Лидерство – отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе [1,с.185].
Лидерские качества – это совокупность определенных свойств, черт, позволяющая члену группы статусно выделиться в конкретном деле и принимать ответственные решения в значимых для группы ситуациях [2,с.24].
Гендерные различия – это многоаспектное понятие, включающее физиологические, психические и социальные различия мужчин и женщин. Аспектами исследования могут быть биологические особенности половых различий, гендерные стереотипы, половая идентификация, гендерные установки, половые особенности в эмоциональной сфере, личностные особенности мужчин и женщин, особенности общения, связанные с полом и т. д. [3,с.126].
Современные исследования в области гендерной психологии лидерства показывают, что различия в проявлениях лидерских качеств мужчин и женщин, безусловно, существуют. Но эти различия не препятствуют исполнению женщиной лидерской роли. Кроме того, стиль женского лидерства является более соответствующим требованиям предъявляемым обществом к типу современного лидера.
Изучение гендерных особенностей лидерства именно на примере студенческих групп представляется одним из приоритетных направлений гендерной психологии лидерства. Это обусловлено спецификой деятельности студенческих групп, в которых отсутствует подавляющее влияние гендерных стереотипов, отсутствует жесткая статусная иерархия внутри группы [4, с.7].
Мы полагаем, что наиболее перспективным направлением исследований гендерных особенностей лидерства является изучение современного поколения студенческой молодежи в связи с проблемой воспитание лидеров: сегодняшние лидеры среди социально активных студентов в будущем могут проявить себя в качестве руководителей, общественных и политических лидеров в различных сферах общественного и государственного управления.
Организация и методики исследования
Цель исследования: изучить гендерные особенности личностных характеристик лидеров.
Задачи исследования:
- подобрать методики исследования личности лидеров;
- провести эмпирическое исследование личностных особенностей лидеров;
- провести сравнительный анализ личностных особенностей темперамента, характера, лидерских способностей;
- обработать полученные результаты;
- определить статистическую достоверность полученных результатов;
- проанализировать результаты и сделать выводы.
Гипотеза исследования: личностные характеристики лидеров имеют гендерные различия.
В нашем исследовании принимали участие студенты вузов г. Балаково и Балаковского района Саратовской области, среди которых юношей 30 человек, девушек 30 человек лидеры своих вузов (в них вошли студенты, которые являются формальными лидерами своих студенческих групп и неформальные лидеры, которых выбрали студенты по результатам социометрического исследования при ответе на вопрос «Кого Вы считаете лидером вашей группы?»). Возраст испытуемых от 17 – 21 лет.
Нами были использованы следующие методики:
1. Индивидуально – типологический опросник (ИТО) Л.Н. Собчик.
2.Методика Е. Жарикова «Оценка лидерских способностей».
3. Статистический U – критерий Манна-Уитни.
Анализ результатов исследования
Рисунок 1- Средние значения результатов исследования по методике ИТО Л.Н. Собчик мужчин – лидеров и женщин – лидеров
Качественный анализ результатов исследования по методике ИТО Л.Н. Собчик позволяет сделать следующие выводы: согласно рисунку №1 у мужчин – лидеров наблюдаются более высокие средние значения показателей по шкалам агрессивность, экстравертированность, спонтанность, ригидность по сравнению с женщинами – лидерами.
Для мужчин – лидеров наиболее характерны следующие личностные свойства: экстравертированность, общительность, обращенность во внешний мир, открытость, стремление к расширению круга контактов, спонтанность, непродуманность в поступках и высказываниях, агрессивность, активная самореализация, упрямство и своеволие в отстаивании своих интересов, ригидность установок, субъективизм, настойчивое стремление к отстаиванию своих взглядов и принципов, критичность в отношении иных мнений.
У женщин – лидеров наблюдаются более высокие средние значения показателей по шкалам: интроверсия, сензитивность, тревожность, лабильность. Для женщин – лидеров наиболее характерны следующие личностные свойства: интровертированность, замкнутость, сдержанность, обращенность в мир субъективных представлений и переживаний, впечатлительность, склонность к рефлексии, пессимистичность в оценке перспектив, тревожность, эмоциональность, восприимчивость, незащищённость, эмотивность, выраженная изменчивость настроения, мотивационная неустойчивость, сентиментальность, стремление к эмоциональной вовлеченности.
По шкале аггравация показатели различаются. Для женщин – лидеров наиболее характерно – аггравация (стремление подчеркнуть имеющиеся проблемы и сложность собственного характера);
По шкалам: ложь показатели сильно не различаются.
Далее мы провели количественный анализ результатов исследования по методикам.
Количественный анализ результатов исследования по методике ИТО Л.Н. Собчик с использованием статистического U – критерия Манна – Уитни позволяет сделать следующие выводы:
Гипотезы нашего исследования:
Н0: мужчины и женщины лидеры не различаются по уровню развития экстраверсии.
Н1: мужчины и женщины лидеры различаются по уровню развития экстраверсии.
По шкале экстраверсия UЭмп.=315,5,UКр.=338 при p≤0,05 в зоне неопределенности.
Гипотеза Н0 подтвердилась.
Гипотезы: мужчины и женщины лидеры не различаются по уровню развития спонтанности.
Н1: мужчины и женщины лидеры различаются по уровню развития спонтанности.
По шкале спонтанность полученное эмпирическое значение UЭмп.=399, UКр.=338при p≤0,05находится в зоне незначимости.
Гипотеза Н0 подтвердилась.
Гипотезы: Н0: мужчины и женщины лидеры не различаются по уровню развития агрессивности.
Н1: мужчины и женщины лидеры различаются по уровню развития агрессивности.
По шкале агрессивность полученное эмпирическое значение Uэмп.= (245,5) UКр.= 338при p≤0,05 находится в зоне значимости.
Гипотеза Н0 не подтвердилась. Принимаем за исходную Н1.
Гипотезы: Н0: мужчины и женщины лидеры не различаются по уровню развития ригидности.
Н1: мужчины и женщины лидеры различаются по уровню развития ригидности.
По шкале ригидность полученное эмпирическое значение UЭмп=137,5, UКр.=338 при p≤0,05находится в зоне значимости.
Гипотеза Н0 не подтвердилась. Принимаем за исходную Н1.
Гипотезы: Н0: мужчины и женщины лидеры не различаются по уровню развития интроверсии.
Н1: мужчины и женщины лидеры различаются по уровню развития интроверсии.
По шкале интроверсия полученное эмпирическое значение UЭмп.=298, UКр.=338 при p≤0,05находится в зоне неопределенности.
Гипотеза Н0 подтвердилась.
Гипотезы:
Н0: мужчины и женщины лидеры не различаются по уровню развития сензитивности.
Н1: мужчины и женщины лидеры различаются по уровню развития лидерских сензитивности.
По шкале сензитивность полученное эмпирическое значение UЭмп.=213,5, UКр.=338при p≤0,05находится в зоне значимости.
Гипотеза Н0 не подтвердилась. Принимаем за исходную Н1.
Гипотезы: Н0: мужчины и женщины лидеры не различаются по уровню развития тревожности.
Н1: мужчины и женщины лидеры различаются по уровню развития тревожности.
По шкале тревожность полученное эмпирическое значение UЭмп.=135.5, UКр.=338 при p≤0,05находится в зоне значимости.
Гипотеза Н0 не подтвердилась. Принимаем за исходную Н1.
Гипотезы: Н0: мужчины и женщины лидеры не различаются по уровню развития лабильности.
Н1: мужчины и женщины лидеры различаются по уровню развития лабильности.
По шкале лабильность полученное эмпирическое значение UЭмп.=217,5, UКр.=228 при p≤0,05находится в зоне значимости.
Гипотеза Н0 не подтвердилась, принимаем за исходную Н1.
Гипотезы: Н0: мужчины и женщины лидеры не различаются по уровню искренности.
Н1: мужчины и женщины лидеры различаются по уровню искренности.
По шкале ложь полученное эмпирическое значение UЭмп.=321, UКр.=338 при p≤0,05находится в зоне неопределенности.
Гипотеза Н0 подтвердилась.
Гипотезы: Н0: мужчины и женщины лидеры не различаются по уровню аггравации.
Н1: мужчины и женщины лидеры различаются по уровню аггравации.
Аггравация полученное эмпирическое значение UЭмп.=274, UКр.=338 при p≤0,05находится в зоне значимости.
Гипотеза Н0 не подтвердилась, принимаем за исходную Н1.
Рисунок 2- Средние значения результатов диагностики по методике «Оценка лидерских способностей» Е.А. Жарикова мужчин-лидеров и женщин- лидеров
Качественный анализ результатов по методике Е.А. Жарикова «Оценка лидерских способностей» позволяет сделать следующие выводы: высокий уровень развития лидерских качеств личности выявлен у 63,3% мужчин – лидеров. Такие показатели свидетельствуют о том, что данные испытуемые склонны быть лидерами, могут ставить цели перед группой, принимать решения, управлять и контролировать.
Высокие показатели лидерского потенциала личности были выявлены у 56,7% женщин – лидеров.
У остальных лидеров – студентов выявлены средние показатели развития данного качества, что свидетельствует о достаточно высоком уровне лидерского потенциала. Однако, наличие необходимых личностных качеств ещё не говорит о том, что они могут быть успешными лидерами команды. Необходимо развивать лидерский потенциал студентов, привлекая их к участию в учебных и внеучебных мероприятиях, где требуется проявлять лидерские способности.
Низкие показатели лидерского потенциала в данной выборке не выявлены.
Чтобы установить, являются ли выявленные различия статистически значимыми, мы применили U – критерий Манна – Уитни. Сформулируем гипотезы нашего исследования:
Н0: мужчины и женщины лидеры не различаются по уровню развития лидерских способностей.
Н1: мужчины и женщины лидеры различаются по уровню развития лидерских способностей.
Количественный анализ результатов исследования по методике «Оценка лидерских способностей» Е.А. Жарикова использованием статистического U – критерия Манна – Уитни позволяет сделать следующие выводы: UЭмп.= 457,5,UКр.=338 при p≤0,05 в зоне незначимости, у мужчин – лидеров не выявлены значимые различий лидерских способностей по сравнению с женщинами – лидерами.
Итак, можно сделать следующие выводы:
В результате проведения комплексного диагностического исследования психологических особенностей личности лидеров – студентов, можно сделать следующие выводы:
Результаты статистического анализа диагностических данных исследования по методикам выявили наличие значимых различий по изученным параметрам между мужчинами и женщинами лидерами.
Получены данные о значимых различиях между женщинами – лидерами и мужчинами – лидерами по параметрам экстраверсии, интроверсия, агрессивность, спонтанность, сензитивность, тревожность, лабильность.
Статистически доказаны различия личностных характеристик мужчин – лидеров от женщин – лидеров по следующим характеристикам: у мужчин – лидеров наблюдаются более высокие значения показателей по шкалам агрессивность, экстраверсия, спонтанность по сравнению с женщинами – лидерами.
У женщин – лидеров наблюдаются более высокие значения показателей по шкалам: интроверсия, сензитивность, тревожность, лабильность.
По выраженности лидерских способностей различия между мужчинами и женщинами лидерами существуют, но они незначительны.
Библиографический список
- Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. - М.: ПЕР СЭ, 2007.
- Уманский А.Л. Педагогическое сопровождение детского лидерства: автореф. дис. доктора пед. наук. – Кострома, 2004.
- Словарь гендерных терминов / Под ред. А.А.Денисова. – М.: Информация-ХХ1 век, 2002. – 255 с.
- Белякова Н.В. Социально-психологические особенности проявления лидерства в студенческих группах: дис. … канд. психол. наук. – М., 2002.
Количество просмотров публикации: Please wait