УДК 316.61

СПЕЦИФИКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ

Трухманова Елена Николаевна1, Гузнищева Мария Вячеславовна2
1Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии
2Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал, студентка 5 курса естественно-географического факультета

Аннотация
В статье рассматриваются особенности самоопределения девиантных подростков и специфика их индивидуального психологического консультирования, направленного на первичную коррекцию поведенческих отклонений.

Ключевые слова: девиантное поведение, девиантные подростки, диалогическое общение, психологическое консультирование, рефлексия, самоопределение


THE SPECIFICS OF INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL COUNSELING DEVIANT ADOLESCENTS

Truhmanova Elena Nikolaevna1, Guznischeva Maria Vyacheslavovna2
1Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Arzamas Branch, PhD in Psychology, Associate Professor of the Department of Psychology
2Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Arzamas Branch, 5-th year student of natural-geographical faculty

Abstract
The article discusses the features of the self-determination of deviant adolescents and the specifics of their individual psychological counseling for primary correction of behavioral abnormalities.

Keywords: deviant adolescents, deviant behavior, dialogic communication, psychological counseling, reflection, self-determination


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Трухманова Е.Н., Гузнищева М.В. Специфика индивидуального психологического консультирования девиантных подростков // Психология, социология и педагогика. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2015/03/4476 (дата обращения: 01.11.2023).

Социальное развитие является важнейшим направлением в становлении личности подрастающего человека. В процессе общения с другими людьми ребенок учится жить по законам общества, следовать общепринятым традициям, адекватно взаимодействовать с окружающими. Усвоенные, интернализованные человеком ценностные ориентации, убеждения, взгляды, социальные нормы, установки становятся в дальнейшем значимыми компонентами самосознания, внутренними регуляторами поведения, основой его самоопределения.

В современных условиях социальной нестабильности процесс адекватного самоопределения подростков (включая полоролевое, ценностно-смысловое, профессиональное) значительно затруднен. Характерные для этого возрастного периода статусная и ролевая неопределенность, неустойчивость Я-концепции обостряются существованием в обществе противоречивых нормативных моделей и отсутствием четких нравственных ориентиров. В данной ситуации у подростков зачастую формируются различные формы девиантного (отклоняющегося) поведения [1, с. 8].

В Психологическом словаре дается общее определение девиантного поведения как системы поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали [2, с. 257].

В.Д. Менделевич дает более конкретную трактовку девиантного поведения – «система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нор­мам и проявляющиеся в несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации и уклонении от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением» [3, с. 14].

Ю.А. Клейберг, рассматривая девиантное поведение подростков, делает акцент на его психологической сущности – специфическом способе «изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним» [4, с. 146]. Автор отмечает, что девиантные действия могут служить в качестве средства достижения значимой цели, способа психологической разрядки, способа удовлетворения  потребности в самореализации и самоутверждении.

Девиантное поведение подростков становится своеобразным выбором социальной роли: подросток хочет «продемонстрировать себя», привлечь к себе внимание, пусть и неадекватными способами.

По мнению Ю.А. Клейберг, важным фактором, обусловливающим отклоняющееся поведение в подростковом возрасте, является деформация ценностно-ориентационной системы, в частности, нечеткое разграничение социально одобряемых и асоциальных норм, аморфность представлений о будущем, ограниченность интересов текущей жизнедеятельностью, некритичность в усвоении ценностей референтной группы [4, с. 81].

Таким образом, очевидна связь различного рода девиаций с особенностями самосознания, Я-концепции личности.

В этой связи, актуальным направлением в коррекции поведенческих отклонений подростков является создание условий для активизации у них процесса рефлексии, развитие способности принимать решения на основе анализа разнообразной, часто противоречивой информации из социума и нести ответственность за свой выбор. Подобные задачи предполагают доверительное обсуждение проблем экзистенциального характера, поэтому в системе коррекционной работы с такими подростками особое место занимает психологическое консультирование. Психологическое консультирование представляет собой один из видов психологической помощи, направленный на разрешение проблемной ситуации консультируемого человека; основано на установление взаимодействий, в результате которых будет поставлен вопрос о поиске решений, которые удовлетворят консультирующую сторону.

Психологическое консультирование подростков является особым шагом для установления контакта ребёнка с окружающим его миром. В этом возрасте идёт активное разностороннее развитие личности, идентификация с определенными группами, и когда на несформированную личность обрушивается большой поток информации из социальной среды, у подростка наступает период замешательства и неопределенности, что сказывается на неточном выборе социальной роли [5, с. 188].

Психолог призван выполнять особую роль в гармонизации отношений ребенка с социумом, как специалист, профессионально ориентирующийся в широком круге психологических проблем, в наибольшей степени нацеленный на реализацию субъект-субъектного подхода в общении и владеющий специфическими техниками организации подобного межличностного взаимодействия. Именно диалогическое, субъектное общение, предполагающее открытость, доверительность и безоценочность, принятие подростка как значимого человека является основным условием оказания ему помощи в адекватном личностном самоопределении.

Реальная практика психологической консультации не всегда основана на добровольном, осознанном обращении ребенка за помощью, гораздо чаще запрос на помощь формулируется другим человеком. В этом случае установление доверительного контакта с подростком, которого “привели” на консультацию, его мотивирование на работу начинается с выявления актуального эмоционального состояния (Страшно было сюда идти? Как ты себя сейчас чувствуешь? Какое у тебя сейчас настроение, можешь нарисовать? и т.п.). Можно предложить подростку любую рисуночную методику (“Несуществующее животное”, “ДДЧ” и т.п.) и начать беседу с обсуждения ее результатов. Подобные техники, в сочетании с уважительным, серьезным, но без нравоучительной оценки отношением взрослого позволяют снизить эмоциональное напряжение консультируемого ребенка и установить с ним первичный личностный контакт [6, с. 147].

В дальнейшей беседе необходимо выявить особенности проявления специфических поведенческих реакций подросткового возраста: реакции эмансипации (Какие у тебя отношения с родителями? Всё ли ты можешь рассказать родителям? Есть ли у тебя от них секреты?), реакции группирования (Есть ли у тебя друзья? Кого ты считаешь другом? Для чего нужны друзья?  Как часто ты с ними проводишь время?), реакции увлечений (Что тебя интересует? Чем ты увлекаешься? Как проводишь свободное время?), реакции сексуального влечения (Что ты знаешь о таком чувстве как влюбленность? Влюблялся ли ты? А сейчас влюблен?), реакции самосознания (Что ты думаешь о жизни? Всё ли тебя устраивает? Что бы ты хотел изменить?).

Полученная психологическая информация о субъективном восприятии и оценке подростком наиболее значимых сфер его жизни, переживаниях, личностных смыслах дает возможность психологу выстроить стратегию дальнейшей коррекционной работы с ним с учетом акцентуаций характера [7].

В процессе консультирования целесообразно также обсудить перспективы в будущем подростка, его жизненные планы, цели и ценности (Каким бы ты хотел видеть свое будущее? Какие возможности ты считаешь важными, чтобы осуществились твои жизненные планы? Что ты считаешь в жизни важным, ценным? Что бы ты хотел изменить в своей жизни? Что необходимо сделать, чтобы твои планы осуществились? и т.п.). Такое обсуждение само по себе является важным, так как ставит ребенка подросткового возраста в позицию рефлексирующего субъекта, планирующего важные жизненные решения, осознающего свои поступки и несущего за них ответственность. Подросток, имеющий планы на будущее, осознает себя в настоящем и будет пытаться что-то предпринять, чтобы добиться своих целей.

Следующим логичным этапом консультативной беседы является совместное выявление личностных ресурсов подростка, необходимых для достижения желаемого будущего (Какие качества, личностные особенности ценны, важны для тебя? Какими из этих качеств ты обладаешь, как они помогают тебе достигать своих целей? За что бы ты мог похвалить себя? Какие личностные качества затрудняют достижение намеченных целей? и т.п.).

Подобное обсуждение закономерно приводит к исследованию и конкретизации путей и методов решения существующих у ребенка психологических проблем, способствует его личностному росту. На этой основе становится возможной дальнейшая психокоррекционная работа с девиантным подростком, нацеленная на помощь в адекватном социальном самоопределении.


Библиографический список
  1. Трухманова Е.Н. Личностные особенности подростков-сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей как фактор их дезадаптации (на материалах сельских детских домов): автореф. дисс. к анд. псих. наук. – М., 2004.
  2. Психология: Словарь / Под ред. А.В.Петровского. – М., 1990.
  3. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения. – СПб.: Речь, 2005.
  4. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. – М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М», 2001.
  5. Трухманова Е.Н. Интернет-коммуникации как фактор социализации современных подростков и юношей // Приволжский научный вестник. – 2014. – № 11-2 (39) – С. 186-190.
  6. Трухманова Е.Н. Личностные особенности подростков-сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей как фактор их дезадаптации (на материалах сельских детских домов): дисс. … канд. псих. наук. – М., 2004.
  7. Трухманова Е.Н. Психологические аспекты формирования гендерных особенностей самосознания подростков в условиях сельской социокультурной среды / Е.Н. Трухманова, М.В. Гузнищева // Культура и образование. – 2014. – № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik-rzi.ru/2014/06/1979 (дата обращения: 05.06.2014).


Все статьи автора «Трухманова Елена Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: