Теория и практика социализации в ресурсах современной педагогической методологии [1] определяют перспективность дополнения и верификации социально-педагогического знания [3-13], специфика которого нами будет определена в рамках исследований качества уточнения понятийного аппарата, разработки педагогических средств, методов и технологий социально-педагогической работы в системе общего и дополнительного образования детей и юношества [2], в структуре которого мы будем делать акцент на социализации и самореализации личности обучающегося через спорт (регби) [4, 13], приоритетами в выборе направления самореализации и социализации будет оптимальное решение мультисредовых и поликультурных противоречий.
В ресурсах детерминации и создания новых продуктов деятельности развивающейся личности педагогическое моделирование занимает важное место [14-18], полисистемность рассмотрения возможностей которого представляет интерес в различных направлениях социально-педагогического знания.
В системе детерминации и использования педагогического моделирования качество сформированности и процесс формирования культуры самостоятельной работы являются уникальными продуктами профессионально-педагогической деятельности, начиная от формирования культуры самостоятельной работы обучающегося [19-24], заканчивая культурой самостоятельной работы студента и педагога [25-35].
В структуре поиска объективной оценки сформированности качества культуры самостоятельной работы личности (обучающийся, студент, педагог, профессионал, инженер и пр.) были выбраны портфолио обучающегося [19, 21] и профессионально-педагогический кейс [36-38].
Портфолио обучающегося представляет собой набор подтверждающих документов современной практики продуктивного обучения, определяющего перспективность и реализацию идей самовыражения и саморазвития личности обучающегося через продукты ведущей деятельности и хобби, определяемые в верификации моделируемого качества в различных направлениях современной культуры и научной мысли, в совокупности своей верифицирующих возможность оптимальной подготовки личности к выполнению различных задач взаимодействия, сотрудничества, самореализации.
Портфолио обучающегося начинают моделировать с начальной школы, заканчивая системой профессионально-трудовых отношений, в структуре которых может быть принята модифицированная форма портфолио, например, – у педагогов – это профессионально-педагогический кейс.
Уточним понятие и модели портфолио обучающегося и профессионально-педагогического кейса тренера по регби, выделим уровни сформированности культуры самостоятельной работы обучающегося, занимающегося регби, и тренера-преподавателя по регби, включенного в процесс оптимизации условий развития личности обучающегося и повышения спортивного совершенствования и мастерства.
Портфолио обучающегося, занимающегося регби, – совокупность данных материалов биографии обучающегося, в структуре которой ведущее место уделяется регби, достижениям в регби, формам сотрудничества и специфики организации саморазвития и самосовершенствования, самореализации и самоутверждения через командные победы и способы решения задач развития коллектива игроков, формируемых в условиях поликультурного пространства и выбора того или иного типа игры (регби-7, регби-15 и пр.), предопределяющих детализацию и верификацию модели успешности и конкурентоспособности в различных формах оценки качества и возможностей уточнения и оптимизации акметраектории личности обучающегося, занимающегося регби.
Качество моделирования портфолио обучающегося, занимающегося регби, зависит от качества развития и формирования личности, в том числе и культуры самостоятельной работы обучающегося, занимающегося регби.
Выделим 4 уровня сформированности культуры самостоятельной работы обучающегося, занимающегося регби, в модели 4-х уровней качества моделирования портфолио обучающегося, занимающегося регби:
1. Потенциальный уровень сформированности качества моделирования портфолио обучающегося, занимающегося регби, – определяется через возможность постановки проблемы моделирования (создания) портфолио обучающегося. На данном уровне обучающийся осознает необходимость рефлексии и иллюстрации достижений, которыми он в большей части не богат. Потенциальный уровень сформированности качества моделирования портфолио обучающегося, занимающегося регби, параллельно определяет объектный уровень сформированности культуры самостоятельной работы обучающегося. Точнее сказать, – на объектном уровне сформированности культуры самостоятельной работы обучающегося может быть визуализирован только потенциальный уровень качества моделирования портфолио обучающегося – в нашем случае – обучающегося, занимающегося регби. Здесь присутствует практика определения перспектив развития в системе методов и способов фиксации первичной и вторичной информации. Все достижения представляют собой реализованные условия продуктивного использования совокупности способов фиксации информации и репродуктивного самовыражения личности в регби.
2. Достигаемый уровень сформированности качества моделирования портфолио обучающегося, занимающегося регби, – это уровень среднестатистического обучающегося, включенного в освоение практики приоритетного развития личности юного спортсмена, занимающегося регби. Индивидуальный уровень сформированности культуры самостоятельной работы обучающегося, занимающегося регби, соответствует в практике верификации качества моделирования портфолио – достигаемому уровню сформированности качества моделирования портфолио обучающегося, занимающегося регби. Возможность получения такого рода практики широка и многообразна.
3. Качественный уровень сформированности качества моделирования портфолио обучающегося, занимающегося регби, – это уровень реализации идей продуктивного самовыражения и самосовершенствования в постановке и решении задач развития личности, т.е. решения противоречий «хочу – могу – надо – есть». Субъектный уровень сформированности культуры самостоятельной работы обучающего позволяет самостоятельно ставить цель и ее достигать совокупностью методов командной игры регби. Победа является цепочкой грамотно продуманных, ситуативно подобранных форм сотрудничества и продуктивного, коллективного самовыражения и самореализации, а портфолио содержит подтверждающие акты такой практики.
4. Мастерский уровень сформированности качества моделирования портфолио обучающегося, занимающегося регби, – это уровень, на котором проиллюстрированы высокие достижение в регби и высокое мастерство составления портфолио обучающегося, в котором тонкой линией и гибкой морально-этической связью установлены закономерности кропотливого труда, коллективизма и высоких наград в выбранном виде спорта. На данном уровне у обучающегося сформирован творческий уровень культуры самостоятельной работы обучающегося.
В таком понимании могут быть организованы научно-практические конкурсы и конференции, определяющие возможность продуктивной самореализации личности не только через направление «спорт», но и направление «наука», что обеспечит возможность перехода из одного направления социализации и самореализации личности в другой.
Участие в III заочной, научно-практической конференции обучающихся средних общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва «Портфолио как итог формирования культуры самостоятельной работы обучающегося» (Новокузнецк, 04-06 мая 2015 г.) позволило занять Ашиной Алене первое место (Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва (СДЮСШОР) по регби «Буревестник», г. Новокузнецк).
Структура верификации качества моделирования портфолио обучающегося – сложная профессионально-педагогическая задача, т.к. необъективность оценки результатов деятельности обучающегося и практики участия в научно-практических конференциях обучающихся могут деформировать личность и надолго, а иногда и навсегда исключить данное направление социализации и самореализации. Для этого необходимо создавать и реализовывать специальные условия, в которых выделенная категория обучающихся будет поставлена в оптимальные условия включения в научно-педагогическую работу, в структуре которой рефлексия и самореализация личности определят и качество формирования и сформированности определенных компетенций, и качество постановки и выполнения той или иной задачи развития личности в коллективе.
В совместной работе обучающегося и тренера-преподавателя по регби происходит развитие всех структур личности, детерминируемых и оцениваемых в ресурсах предметно- и профессионально-педагогических презентаций. У обучающихся – это портфолио, а у педагогов – это профессионально-педагогический кейс [37-38].
Профессионально-педагогический кейс тренера-преподавателя по регби – это совокупность иллюстрируемых достижений в трех плоскостях оценки результативности профессионально-педагогического труда:
1. Спортивные достижения (если тренер выступает в роли спортсмена).
2. Научно-педагогическая работа в структуре непрерывного профессионального образования.
3. Методическая и воспитательно-образовательная практика тренера-преподавателя по регби, которая включает все достижения воспитанников в выбранном виде спорта.
Все три направления у молодого тренера преподавателя по регби оцениваются в ресурсах проделываемой работы. Практика оценки позволила выделить 4 уровня сформированности качества моделирования профессионально-педагогических кейсов, которые мы также соотнесем с качеством формирования культуры самостоятельной работы [30] тренера-преподавателя по регби:
1. Базовый (начальный) уровень качества моделирования профессионально-педагогического кейса определяется начальным представлением данных педагога, закончившего вуз, имеющего определенные достижения в спорте, науке и незначительный опыт в организации учебно-тренировочной практики, что и отражается в профессионально-педагогическом кейсе. На данном уровне качества моделирования профессионально-педагогического кейса у тренера-преподавателя по регби сформирована культура самостоятельной работы объектного и индивидуального уровня сформированности.
2. Профессиональный уровень качества моделирования профессионально-педагогического кейса определяется достаточными результатами в трех выделенных направлениях оценки наполнения профессионально-педагогического кейса тренера-преподавателя по регби. На данном уровне сформирована культура самостоятельной работы субъектного уровня сформированности.
3. Наставнический уровень качества моделирования профессионально-педагогического кейса определяется работой по подготовке и включению в систему учебно-тренировочных занятий молодых тренеров-преподавателей по регби. На данном уровне может быть сформирована культура самостоятельной работы субъектного или личностного уровня сформированности.
4. Научно-педагогический уровень качества моделирования профессионально-педагогического кейса определяется такой практикой тренера-преподавателя, в которой он имеет ряд научно-педагогических публикаций по теории и практике организации учебно-тренировочного процесса, публикации в области научно-педагогической подготовки обучающихся к организации полисистемного развития и самореализации, социализации и самоутверждения. На данном уровне у тренера-преподавателя по регби сформирована культура самостоятельной работы личностного уровня сформированности.
При анализе предоставленных 12 профессионально-педагогических кейсов тренеров-преподавателей по регби в Специализированной детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва по регби «Буревестник» (г. Новокузнецк), педагогический стаж в данной выборке тренеров-преподавателей по регби составил до 5 лет, все 12 профессионально-педагогических кейсов мы отнесли к профессиональному уровню качества моделирования профессионально-педагогического кейса тренера-преподавателя по регби.
Возможности продуктивного становления личности и формирования культуры самостоятельной работы может быть проанализирована в совместной практике педагогов и обучающихся, включенных в единую практику определения и решения проблем развития личности и коллектива, определяющих необходимость продуктивного развития и становления личности базовой идей развития личности и коллектива.
Библиографический список
- Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования : учеб. пособ. для пед. вузов и системы доп. проф. образования. М. : НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Угольникова О.А., Зубанов В.П. Выпускная квалификационная работа будущего педагога по физической культуре как результат сформированности культуры самостоятельной работы // Современная педагогика. 2015. № 3 (28). С. 76-89.
- Базарный К.Г., Седова К.С., Зубанов В.П. Специфика детерминации основ социализации, саморазвития и самореализации в структуре изучения возможностей педагогики спорта // Современная педагогика. 2015. № 3 (28). С. 55-62.
- Баранова Е.А., Козырева О.А., Соловьёва Е.В. Специфика социализации и самореализация девушек в СДЮСШОР «Буревестник» // Технологическое образование и устойчивое развитие региона. 2012. Т. 3. № 1-1 (9). С. 16-19.
- Зубанов В.П., Руденко Е.Н., Шварцкопф Е.Ю. Некоторые особенности социализации и самореализации подростка в структуре занятий футболом // Психология, социология и педагогика. 2014. № 12 (39). С. 21-23.
- Козырева О.А. Общие основы педагогики : учеб. пособ. для студ. пед. вузов. Новокузнецк: КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008. 279 с. [+прил. на CD].
- Козырева О. А. Основы профориентологии : курс занятий для студентов специальности «031000 – “Педагогика и психология”». Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2007. 307 с. [+ приложение на CD]. ISBN 978–5–85117–290–8.
- Козырева О.А. Психолого-педагогическая антропология: программа и контрольно-измерительные материалы : учеб.-метод. пособ. для студ. специальности «031000 – “Педагогика и психология”». Новокузнецк: КузГПА, 2006. 153 с. ISBN 5–85117–236–3.
- Козырева О. А. Психолого-педагогическая антропология: учебное пособие для студентов специальности «031000 – “Педагогика и психология”». Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008. 266 с. [ + приложение на DVD]. ISBN 987–5–85117–381–3.
- Козырева О. А. Социальная педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов. Новокузнецк : КузГПА, 2010. 217 с. [+прил. на CD]. ISBN 978–5–85117–495–7.
- Козырева О.А. Специальная педагогика: учеб. пособ. для студ. пед. вузов спец. «033100-Физ. культура». Новокузнецк: КузГПА, 2010. 114 с. [+прил. на CD].
- Кошелев А. А., Козырева О. А. Модели и особенности социализации и самореализации школьников и студентов // Вестник педагогических инноваций. 2011. №1. С. 90-106.
- Соловьева Е.В., Баранова Е.А., Козырева О.А. Культура самостоятельной работы в структуре самореализации девушек-регбисток // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2011. № 8. С. 242-245.
- Козырева О. А. Моделирование как социально-педагогический феномен : курс занятий для учителей, педагогов средней и высшей школы, слушателей ИПК и ФПК, студентов и аспирантов. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2007. 627 с. [+прил. на CD].
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // Europan Soucial Science Jornal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
- Козырева О.А. Моделирование как средство формирования культуры самостоятельной работы // Проф. образование в России и за рубежом. 2010. № 1 (2). С. 101-110.
- Козырева О.А. Некоторые особенности реализации моделей RP-технологии педагогического взаимодействия при изучении разделов педагогики // Омский научный вестник. 2007. № 4 (58). С. 184-187.
- Козырева О.А. Способы фиксации информации как методы моделирования и средства формирования культуры самостоятельной работы // Общественные науки. 2010. № 1. С. 182-191.
- Колпаченко Л.Я., Козырева О.А. Портфолио обучающегося системы НПО и СПО: учебн. пособ. Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2011. 46 с. [+прил. на DVD]. ISBN 978-5-85117-554-1.
- Кошелев А. А., Козырева О. А. Культура самостоятельной работы обучающегося : монография. Новокузнецк : изд-во КузГПА, 2012. 113 с. ISBN 978-5-85117-675-3.
- Кошелев А.А., Козырева О.А. Портфолио школьника как результат формирования его культуры самостоятельной работы // Europan Soucial Science Jornal. 2011. №6. С.210-217.
- Кошелев А.А., Козырева О.А. Портфолио школьника : учебное пособие. Новокузнецк: КузГПА, 2011. 38 с. [+прил. на DVD]. ISBN 978–5–85117–615–9.
- Макарова Т.В., Кошелев А.А., Козырева О.А. Культура самостоятельной работы обучающегося: типология, модель формирования // Омский научный вестник. 2014. № 3 (129). С. 128-131.
- Митькина Е.В., Козырева О.А. Специфика формирования культуры самостоятельной работы обучающихся в контексте их продуктивной деятельности // Формирование человеческого и социального капитала: проблемы педагогики, психологии и философии: сб. матер. II Междун. науч.-практ. конфер. Йошкар-Ола, 2013. С. 14-18.
- Козырева О.А. Модели формирования культуры самостоятельной работы в структуре профессиональной деятельности // Современная наука. 2010. № 3. С. 118-121.
- Козырева О.А. Некоторые аспекты формирования культуры самостоятельной работы будущих педагогов в структуре подготовки к воспитательной работе в школе // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. 2014. № 1. С. 69-71.
- Козырева О. А. Культура самостоятельной работы как механизм самосовершенствования и самореализации личности педагога // Вестник пед. инноваций. 2007. №4 (12). С.52-65.
- Козырева О.А. Феноменологические особенности формирования культуры самостоятельной работы педагога // Вестник СГУ. 2011. №2 (73). С.109-117.
- Козырева О.А. Культура самостоятельной работы как фактор формирования и развития профессионально-педагогической культуры студентов-педагогов и педагогов-психологов // Известия Южного федер. университета. Пед. науки. 2008. № 3. С.61-69.
- Козырева О.А. Культура самостоятельной работы педагога: от определения до продуктов самореализации // Современная педагогика. 2014. № 12 (25). С. 97-102.
- Козырева О.А. Культура самостоятельной работы студентов // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2007. № 2. С. 184-192.
- Редлих С. М., Козырева О. А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. №1 (3). С. 49-62.
- Редлих С. М., Козырева О. А. Культура самостоятельной работы учителя как вектор самореализации и самосовершенствования личности в педагогической деятельности // Педагогическое образование и наука. 2011. № 11. С. 58-65.
- Редлих С.М., Козырева О.А. Система принципов формирования культуры самостоятельной работы педагога как механизм реализации условий продуктивного педагогического взаимодействия // Проф. образование в России и за рубежом. 2012. №1 (5). С. 27-29.
- Редлих С.М., Козырева О.А. Специфика и результативность формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по ФК как ресурс становления и профессионализма // Педагогическое образование и наука. 2014. №1. С.103-107.
- Бен Е.А., Дьячков В.А., Зубанов В.П. Исследование качества моделирования предметно-педагогических презентаций будущих педагогов по физической культуре в модели становления личности // Психология, социология и педагогика. 2015. № 3 (42). С. 38-44.
- Горбунова И.А., Козырева О.А. Профессионально-педагогический кейс педагога по физической культуре: учеб. пособ. Кемерово: КРИПКиПРО, 2012. 79 с. [+прил. на DVD].
- Козырева О. А. Управление образовательными системами : учеб. пособ. для студ. пед. вузов. Новокузнецк : КузГПА, 2010. 97 с. [+прил. на DVD]. ISBN 978–5–85117–552–7.