УДК 37.018.26

СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Савченко Ирина Алексеевна1, Сошникова Ксения Михайловна2
1Московский городской психолого-педагогический университет, кандидат политических наук, доцент кафедры теории и практики управления
2Московский городской психолого-педагогический университет, магистрант кафедры теории и практики управления

Аннотация
Статья посвящена проблеме взаимодействия образовательной организации с наиболее заинтересованной в ее деятельности группой общественности – родителями. Авторами обосновывается необходимость и указываются некоторые возможные направления развития связей с общественностью в образовательной организации. Основываясь на данных проведенного опроса, устанавливается возможность расширения участия родителей в организации внеучебной деятельности учеников, а также укрепления связей с общественными организациями.

Ключевые слова: образовательная организация, связи с общественностью


PUBLIC RELATIONS IN EDUCATIONAL ORGANIZATION

Savchenko Irina Alekseevna1, Soshnikova Ksenia Mikhailovna2
1Moscow city University of psychology and education, candidate of political Sciences, Professor of the theory and practice of management
2Moscow city University of psychology and education, master of the Department of theory and practice of management

Abstract
The article is devoted to the problem of interaction of educational institutions with the most interested in its activities by a group of public – parents. The authors justify the need and outlines some possible directions of development of public relations in educational organization. Based on survey data, it is the possibility of increased involvement of parents in the organization of extracurricular activities of students as well as strengthen ties with community organizations.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Савченко И.А., Сошникова К.М. Связи с общественностью в образовательной организации // Психология, социология и педагогика. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2015/08/5694 (дата обращения: 12.09.2024).

Одной из реальностей настоящего времени является чрезвычайно обильный и плотный информационный поток, в котором мы существуем, принимаем решения, осуществляя выбор того или иного продукта, услуги, политической партии, образовательной организации.  Возможность выбора для потребителя продукта или услуги на основе изучения разнообразной информации влечет за собой обязанность организации, предоставляющей данные продукт или услугу, обеспечивать доступность всей интересующей потребителя информацией. Современные образовательные организации сегодня поставлены в условия, когда успешность их деятельности в значительной степени зависит от способности организовать и поддерживать связи со значимыми для данной организации группами общественности. Слабая информированность населения о работе образовательной организации, которой является школа, приводит к отсутствию активной поддержки ее целей и программ со стороны местного сообщества, в том числе родителей. [4] Под связями с общественностью, как правило, понимается деятельность, способствующая установлению, налаживанию и поддержанию доброжелательных отношений между вузом  и его основными целевыми группами общественности, которые оказывают большое влияние на его деятельность и от которых, так или иначе, зависит успешность его существования. [3]

В связи с этим возникает ряд проблем. С одной стороны, они касаются потребителей образовательных услуг. Для них требующими решения остаются следующие вопросы: каким образом осуществлять выбор в пользу той или иной образовательной организации? каковы критерии оценки качества предлагаемых образовательных услуг? где, в конечном счете, лучше всего обучать ребенка? С другой стороны, существуют проблемы у образовательных организаций, которые предоставляют образовательные услуги. Для них важно определиться с тем, каким образом осуществлять привлечение внимания потребителей, что нужно делать для установления, поддержания и расширения контактов с потенциальными заказчиками. [1]

Решение обозначенных проблем возможно через расширение связи образовательных организаций с общественностью. Наличие доступа к интересующей потребителя образовательных услуг информации, ее высокое качество облегчает ситуацию выбора родителям и их детям, позволяет школам сформировать соответствующий контингент обучающихся. В итоге, формирование доверительных отношений между конкретной образовательной организацией и заинтересованными в ее деятельности группами общественности, определяет эффективность достижения важной для общественной жизни цели – повышения качества образования, с точки зрения соответствия его уровня современным требованиям.

Кроме того, по мнению А.И. Гретченко, образовательная организация сегодня поставлена в условия конкуренции, необходимости самостоятельно предпринимать усилия по нахождению средств к существованию и развитию. Поэтому образовательная организация, будь то школа или вуз, должна постоянно обновлять «ассортимент» предлагаемых образовательных услуг, обеспечивая выгодное позиционирование на их рынке. [2]

При этом не следует забывать, что установление и поддержание связей с общественностью – это достаточно сложный процесс. Для его реализации образовательной организации необходимо обеспечить постоянный диалог с заказчиками и потребителями образовательных услуг, информировать их о работе педагогического коллектива, завоевывать доверие родителей и детей, добиваться того, чтобы  основные задачи образовательной организации совпадали с ожиданиями и потребностями общества. Поэтому, в первую очередь, организаторам PR-кампаний необходимо  определиться  с основными целевыми  группами общественности, на которых направлена их деятельность, поскольку эффективность воздействия сообщений (привлечение внимания к организации) напрямую зависит от характеристик аудитории. [1]

В области образовательных услуг можно выделить две основные группы общественности, с которыми образовательной организации необходимо установить и постоянно поддерживать доброжелательные отношения. В первую очередь, это те группы, от которых напрямую зависит само существование и статус образовательной организации: государственные структуры, а также организации, способные оказать существенную материальную поддержку (возможные спонсоры, фонды и пр.). Вторую группу составляют непосредственные и потенциальные потребители образовательных услуг, предоставляемых образовательной организацией: это родители и дети. В данной работе мы более подробно остановимся на взаимодействии со второй группой общественности: а именно, с родителями.

С целью изучения осведомленности и спроса на нововведения школьной жизни, а также на получение сведений о возможности родителей принимать участие в организации внеучебной деятельности была разработана анкета для родителей учащихся разных классов образовательного комплекса №1133. В опросе приняли участие 100 родителей, среди которых 31 родитель детей младшей, 49 родителей из средней и 20 – из старшей школы. В анкете были вопросы, касающиеся разных сфер и нововведений школьной жизни, а также уточнялась готовность родителей принять участие в развитии внеучебной жизни школы.

По итогам проведенного исследования в среднем по школе были получены следующие результаты:

Большинство родителей признали, что в целом школьная жизнь детей не дает особых поводов для беспокойства. На вопрос: «Довольным ли возвращается Ваш ребенок из школы?» 85% ответили утвердительно. Только 9% сказали, что их дети довольно часто жалуются на специфику школьного обучения – 3%, либо на взаимоотношения в детском коллективе  – 6%.

Далее мы поинтересовались, каким образом родителям было бы удобнее общаться с учителями, ведущими уроки у их детей. Выяснилось, что большинство родителей – 75%,  больше устраивает классический способ встречи с учителями в школе. Еще 18% считает удобным интернет – ресурсы, с помощью которых можно общаться с учителями, не выходя из школы. Только 2% опрошенных признались, что их не интересует общение с учителями, потому что все успехи ребенка отражаются в его дневнике. Еще 5% указали на отсутствие возможности общения с учителями ввиду отсутствия времени и необходимых технических средств.

Далее мы выяснили, что 87% родителей знают, что у школы есть собственный сайт и пользуются им, при этом не пользуются школьным сайтом лишь 13% респондентов. Также большинство родителей (88%) считают сайт школы весьма полезным: 47% – потому что он дает им возможность отслеживать все важные новости школьной жизни ребенка, 41% – потому что на сайте представлены все данные об учителях и администрации, а также указана вся контактная информация. Также все без исключения родители ответили, что пользуются услугами электронного дневника.

При этом, только 4% родителей достаточно активно (чаще одного раза в неделю) пользуются сайтом школы, 14% – не чаще одного раза в месяц, а большинство – 69%, реже, чем раз в месяц.

На наш взгляд, это говорит о том, что, несмотря на достаточно хорошее исполнение сайтом своей информационной функции, он не рассматривается родителями как средство общения. Возможно, информация на сайте нуждается в более активной актуализации, а также необходимо внедрение и развитие интерактивных механизмов взаимодействия с родителями и учащимися.

Следующий блок вопросов относился к оценке родителями внеучебной и внешкольной деятельности учащихся. В целом, по данным опроса, большинство родителей довольны организацией внешкольной деятельности в образовательной организации: 72% признались, что стараются, чтобы их ребенок участвовал во всех предлагаемых выездах класса (экскурсии, походы по музеям, театрам и т.п.), еще 14% ответили, что для их ребенка представляет особый интерес посещение кружков и секций при школе на бесплатной основе, и только 4% респондентов сказали, что их ребенку не нравится организация досуга, по этой причине он не посещает кружки и не участвует в выездных мероприятиях.

Исследование показало, что родители готовы к тому, чтобы их дети посещали не только бесплатные внеучебные занятия, но и платные секции и кружки на базе школы: 57% родителей ответили, что их дети посещают такие секции.

Далее, мы выяснили, что все направления секций и кружков в той или иной степени вызывают интерес у учеников. Ответы на вопрос «Какого рода секции могли быть наиболее интересны и посещаемы Вашим ребенком?» распределились  следующим образом (рисунок 1):

Рисунок 1. Интересные и посещаемые секции

Из рисунка видно, что наибольший интерес вызывают языковые секции и репетиторство, секции технической и спортивной направленности также интересны некоторой части детей, а вот кружки, связанные с изучением гуманитарных наук, астрономии нуждаются в более активном продвижении.

Поскольку родители являются одной из наиболее заинтересованных в деятельности образовательной организации  групп общественности, мы постарались в ходе опроса выяснить, в какой степени они готовы участвовать в школьной жизни и какие способы участия они считают наилучшими.

Выяснилось, что только 25% готовы принять активное участие в организации и развитии школьной жизни, в то время, как 75% заявили о том, что не имеют такой возможности. Причем, только половина родителей, готовых принимать активное участие в жизни школы являются представителями родительского комитета. Следовательно, есть потенциал участия, которые руководство школы могло бы использовать в организации внешкольной работы учеников.

Этот тезис подтверждается и тем, что 86% родителей ответили утвердительно на вопрос: «Считаете ли вы, что могли бы посодействовать улучшению внеучебной работы?».

Таким образом, привлечение родителей к организации внеучебной работы является одним из очевидных направлений развития связей с общественностью образовательной организации. Конечно, данное направление традиционно используется школами, однако в сложившейся системе связей «школа – родители», как правило, присутствует неравенство сторон: школа определяет роль и степень родительского участия. Такая система односторонней связи нуждается в корректировке. Образовательной организации необходимо пересмотреть отношение к родителям, наладить эффективную систему обратной связи, в которой была бы возможность получать, обсуждать и по возможности реализовывать инициативы, исходящие от родителей. На данном этапе речь идет только об организации внеучебной работы.

Еще одним направлением развития связей с общественностью образовательной организации является налаживание взаимодействия с местными общественными организациями. Хотелось бы отметить, что данное направление также получило абсолютную поддержку со стороны родителей. В ходе проведенного исследования нами был задан вопрос: «Как вы считаете, взаимодействие с общественными организациями может оказать положительное влияние на работу школы?», на который 95% родителей ответили «да, безусловно», а еще 5% – «да, в некоторой степени».

К общественным организациям, с которыми школе, следует наладить взаимодействие относятся организации, занимающиеся патриотическим воспитанием, музеи, ветеранские организации, организации, осуществляющие социальное обслуживание населения, библиотеки, театры, спортивные организации, волонтерские организации. К возможным формам взаимодействия можно отнести: совместные мероприятия (праздники, конференции и пр.), кружки и секции (на базе школы или общественной организации), тематические занятия. Кроме того, каждая из организаций, как правило, имеет свой сайт или другие средства информации и коммуникации с населением, поэтому совместные мероприятия, освещаемые в данных источниках, повышают степень информированности населения о деятельности образовательной организации.

Таким образом, проведенное исследование позволило выявить некоторые проблемы в реализации образовательной организацией связей с общественностью, решение которых будет способствовать ее развитию.


Библиографический список
  1. Воронова Ю.Н. Связи с общественностью в образовательных учреждениях: цели, функции и средства. //  Материалы V городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. – М.: МГППУ, 2006. – 320 с.
  2. Гретченко А.И., Зуев В.М. Проблемы высшего образования в свете нового закона «Об образовании в Российской Федерации». //  Экономика образования. 2013. № 2. С. 48-54.
  3. Савченко И.А., Андреев А.Н., Белецкая О.О., Серегина А.С. Анализ и совершенствование организации связей с общественностью в Вузе // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/08/56738 (дата обращения: 07.08.2015).
  4. Сухарева О.А. Потенциал и перспективны деятельности «связь с общественностью» в российском образовании. // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2014. №2 (136). С. 68-74.


Все статьи автора «Савченко Ирина Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: