Современный практико-ориентированный подход к обучению предполагает создание на занятиях и во внеаудиторной работе условия, максимально мотивирующие студента к изучению иностранного языка, и этому, на наш взгляд, способствует привнесение в процесс обучения современных технологий и использование интерактивных методов обучения.[1].
Многие методы и технологии вырабатывают у обучаемых навыки самостоятельной исследовательской работы: добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. К таким методам и технологиям можно отнести мини-исследования, исследовательские проекты, кейс-технологии, метод проектов, творческую внеаудиторную деятельность на иностранном языке, которые способствуют развитию познавательных и профессиональных мотивов, воспитанию интереса к будущей профессии, формированию инициативно-личностной и активной профессиональной позиции будущего специалиста.[2].
Приобщение учащихся к исследовательской деятельности располагает их к самообразованию и саморазвитию.
В соответствии с решениями Болонской декларации отмечается тенденция значительного повышения роли самообразования, самовоспитания, самоуправления и самооценки обучающихся в учебном процессе. Под самостоятельной деятельностью при этом понимается самостоятельная организация обучающимися процесса своего обучения. Активное использование новых информационных технологий дополняет и расширяет традиционные формы организации образовательного процесса, акцентуализируя и интегрируя заочную и дистанционную формы обучения. [3].
В исследовательской деятельности познавательный интерес развивается по собственной инициативе; студенты учатся речевой культуре и формам коммуникативного взаимодействия, таким как, написанию текста, произнесению монолога, ведению беседы, дискуссии, интервьюированию и созданию материалов для представления результатов исследования: компьютерных презентаций, слайд-шоу, видеофильмов.
В данной статье будет рассматриваться такой метод самостоятельной, исследовательской и интерактивной работы, как компьютерные презентации.
В основе использования презентаций лежит коммуникативный подход к овладению аспектами иноязычной культуры: познавательным, учебным, развивающим и воспитательным, а внутри учебного аспекта всеми видами речевой деятельности: чтением, говорением, аудированием, письмом.
Для отбора необходимого для презентации материала, обучаемые изучают аутентичный материал, работают с лингвострановедческими и энциклопедическими справочниками и словарями, используют тексты для чтения на слайдах презентации, что в совокупности формирует лексические, грамматические, произносительные навыки чтения у студентов.
Презентации включают в себя развивающий и воспитательный аспекты. Работа над презентацией развивает воображение, творческое мышление, самостоятельность у студентов. Они учатся умению общаться друг с другом, и лучше понимать друг друга, проявлять уважение и внимание к мнению и труду других членов групп, проявлять поддержку, осознавать свою культуру через контекст культуры иноязычных стран, что является актуальным в условиях процесса глобализации, который, постоянно активизируется в современном мире.
Все более интернациональными становятся экономика, наука, прочие сферы человеческой деятельности. Это означает, что все большее число людей, представляющих разные страны и культуры, вовлекаются в международное разделение труда, требующие умения вести диалог и находить взаимопонимание. [4].
Работая над презентацией, в соответствии с выбранной темой, студенты отбирают явления, события, факты, которые наиболее им интересны, а при обсуждении выявляются наиболее актуальные проблемы, представляющие взаимный интерес.
Презентации являются эффективным инструментом, помогающий доносить свои идеи наиболее результативным и наглядным способом. Работа над презентацией позволяет глубже изучить предложенную тему, получить коммуникативные навыки работы в Интернете, проявить творчество и создать креативный Интернет — продукт.
Компьютерные презентации являются мотивирующим и стимулирующим видом работы на занятиях со студентами вузов культуры и ориентированы на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках. Студенты 1-2 курсов успешно справляются с подобной формой исследования. Темы исследований формируются на базе изученных тем основного курса, таких как, например, Lifestyle, Family and relationships, Travelling, Food and restaurants, Shopping, Fashion, Work, Education, Health, Stress management.
Представляется также нужным связывать обучение иностранным языкам с будущей профессией учащегося, так как владение иностранным языком является необходимым для конкурентоспособной личности на рынке труда.
Таким образом, на старших курсах делается акцент на профессионально – ориентированные проекты с применением междисциплинарных знаний, что повышает практическую значимость приобретаемых знаний, умений и навыков общения на иностранном языке для профессиональной деятельности.
Тематика профессионально – исследовательских работ зависит от специальности обучаемого. В процессе работы кафедры филологии и межкультурных коммуникаций Казанского государственного университета культуры и искусств по обучению английскому языку были успешно реализованы проекты по следующим разделам: “Libraries”, “Museums”, “Choreography”, “Music”, “Social-cultural activities”, “Economics and tourism management”, “Multimedia resources design”, “Theatre”, “Cinema and Television”.
Главным результатом использования исследовательского подхода в обучении является приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, приобретение личностного опыта познания. Применяемые современные средства информационных технологий, а именно, презентации способствуют, к тому же, не только развитию навыков самостоятельной исследовательской работы, но и повышению мотивации к обучению, развитию творческого и критического мышления и делают обучение интересным и насыщенным.
Библиографический список
- Кириллова А.И. Интерактивные методы обучения // Психология, социология и педагогика. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/04/2941
- Устинина Г.Ф. Создание образовательной творческой среды как необходимое условие формирования конкурентоспособной личности будущего специалиста // Современная педагогика. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/12/2852
- Валеева Р.З. Дистанционное обучение и его место в системе высшего образования // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/12/5344
- Сатарова Л.Х. Некоторые аспекты проблемы содействия библиотек развитию межкультурных коммуникаций. Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 3-2. С. 97-100.