Возможность подготовки педагогов-бакалавров к организации педагогического взаимодействия с обучающимися – сложный педагогически и социально обусловленный процесс.
Попытаемся акцентировать на работе внимание на работе с обучающимися, занимающимися шахматами (обучающиеся школьного возраста: 8 – 14 лет).
В ходе изучения программы «Шах и мат» у обучающихся идет освоение предметной компетенции, а также формирование умений участвовать в коллективной деятельности.
Таблица 1
Предметные компетенции обучающихся | Компетентностный подход выражен | Формы отслеживания роста
|
Техническая,
формируется в процессе осуществления обучающимися деятельности: - участии в тренировочных играх, в соревнованиях по шахматам; -в решении шахматных задач и этюдов, сеансах одновременной игры. |
- в проведении педагогом инструктажей; - в применении индивидуальных форм работы; - в корректировке игры; - в рекомендациях по выполнению комбинаций.
|
- педагогическое наблюдение; - учет результативности - участия обучаемых в соревнованиях.
|
Интеллектуальная,
формируется в процессе осуществления обучающимися деятельности: - в осуществлении обучающимися анализа, прогноза игры; -в изучении специализированной литературы; - в просмотре и обсуждении сыгранных партий лучших шахматистов. |
-в организации педагогического консультирования при отборе тематического материала; -в проведении бесед; -в применении индивидуальных форм работы.
|
-оценка результативности участия обучаемых в соревнованиях по шахматам; -определение уровня эрудиции учащихся.
|
Программа объединения носит образовательно-развивающий характер, направлена на раскрытие индивидуальных психологических особенностей учащихся; имеет физкультурно-спортивную направленность. В объединение принимаются обучающиеся младшего и среднего школьного возраста (8 – 14 лет) имеющие первый и второй спортивный разряд по шахматам, продолжительность обучения 3 года. Объединение включает учащихся разного возраста, с высоким уровнем знаний, умений и навыков шахматной игры.
Недельная нагрузка 6 часов (213 часа в год). Занятия проводятся 3 раза в неделю. Учебная группа состоит из 4-6 учащихся. При проведении занятий большое внимание уделяется развитию личностных качеств детей, таких как логическое мышление, выдержка, дисциплина, терпение, хладнокровие, находчивость, сосредоточенность, благородство.
Учебно-тематический материал программы распределён в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков. Представленные в программе темы создают целостную систему подготовки шахматистов. При отборе теоретического материала и установлении его последовательности соблюдаются следующий принципы:
- структурирование учебного материала с учётом объективно существующих связей между его темами;
- актуальность, практическая значимость учебного материала для учащихся.
Тематический план
1-й год обучения
Таблица 2
Тема |
Количество часов | ||||
теоретические занятия | практические занятия | всего | |||
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | ||
2. | Первоначальные понятия | 24 | 8 | 32 | |
3. | Матование одинокого короля различными фигурами | 12 | 8 | 20 | |
4. | Дебют | 8 | 8 | 16 | |
5. | Эндшпиль | 18 | 8 | 26 | |
6. | Тактика | 14 | 8 | 22 | |
9. | Конкурсы решения задач, этюдов | 24 | 24 | ||
10. | Сеансы одновременной игры | 20 | 20 | ||
11. | Соревнования | 52 | 52 | ||
12. | Итоговое занятие | 2 | 2 | ||
Всего: | 80 | 136 | 216 | ||
Тематический план
2-й год обучения
Таблица 3
Тема | Количество часов | ||||||
теоретические занятия | практические занятия | всего | |||||
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | ||||
2. | Тактика игры | 40 | 8 | 48 | |||
3. | Стратегия игры | 50 | 20 | 70 | |||
4. | Дебют | 22 | 22 | ||||
5. | Конкурсы решений задач и этюдов | 8 | 8 | ||||
6. | Сеансы одновременной игры | 24 | 24 | ||||
7. | Соревнования | 40 | 40 | ||||
8. | Итоговое занятие | 2 | 2 | ||||
Всего: | 116 | 100 | 216 | ||||
Тематический план
3-й год обучения
Таблица 4
Темы | Количество часов | ||||
|
|
теоретические занятия | практические занятия | всего | |
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | ||
2. | Стратегия игры | 42 | 42 | ||
3. | Реализация материального перевеса | 10 | 10 | ||
4. | Дебют | 64 | 22 | 86 | |
5. | Конкурсы решений задач и этюдов | 12 | 12 | ||
6. | Сеансы одновременной игры | 32 | 32 | ||
7. | Соревнования | 30 | 30 | ||
8. | Итоговое занятие | 2 | 2 | ||
Всего: | 110 | 106 | 216 |
Учебно-тематический план
1-й год обучения
Раздел, тема |
Количество часов |
|||
теоретические |
практические |
всего |
||
1. | Вводное занятие |
2 |
2 |
|
1.1 |
Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила техники безопасности |
2 |
||
2. | Первоначальные понятия |
24 |
8 |
32 |
2.1 |
История шахмат. |
2 |
||
2.2 |
Шахматная нотация. |
4 |
||
2.3 |
О ходах фигур. |
4 |
||
2.4 |
Ценность фигур и пешек. |
2 |
||
2.5 |
Рокировка. |
2 |
||
2.6 |
Превращение пешек. |
4 |
||
2.7 |
Правило «Взятие на проходе». |
2 |
||
2.8 |
Значение короля, шах. |
2 |
||
2.9 |
Мат, цель игры. |
2 |
||
2.10 |
Контрольные задания. |
8 |
||
3. | Матование одинокого короля различными фигурами. |
12 |
8 |
20 |
3.1 |
Как заматовать одинокого короля. |
2 |
||
3.2 |
Мат двумя ладьями. |
2 |
||
3.3 |
Мат ладьёй. |
2 |
||
3.4 |
Мат ферзём. |
2 |
||
3.5 |
Мат двумя слонами. |
2 |
||
3.6 |
Некоторые случаи ничьей. |
2 |
||
3.7 |
Контрольные задания. |
8 |
||
4 | Дебют |
8 |
8 |
16 |
4.1 |
Как начинать партию. Правила развития фигур |
4 |
||
4.2 |
Что делать после дебюта |
4 |
||
4.3 |
Контрольные задания |
8 |
||
5. | Эндшпиль |
18 |
8 |
26 |
5.1 |
Как играть в эндшпиле |
2 |
||
5.2 |
Противодействие сторон при соотношение король, ладья и пешка против короля и ладьи. |
2 |
||
5.3 |
Противодействие сторон при соотношении король и ферзь, против короля и пешки. |
2 |
||
5.4 |
Правило взаимодействия фигур |
2 |
||
5.5 |
Правило квадрата. |
2 |
||
5.6 |
Король и крайняя пешка |
2 |
||
5.7 |
Король не крайняя пешка против короля. |
2 |
||
5.8 |
Оппозиция. Ключевые поля. |
2 |
||
5.9 |
Цугцванг |
2 |
||
5.10 |
Контрольные задания. |
8 |
||
6. | Тактика. |
24 |
8 |
32 |
6.1 |
Двойной удар. |
2 |
||
6.2 |
Связка. |
2 |
||
6.3 |
Завлечение. |
2 |
||
6.4 |
Отвлечение. |
2 |
||
6.5 |
Освобождение пространства (поля или линии).
|
2 |
||
6.6 |
Перекрытие. |
2 |
||
6.7 |
Уничтожение защитника |
2 |
||
6.8 |
Открытое нападение. |
2 |
||
6.9 |
Открытый и двойной шах. |
2 |
||
6.10 |
Открытый шах «Мельница». |
2 |
||
6.11 |
Шахматные ловушки. |
2 |
||
6.12 |
Реализация материального перевеса. |
2 |
||
6.13 |
Контрольные задания. |
8 |
||
7. | Конкурсы решения задач, этюдов |
24 |
24 |
|
7.1 |
Правила проведения конкурсов решений |
2 |
||
7.2 |
Решение конкурсных позиций |
22 |
||
8 | Сеансы одновременной игры |
20 |
20 |
|
8.1 |
Проведение сеансов одновременной игры |
10 |
||
8.2 |
Разбор партий |
10 |
||
11 | Соревнования |
42 |
42 |
|
12 | Итоговое занятие |
2 |
2 |
|
12.1 | Подведение итогов года. Планы на следующий год |
2 |
||
90 |
126 |
216 |
Учебно-тематический план
2-й год обучения
Раздел, тема |
Количество часов | ||||
теоретические |
практические |
всего |
|||
1. | Вводное занятие |
2 |
2 |
||
1.1 |
Постановка задач на год. Правила техники безопасности |
2 |
|||
2 | Тактика игры |
40 |
8 |
48 |
|
2.1 |
Атака на короля в центре |
6 |
|||
2.2 |
Атака на слабый пункт f7 (f2). |
2 |
|||
2.3 |
Атака при односторонних рокировках |
6 |
|||
2.4 |
Превосходство в центре — важнейший фактор успеха атаки |
2 |
|||
2.5 |
Фигурная атака |
10 |
|||
2.6 |
Атака при разноцветных слонах |
2 |
|||
3.3 |
О роли ферзя в атаке и защите |
2 |
|||
3.4 |
Атака при разносторонних рокировках |
10 |
|||
3.4 |
Разбор позиций, решение тематических этюдов. |
8 |
|||
3. | Стратегия игры |
50 |
20 |
70 |
|
3.1 |
Слон сильнее коня |
4 |
|||
3.2 |
Конь сильнее слона |
4 |
|||
3.3 |
Разноцветные слоны |
2 |
|||
3.4 |
Выключение фигуры из игры |
2 |
|||
3.5 | Использование открытых и полуоткрытых линий |
2 |
|||
3.6 |
Форпост на открытой и полуоткрытой линии |
2 |
|||
3.7 |
Борьба за открытую линию |
2 |
|||
3.8 |
Сильный пешечный центр |
2 |
|||
3.9 |
Подрыв пешечного центра |
2 |
|||
3.10 |
Фигуры против пешечного центра |
2 |
|||
3.11 | Роль центра при фланговых операциях |
2 |
|||
3.12 | Два слона в миттельшпиле, эндшпиле |
2 |
|||
3.13 | Успешная борьба против двух слонов |
2 |
|||
3.14 | Слабые поля в лагере противника |
2 |
|||
3.15 | Слабость комплекса полей |
2 |
|||
3.16 | О некоторых сильных полях |
2 |
|||
3.17 | Пешечные слабости. Сдвоенные пешки |
2 |
|||
3.18 | Отсталая пешка на полуоткрытой линии. Проходная пешка |
2 |
|||
3.19 | Ферзь против двух ладей |
2 |
|||
3.20 | Ферзь против ладьи и легкой фигуры |
2 |
|||
3.21 | Ферзь против трёх легких фигур |
2 |
|||
3.22 | Компенсация за ферзя |
2 |
|||
3.23 | Две ладьи против трёх легких фигур |
2 |
|||
3.24 | Разбор позиций и учебных партий. |
20 |
|||
4. | Дебют |
22 |
22 |
||
Стратегия Дебюта |
2 |
||||
Открытые Дебюты |
20 |
||||
5. | Конкурсы решения задач, этюдов |
8 |
8 |
||
5.1 |
Решение конкурсных позиций |
8 |
|||
9. | Сеансы одновременной игры |
24 |
24 |
||
9.1 |
Проведение тематических сеансов одновременной игры |
12 |
|||
9.2 |
Последующий разбор партий |
12 |
|||
10 | Соревнования |
40 |
40 |
||
11 | Итоговое занятие |
2 |
2 |
||
11.1 |
Подведение итогов года. Планы на следующий год |
2 |
|||
Итого |
116 |
100 |
216 |
||
Учебно-тематический план
3-й год обучения
Раздел, тема |
Количество часов | ||||
теоретические |
практические |
всего |
|||
1. | Вводное занятие |
2 |
2 |
||
1.1 |
Постановка задач на год. Правила техники безопасности |
2 |
|||
2 | Стратегия игры |
42 |
42 |
||
2.1 |
Две легкие фигуры против ладьи (С пешками) |
2 |
|||
2.2 |
Ладья против легкой фигуры и двух пешек |
2 |
|||
2.3 |
Жертва качества |
2 |
|||
2.4 |
Легкая фигура против трех пешек |
2 |
|||
2.5 |
Компенсация за легкую фигуру |
2 |
|||
2.6 |
Позиции в пешечном эндшпиле |
2 |
|||
2.7 |
Прием»Отталкивания» |
2 |
|||
2.8 |
Эндшпиль с проходными пешками |
2 |
|||
2.9 |
Пешечный прорыв |
2 |
|||
2.10 |
Лучшее пешечное расположение |
2 |
|||
2.11 |
Запасные темпы |
2 |
|||
2.12 |
Активность короля |
2 |
|||
2.13 |
Переход в пешечный эндшпиль |
2 |
|||
2.14 |
Ладейный эндшпиль |
2 |
|||
2.15 |
Владение 7-й горизонталью |
2 |
|||
2.16 |
Использование открытых линий |
2 |
|||
2.17 |
Эндшпиль с проходными пешками |
2 |
|||
2.18 |
Активность в ладейных окончаниях |
2 |
|||
2.19 |
Использование пешечных слабостей |
2 |
|||
2.20 |
Некоторые защитительные ресурсы |
2 |
|||
2.21 |
Ладейные этюды |
2 |
|||
3 | Реализация материального перевеса |
10 |
10 |
||
Реализация лишней фигуры. |
10 |
||||
4. | Дебют |
64 |
22 |
86 |
|
4.1 |
Открытые дебюты |
20 |
4 |
||
4.2 |
Полуоткрытые дебюты |
20 |
4 |
||
4.3 |
Закрытые дебюты |
20 |
4 |
||
4.4 |
Анализ партий известных шахматистов |
4 |
10 |
||
5. | Конкурсы решения задач, этюдов |
12 |
12 |
||
5.1 |
Решение конкурсных позиций |
12 |
|||
6. | Сеансы одновременной игры |
32 |
32 |
||
6.1 |
Проведение сеансов одновременной игры |
18 |
|||
6.2 |
Последующий разбор партий |
14 |
|||
7 | Соревнования |
30 |
30 |
||
8 | Итоговое занятие |
2 |
2 |
||
8.1 |
Подведение итогов года. Обзор выполнения поставленных задач |
2 |
|||
110 |
106 |
216 |
|||
Методические рекомендации по организации занятий
Особый акцент в программе сделан на использование информационно-коммуникативных технологий, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации обучающего процесса.
Занятия включают организационную, теоретическую и практическую части.
Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов, пособий и оборудования.
Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, диспутов, бесед, анализа сыгранных ребятами партий, разбора партий известных шахматистов, обучающиеся разрабатывают проекты. Используются компьютерные обучающие программы: «Chess Assistant 10», «Fritz 10» – система для работы с шахматными партиями и базами данных, игры и анализа. Практические занятия разнообразны по своей форме: сеансы одновременной игры с руководителем; конкурсы и викторины по решению задач, этюдов; игровые занятия; турниры, игры с КМС и гроссмейстерами, «Пешка» – компьютерная программа для решения практических шахматных задач. Учащиеся шахматной школы имеют возможность играть в он-лайне с соперниками любого уровня.
Методический анализ – это самостоятельное комментирование или с педагогом – основной путь совершенствования. Учить на практических партиях обучающихся – это значит решать его реальные проблемные ситуации.
На уровне аналитической работы происходит:
• процесс взаимного обогащения – педагог учит и учится сам от учащихся;
• понимание того, что нужно сейчас учащемуся в плане продвижения вперед.
При этом учитывается индивидуальный темп развития, осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику. Такой подход обеспечивает овладение важнейшими практическими навыками: умение объективно оценивать позицию, быстро и точно рассчитывать варианты, намечать наиболее целесообразный план игры.
Для успешного обучения детей в шахматы, необходимы оборудованные кабинеты.
- Учебный (столы, стулья для детей и педагога, деревянные шахматные доски, магнитная доска с шахматными фигурами, наглядные пособия и различный раздаточный материал).
- Компьютерный (индивидуальные компьютеры для обучающихся с выходом в интернет, с различными программами для теоретических и практических занятий).
Эффективность реализации дополнительной образовательной программы определяется в результате поэтапной реализации данной программы в течение года, отмечен рост детей занимавших призовые места в городских, областных, региональных соревнованиях:
12 учащихся из объединения «ШАХ и МАТ» за 2011-2012 учебный год повысили свой спортивный разряд, за период 2011-2015 учебный год, 6 обучающихся стали призерами кемеровской области по классическим шахматам.
Один учащийся зарегистрирован в банке данных поддержки одаренных детей Кузбасса ГАОУ ДОД КО «Областной центр дополнительного образования детей».
К концу обучения дети:
- имеют представление об истории и происхождении шахмат;
- знают правила игры и турнирного поведения;
- знают основы тактики и стратегии, активно применяет в своей игре
тактические приемы;
- владеют фундаментальными знаниями по разыгрыванию дебюта и эндшпиля;
- умеют применять полученные теоретические знания на практике;
- умеют записывать партии;
- видят и осознают свои ошибки;
- знают нормы этикета при игре в шахматы.
Для раскрытия уровня знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися в течение всего учебного года, проводится своего рода зачет, который включает в себя:
- вопросы по теории и истории шахмат
- игру с руководителем объединения;
- участие в интернет-турнирах на сервере «Шахматная планета»;
- соревнования городского, областного и регионального уровня (приложение 5)
Данные по уровню усвоения программы воспитанниками заносятся в таблицу, где основными критериями диагностики являются: знание истории шахмат и правил проведения соревнований, владение тактическими приемами и умение комбинировать, умение строить стратегические планы, знание основных принципов разыгрывания дебюта и эндшпиля, умение анализировать позиции, участие в мероприятиях, умение работать самостоятельно, соблюдение правил этикета.
Результаты работы определяются степенью освоения практических умений на основе полученных знаний. Критерии успешности определяются результатом участия учащихся объединения в соревнованиях различного ранга.
Программа интегрирована с ежегодным графиком городских, областных и региональных соревнований, что позволяет обучающимся в полной мере проявить полученные теоретические знания на практике, а также выявить недостатки в подготовке.
В таком понимании важность подготовки будущих педагогов к определению и решению задач развития личности обучающегося, занимающихся шахматами, объективна.
Структура среднего профессионального и высшего профессионального образования реализует условия для продуктивного самоутверждения будущего педагога в модели современного образования.
Для этого разрабатываются педагогические условия включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу [1-2], фасилитирующие плодотворный поиск возможных решений внутриличностных противоречий и поликультурных отношений.
Продуктивная деятельность как высшая форма и резерв развития личности [3-4] определяется в контексте педагогических технологий формирования культуры самостоятельной работы, обеспечивающей устойчивое развитие личности в модели социализации и самореализации.
Основами всех преобразований является использование метода педагогического моделирования [5-6], раскрывающего особенности постановки задачи развития личности и выбор оптимизируемой модели развития в системе образовательных и досуговых отношений.
В системе продуктивного становления личности и модели формирования культуры самостоятельной работы необходимо обеспечить объектовый анализ сформированности качества развития личности, для этого модно использовать портфолио обучающегося [7-8], системно реализующего основы развития и саморазвития личности в модели рефлексии.
Примерами качественной подготовки социализации личности обучающегося и продуктивного становления будущего педагога по физической культуре являются работы [9-20], качество которых является следствием развития личности будущего педагога, обучающегося в системе среднего профессионального образования [21-32] и высшего профессионального образования [33-53].
Библиографический список
- Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2 (62). Т.3. С.63-67.
- Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования : учеб. пособ. для пед. вузов и системы доп. проф. образования. М. : НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4791
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Некоторые возможности определения понятий «педагогическое проектирование» и «педагогическое моделирование» в структуре подготовки педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8. URL: http://human.snauka.ru/2015/08/12213
- Кошелев А. А., Козырева О. А. Портфолио школьника : учебное пособие. – Новокузнецк : КузГПА, 2011. 38 с. [+приложение на DVD]. ISBN 978–5–85117–615–9.
- Кошелев А.А., Козырева О.А. Портфолио школьника как результат формирования его культуры самостоятельной работы // European Social Science Journal. 2011.№6.С.210-217.
- Бойкова И.В., Авдеенко М.О., Монахов М.С. Качество и возможности детерминации основ педагогического взаимодействия в структуре изучения курса «Теоретическая педагогика» // Современная педагогика. 2015. № 6 (31). С.79-86.
- Коновалов С.В., Бойкова И. В., Филиппова Ю.О. Педагогические условия оптимизации качества моделирования портфолио обучающегося как социально-педагогическая проблема // Гуманитарные научные исследования. 2015. №5-1 (45). С.63-69.
- Коновалов С.В., Завьялова Я.Е., Малышева В.О. Педагогические условия профессиональной самоидентификации и самореализации тренера-преподавателя по регби как социально-педагогическая проблема // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5-5 (49). С.11-20.
- Коновалов С.В., Козырева О.А., Чурин Н.А. Возможности уточнения педагогических условий оптимизации моделирования предметно-педагогических презентаций в модели подготовки будущих педагогов по ФК // Совр. педагогика. 2015. № 5 (30). С.62-73.
- Коновалов С.В., Угольникова О.А., Васильев Д.С. Некоторые особенности социализации, самосовершенствования и самореализации обучающегося в плавании // Психология, социология и педагогика. 2015. № 6 (45). С.8-14.
- Малышева В.О., Бойкова И.В., Соловьева Е.В. Некоторые возможности моделирования портфолио обучающегося, занимающегося регби, и специфика разработки профессионально-педагогических кейсов тренера-преподавателя по регби // Психология, социология и педагогика. 2015. № 6 (45). С.45-51.
- Недзельская О.А. Историко-статистический анализ анкетирования обучающихся ДЮСШ в постановке и решении задач развития личности // Современная педагогика. 2015. № 4 (29). С. 97-105.
- Недзельская О.А. Некоторые педагогические условия социализации и самореализации обучающихся ДЮСШ // Психология, социология и педагогика. 2015. № 4. С.9-15.
- Панов Н.В. Некоторые особенности изучения основ рукопашного боя будущими педагогами по физической культуре // Психология, социология и педагогика. 2015. № 4 (43). С.38-45.
- Шишкарева Т. А., Бойкова И. В., Ертышов А. Н. Возможности детерминации идей гуманизма в определении и решении задач развития личности обучающегося // Инновационная наука. 2015. №7-2. С. 134-136.
- Шишкарева Т. А., Кононцова Я. С., Ертышова С. В. Некоторые аспекты детерминации понятия «успешность педагогической деятельности» в системе непрерывного профессионального образования // Инновационная наука. 2015. №7-2. С. 136-138.
- Шнейдер К.В. Некоторые аспекты планирования, организации и анализа классных часов в работе классного руководителя // Современная педагогика. 2015. № 6 (31). С. 145-157.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 1. Введение в педагогическую деятельность. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 52 с. ISBN 978-5-906806-27-7; ISBN 978-5-906806-21-5 ч.1.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 1. Введение в педагогическую деятельность. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 80 с. ISBN 978-5-906806-34-4 ; ISBN 978-5-906806-28-4 ч.1.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 2. Общие основы педагогики. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 40 с. ISBN 978-5-906806-27-7; ISBN 978-5-906806-22-2 ч.2.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 2. Общие основы педагогики. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 76 с. ISBN 978-5-906806-34-4 ; ISBN 978-5-906806-29-1 ч.2.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 3. Теория воспитания. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 32 с. ISBN 978-5-906806-27-7 ; ISBN 978-5-906806-23-9 ч.3.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 3. Теория воспитания. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 72 с. ISBN 978-5-906806-34-4 ; ISBN 978-5-906806-230-7 ч.3.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 4. Теория обучения. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 40 с. ISBN 978-5-906806-27-7 ; ISBN 978-5-906806-25-3 ч.4.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 4. Теория обучения. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 68 с. ISBN 978-5-906806-34-4 ; ISBN 978-5-906806-31-4 ч.4.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч.5. Социальная педагогика. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 48 с. ISBN 978-5-906806-27-7 ; ISBN 978-5-906806-24-6 ч.5.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч.5. Социальная педагогика. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 72 с. ISBN 978-5-906806-34-4 ; ISBN 978-5-906806-32-1 ч.5.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч.6. Педагогика физической культуры и спорта. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 56 с. ISBN 978-5-906806-27-7 ; ISBN 978-5-906806-26-0 ч.6.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч.6. Педагогика физической культуры и спорта. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 76 с. ISBN 978-5-906806-34-4 ; ISBN 978-5-906806-33-8 ч.6.
- Козырев Н.А., Козырева О.А., Свинаренко В.Г. Лабораторные работы курса «Практическая педагогика» как ресурс формирования личности в модели продуктивной самостоятельной работы // Современные научные исследования и инновации. 2015. №11. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/58760
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Адаптивные учебные пособия в структуре подготовки будущих педагогов-психологов направления подготовки – «Психолого-педагогическое образование», профиля подготовки «44.03.02 – Психология образования» как условие гуманизации образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58150
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Введение в педагогическую деятельность» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 55 с. ISBN 978–5–85117–739–2.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «История педагогики и образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 45 с. ISBN 978–5–85117–740–8.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Методика воспитательной работы» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 54 с. ISBN 978–5–85117–741–5.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Практическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 49 с. ISBN 978–5–85117–743–9.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 53 с. ISBN 978-5-85117-742-2.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Нормативно-правовое обеспечение образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Пед. образование». М. : МИФИ, 2014. 52 с.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Общие основы педагогики» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров напр. подготовки «050100 – Пед. образование». М. : МИФИ, 2014. 48 с.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Теория обучения» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Пед. образование». М. : МИФИ, 2014. 44 с.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Управление образовательными системами» : учеб.-метод. пособие для студ.-бакал. направления подготовки «050100 – Пед. образование». М. : МИФИ, 2014. 56 с.
- Свинаренко В. Г., Бойкова И. В., Кононцова Я. С. Практическая педагогика: лабораторные работы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2015. 80 с.
- Свинаренко В. Г., Бокова Е. В., Козырева О. А. Специфика определения адаптивной и акмеверифицированной составляющих педагогической деятельности // Психология и педагогика: теоретический и практический взгляд : сб. стат. Международной научно-практической конференции (Уфа, 23 авг. 2015 г.). Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2015. С.90-92.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 48 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 40 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика: контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 46 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 64 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 62 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 63 с.
- Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. Социальная педагогика : контрольно-измерительные материалы : адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки 44.03.02 – Психология образования. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 52 с. ISBN 978-5-906806-36-9.
- Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. Социальная педагогика : контрольно-измерительные материалы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки 44.03.02 – Психология образования. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 80 с. ISBN 978-5-906806-35-2.