УДК 378.1; 371.3

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕИ ГУМАНИЗМА В СТРУКТУРЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПЕДАГОГОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Свинаренко Владимир Геннадьевич1, Михалев Илья Анатольевич2, Шварцкопф Елена Юрьевна3
1Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Информационно-аналитический отдел, Управление развития перспективных исследований, г. Москва, ведущий инженер
2Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, студент
3Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, преподаватель

Аннотация
В статье рассматриваются возможность и практика выбора условий продуктивного становления педагога в модели производственной практики будущих педагогов по физической культуре. Приведен анализ проблемы проведения летней практики будущих педагогов в оздоровительных центрах и на базах отдыха детей.

Ключевые слова: компетенции, культура самостоятельной работы, педагогическая практика, педагогические дисциплины, педагогическое моделирование, производственная практика, самостоятельная работа студента


SOME FEATURES OF REALIZATION OF IDEAS OF HUMANISM IN THE STRUCTURE OF THE PRACTICAL TRAINING OF TEACHERS OF PHYSICAL CULTURE

Svinarenko Vladimir Gennadievich1, Mikhalev Ilya Anatolyevich2, Schwarzkopf Elena Yurievna3
1National research nuclear University «MEPhI», Information and analytical Department, Management development advanced studies, head of information-analytical Department of the office of scientific research, Moscow, senior engineer
2Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, Novokuznetsk, student
3Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, Novokuznetsk, lector

Abstract
The article examines the possibility and practice of a variety of conditions productive of the formation of the teacher in the model production practices of the future teachers of physical culture. The analysis of the problems of holding summer practices of future teachers in health centers and in recreation of children.

Keywords: competence, culture of independent work, independent work of student, manufacturing practices, pedagogical practices, teacher modelling, teaching discipline


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Свинаренко В.Г., Михалев И.А., Шварцкопф Е.Ю. Некоторые особенности реализации идеи гуманизма в структуре прохождения производственной практики педагогов по физической культуре // Психология, социология и педагогика. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2015/11/6114 (дата обращения: 01.11.2023).

Система подготовки будущих учителей по физической культуре в модели современного профессионального образования содержит блок профессиональной подготовки «практики», которые подразделяются на учебные и производственные. К производственным практикам у педагогов по физической культуре относятся практика по базовым видам спорта (спортивный туризм) [1] и летняя педагогическая практика [2].

Гуманистическая парадигма современного образования доступно объясняет необходимость организации адаптивной и акмепедагогических основ социального и профессионального взаимодействия. Адаптивная составная педагогического взаимодействия с обучающимися в ресурсах адаптивного знания – уникальный продукт современной культуры и образования, построенный в структуре решения задач гуманизации и модернизации образования, обеспечивающего своевременное включение обучающегося в систему социальных и профессиональных отношений, развитие которых является следствием целостного понимания возможностей научно-педагогической практики решения педагогических задач [3].

Адаптивное знание в подготовке педагогов по физической культуре [4-19] определяет способы и ресурсы решения задач современного образования. Не исключение и производственная практика. Направление подготовки и способ решения задач в структуре поставленных задач может быть облегчен всевозможными ресурсами социально-коммуникативного и программно-педагогического обеспечения. Одним из самых распространенных средств адаптивного знания является шаблон или алгоритм выполнения заданий определенного класса или типа.

Для примера можно привести шаблон профессионально-педагогического кейса будущего педагога по физической культуре, который разрабатывается и дополняется в структуре изучения курсов «Теоретическая педагогика», «Практическая педагогика», «Методика воспитательной работы» и пр. [20-34], в ресурсах которого научно-педагогическое исследование и педагогическое моделирование [35-39] определяют возможность модификации идеи визуализации «акме» в системе профессионально-педагогических отношений.

Теория и практика разработки профессионально-педагогического кейса [40-48] определяет возможность построения структурно-логического контента моделирования объекта и продукта педагогической рефлексии и педагогической деятельности, рассматриваемой в нашей ситуации с позиции трех составных: достижения в спорте, достижения в учете и науке, достижения в педагогической деятельности.

Вторым направлением фасилитации выполнения предлагаемых профессиональной подготовкой заданий в структуре прохождения производственной практики является общая структура плана-конспекта классного часа, реализующая целостное понимание личности педагога возможностей и нюансов формирования и развития личности обучающегося в системе постановки и решения задач воспитания и обучения, образования и развития, здоровьесбережения и гуманизма. Такого рода практика накопила достаточный материал для решения определенных задач современного воспитания, самые лучшие работы находят своё отражение в научно-методических публикациях.

Третьим средством фасилитации включения личности будущего педагога в систему определения и решения проблем современного образования в структуре прохождения производственной практики является выполнение заданий по блоку «психология», определяющей возможность исследования психологических особенностей и различий обучающихся, включенных в систему социальных отношений в структуре организации летнего отдыха детей.

Четвертым направлением использования адаптивного знания в модели фасилитации формирования профессионально-педагогических отношений и способов самоутверждения, самореализации, самосовершенствования является практика оформления дневника педагогической практики, шаблон которого размещается на образовательном портале в образовательном пространстве вуза или социальной сети, в которой студенты-педагоги общаются с педагогами вуза.

Пятым направлением решения задач адаптации и коррекции педагогически обусловленных процессов и процедур является разработка педагогических и адаптивных педагогических средств, к которым относятся и адаптивные педагогические пособия [7-10].

Диаметрально противоположным направлением развития и саморазвития личности будущего педагога является направление акмепедагогической верификации качества постанови и решения – задач современного воспитания и психокоррекции. В данной нише качественная, объективная педагогическая рефлексия и педагогическое наблюдение предопределяют выход студента-практиканта на акмеверифицированный продукт профессионального становления.

Возможность организации различных направлений самореализации и саморазвития, психорелаксации и психогимнастики, социализации и адаптации обучающихся, включенных в летнюю программу отдыха должно строиться на основах реализации гуманизма как центральной темы и ценности современного образования.

Производственная практика показывает в структуре общего и частно предметного анализа – на сколько качество постановки и решения задач развития личности обучающегося в структуре учебной, внеучебной, досуговой работе может быть подобрана в соответствии с потребностями, возможностями, ограничениями и приоритетами развития личности и системы образования, профессионально-трудовых отношений и способов воспроизводства социальных ценностей, смыслов, продуктов культуры, искусства, науки, спорта и прочих направлений социализации и самореализации личности в модели поликультурных отношений и условий воспроизводства высоких технологий ноосферного и антрополого обусловленного преобразования объективного в рамках реализуемой деятельности и программы педагогического общения (взаимодействия).


Библиографический список
  1. Шварцкопф Е. Ю. Платоненко А. И., Меркушев Е. О. Контрольно-измерительные материалы курса «Основы туризма» : учебно-методическое пособие для студентов бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк: КузГПА, 2013.  51 с.  ISBN 978–5–85117–758–3.
  2. Макарова Л.Н., Инкина С.Г., Козырева О.А. Возможности оценки сформированности компетенций в модели летней педагогической практики студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование» // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10. URL: http://human.snauka.ru/2015/10/12819
  3. Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования // Вестник КемГУ. 2015. № 4-2 (64). С.91-95.
  4. Платоненко К.С., Платоненко А.И., Шварцкопф Е.Ю. Учебная практика по туризму в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре: профессиональный и адаптивный компоненты // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/08/56967
  5. Свинаренко В. Г., Бокова Е. В., Козырева О. А. Специфика определения адаптивной и акмеверифицированной составляющих педагогической деятельности // Психология и педагогика: теоретический и практический взгляд : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 23 августа 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.90-92.
  6. Свинаренко В.Г., Бокова Е.В., Криулькин И.В. Социализация как условие оптимального воспроизводства социально-профессиональных отношений в модели адаптивной педагогической практики // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 7. URL: http://human.snauka.ru/2015/07/12113
  7. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адапт. учеб. пособ. для студ.-бакал. напр. подг. 44.03.01 – Пед. образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. Уфа : Аэтерна, 2015. 48 с.
  8. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адапт. учеб. пособ. для студ.-бакал. напр. подг. 44.03.01 – Пед. образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. Уфа : Аэтерна, 2015. 40 с.
  9. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика: контрольно-измерительные материалы: адапт. учеб. пособ. для студ.-бакал. напр. подг. 44.03.01 – Пед. образ. : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. Уфа : Аэтерна, 2015. 46 с.
  10. Козырев Н.А., Козырева О.А. Адаптивные учебные пособия в структуре подготовки будущих педагогов-психологов направления подготовки – «Психолого-педагогическое образование», профиля подготовки «44.03.02 – Психология образования» как условие гуманизации образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. №10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58150
  11. Щукин П.С., Зубанов В.П., Кондакова К.С. Специфика определения основ реализации идеи адаптивной и акмеверифицированной подготовки будущего педагога по физической культуре // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58517
  12. Остряков И.А., Острякова С.В., Острякова Д.И. Адаптивное педагогическое знание в модели подготовки будущего педагога по физической культуре // Психология, социология и педагогика. 2015. № 10. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/10/6015
  13. Шварцкопф Е.Ю., Ячменев И.Ю., Свинаренко В.Г. Специфика определения возможности использования адаптивного знания в структуре подготовки будущих педагогов // Современная педагогика. 2015. № 11. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/11/5037
  14. Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 1. Введение в педагогическую деятельность. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 52 с.
  15. Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 2. Общие основы педагогики. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 40 с.
  16. Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 3. Теория воспитания. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 32 с.
  17. Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 4. Теория обучения. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 40 с.
  18. Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч.5. Социальная педагогика. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 48 с.
  19. Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч.6. Педагогика физической культуры и спорта. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 56 с.
  20. Козырев Н.А., Козырева О.А., Свинаренко В.Г. Лабораторные работы курса «Практическая педагогика» как ресурс формирования личности в модели продуктивной самостоятельной работы // Современные научные исследования и инновации. 2015. №11. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/58760
  21. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Введение в педагогическую деятельность» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  55 с.  ISBN 978–5–85117–739–2.
  22. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «История педагогики и образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  45 с.  ISBN 978–5–85117–740–8.
  23. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Методика воспитательной работы» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  54 с.  ISBN 978–5–85117–741–5.
  24. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Практическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  49 с. ISBN 978–5–85117–743–9.
  25. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  53 с.  ISBN 978-5-85117-742-2.
  26. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Нормативно-правовое обеспечение образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Пед. образование». М. : МИФИ, 2014.  52 с.
  27. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Общие основы педагогики» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров напр. подготовки «050100 – Пед. образование». М. : МИФИ, 2014.  48 с.
  28. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Теория обучения» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Пед. образование». М. : МИФИ, 2014.  44 с.
  29. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Управление образовательными системами» : учеб.-метод. пособие для студ.-бакал. направления подготовки «050100 – Пед. образование». М. : МИФИ, 2014. 56 с.
  30. Свинаренко В. Г., Бойкова И. В., Кононцова Я. С. Практическая педагогика: лабораторные работы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2015. 80 с.
  31. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учеб. пособ. для студ.-бакал. напр. подг. 44.03.01 – Пед. образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 64 с.
  32. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учеб. пособ. для студ.-бакал. напр. подг. 44.03.01 – Пед. образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 62 с.
  33. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учеб. пособ. для студ.-бакал. напр. подг. 44.03.01 – Пед. образ. : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 63 с.
  34. Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. Социальная педагогика : контрольно-измерительные материалы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки 44.03.02 – Психология образования. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 80 с. ISBN 978-5-906806-35-2.
  35. Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования : учеб. пособ. для пед. вузов и системы доп. проф. образования.  М. : НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
  36. Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
  37. Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
  38. Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4791
  39. Козырева О.А., Козырев Н.А. Некоторые возможности определения понятий «педагогическое проектирование» и «педагогическое моделирование» в структуре подготовки педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8. URL: http://human.snauka.ru/2015/08/12213
  40. Бокова Е. В., Криулькин И. В., Завьялова Я. Е. Профессионально-педагогический кейс тренера по регби как ресурс историко-статистических данных // Теоретические и практические вопросы науки XXI века : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 28 января 2015 г.).  Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.193-194.
  41. Горбунова И. А., Козырева О. А. Профессионально-педагогический кейс педагога по физической культуре : учебное пособие. Кемерово: КРИПКиПРО, 2012.  79 с. [+DVD].
  42. Кириенко С. А., Воробьев Е. Н., Козырева О. А.  Профессионально-педагогический кейс будущего тренера по хоккею: определение и модели // Инновационный вектор развития науки: сб. ст. Межд. науч.-практ. конф. (25 сент. 2014 г.). Уфа: Аэтерна, 2014.  С. 174-175.
  43. Климова О.Н., Гребенщиков К.Т., Горбунова И.А. Возможности моделирования профессионально-педагогического кейса будущими педагогами по физической культуре как профессионально-педагогическая проблема // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8. URL: http://human.snauka.ru/2015/08/12394
  44. Козырева О. А., Шварцкопф Е. Ю., Елясова А. А. Моделирование профессионально-педагогического кейса будущими педагогами по ФК в оптимизации ресурсов рефлексии профессионально-педагогической деятельности // Научно-исследовательские публикации.  2014.  № 12(16). С. 11-16.
  45. Козырева О. А., Зубанов В. П., Горбунова И. А. Продуктивность моделирования профессионально-педагогических кейсов будущими педагогами по ФК в условиях непрерывного профессионального образования // Проблемы и перспективы развития образования: матер. Междун. науч.-практ. конфер. (Пермь, март 2014 г.). – Пермь: Меркурий, 2014.  С. 207-210.
  46. Малышева В.О., Бойкова И.В., Соловьева Е.В. Некоторые возможности моделирования портфолио обучающегося, занимающегося регби, и специфика разработки профессионально-педагогических кейсов тренера-преподавателя по регби // Психология, социология и педагогика. 2015. № 6 (45). С.45-51.
  47. Репин А. В., Зубанов В. П., Карпова Т. В. Возможности моделирования профессионально-педагогического кейса как профессионально-педагогическая проблема // Современная наука: теоретический и практический взгляд: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 28 марта 2015г.) Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2015. С.176-178.
  48. Шварцкопф Е.Ю., Янцен В.С., Платоненко А. И. Возможности исследования качества моделирования профессионально-педагогических кейсов педагогов по ФК // Наука и технологии в современном обществе: матер. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 30-31 марта 2015 г.). Уфа: РИО ИЦИПТ, 2015. С.62-64.


Все статьи автора «Факультет физической культуры НФИ КемГУ»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: