УДК 378.147

СОЗДАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ РЕСУРСОВ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В РАМКАХ ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕР-КЛАССА

Каткова Алла Леонидовна
Шадринский государственный педагогический институт

Аннотация
Статья освещает актуальную проблему подготовки и использования программных средств информационных технологий и повышения компьютерной грамотности преподавателей педагогического вуза. Автор описывает проведение мастер-классов по созданию мультимедийных ресурсов для педагогов, не владеющих такими умениями, но желающих их применять в своей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: компьютерные технологии, мастер-класс, мультимедиа ресурсы, педагогический вуз


CREATING MULTIMEDIA RESOURCES TEACHERS TEACHING UNIVERSITY IN THE FRAMEWORK OF THE MASTER CLASS

Katkova Alla Leonidovna
Shadrinsk State Pedagogical Institute

Abstract
The article highlights the problem of preparation and use of software of information technologies and the enhancement of computer literacy of teachers of pedagogical University. The author describes the holding of workshops for the development of multimedia resources for teachers who don't use such skills, but willing to apply them in their professional activities.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Каткова А.Л. Создание мультимедийных ресурсов преподавателями педагогического вуза в рамках проведения мастер-класса // Психология, социология и педагогика. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2015/03/4674 (дата обращения: 29.10.2023).

В процессе профессиональной деятельности преподаватели педагогического вуза постоянно обновляют и вносят изменения в теоретические сведения, освещаемые на лекциях. Чтобы избежать однообразия, а также повысить интерес у студентов к предмету, педагоги внедряют в учебный процесс элементы электронных материалов и мультимедийных ресурсов.

Проводя дискуссию на научной конференции в Шадринском государственном педагогическом институте и обсуждая ИКТ-компетентность педагогов, докладчики факультета информатики, математики и физики заметили, что большинство преподавателей других факультетов не стремятся использовать на своих занятиях цифровые образовательные ресурсы, хотя понимают, что это потенциальная помощь в педагогическом труде. Преподаватели сталкиваются с проблемой недостаточной подготовки к использованию средств компьютерных технологий, а техническое оснащение аудиторий зачастую превосходит умения им пользоваться. При изучении этой актуальной проблемы в педагогическом вузе, были выявлены следующие противоречия:

-        между желанием педагогов привнести в свои занятия интерактивные элементы и отсутствием умения опытного использования готовых цифровых ресурсов, а также создания собственных;

-        между стремлением научиться создавать мультимедийные ресурсы и сложностью самостоятельного изучения и нахождения материала.

Определив противоречия и осмыслив проблему коллектив преподавателей факультета информатики, математики и физики пришел к решению: провести ряд мастер-классов для профессорско-преподавательского состава педагогического вуза, призванных заложить знания и развить умения по созданию авторских мультимедийных продуктов, необходимых для профессиональной деятельности.

Основной целью проведения мастер-классов являлось обучение преподавателей педагогического вуза созданию мультимедийных материалов для совершенствования учебного процесса.

Для достижения цели были определены задачи мероприятия:

  1. Выявить уровень подготовленности педагогов к использованию интерактивных ресурсов.
  2. Конкретизировать тематику мастер-классов в зависимости от предпочтений преподавателей.
  3. Осуществить обучение профессорско-преподавательского состава.
  4. Достигнуть результата мастер-классов в виде готового мультимедийного продукта.

В ходе научно-методической работы применялись эмпирические методы: наблюдение (посещение занятий), беседа и опрос педагогов, анализ полученных сведений для последующих практических действий.

Групповые беседы с преподавателями позволили определить степень подготовленности к созданию и дальнейшему использованию цифрового ресурса. Коллеги отмечали необходимость получения знаний в области программного обеспечения и компьютерных технологий. Обсуждение применяемых форм занятий позволило конкретизировать тематику мастер-классов. В ходе диалога организаторы мастер-классов разъясняли методы разработки и применения электронных тестов, презентаций, оформления диаграмм и графиков, разработки наградных материалов, грамот, благодарственных писем, сертификатов, праздничных плакатов. Особый интерес вызвала тема проектирования видеолекций, к которой мы решили прибегнуть для достижения поставленных задач.

Перед проведением мастер-классов слушателям предлагалось подобрать различные материалы: текстовые, звуковые, графические – по тематике дисциплин учебной нагрузки преподавателей. В помощь коллегам были направлены сотрудники факультета, которые осуществляли видеозапись и учили поиску и скачиванию видеофайлов в сети Интернет. В это время организатор мастер-класса разработал методические рекомендации в виде пособия, которые были выданы всем участникам.

Все записавшиеся в списки преподаватели были разделены на группы для оптимальной и плодотворной работы в процессе разъяснения материала. Неоднократные ранее проводимые мастер-классы доказывают, что наиболее эффективный результат бывает, когда количество участников не превышает 10-15 человек, поскольку организатор визуально контролирует работу группы и имеет достаточно времени для индивидуальной кратковременной помощи слабоуспевающим.

Выбор программного обеспечения для предстоящего методического мероприятия зависел от следующих критериев:

  • простота интерфейса и возможность работы для неопытного пользователя;
  • созданная для операционной системы Windows (в процессе опроса стало понятно, что другими операционными системами преподаватели не пользуются);
  • возможность самостоятельной установки программы на компьютер;
  • лояльность видеоредактора к различным форматам файлов;
  • удобство сохранения готового проекта с необходимым расширением.

Все перечисленные требования прекрасно подходили к видеоредактору «Киностудия Windows Live» – это программа для создания и редактирования видео, входящая в состав пакета основных компонентов Windows [1]. Положительным моментом стала возможность интеграции программы с социальными сетями, что позволит обмениваться педагогам созданными файлами с коллегами [2]. На этом подготовительная часть была окончена и началась основная практическая работа.

Мастер-класс начался с рассмотрения  основного окна программы, меню и панели управления. Педагоги под руководством организатора учились добавлять видеофайлы и изображения в проект, применять к ним эффекты, работать с временной линией, редактировать фрагменты средствами усечения. Особое внимание было уделено записи закадрового текста и авторского видео, что является неотъемлемой частью для пояснения материала на лекции и соответственно важно для создания собственных мультимедийных ресурсов. Преподаватели задавали немало вопросов, касающихся использования веб-камер и микрофонов.

Часть времени была посвящена работе со звуком, даны понятия параметров «скорость нарастания» и «скорость угасания» звука, объяснены преимущества использования звукового микшера. К проекту были добавлены заголовок и конечные титры, переходы между кадрами и некоторые эффекты, не нарушающие эргономику будущего мультимедийного ресурса. В конце мастер-класса все участники сохранили готовые мультимедийные продукты.

Таким образом, задачи, поставленные нами перед проведением методического мероприятия, были выполнены. В ходе беседы с коллегами был определен уровень  подготовленности к предстоящей работе, выяснена интересующая их тематика мастер-классов, затем проведено обучение профессорско-преподавательского состава и достигнут соответствующий результат. Все перечисленные действия привели к непосредственной реализации основной цели запланированной работы.

Научно-методический проект был успешно окончен, но участники мастер-класса внесли предложение – посетить занятия, для которых создавались видеоресурсы и  встретиться через определенный срок для группового обсуждения и доработки мультимедиа элементов, с учетом критических замечаний. Предложение было поддержано большинством преподавателей, что показывало неподдельный интерес и стремление к полноценному внедрению самостоятельно созданных ресурсов в учебный процесс.

После применения собственных мультимедийных продуктов на лекциях и практических занятиях преподаватели отмечали: усиление интереса студентов к лекциям по дисциплине за счет новой визуальной формы представления материала, улучшение восприятия и понимания некоторых сложных тем. Также была высказана идея продолжения проведения подобных мастер-классов по еще неизученным, но необходимым для образования темам.


Библиографический список
  1. Киностудия Windows [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%E8%ED%EE%F1%F2%F3%E4%E8%FF_Windows (дата обращения 28.03.2015).
  2. Киностудия Windows Live. Основные возможности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://softikbox.com/kinostudiya-windows-live-3494.html (дата обращения 28.03.2015).


Все статьи автора «Каткова Алла»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: