В структуре изучения курса «Введение в педагогическую деятельность» [1-3] в НФИ КемГУ на факультете физической культуры широко используются в структуре изучения заявленного курса проблемные и продуктивные задачи и задания. Уточним понятийный аппарат нашей работы в соответствии с выделенным направлением педагогического исследования. Научное исследование [4-6] в нашем случае выступает в роли педагогического средства, оптимизирующего качества современного образования, в детализации звеньев целостного педагогического процесса характеризирующего специфику поиска решения противоречий «хочу – могу – надо – есть».
Одним из педагогических средств продуктивного поиска является технология системно-педагогического моделирования [7-8], обеспечивающая планомерную подготовку будущих педагогов к выявлению и решению задач развития личности. В таком понимании организация продуктивной самостоятельной работы [9] является средством и продуктом педагогической деятельности, фасилитирующей решение задач современного образования.
Категориально [10-16] современная педагогика определяет специфику и уточнения категориального аппарата современной педагогики [19-35], и возможности социально-педагогической практики в построении и решении задач современного профессионально-педагогического образования [17-18].
Определим понятия «проблемная задача» и «продуктивная задача» в системе научно-педагогического аппарата, верифицирующего истинность решения задач развития личности обучающегося.
Проблемная задача – задача, в структуре которой заложена определенная проблема, т.е. несоответствие чего-то с чем-то, в конечном счете позволяющая повысить качество одного или нескольких педагогически обусловленных процессов.
Продуктивная задача – задача, в структуре которой должен после решения появиться продукт, например схема, модель, патент и пр.
В структуре курса «Введение в педагогическую деятельность» к проблемным задачам можно отнести все задачи, в структуре которых есть несоответствие теории с практикой.
В структуре курса «Введение в педагогическую деятельность» к продуктивным задачам можно отнести задачи на построение самопрезентаций, написание рефератов, научных публикаций и пр.
Определим педагогические условия оптимальной постановки и решения проблемных и продуктивных задач в структуре изучения курса «Введение в педагогическую деятельность»:
- Научно-педагогическое обоснование оптимальности профессиональной подготовки личности в сочетании традиционного и инновационного обучения.
- Выделение приоритетов развития личности будущего педагога в моделирование акметраектории профессиональной подготовки и профессионального становления.
- Определение форм и методов педагогического взаимодействия в решении задач адаптивного и акмеверифицированного знания.
- Детерминация системы принципов педагогического взаимодействия как ресурса и модели развития будущего педагога и обучающегося.
- Учет индивидуальных особенностей обучающихся и потребностей социального пространства в решении задач современной системы профессиональной подготовки.
- Учет особенностей развития обучающихся в реализации условий трудоустройства.
- Создание условий для целостного осмысления проблем и практики профессиональной подготовки и профессионального обучения в современном обществе.
- Принятие идеи непрерывного образования и возможностей профессиональной подготовки обучающегося в системе поликультурных отношений и норм.
- Определение условий развития личности в системе возможностей нормального распределения способностей и здоровья.
- Реализация условий использования новейших достижений науки в системно-прикладных направлениях профессионально-педагогического знания.
- Принятие идеи культуры как практики акмеверификации качества труда и развития личности.
Выделенные условия модно оптимизировать и уточнять. Качество выполнения задач профессиональной подготовки – объективная потребность и личности, и общества в развитии потенциала и продукта современного социума.
Библиографический список
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Введение в педагогическую деятельность» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 55 с. ISBN 978–5–85117–739–2.
- Козырева О. А. Введение в педагогическую деятельность : учебное пособие для студентов педагогических вузов. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2009. 121 с. [+приложение на DVD]. ISBN 978–5–85117–457–5.
- Козырева О. А. Введение в педагогическую деятельность : учебное пособие для студентов педагогических вузов. – 2-е изд. доп. и перераб. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2011. 121 с. [+приложение на DVD]. ISBN 978–5–85117–553–4.
- Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования // Вестник КемГУ. 2015. № 4-2. С.91-95.
- Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования : учебное пособие для педагогических вузов и системы доп. проф. образования. М. : НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Козырева О.А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2-3. С. 63-67.
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // European Social Science Journal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
- Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
- Козырева О. А. Воспитание как категория педагогики : учебное пособие. Новокузнецк : КузГПА, 2007. 95 с. [ + приложение на CD]. ISBN 978–5–85117–300–4.
- Козырева О. А. Воспитание как категория педагогики : учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008. 115 с. [ + CD]. ISBN 978–5–85117–357–8.
- Козырева О. А. Категории психолого-педагогической антропологии : учебное пособие. Новокузнецк : КузГПА, 2007. 171 с. [ + приложение на CD]. ISBN 978–5–85117–304–2.
- Козырева О. А. Категории психолого-педагогической антропологии: учеб. пособ. – 2-е изд., перераб. и доп. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008. 207 с. [+CD].
- Козырева О. А. Категории современной профориентологии : учебное пособие. Новокузнецк: КузГПА, 2007. 129 с. [+приложение на CD]. ISBN 978–5–85117–306–6.
- Козырева О. А. Категории современной профориентологии : учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008. 131 с. [+CD].
- Козырева О. А. Обучение как феномен моделирования и практики : монография. Кемерово : КРИПКиПРО, 2011. 363 с. ISBN 978–5–7148–0360–4.
- Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. Социальная педагогика : контрольно-измерительные материалы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки 44.03.02 – Психология образования. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 80 с. ISBN 978-5-906806-35-2.
- Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. Социальная педагогика : контрольно-измерительные материалы : адапт. учеб. пособие для студентов-бакалавров направления подготовки – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки 44.03.02 – Психология образования. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 52 с. ISBN 978-5-906806-36-9.
- Бойкова И.В., Иванченко С.И., Шварцкопф Е.Ю. Культура самостоятельной работы личности как продукт современного образования и здоровьесберегающей педагогики // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58589
- Бойкова И.В., Червяков А.А., Шварцкопф Е.Ю. Некоторые особенности верификации качества решения задач развития личности в модели здоровьесберегающей педагогики // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58592
- Бойкова И.В., Шварцкопф Е.Ю., Чернопазов Р.В. Специфика и возможности изучения курсов современной педагогики в модели подготовки будущих педагогов по физической культуре // Совр. педагогика. 2015. № 10. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/10/5001
- Изюрова М.В., Бойкова И.В., Зубанов В.П. Исторический подход в детерминации и визуализации возможностей педагогической деятельности в модели современной профессионально-педагогической подготовки // Современная педагогика. 2015. № 10. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/10/4951
- Изюрова М.В., Бойкова И.В., Зубанов В.П. Специфика и возможности педагогического моделирования в подготовке и организации современного воспитания обучающихся // Совр. научн. исслед. и инновации. 2015. №10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58039
- Михалев И.А., Бойкова И.В., Шварцкопф Е.Ю. Педагогическое моделирование в детерминации определений категориального аппарата современной педагогики // Гуманитарн. научные исследования. 2015. № 10. URL: http://human.snauka.ru/2015/10/12721
- Остряков И.А., Острякова С.В., Острякова Д.И. Адаптивное педагогическое знание в модели подготовки будущего педагога по физической культуре // Психология, социология и педагогика. 2015. № 10. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/10/6015
- Паршин Ю.А., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Некоторые особенности исследования качества включения студента-педагога в условия производственной летней педагогической практики // Совр. педагогика. 2015. № 11. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/11/5017
- Похоруков О.Ю., Домилложоннов Х.Б., Шварцкопф Е.Ю. Некоторые возможности детерминации категории «воспитание» в структуре подготовки будущих учителей физической культуры // Современная педагогика. 2015. № 11. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/11/5008
- Похоруков О.Ю., Дробышев В.В., Свинаренко В.Г. Некоторые возможности саморазвития будущего педагога по физической культуре в структуре изучения педагогических дисциплин // Совр. педагогика. 2015. № 10. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/10/4994
- Саломатин А.Г., Саломатина Е.Б., Свинаренко В.Г. Специфика и нюансы социализации и самореализации личности обучающегося и педагога в системе непрерывного профессионального образования // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 9. URL: http://human.snauka.ru/2015/09/12652
- Саломатин А.Г., Свинаренко В.Г., Саломатина Е.Б. Здоровьесбережение как ценность и продукт формирования культуры самостоятельной работы личности // Психология, социология и педагогика. 2015. № 9. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/09/5857
- Саломатина Е.Б., Саломатин А.Г., Свинаренко В.Г. Возможности детерминации идей гуманизма и здоровьесбережения в работе педагога по физической культуре // Совр. науч. исследования и инновации. 2015. № 9. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57782
- Свинаренко В.Г., Бокова Е.В., Криулькин И.В. Социализация как условие оптимального воспроизводства социально-профессиональных отношений в модели адаптивной педагогической практики // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 7. URL: http://human.snauka.ru/2015/07/12113
- Свинаренко В.Г., Саломатин А.Г., Саломатина Е.Б. Детерминация идей профессионального саморазвития педагога в модели непрерывного профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58030
- Свинаренко В.Г., Шварцкопф Е.Ю., Волостных Е.С. Специфика определения и уточнения условий продуктивного становления педагога в модели формирования культуры самостоятельной работы // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11. URL: http://human.snauka.ru/2015/11/12926
- Татур В.В., Шварцкопф Е.Ю., Бойкова И.В. Возможности педагогического моделирования в определении и решении задач подготовки педагога по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10. URL: http://human.snauka.ru/2015/10/12907