В процессе профессиональной деятельности преподаватели педагогического вуза постоянно обновляют и вносят изменения в теоретические сведения, освещаемые на лекциях. Чтобы избежать однообразия, а также повысить интерес у студентов к предмету, педагоги внедряют в учебный процесс элементы электронных материалов и мультимедийных ресурсов.
Проводя дискуссию на научной конференции в Шадринском государственном педагогическом институте и обсуждая ИКТ-компетентность педагогов, докладчики факультета информатики, математики и физики заметили, что большинство преподавателей других факультетов не стремятся использовать на своих занятиях цифровые образовательные ресурсы, хотя понимают, что это потенциальная помощь в педагогическом труде. Преподаватели сталкиваются с проблемой недостаточной подготовки к использованию средств компьютерных технологий, а техническое оснащение аудиторий зачастую превосходит умения им пользоваться. При изучении этой актуальной проблемы в педагогическом вузе, были выявлены следующие противоречия:
- между желанием педагогов привнести в свои занятия интерактивные элементы и отсутствием умения опытного использования готовых цифровых ресурсов, а также создания собственных;
- между стремлением научиться создавать мультимедийные ресурсы и сложностью самостоятельного изучения и нахождения материала.
Определив противоречия и осмыслив проблему коллектив преподавателей факультета информатики, математики и физики пришел к решению: провести ряд мастер-классов для профессорско-преподавательского состава педагогического вуза, призванных заложить знания и развить умения по созданию авторских мультимедийных продуктов, необходимых для профессиональной деятельности.
Основной целью проведения мастер-классов являлось обучение преподавателей педагогического вуза созданию мультимедийных материалов для совершенствования учебного процесса.
Для достижения цели были определены задачи мероприятия:
- Выявить уровень подготовленности педагогов к использованию интерактивных ресурсов.
- Конкретизировать тематику мастер-классов в зависимости от предпочтений преподавателей.
- Осуществить обучение профессорско-преподавательского состава.
- Достигнуть результата мастер-классов в виде готового мультимедийного продукта.
В ходе научно-методической работы применялись эмпирические методы: наблюдение (посещение занятий), беседа и опрос педагогов, анализ полученных сведений для последующих практических действий.
Групповые беседы с преподавателями позволили определить степень подготовленности к созданию и дальнейшему использованию цифрового ресурса. Коллеги отмечали необходимость получения знаний в области программного обеспечения и компьютерных технологий. Обсуждение применяемых форм занятий позволило конкретизировать тематику мастер-классов. В ходе диалога организаторы мастер-классов разъясняли методы разработки и применения электронных тестов, презентаций, оформления диаграмм и графиков, разработки наградных материалов, грамот, благодарственных писем, сертификатов, праздничных плакатов. Особый интерес вызвала тема проектирования видеолекций, к которой мы решили прибегнуть для достижения поставленных задач.
Перед проведением мастер-классов слушателям предлагалось подобрать различные материалы: текстовые, звуковые, графические – по тематике дисциплин учебной нагрузки преподавателей. В помощь коллегам были направлены сотрудники факультета, которые осуществляли видеозапись и учили поиску и скачиванию видеофайлов в сети Интернет. В это время организатор мастер-класса разработал методические рекомендации в виде пособия, которые были выданы всем участникам.
Все записавшиеся в списки преподаватели были разделены на группы для оптимальной и плодотворной работы в процессе разъяснения материала. Неоднократные ранее проводимые мастер-классы доказывают, что наиболее эффективный результат бывает, когда количество участников не превышает 10-15 человек, поскольку организатор визуально контролирует работу группы и имеет достаточно времени для индивидуальной кратковременной помощи слабоуспевающим.
Выбор программного обеспечения для предстоящего методического мероприятия зависел от следующих критериев:
- простота интерфейса и возможность работы для неопытного пользователя;
- созданная для операционной системы Windows (в процессе опроса стало понятно, что другими операционными системами преподаватели не пользуются);
- возможность самостоятельной установки программы на компьютер;
- лояльность видеоредактора к различным форматам файлов;
- удобство сохранения готового проекта с необходимым расширением.
Все перечисленные требования прекрасно подходили к видеоредактору «Киностудия Windows Live» – это программа для создания и редактирования видео, входящая в состав пакета основных компонентов Windows [1]. Положительным моментом стала возможность интеграции программы с социальными сетями, что позволит обмениваться педагогам созданными файлами с коллегами [2]. На этом подготовительная часть была окончена и началась основная практическая работа.
Мастер-класс начался с рассмотрения основного окна программы, меню и панели управления. Педагоги под руководством организатора учились добавлять видеофайлы и изображения в проект, применять к ним эффекты, работать с временной линией, редактировать фрагменты средствами усечения. Особое внимание было уделено записи закадрового текста и авторского видео, что является неотъемлемой частью для пояснения материала на лекции и соответственно важно для создания собственных мультимедийных ресурсов. Преподаватели задавали немало вопросов, касающихся использования веб-камер и микрофонов.
Часть времени была посвящена работе со звуком, даны понятия параметров «скорость нарастания» и «скорость угасания» звука, объяснены преимущества использования звукового микшера. К проекту были добавлены заголовок и конечные титры, переходы между кадрами и некоторые эффекты, не нарушающие эргономику будущего мультимедийного ресурса. В конце мастер-класса все участники сохранили готовые мультимедийные продукты.
Таким образом, задачи, поставленные нами перед проведением методического мероприятия, были выполнены. В ходе беседы с коллегами был определен уровень подготовленности к предстоящей работе, выяснена интересующая их тематика мастер-классов, затем проведено обучение профессорско-преподавательского состава и достигнут соответствующий результат. Все перечисленные действия привели к непосредственной реализации основной цели запланированной работы.
Научно-методический проект был успешно окончен, но участники мастер-класса внесли предложение – посетить занятия, для которых создавались видеоресурсы и встретиться через определенный срок для группового обсуждения и доработки мультимедиа элементов, с учетом критических замечаний. Предложение было поддержано большинством преподавателей, что показывало неподдельный интерес и стремление к полноценному внедрению самостоятельно созданных ресурсов в учебный процесс.
После применения собственных мультимедийных продуктов на лекциях и практических занятиях преподаватели отмечали: усиление интереса студентов к лекциям по дисциплине за счет новой визуальной формы представления материала, улучшение восприятия и понимания некоторых сложных тем. Также была высказана идея продолжения проведения подобных мастер-классов по еще неизученным, но необходимым для образования темам.
Библиографический список
- Киностудия Windows [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%E8%ED%EE%F1%F2%F3%E4%E8%FF_Windows (дата обращения 28.03.2015).
- Киностудия Windows Live. Основные возможности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://softikbox.com/kinostudiya-windows-live-3494.html (дата обращения 28.03.2015).