УДК 378.1; 371.3

ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВА МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В МОДЕЛИ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Бен Ефим Александрович1, Дьячков Виктор Алексеевич2, Зубанов Владимир Петрович3
1Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», студент
2Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», кандидат биологических наук, доцент
3Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», кандидат биологических наук, доцент

Аннотация
В статье приводится возможность качественного формирования культуры самостоятельной работы педагога, описываются различные варианты и модели создания предметно-педагогических презентаций в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре. Проблемы, возникающие в полисубъектных отношениях, являются стимулом и ресурсов организуемых изменений возможности изучений педагогических дисциплин, которые изучаются с использованием технологии системно-педагогического моделирования.

Ключевые слова: компетенции, культура самостоятельной работы, образование, обучение, педагогическая деятельность, предметно-педагогические презентации


RESEARCH QUALITY MODELING-PEDAGOGICAL PRESENTATIONS WILL BE THE FUTURE TEACHERS OF PHYSICAL CULTURE IN MODELS OF PERSONALITY

Ben Yefim Aleksandrovich1, Dyachkov Viktor Alekseevich2, Zubanov Vladimir Petrovich3
1Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, Student
2Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, Ph.D., Associate Professor
3Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, Ph.D., Associate Professor

Abstract
The article provides a great opportunity to build a culture of independent work of the teacher, de-scribes the various options and models to create subject-pedagogical presentations in the structure of training of future teachers of physical culture. Problems arising in presubject relations, incentives, and resources organized by changes possible studies of pedagogical disciplines which are studied using technology system-pedagogical modeling.

Keywords: competence, culture of self-study training, education, subject-pedagogical presentations, teaching activities


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Бен Е.А., Дьячков В.А., Зубанов В.П. Исследование качества моделирования предметно-педагогических презентаций будущих педагогов по физической культуре в модели становления личности // Психология, социология и педагогика. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2015/03/4599 (дата обращения: 01.11.2023).

Понятие «предметно-педагогические презентации» было выделено и уточнено в ряде работ [1-4], рассматривающих общие и специфические особенности практики создания предметно-педагогических презентаций будущими педагогами по физической культуре, получающими образование как в структуре вузовской подготовки, так и в структуре среднего профессионального образования (училище, колледж, техникум).

Профессиональное развитие и становление будущего педагога по физической культуре – длительный, непрерывный процесс поиска оптимальных условий подготовки личности педагога к самостоятельному выполнению профессионально-педагогических задач и трудовых функций, определяющих перспективность и состоятельность педагогической деятельности педагога по физической культуре в структуре того или иного образовательного учреждения и направления трудовой подготовки (имеется в виду учет индивидуальных особенностей личности обучающегося и принятие специфики нормального распределения способностей – базовой идеей построения педагогического взаимодействия в образовательном учреждении, в том числе и специальных образовательных учреждениях (ОУ), имеется в виду типология специальных образовательных учреждений, содержащая 8 типов ОУ).

В структуре подготовки будущего педагога по физической культуре в ресурсах изучения курса «Введение в педагогическую деятельность» студенты моделируют самопрезентацию или предметно-педагогическую презентацию «Я – профессионал» [6].

Все студенты справляются успешно с заданием создания презентации «Я – профессионал», по итогам созданных работ проводится заочная студенческая конференция, определяющая победителей в разных номинациях моделирования предметно-педагогических презентаций.

Презентация «Я – профессионал» является базой в построении и разработке структуры профессионально-педагогических кейсов, разрабатываемых будущими педагогами и дополняемых ими на протяжении всего периода обучения в вузе.

Структура профессионально-педагогического кейса (ППК) состоит из трех разделов. Первый раздел «Спорт» – это достижения будущего педагога по физической культуре в области спорта. В данный раздел студенты вносят все свои достижения в спорте в различных визуальных формах (фотографии, сканы грамот, сертификатов и прочих свидетельств о наличии побед в выделенном виде отчетности), данный раздел совпадает с моделируемой на первом курсе предметно-педагогической презентацией «Я – профессионал». Второй раздел «Учебная и научно-педагогическая деятельность» состоит из достижений студента в выделенной области оценки. В презентации приводятся будущим педагогом по физической культуре наименования работ, их уровень достижений в оценке специалистов различного уровня оценивания, – сертификаты, дипломы, благодарственные письма и прочие свидетельства наличия высокого уровня подготовки в выделенном направлении ППК. Третье направление моделируемого профессионально-педагогического кейса – это направление «Педагогическая деятельность», здесь имеется в виду педагогическая практика и сформированность педагогического мастерства у студента, визуализируемая им самим в различных выполняемых им заданий по педагогической практике, в самостоятельном включении в процесс постановки и верификации сформированности уровня готовности к самостоятельной профессионально-педагогической деятельности, отображении приоритетов и возможностей педагога по физической культуре в структуре формирования профессионального мастерства, завершается пожеланиями студентам в структуре подготовки и прохождения педагогической практики.

В структуре изучения курса «Теоретическая педагогика» [7-11] предлагаются различные задания по созданию предметно-педагогических презентаций или задания, позволяющие вывить качество создания предметно-педагогичес­ких презентаций, или задания, фасилитирующие моделирование предметно-педагогичес­ких презентаций (портфолио обучающегося и пр.).

В структуре изучения курса «Теоретическая педагогика. Общие основы педагогики» студентам предлагается создать продукт, непосредственно связанный с качественным изучением общей структуры исследования по педагогике (реферат, а затем презентация доклада для защиты реферата или научно-исследовательской публикации). К сожалению, такого рода практика имеет единичные результаты, т.к., с одной стороны, студентам сложно усвоить общую структуру исследования по педагогике, с другой стороны, за 11 лет школьной практики у них нет сформированной потребности не брать чьих бы то ни было чужих работ, выдавая их за свои. Да и качество изложения собственных мыслей студентов оставляет желать лучшего. Например, когда педагог вуза не разрешает пользоваться телефонами при тестировании, студент А. говорит такую фразу «[вааще, *****, да на ЕГЭ было легче списать]». Это не единичный случай такого рода практики. В таком понимании необходимо создавать условия для коррекции отношения к собственному, авторскому труду и цитированию работ. Данная подготовка должна быть систематической, – изо дня в день доступные задания должен предлагать педагог, чтобы вкус собственного труда был превыше любой другой подачки в списывании и вынужденном плагиате (неумение самостоятельно мыслить и излагать свои мысли в письменной форме). Качество подготовки выпускников – наибольнейшая проблема современного воспитательно-образовательного пространства.

Продуктивная самостоятельность – явление сложное, формирование которого начинается не на первом курсе вуза, а значительно раньше. Мультисреда как многомерное явление порождает свои приоритеты и направления развития и формирования личности. Изменение отношения к качеству труда и возможностям профессионально становления в структуре повышения и верификации приоритетов развития компетентности будущих педагогов по физической культуре визуализируется использованием предметно-педагогических презентаций. Всё, что находится во внутреннем мире личности отражается в его визуальной форме, а качество объектов самовыражения и самореализации предопределяет и качество подготовки в различных других направлениях становления личности.

В структуре изучения курса «Теоретическая педагогика. Управление образовательными системами» студентам предлагается составить «Паспорт школы» (организационно-педагогическую структуру образовательного учреждения) в форме предметно-педагогической презентации, описывающей следующие компоненты: 1) историю школы, вплоть до настоящего времени, 2) достижения учителей, 3) достижения обучающихся, 4) перспективность дальнейших педагогических разработок и инноваций, обеспечивающих решение определенного класса профессионально-педагогических задач. С данным заданием все студенты хорошо справляются, – единственное, что теряется в моделировании предметно-педагогической презентации – это то, что вся информация о родной школе берется с сайта ОУ. Незначительный процент студентов рассказывают о своей школе, опираясь на данные различных источников, от своего лица, своим логически выстроенным ходом мыслей и наработанной практикой педагогических отношений.

Курс «Теоретическая педагогика. Нормативно-правовое обеспечение образование» изучается в соответствии с выделенным перечнем заданий, опубликованных в работе [8], в структуре разработанных дидактических заданий нет предметно-педагогических презентаций, т.к. сложности репродуктивного обучения дидактического материала не могут быть нивелированы или скорректированы продуктивными заданиями, используемыми в ресурсах предметно-педагогических презентаций.

Курс «Теоретическая педагогика. Теория обучения» содержит задание моделирования разноуровневой технологии изучения определенной темы из раздела «Теория обучения», в простейшем случае – это тема «Методы обучения», обеспечивающая студенту качественную постановку и решение педагогических задач в структуре верификации выбора методов обучения в различных группах (высокие достижения, уроки ФК и занятия адаптивной ФК). Предметно-педагогическая презентация может быть выделена в структуре технологии, а может быть сужена до построения опорного конспекта из педагогической технологии, которую моделирует студент.

Курс «Теоретическая педагогика. Теория воспитания. Социальная педагогика» содержит несколько заданий, которые могут быть выполнены  с использованием предметно-педагогического сопровождения – разработка классного часа, моделирование системы принципов педагогического взаимодействия, а также определение любой темы из области социально-педагогических отношений, структуру которой студент может рассмотреть с позиции качественного выделения и решения субъектно-средовых противоречий.

Качество моделирования отношений, ценностей, компетенций и предметно-педагогических презентаций зависит от внутренних ресурсов субъекта моделирования и от внешних резервов и ресурсов антропосреды в микро-, мезо-, макромасштабах. Уточним понятие «качество моделирования предметно-педа­го­ги­чес­ких презентаций» в структуре соблюдения идей гуманизма и продуктивного самовыражения и самореализации будущего педагога по ФК.

Под качеством моделирования предметно-педагогических презентаций будем понимать определенный уровень готовности продукта, удовлетворяющей в выделенной степени потребности социального и социально-профессио­наль­ного пространства возможностями и спецификой решения задач визуализации и презентации тех или иных граней иллюстрируемого явления или события.

Качество моделирования предметно-педагогических презентаций определяется возможностями программно-педагогического обеспечения, информационными продуктами создания презентаций и сформированности мотивов и потребностей, целей и смыслов субъекта, создающего продукт интеллектуально-деятельностной природы.

Все закономерности и принципы гносеолого-герменевтической основы построения и разработки продуктов деятельности должные быть соблюдены в построении и проверке качества разработанной предметно-педагогической презентации.

Выделим педагогические условия оптимизации возможностей самореализации и саморазвития будущих педагогов по физической культуре в структуре моделирования предметно-педагогических презентаций:

1. Принятие норм социального и профессионально-педагогического пространства в определении качества и возможностей развития личности и становления в структуре ведущей деятельности базовыми идеями, определяемыми через изучение и соблюдение нормативно-правовых, законодательных актов и отношений, морально-этических аспектов мультисредовых включений личности в решение задач и противоречий развития личности и общества в целом. Данное направление опирается и продолжает идеи гуманизма и продуктивного становления личности в структуре постановки и решении задач развития и саморазвития личности. Принятие норм социального и профессионально-педагогического пространства осуществляется на различных уровнях, условно мы их определим традиционной классификаций – «микро-», «мезо-», «макро-» и «мегамасштабы», определяющие возможность личности в распространении созданных продуктов жизнедеятельности и принятии отношения данных социальных групп в оценке качества продукта ведущей деятельности.

2. Принятие идей саморазвития, самосовершенствования, самореализации личности идеями профессионального становления будущего педагога. Данное направление отражает потребность в распространении идеи развития потребностей, предпочтений, возможностей и целеполагания личности в системе полисубъектных и межгрупповых отношений. Именно педагог (возможно, что родители в большей степени создают предпосылки для такого рода практики развития) определяет своим отношением к труду и возможностью решения задач продуктивного становления личности уровень и качество всестороннего развития обучающегося, включенного в систему верификации и модификации решений противоречий «хочу – могу – надо – есть».

3. Формирование культуры самостоятельной работы личности в постановке и решении задач перехода от репродуктивного обучения к продуктивному, от контроля к самоконтролю. Сформированная культура самостоятельной работы позволяет личности самостоятельно выделить проблему и решить ее оптимальными ресурсами внутриличностного и социально-профессионального генеза.

4. Формирование потребности в здоровом образе жизни и акместановлении личности в выбранных направлениях формирования и развития, где специфика нормального распределения способностей определяет приоритеты и нормы получения результатов труда.

5. Включение личности в условия непрерывного образования как гаранта стабильного развития личности и общества в мультикультуре, антропосреде, ноосфере.

6. Формирование потребности в повышении уровня притязаний в единстве с развиваемыми и формируемыми способностями и возможностями продуктивного становления личности обучающегося и педагога. Процесс продуктивного становления личности проходит несколько фаз, в структуре которого справедливы законы диалектики, т.е. новое количество определяет новое качество, единство репродуктивных и продуктивных методов определяют оптимальные, варьируемые условия для взаимодействия и создания благ и продуктов жизнедеятельности и пр.

7. Формирование потребности в стимулировании активности субъектов общества в решении и верификации задач социального и профессионального генеза, где оптимизация и модификация условий и возможностей личности, научно-технический прогресс и соблюдение норм этики и права играют базовую роль в реконструкции модели взаимодействия, социализации личности, саморазвития и самосовершенствования, самореализации и самоутверждения. Активность личности обучающегося стимулируется гуманными методами формирования потребностей и поощрения социально и профессионально значимых направлений развития личности.

8. Создание условий поощрения личности педагога администрацией и работодателем в моделировании, апробации, верификации и внедрения новых педагогических средств, фасилитирующих решение тех или иных задач с использованием предметно-педагогических презентаций.

Выделенные условия позволят повысить качество моделирования и использования предметно-педагогических презентаций в деятельности педагога современного образовательного пространства, неустанно определяющего приоритеты развития и личности, и общества в ресурсах идей продуктивного становления личности и сопричастности идей гуманизма к различным граням формирования профессионально-педагогической культуры и мастерства.

Использование технологии формирования культуры самостоятельной работы в спектре предлагаемых вариантов решения проблем ее формирования (технология формирования культуры самостоятельной работы обучающихся, RP-технология педагогического взаимодействия [13-15], технологии системно-педа­го­гического моделирования [16-20] и пр.) обеспечивает будущему педагогу по ФК возможность качественной подготовки к будущей профессионально-педагогической деятельности [21-24], достаточный уровень востребованности продуктов деятельности педагога в решении задач и противоречий профессионально-педагогического развития, возможности повышения уровня образования личности, а также верифицированную конкурентоспособность и креативность, гибкость и состоятельность профессиональной практики педагога по физической культуре.


Библиографический список
  1. Гребенщиков К.Т., Аронова Ю.Ю., Козырева О.А. Педагогические условия моделирования профессионально-педагогических презентаций будущими педагогами по физической культуре // Культура и образование. 2014.  № 5 (Май). [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik-rzi.ru/2014/05/1772.
  2. Климова О.Н., Козырева О.А., Горбунова И.А. Профессионально-педагогические презентации как ресурс и продукт реализации идей гуманизма в условиях непрерывного профессионального образования // Культура и образование. 2014. №5. URL: http://vestnik-rzi.ru/2014/05/1779.
  3. Козырева О. А., Филиппова Ю. О., Чурин Н. А. Моделирование предметно-педагогических презентаций в структуре педагогических дисциплин как ресурс и результат формирования культуры самостоятельной работы педагога по ФК // Вестник КузГПА. 2014. 1(30). URL: http://vestnik.kuzspa.ru/articles/260/
  4. Чурин Н. А., Филиппова Ю. О., Козырева О. А. Моделирование предметно-педагогических презентаций в структуре педагогических дисциплин как результат и ресурс формирования культуры самостоятельной работы педагога по физической культуре //Концепт.2014. №4. http://e-koncept.ru/2014/14081.htm.
  5. Редлих С. М., Козырева О. А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом.  2011. №1 (3). С. 49-62.
  6. Козырева О.А. Контрольно-измерительные материалы курса «Введение в педагогическую деятельность»: учеб.-метод. пособ. для студ. н.п. «050100- Пед. образование», профиля «Физ. культура».Новокузнецк:КузГПА,2013. 55с.
  7. Козырева О.А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика»: учеб.-метод. пособ. для студ. напр. подг. «050100 – Пед. образование», профиля – «Физ. культура». Новокузнецк: КузГПА, 2013. 53 с.
  8. Козырева О.А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Нормативно-правовое обеспечение образования»: учеб.-метод.пособ. для студ. напр. подг. «050100-Пед. образ.». М.: МИФИ, 2014. 52 с.
  9. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Общие основы педагогики»: учеб.-метод. пособ. для студ. напр. подгот. «050100 – Пед. образование». М.: МИФИ, 2014. 48 с.
  10. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Теория обучения»: учеб.-метод. пособ. для студ. напр. подгот. «050100 – Пед. образование». М.: МИФИ, 2014. 44 с.
  11. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Управление образовательными системами»: учеб.-метод. пособ. для студ. напр. подгот. «050100- Пед. образ.». М.: МИФИ, 2014. 56 с.
  12. Зубанов В. П., Козырева О. А. RP-технология педагогического взаимодействия в структуре изучения педагогических дисциплин будущими педагогами (бакалаврами) // Инновации в науке, производстве и образовании : сборник трудов Международной научно-практической конференции, 14–16 октября 2013 г., г. Рязань / отв. ред. К. Н. Гаврилов, В. А. Степанов. – Рязань : изд-во Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина, 2013.  С. 341-345.
  13. Зубанов В. П., Меркушева Э. А., Козырева О. А. Некоторые аспекты продуктивной самореализации будущих педагогов по ФК // Society, culture, personality. Current problems of socio-humanitarian knowledge : of the IV international scientific conference on February 16–17, 2014. – Prague : Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ».  P. 118-119.
  14. Мелконян Г. М., Зубанов В. П., Козырева О. А. Специфика управления и эффективность профессионально-педагогического взаимодействия в структуре получения и апробации современного педагогического знания // Professionalizing of a personality at educational institutes and practical activities: theoretical and practical problems of sociology, labor psychology and professional education : materials of the international scientific conference on February 10–11, 2014. – Prague : Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ».  P. 118-119.
  15. Козырева О. А. RP-технология педагогического взаимодействия в системе высшего и дополнительного профессионального образования : монография. – Новокузнецк : Изд-во КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2007.  385 с.  ISBN 5–85117–239–8.
  16. Козырева О. А. Технология системно-педа­го­гического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // Europan Soucial Science Jornal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
  17. Козырева О. А., Похоруков О. Ю., Платоненко А. И. Специфика и результативность моделирования педагогических средств в ресурсах технологии системно-педагоги­ческого моделирования // Педагогическое мастерство: материалы IV Международной научной конференции (г. Москва, февраль 2014 г.). – М. : Буки-Веди, 2014.  С. 6-8.
  18. Редлих С. М., Козырева О. А. Культура самостоятельной работы учителя как вектор самореализации и самосовершенствования личности в педагогической деятельности // Педагогическое образование и наука.  2011.  № 11.  С. 58-65.
  19. Редлих С. М., Козырева О. А. Математические и статистические методы в технологии диагностики сформированности культуры самостоятельной работы педагога // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского.  2011.  № 6.  С.40-44.
  20. Редлих С. М., Козырева О. А. Специфика и результативность формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по ФК как ресурс становления и профессионализма // Педагогическое образование и наука.  2014. №1. С.103-107.
  21. Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учебное пособие для педагогических вузов и системы дополнительного профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
  22. Кириенко С.А., Слепышев А.В., Козырева О.А. Специфика и ресурсы гуманизации общества в структуре изучения педагогического знания будущими педагогами по ФК // Международный академический вестник.  2014.  №3.  С. 22-24.
  23. Зубанов В. П., Козырева О. А., Гайко М. Е. Особенности планирования и организации продуктивной деятельности студентов-педагогов по физической культуре в вузе и спузе // Непрерывное профессиональное образование: проблемы, перспективы, опыт международного сотрудничества: материалы межвузовской научно-методической конференции с международным участием. – Благовещенск: изд-во БГПУ, 2012.  С.39-42.
  24. Стройкина Л. В., Козырева О. А., Доркин Д. С.  Некоторые особенности детерминации основ педагогического взаимодействия в структуре изучения педагогического менеджмента // Молодой ученый.  2014.  № 6 (65).  С. 754-757.


Все статьи автора «Факультет физической культуры НФИ КемГУ»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: