ведь они сильно полагаются на ее аспекты. Осязательное ощущение часто подразделяется на фазы, когда одно ощущение переходит в другое или сменяется им.

Дети с нарушениями зрения создают свои картины и образы из отдельных частей своих впечатлений. Это сложный аналитический и созидательный процесс (в этом проявляется главное отличие от зрячих детей). Очевидно, что этот способ изучения строго зависит от способностей памяти ребенка.

Отдельно от этого, осязательная память играет важнейшую роль в способности распознавать предметы, символы и т.д. Новые впечатления должны связываться с ранее полученной информацией. Память также очень важна для того, чтобы наделять предметы значением. Этот особенный навык дает возможность ребенку развивать его собственное восприятие мира.

Для нас стали заметными результаты развития навыков запоминания информации некоторыми детьми, у которых отмечались трудности с этим, после того, как эти дети поучаствовали в театрализованных постановках. Заучивание текста роли и непосредственная презентация этого материала на сцене в целом благотворно влияет не только на само умение запоминать, но и на объем запоминаемой информации.

Безусловно, полнота восприятия картины окружающего мира ребенком с нарушениями зрительного анализатора обеспечивается совместной отлаженной работой всех других анализаторов.

Работа над развитием сохранных анализаторов – трудоёмкий, но чрезвычайно важный процесс, требующий дифференциального подхода в каждом конкретном случае и систематичности.


Библиографический список
  1. Солнцева Л.И. Адаптация диагностических методик при изучении детей с нарушениями зрения. // Дефектология. № 4, 1998.
  2. Солнцева, Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. // Науч.-исслед. Ин-т дефектологии. Акад. Пед. Наук СССР. – М.: Педагогика, 1980.
  3. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. // СПб. Изд-во им. А.Г.Герцена, 1998.


Все статьи автора «Proxima»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: