УДК 378.1; 371.3

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ И ВОЗМОЖНОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ЗАНЯТИЯ ШАХМАТАМИ (НА ПРИМЕРЕ ПРОГРАММЫ «ШАХ И МАТ»)

Болов Андрей Витальевич1, Шварцкопф Елена Юрьевна2, Свинаренко Владимир Геннадьевич3
1Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, студент, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества», г. Осинники, педагог дополнительного образования детей
2Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, преподаватель
3Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Информационно-аналитический отдел, Управление развития перспективных исследований, г. Москва, ведущий инженер

Аннотация
В статье описана практика включения будущего педагога в систему возможностей и продуктов использования педагогического моделирования в постановке и решении задач и условий оптимального выбора модели современного педагогического взаимодействия. Представлена программ «Шах и мат», обеспечивающая продуктивную социализацию и самореализацию обучающихся через занятия шахматами. В статье описана возможность подготовки будущих педагогов в модели среднего профессионального образования (по специальности 49.02.01 - Физическая культура) и высшего профессионального образования (студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование) к решению задач социализации и самореализации в контексте занятий шахматами.

Ключевые слова: компетенции, культура самостоятельной работы, педагогические дисциплины, педагогическое моделирование, самостоятельная работа студента


THE SPECIFICS OF THE WORK AND THE POSSIBILITY OF SOCIALIZATION AND SELF-REALIZATION OF STUDENTS THROUGH STUDYING CHESS (FOR EXAMPLE, THE PROGRAM "CHECKMATE")

Bolov Andrey Vitalievich1, Schwarzkopf Elena Yurievna2, Svinarenko Vladimir Gennadievich3
1Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, Novokuznetsk, student
2Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, Novokuznetsk, lector
3National research nuclear University «MEPhI», Information and analytical Department, Management development advanced studies, head of information-analytical Department of the office of scientific research, Moscow, Russian Federation, senior engineer

Abstract
The article describes the practice of including future teacher in system capacity and product use pedagogical modeling in the formulation and solution of problems and conditions of the optimal choice of the model of the modern pedagogical interaction. The programs of "Checkmate", providing productive socialization and self-realization of students through studying chess. The paper describes the possibility of preparing future teachers in the model of secondary vocational education (in the specialty 49.02.01 - Physical Education) and higher professional education (undergraduate students training areas 44.03.01 - Teacher Education) to the solution of problems of socialization and self-employment in the context of chess.

Keywords: competence, independent work of the student, pedagogical modeling, teaching discipline, the culture of independent work.


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Болов А.В., Шварцкопф Е.Ю., Свинаренко В.Г. Специфика работы и возможности социализации и самореализации обучающихся через занятия шахматами (на примере программы «Шах и мат») // Психология, социология и педагогика. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2015/11/6111 (дата обращения: 15.09.2024).

Возможность подготовки педагогов-бакалавров к организации педагогического взаимодействия с обучающимися – сложный педагогически и социально обусловленный процесс.

Попытаемся акцентировать на работе внимание на работе с обучающимися, занимающимися шахматами (обучающиеся школьного возраста: 8 – 14 лет).

В ходе изучения программы «Шах и мат» у обучающихся идет освоение предметной компетенции, а также формирование умений участвовать в коллективной деятельности.

Таблица 1

Предметные компетенции обучающихся Компетентностный подход выражен Формы отслеживания роста

 

 Техническая,

формируется в

процессе осуществления

обучающимися деятельности:

- участии в

тренировочных

играх, в  соревнованиях по шахматам;

-в решении шахматных задач и этюдов, сеансах

одновременной игры.

 

- в проведении педагогом

инструктажей;

- в применении

индивидуальных форм

работы;

- в корректировке игры;

- в  рекомендациях по

выполнению комбинаций.

 

 

- педагогическое

наблюдение;

- учет результативности

- участия обучаемых

в соревнованиях.

 

   Интеллектуальная,

формируется в процессе

осуществления обучающимися деятельности:

- в осуществлении

обучающимися анализа,

прогноза игры;

-в изучении

специализированной литературы;

- в просмотре и

обсуждении

сыгранных партий

лучших шахматистов.

 

-в организации

педагогического консультирования при

отборе тематического материала;

-в проведении бесед;

-в применении

индивидуальных

форм работы.

 

 

-оценка результативности участия обучаемых в

соревнованиях по

шахматам;

-определение уровня

эрудиции учащихся.

 

Программа объединения носит образовательно-развивающий характер, направлена на раскрытие индивидуальных психологических особенностей учащихся; имеет физкультурно-спортивную направленность. В объединение принимаются обучающиеся младшего и среднего школьного возраста (8 – 14 лет) имеющие первый и второй спортивный разряд по шахматам, продолжительность обучения 3 года. Объединение включает учащихся разного возраста, с высоким уровнем знаний, умений и навыков шахматной игры.

Недельная нагрузка 6 часов (213 часа в год). Занятия проводятся  3 раза в неделю. Учебная группа состоит из 4-6 учащихся. При проведении занятий большое внимание уделяется развитию личностных качеств детей, таких как логическое мышление, выдержка, дисциплина, терпение, хладнокровие, находчивость, сосредоточенность, благородство.

Учебно-тематический материал программы распределён в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков. Представленные в программе темы создают целостную систему подготовки шахматистов. При отборе теоретического материала и установлении его последовательности соблюдаются следующий принципы:

  • структурирование учебного материала с учётом объективно существующих связей между его темами;
  • актуальность, практическая значимость учебного материала для учащихся.

Тематический план

1-й год обучения

Таблица 2

Тема

Количество часов
теоретические занятия практические занятия всего
1. Вводное занятие 2 2
2. Первоначальные понятия 24 8 32
3. Матование одинокого короля различными фигурами 12 8 20
4. Дебют  8 8 16
5. Эндшпиль 18 8 26
6. Тактика 14 8 22
9. Конкурсы решения задач, этюдов 24 24
10. Сеансы одновременной игры 20 20
11. Соревнования 52 52
12. Итоговое занятие 2 2
Всего: 80 136 216

Тематический план

2-й год обучения

Таблица 3

Тема Количество часов
теоретические занятия практические занятия всего
1. Вводное занятие 2 2
2. Тактика игры 40 8 48
3. Стратегия игры 50 20 70
4. Дебют 22 22
5. Конкурсы решений задач и этюдов 8 8
6. Сеансы одновременной игры 24 24
7. Соревнования 40 40
8. Итоговое занятие 2 2
Всего: 116 100 216

Тематический план

3-й год обучения

Таблица 4

Темы Количество часов
 

 

 

 

теоретические занятия практические занятия всего
1. Вводное занятие 2 2
2. Стратегия игры 42 42
3. Реализация материального перевеса 10 10
4. Дебют 64 22 86
5. Конкурсы решений задач и этюдов 12 12
6. Сеансы одновременной игры 32 32
7. Соревнования 30 30
8. Итоговое занятие 2 2
Всего: 110 106 216

Учебно-тематический план

1-й год обучения

Раздел, тема

Количество часов

теоретические

практические

всего

1. Вводное занятие

2

2

1.1

Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила техники безопасности

2

2. Первоначальные понятия

24

8

32

2.1

История шахмат.

2

2.2

Шахматная нотация.

4

2.3

О ходах фигур.

4

2.4

Ценность фигур и пешек.

2

2.5

Рокировка.

2

     2.6

Превращение пешек.

4

2.7

Правило «Взятие на проходе».

2

2.8

Значение короля, шах.

2

2.9

Мат, цель игры.

2

2.10

Контрольные задания.

8

3. Матование одинокого короля различными фигурами.

12

8

20

3.1

Как заматовать одинокого короля.

2

3.2

Мат двумя ладьями.

2

3.3

Мат ладьёй.

2

3.4

Мат ферзём.

2

3.5

Мат двумя слонами.

2

3.6

Некоторые случаи ничьей.

2

3.7

Контрольные задания.

8

4 Дебют

8

8

16

4.1

Как начинать партию. Правила развития фигур

4

4.2

Что делать после дебюта

4

4.3

Контрольные задания

8

5. Эндшпиль

18

8

26

5.1

Как играть в эндшпиле

2

5.2

Противодействие сторон при соотношение король, ладья и пешка против короля и ладьи.

2

5.3

Противодействие сторон при соотношении  король и ферзь, против короля и пешки.

2

5.4

Правило взаимодействия фигур

2

5.5

Правило квадрата.

2

5.6

Король и крайняя пешка

2

5.7

Король не крайняя пешка против короля.

2

5.8

Оппозиция. Ключевые поля.

2

5.9

Цугцванг

2

5.10

Контрольные задания.

8

6. Тактика.

24

8

32

6.1

Двойной удар.

2

6.2

Связка.

2

6.3

Завлечение.

2

6.4

Отвлечение.

2

6.5

Освобождение пространства (поля или линии).

 

2

6.6

Перекрытие.

2

6.7

Уничтожение защитника

2

6.8

Открытое нападение.

2

6.9

Открытый и двойной шах.

2

6.10

Открытый шах «Мельница».

2

6.11

Шахматные ловушки.

2

6.12

Реализация материального перевеса.

2

6.13

Контрольные задания.

8

7. Конкурсы решения задач, этюдов

24

24

7.1

Правила проведения конкурсов решений

2

7.2

Решение конкурсных позиций

22

8 Сеансы одновременной игры

20

20

8.1

Проведение сеансов одновременной игры

10

8.2

Разбор партий

10

11 Соревнования

42

42

12 Итоговое занятие

2

2

12.1 Подведение итогов года. Планы на следующий год

2

90

126

216

Учебно-тематический план

2-й год обучения

Раздел, тема

Количество часов

теоретические

практические

всего

1. Вводное занятие

2

2

1.1

Постановка задач на год. Правила техники безопасности

2

2 Тактика игры

40

        8

48

2.1

Атака на короля в центре

6

2.2

Атака на слабый пункт f7 (f2).

2

2.3

Атака при односторонних рокировках

6

2.4

Превосходство в центре — важнейший фактор успеха атаки

2

2.5

Фигурная атака

10

2.6

Атака при разноцветных слонах

2

3.3

О роли ферзя в атаке и защите

2

3.4

Атака при разносторонних рокировках

10

3.4

Разбор  позиций, решение тематических этюдов.

8

3. Стратегия игры

50

20

70

3.1

Слон сильнее коня

4

3.2

Конь сильнее слона

4

3.3

Разноцветные слоны

2

3.4

Выключение фигуры из игры

2

   3.5 Использование открытых и полуоткрытых линий

2

3.6

Форпост на открытой и полуоткрытой линии

2

3.7

Борьба за открытую линию

2

3.8

Сильный пешечный центр

2

3.9

Подрыв пешечного центра

2

3.10

Фигуры против пешечного центра

2

 3.11 Роль центра при фланговых операциях

2

 3.12 Два слона в миттельшпиле, эндшпиле

2

 3.13 Успешная борьба против двух слонов

2

3.14 Слабые поля в лагере противника

2

3.15 Слабость комплекса полей

2

3.16 О некоторых сильных полях

2

3.17 Пешечные слабости. Сдвоенные  пешки

2

3.18 Отсталая пешка на полуоткрытой линии. Проходная пешка

2

3.19 Ферзь против двух ладей

2

3.20 Ферзь против ладьи и легкой фигуры

2

3.21 Ферзь против трёх легких фигур

2

3.22 Компенсация за ферзя

2

3.23 Две ладьи против трёх легких фигур

2

3.24 Разбор позиций и учебных партий.

20

4. Дебют

22

22

Стратегия Дебюта

2

Открытые Дебюты

20

5. Конкурсы решения задач, этюдов

8

8

5.1

Решение конкурсных позиций

8

9. Сеансы одновременной игры

24

24

9.1

Проведение тематических сеансов одновременной игры

12

9.2

Последующий  разбор  партий

12

10 Соревнования

40

40

11 Итоговое занятие

2

2

11.1

Подведение итогов года. Планы на следующий год

2

Итого

116

100

216

Учебно-тематический план

3-й год обучения

Раздел, тема

Количество часов

теоретические

практические

всего

1. Вводное занятие

2

2

1.1

Постановка задач на год. Правила техники безопасности

2

2 Стратегия игры

42

42

2.1

Две легкие фигуры против  ладьи (С пешками)

2

2.2

Ладья против легкой фигуры и двух пешек

2

2.3

Жертва качества

2

2.4

Легкая фигура против трех пешек

2

2.5

Компенсация за легкую фигуру

2

2.6

Позиции в пешечном эндшпиле

2

2.7

Прием»Отталкивания»

2

2.8

Эндшпиль с проходными пешками

2

2.9

Пешечный прорыв

2

2.10

Лучшее пешечное расположение

2

2.11

Запасные темпы

2

2.12

Активность короля

2

2.13

Переход в пешечный эндшпиль

2

2.14

Ладейный эндшпиль

2

2.15

Владение 7-й горизонталью

2

2.16

Использование открытых линий

2

2.17

Эндшпиль с проходными пешками

2

2.18

Активность в ладейных окончаниях

2

2.19

Использование пешечных слабостей

2

2.20

Некоторые защитительные ресурсы

2

2.21

Ладейные этюды

2

3 Реализация материального перевеса

10

10

Реализация лишней фигуры.

10

4. Дебют

64

22

86

4.1

Открытые дебюты

20

4

4.2

Полуоткрытые дебюты

20

4

4.3

Закрытые дебюты

20

4

4.4

Анализ партий известных шахматистов

4

10

5. Конкурсы решения задач, этюдов

12

12

5.1

Решение конкурсных позиций

12

6. Сеансы одновременной игры

32

32

6.1

Проведение сеансов одновременной игры

18

6.2

Последующий  разбор  партий

14

7 Соревнования

30

30

8 Итоговое занятие

2

2

8.1

Подведение итогов года. Обзор выполнения поставленных задач

2

110

106

216

Методические рекомендации по организации занятий

Особый акцент в программе сделан на использование информационно-коммуникативных технологий, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации обучающего процесса.

Занятия включают организационную, теоретическую и практическую части.

Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов, пособий и оборудования.

Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, диспутов, бесед, анализа сыгранных ребятами партий, разбора партий известных шахматистов, обучающиеся разрабатывают проекты. Используются компьютерные обучающие  программы: «Chess Assistant 10»,  «Fritz 10» – система для работы с шахматными партиями и базами данных, игры и анализа. Практические занятия разнообразны по своей форме:  сеансы одновременной игры с руководителем; конкурсы  и викторины по решению задач, этюдов; игровые занятия; турниры, игры с КМС и гроссмейстерами, «Пешка» – компьютерная программа для решения практических шахматных задач. Учащиеся шахматной школы имеют возможность играть   в  он-лайне с соперниками любого уровня.

Методический анализ – это самостоятельное комментирование или с педагогом – основной путь совершенствования. Учить на практических партиях обучающихся – это значит решать его реальные проблемные ситуации.

На уровне аналитической работы происходит:

• процесс взаимного обогащения – педагог учит и учится сам от учащихся;

• понимание того, что нужно сейчас учащемуся в плане продвижения вперед.

При этом учитывается индивидуальный темп развития, осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику. Такой подход обеспечивает овладение важнейшими практическими навыками: умение объективно оценивать позицию, быстро и точно рассчитывать варианты, намечать наиболее целесообразный план игры.

Для успешного обучения детей в шахматы, необходимы  оборудованные кабинеты.

  • Учебный  (столы, стулья для детей и педагога, деревянные шахматные доски,   магнитная доска с шахматными фигурами, наглядные пособия и различный раздаточный материал).
  • Компьютерный (индивидуальные компьютеры для обучающихся с выходом в  интернет,  с различными программами для теоретических и практических занятий).

Эффективность реализации дополнительной образовательной программы определяется в результате поэтапной реализации данной программы в течение года, отмечен рост детей занимавших призовые места в городских, областных, региональных соревнованиях:

12 учащихся  из объединения «ШАХ и МАТ» за 2011-2012 учебный год повысили свой спортивный разряд, за период 2011-2015 учебный год, 6 обучающихся стали призерами кемеровской области по классическим шахматам.

Один учащийся зарегистрирован  в банке данных поддержки одаренных детей Кузбасса ГАОУ ДОД КО «Областной центр дополнительного образования детей».

К концу обучения дети:

- имеют представление об истории и происхождении шахмат;

- знают правила игры и турнирного поведения;

- знают основы тактики и стратегии, активно применяет в своей игре

тактические приемы;

- владеют фундаментальными знаниями по разыгрыванию дебюта и эндшпиля;

- умеют применять полученные теоретические знания на практике;

- умеют записывать партии;

- видят и   осознают свои ошибки;

- знают нормы этикета при игре в шахматы.

Для раскрытия уровня знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися в течение всего учебного года, проводится своего рода зачет, который включает в себя:

- вопросы по теории и истории шахмат

- игру с руководителем объединения;

-  участие в интернет-турнирах на сервере «Шахматная планета»;

- соревнования городского, областного и регионального уровня (приложение 5)

Данные по уровню усвоения программы воспитанниками заносятся в таблицу, где основными критериями диагностики являются: знание истории шахмат и правил проведения соревнований, владение тактическими приемами и умение комбинировать, умение строить стратегические планы, знание основных принципов разыгрывания дебюта и эндшпиля, умение анализировать позиции, участие в мероприятиях, умение работать самостоятельно, соблюдение правил этикета.

Результаты работы определяются степенью освоения практических умений на основе полученных знаний. Критерии успешности определяются результатом участия учащихся объединения в соревнованиях различного ранга.

Программа интегрирована с ежегодным графиком городских, областных и региональных соревнований, что позволяет обучающимся в полной мере проявить полученные теоретические знания на практике, а также выявить недостатки в подготовке.

В таком понимании важность подготовки будущих педагогов к определению и решению задач развития личности обучающегося, занимающихся шахматами, объективна.

Структура среднего профессионального и высшего профессионального образования реализует условия для продуктивного самоутверждения будущего педагога в модели современного образования.

Для этого разрабатываются педагогические условия включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу [1-2], фасилитирующие плодотворный поиск возможных решений внутриличностных противоречий и поликультурных отношений.

Продуктивная деятельность как высшая форма и резерв развития личности [3-4] определяется в контексте педагогических технологий формирования культуры самостоятельной работы, обеспечивающей устойчивое развитие личности в модели социализации и самореализации.

Основами всех преобразований является использование метода педагогического моделирования [5-6], раскрывающего особенности постановки задачи развития личности и выбор оптимизируемой модели развития в системе образовательных и досуговых отношений.

В системе продуктивного становления личности и модели формирования культуры самостоятельной работы необходимо обеспечить объектовый анализ сформированности качества развития личности, для этого модно использовать портфолио обучающегося [7-8], системно реализующего основы развития и саморазвития личности в модели рефлексии.

Примерами качественной подготовки социализации личности обучающегося и продуктивного становления будущего педагога по физической культуре являются работы [9-20], качество которых является следствием развития личности будущего педагога, обучающегося в системе среднего профессионального образования [21-32] и высшего профессионального образования [33-53].


Библиографический список
  1. Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2 (62). Т.3. С.63-67.
  2. Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования : учеб. пособ. для пед. вузов и системы доп. проф. образования.  М. : НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
  3. Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
  4. Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
  5. Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4791
  6. Козырева О.А., Козырев Н.А. Некоторые возможности определения понятий «педагогическое проектирование» и «педагогическое моделирование» в структуре подготовки педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8. URL: http://human.snauka.ru/2015/08/12213
  7. Кошелев А. А., Козырева О. А. Портфолио школьника : учебное пособие. – Новокузнецк : КузГПА, 2011.  38 с. [+приложение на DVD].  ISBN 978–5–85117–615–9.
  8. Кошелев А.А., Козырева О.А. Портфолио школьника как результат формирования его культуры самостоятельной работы // European Social Science Journal. 2011.№6.С.210-217.
  9. Бойкова И.В., Авдеенко М.О., Монахов М.С. Качество и возможности детерминации основ педагогического взаимодействия в структуре изучения курса «Теоретическая педагогика» // Современная педагогика. 2015. № 6 (31). С.79-86.
  10. Коновалов С.В., Бойкова И. В., Филиппова Ю.О. Педагогические условия оптимизации качества моделирования портфолио обучающегося как социально-педагогическая проблема // Гуманитарные научные исследования. 2015. №5-1 (45). С.63-69.
  11. Коновалов С.В., Завьялова Я.Е., Малышева В.О. Педагогические условия профессиональной самоидентификации и самореализации тренера-преподавателя по регби как социально-педагогическая проблема // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5-5 (49). С.11-20.
  12. Коновалов С.В., Козырева О.А., Чурин Н.А. Возможности уточнения педагогических условий оптимизации моделирования предметно-педагогических презентаций в модели подготовки будущих педагогов по ФК // Совр. педагогика. 2015. № 5 (30). С.62-73.
  13. Коновалов С.В., Угольникова О.А., Васильев Д.С. Некоторые особенности социализации, самосовершенствования и самореализации обучающегося в плавании // Психология, социология и педагогика. 2015. № 6 (45). С.8-14.
  14. Малышева В.О., Бойкова И.В., Соловьева Е.В. Некоторые возможности моделирования портфолио обучающегося, занимающегося регби, и специфика разработки профессионально-педагогических кейсов тренера-преподавателя по регби // Психология, социология и педагогика. 2015. № 6 (45). С.45-51.
  15. Недзельская О.А. Историко-статистический анализ анкетирования обучающихся ДЮСШ в постановке и решении задач развития личности // Современная педагогика. 2015. № 4 (29). С. 97-105.
  16. Недзельская О.А. Некоторые педагогические условия социализации и самореализации обучающихся ДЮСШ // Психология, социология и педагогика. 2015. № 4. С.9-15.
  17. Панов Н.В. Некоторые особенности изучения основ рукопашного боя будущими педагогами по физической культуре // Психология, социология и педагогика. 2015. № 4 (43). С.38-45.
  18. Шишкарева Т. А., Бойкова И. В., Ертышов А. Н. Возможности детерминации идей гуманизма в определении и решении задач развития личности обучающегося // Инновационная наука. 2015. №7-2. С. 134-136.
  19. Шишкарева Т. А., Кононцова Я. С., Ертышова С. В. Некоторые аспекты детерминации понятия «успешность педагогической деятельности» в системе непрерывного профессионального образования // Инновационная наука. 2015. №7-2. С. 136-138.
  20. Шнейдер К.В. Некоторые аспекты планирования, организации и анализа классных часов в работе классного руководителя // Современная педагогика. 2015. № 6 (31). С. 145-157.
  21. Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 1. Введение в педагогическую деятельность. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 52 с. ISBN 978-5-906806-27-7; ISBN 978-5-906806-21-5 ч.1.
  22. Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 1. Введение в педагогическую деятельность. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 80 с. ISBN 978-5-906806-34-4 ; ISBN 978-5-906806-28-4 ч.1.
  23. Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 2. Общие основы педагогики. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 40 с. ISBN 978-5-906806-27-7; ISBN 978-5-906806-22-2 ч.2.
  24. Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 2. Общие основы педагогики. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 76 с. ISBN 978-5-906806-34-4 ; ISBN 978-5-906806-29-1 ч.2.
  25. Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 3. Теория воспитания. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 32 с. ISBN 978-5-906806-27-7 ; ISBN 978-5-906806-23-9 ч.3.
  26. Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 3. Теория воспитания. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 72 с. ISBN 978-5-906806-34-4 ; ISBN 978-5-906806-230-7 ч.3.
  27. Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 4. Теория обучения. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 40 с. ISBN 978-5-906806-27-7 ; ISBN 978-5-906806-25-3 ч.4.
  28. Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 4. Теория обучения. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 68 с. ISBN 978-5-906806-34-4 ; ISBN 978-5-906806-31-4 ч.4.
  29. Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч.5. Социальная педагогика. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 48 с. ISBN 978-5-906806-27-7 ; ISBN 978-5-906806-24-6 ч.5.
  30. Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч.5. Социальная педагогика. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 72 с. ISBN 978-5-906806-34-4 ; ISBN 978-5-906806-32-1 ч.5.
  31. Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч.6. Педагогика физической культуры и спорта. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 56 с. ISBN 978-5-906806-27-7 ; ISBN 978-5-906806-26-0 ч.6.
  32. Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч.6. Педагогика физической культуры и спорта. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 76 с. ISBN 978-5-906806-34-4 ; ISBN 978-5-906806-33-8 ч.6.
  33. Козырев Н.А., Козырева О.А., Свинаренко В.Г. Лабораторные работы курса «Практическая педагогика» как ресурс формирования личности в модели продуктивной самостоятельной работы // Современные научные исследования и инновации. 2015. №11. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/58760
  34. Козырев Н.А., Козырева О.А. Адаптивные учебные пособия в структуре подготовки будущих педагогов-психологов направления подготовки – «Психолого-педагогическое образование», профиля подготовки «44.03.02 – Психология образования» как условие гуманизации образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58150
  35. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Введение в педагогическую деятельность» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  55 с.  ISBN 978–5–85117–739–2.
  36. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «История педагогики и образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  45 с.  ISBN 978–5–85117–740–8.
  37. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Методика воспитательной работы» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  54 с.  ISBN 978–5–85117–741–5.
  38. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Практическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  49 с. ISBN 978–5–85117–743–9.
  39. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  53 с.  ISBN 978-5-85117-742-2.
  40. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Нормативно-правовое обеспечение образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Пед. образование». М. : МИФИ, 2014.  52 с.
  41. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Общие основы педагогики» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров напр. подготовки «050100 – Пед. образование». М. : МИФИ, 2014.  48 с.
  42. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Теория обучения» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Пед. образование». М. : МИФИ, 2014.  44 с.
  43. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Управление образовательными системами» : учеб.-метод. пособие для студ.-бакал. направления подготовки «050100 – Пед. образование». М. : МИФИ, 2014. 56 с.
  44. Свинаренко В. Г., Бойкова И. В., Кононцова Я. С. Практическая педагогика: лабораторные работы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2015. 80 с.
  45. Свинаренко В. Г., Бокова Е. В., Козырева О. А. Специфика определения адаптивной и акмеверифицированной составляющих педагогической деятельности // Психология и педагогика: теоретический и практический взгляд : сб. стат. Международной научно-практической конференции (Уфа, 23 авг. 2015 г.). Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2015. С.90-92.
  46. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 48 с.
  47. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 40 с.
  48. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика: контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 46 с.
  49. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 64 с.
  50. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 62 с.
  51. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 63 с.
  52. Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. Социальная педагогика : контрольно-измерительные материалы : адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки 44.03.02 – Психология образования. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 52 с. ISBN 978-5-906806-36-9.
  53. Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. Социальная педагогика : контрольно-измерительные материалы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки 44.03.02 – Психология образования. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 80 с. ISBN 978-5-906806-35-2.


Все статьи автора «ffk-z-14-01»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: